Разделы пед работы с детьми в доу. Воспитательная работа в детском саду

Профессия воспитателя детского сада совсем не такая непростая, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, специалист по работе с детьми должен, в первую очередь, их любить и понимать, быть тактичным, терпеливым и ответственным. Но, помимо этого ему требуется овладеть множеством необходимых навыков, которые помогут справиться с возникающими проблемами и трудностями в работе.

Далеко не всякий человек может найти нужный подход к детям, найти общий язык с их родителями. Чтобы подобрать ключик к личности каждого ребенка, стать для него авторитетом, деликатно подсказать родителям суть проблемы с их чадом – нужно иметь такт, здоровую, крепкую психику и нервы.

Какие наиболее распространенные затруднения в работе с детьми в доу испытывают молодые педагоги? Как научиться справляться с ними? Поговорим на www.сайт сегодня об этом:

Трудности в общении с родителями

Некоторые родители, особенно старшего поколения не воспринимают всерьез молодого педагога, не прислушиваются к его советам и часто высказывают претензии. Давайте рассмотрим самые распространенные и узнаем, как на них реагировать:

«У вас нет опыта работы с детьми, вы сами очень молоды»:

Никогда не обижайтесь, не пасуйте перед родителями. Не допускайте фривольности или агрессии в общении сними – держите дистанцию.

Знайте, что вы специалист, хоть с небольшим опытом, а поэтому сами знаете, как и что нужно делать. Выслушав очередной выпад мамы или папы, не вступайте в споры, а просто продолжайте работать. Безупречно выполняемые профессиональные обязанности, ребенок, с удовольствием посещающий детский сад – лучшее решение проблемы.

«Вы не имеете своих детей, как вы можете правильно воспитывать чужих?»:

Такую претензию обычно высказывает сильно рассерженный, раздраженный родитель, в качестве основного, весомого аргумента. Лучшим вашим доводом будет довольный ребенок, хорошо развивающийся, получающий новые знания и навыки. Это докажет ваши способности воспитателя и навсегда снимет проблему.

Вообще, взаимодействие с родителями является одной из главных составляющих воспитательного процесса в ДОУ, развития личности малыша. Поэтому педагог должен стремиться к взаимопониманию, единомыслию с мамами и папами. Для этого существуют разные формы работы (индивидуальные и групповые беседы, методички, уголки с полезной информацией, совместные походы, утренники, любительские спектакли, концерты и т.д).

Родители должны стать полноправными участниками всего педагогического процесса. А также многим из них нужно понять, что педагог детского сада - это только помощник в воспитании вашего чада и перекладывать на него всю ответственность за малыша нельзя.

Затруднения, связанные с воспитанниками

Однако затруднения в общении с родителями только половина возникающих проблем при работе с детьми в доу. Ежедневно воспитатели сталкиваются с индивидуальными особенностями отдельно взятого ребенка, противоречиями в его развитии. Остановимся коротко на наиболее распространенных, типичных проблемах:

Недостаточно развитые способности, психологические особенности ребенка

Ребенок может отставать от своих сверстников: плохо рисует, не владеет простыми количественными представлениями, он неусидчив, рассеян, неряшлив и т.п. Такой ребенок требует повышенного внимания и индивидуального подхода. Тут педагогу очень пригодится помощь методиста-психолога ДОУ, который разработает индивидуальную программу обучения малыша для воспитателя и его родителей.

Поведение, не соответствующее общепринятым нормам и правилам

Дети нередко совершают поступки, которые не приветствуются в обществе. Например ребенок присвоил себе чужую вещь, лжет, проявляет агрессию, мешает другим детям заниматься, играть или отдыхать, а может быть проявляет невоспитанность: не здоровается, не прощается и т.п. Все это свидетельствует о недостатке, либо полном отсутствии формирования морального, нравственного сознания малыша, либо о его нервно-психических особенностях.

Затруднения в работе с такими детьми могут быть разрешены только при объединении общих усилий воспитателя и родителей. Требуется проявлять терпимость, такт в отношении с ребенком. Не нужно ругать малыша.

Следует постепенно, ежедневно объяснять правила поведения, помогать ребенку адаптироваться к условиям ДОУ, помочь ему строить коммуникации с другими детьми и взрослыми.

Отношение ребенка к воспитателю

В детском саду очень часто возникает проблема ревности воспитанников к воспитателю. Например, ребенок старается отобрать на себя все внимание, не отходит от педагога, просится на руки и т.д. Это обычно происходит от того, что малыш считает воспитателя своим надежным защитником. Это нормально.

Другое дело, что педагог должен соответствовать этой роли для всех своих воспитанников, а не только одного или нескольких. Тут нужно постараться заработать уважение и авторитет у всей группы. Это непросто, но совершенно необходимо.

Отношения к животным

Иногда обнаруживается, что ребенок не любит животных, не хочет ухаживать за ними в живом уголке, бьет их. Эта психологическая проблема чаще всего идет из семьи, где к живой природе относятся также. Поэтому воспитателю потребуется много усилий, времени для коррекции отрицательных установок.

Помогут книжки с картинками, чтение рассказов про живую природу, а также приобщение ребенка к уходу, кормлению, доброму отношению и защите животного из живого уголка детского сада.

При возникновении любой проблемы, главное постараться ее точно обозначить, определить социально-психологическую сущность. Так будет легче найти наиболее правильное решение.

Чтобы избежать проблем при работе с детьми в доу, примите несколько добрых советов :

Все свое внимание отдавайте воспитанникам. Прислушивайтесь к их желаниям, потребностям, но не потакайте им всем без разбору.

Старайтесь всегда иметь хорошее настроение, улыбайтесь, но будьте искренни. Дети очень чутко улавливают фальшь.

Никогда не выносите «сор из избы». Сплетни, склоки в коллективе не должны вас касаться. Ваша работа - конструктивное сотрудничество с другими коллегами, взаимодействие с родителями, забота о воспитанниках. Никогда ни с кем не обсуждайте детей или их родителей, не вешайте ярлыки, не давайте негативных оценок.

Чаще хвалите воспитанников. Каждого малыша всегда найдется за что похвалить. Особенно полезно это делать в присутствии других детей, взрослых людей. Ну, а если нужно поругать или наказать, делайте это наедине.

Если вы искренне любите своих воспитанников, вы справитесь с любой возникшей проблемой. Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, благожелательны, внимательны, взаимодействуйте с другими сотрудниками, советуйтесь с родителями. Тогда трудности будут решаться легко, а вы будете ходить на работу с удовольствием.

Разделы: Работа с дошкольниками

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

  • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности
  • (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
  • Блок повышения педагогического мастерства
  • (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
  • Программно-методический блок
  • (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
  • Информационный блок
  • (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

  1. Методических (печатных и рукописных).
  2. Наглядных (натуральных и изобразительных).
  3. Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

– нормативные документы;
– портфолио педагога;
– методическая и справочная литература;
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал;
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.

Рассмотрим некоторые из них.

В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
  • Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.

Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно– гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Знакомство с искусством;
  • Эстетическая развивающая среда;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Ребенок и его права;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

  • Фамилия, имя, отчество, год рождения.
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.
  • Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
  • Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
  • Дипломы различных конкурсов.
  • Другие документы.

Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

  • Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

– срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
творческих работ детей;
– конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.

  • Отзывы родителей о деятельности педагога.
  • Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.

Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

  • Перечень консультаций для педагогов (за 2 года).
  • Копии публикаций.
  • Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
  • Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер– класса.
  • Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.

Раздел 4. Творческие находки педагога.

  • Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
  • Программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ.
  • Взаимодействие с родителями.

Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

  • Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
  • Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.

Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.

Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

  1. Как часто Вы пользуетесь материалами?
  • Часто;
  • Редко;
  • Не пользуюсь.
  • Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
      • Трудно найти сразу;
      • Удобно.
    1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?
    2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

    Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

    Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

    Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

    4 блока:

    1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

    2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

    3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

    4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

    Методический кабинет ДОУ-комплекс

    • Методических
    • (печатных и рукописных),
    • Наглядных
    • (натуральных и изобразительных),
    • Технических
    • (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

    При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

    • Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
    • Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;
    • Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

    Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

    План работы методического кабинета на 2008-2009 уч.г.

    Работа методического кабинета строится на 4 блоках:

    • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности.
    • Блок повышения педагогического мастерства.
    • Программно– методический блок.
    • Информационный блок.

    Блок аналитико-диагностического обеспечения

    1. Мониторинг качества образования и воспитания в детском саду.
    2. Диагностика знаний, умений и навыков детей, согласно образовательной программы.
    3. Проведение мониторинга физического состояния и подготовленности дошкольников.
    4. Открытые просмотры занятий с последующим их анализом и выводами о результате педагогической деятельности каждого специалиста и воспитателя.
    5. Обучение методам диагностики по разным вопросам.
    6. Организация административного контроля путем введения новых форм: среза знаний и умений, навыков, регулирования коррекции и т.п.
    7. Диагностика психических процессов. Обследование детей подготовительной группы.

    Блок повышения педагогического мастерства

    1. Выработать план работы по аттестации воспитателей и специалистов:
    • Индивидуальная тематика для каждого аттестующегося;
    • Решение коллективных вопросов по аттестации;
    • Перспективный план работы для подготовки аттестации в последующие годы.
  • Обучение педагогов в ходе аттестации.
  • Круглый стол: “Социальное развитие детей дошкольного возраста”; “Реализация традиционных методик обучения”; “Диагностическая карта возможностей и затруднений воспитателей и специалистов”; “Соблюдение прав ребёнка в образовательном помещении”; “Как можно взаимодействовать с родителями?”.
  • Создание творческих групп, исходя из тематики педсоветов. Спланировать заседания творческих групп, их тематику.
  • Экспериментальная работа по ГОМП.
  • Заседание клубов: “Островок безопасности”; “Семейный очаг”.
  • Работать по самообразованию воспитателей и специалистов.
  • Основные направления:

    • Консультирование и методические рекомендации по разработке темы;
    • Создание условий для работы педагога по самообразованию;
    • Помощь в оформлении результатов самообразования;
    • Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса.

    Программно-методический блок

    1. Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
    2. Разработка программы правового воспитания.
    3. Составление плана работы с молодыми специалистами.
    4. Согласование плана работы по преемственности.

    Информационный блок

    1. Оформление уголков по патриотическому воспитанию.
    2. Выпуск газеты “Окно в детский мир”.
    3. Ведение картотеки в методическом кабинете.
    4. Итоги методической работы, отчёты творческих групп.
    5. Создание накопительной системы оценки достижений педагога – портфолио.

    Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

    Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется Базовым компонентом дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования дошкольного учреждения.

    В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.)., Индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. В зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога они могут быть организованы фронтально, подгруппами или индивидуально

    Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста является непосредственная организованная деятельность по различным разделам программы. Виды НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.). Продолжительность НОД для детей младшего дошкольного возраста - от 15 до 20 минут, старшего дошкольного возраста - от 20 до 25 минут.

    При составлении сетки НОД необходимо учитывать их доминирующее нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них.

    Организованная учебная деятельность детей планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение НОД во второй половине дня. Это может касаться физической культуры, изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются в другие формы работы с детьми (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т.п.).

    Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи по экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы и приемы.

    Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности.

    Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

    Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.

    Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня объединяются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

    Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при фронтальной работы).

    Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям ее развития в различных сферах жизнедеятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.

    Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп и деятельности дошкольного учреждения остается физическое воспитание. Его успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Отказ от жесткой регламентации в построении режима дня не дает право злоупотреблять временем, отведенным на прогулки, сон, питание в пользу занятий и других учебных или кружковых видов деятельности. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст - до 3 - 4 часов, старший дошкольный возраст - до 4 - 5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

    Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности. Вся работа по физическому воспитанию должно осуществляться с учетом состояния здоровья, самочувствия, уровня физического развития и подготовленности детей, реальных условий работы дошкольного учебного учреждения и его отдельных групп, семейного воспитания под постоянным медико-педагогическим контролем.

    Неотъемлемая составляющая содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении - умственное воспитание. Для его осуществления применяется как повседневная жизнь ребенка, так и специально организованная учебная деятельность в форме НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, обучения элементов грамоты и математики, на которых стоит сочетать познавательно-развивающую работу по различным разделам программы. Важно активизировать мышление детей, делать восприятие и усвоение ими материала сознательным, поощрять детей к постановке вопросов, выдвижение гипотез, поиска самостоятельных решений, проверки их правильности и прочее. Арсенал дидактических методов и приемов следует расширить за счет развивающих игр и упражнений, проблемных вопросов, логических задач, поисковых ситуаций, элементарных опытов, систематических наблюдений, решения ребусов, кроссвордов и т.д.

    Следует предостеречь от чрезмерной интенсификации умственного воспитания, к которой в последнее время склоняются отдельные педагоги и родители, мотивируя это необходимостью качественной подготовки ребенка к школе. Важно усилить именно развивающий и воспитательный аспекты умственного воспитания, обратить внимание на формирование мотивов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных чувств.

    Одной из важных задач умственного воспитания дошкольников является формирование начальных математических знаний и умений, овладение родным языком и речью как главным средством познания и специфически человеческим способом общения остается одной из первоочередных задач в работе с детьми в течение дошкольного детства. Обучения языку и развитие речи направляется на формирование у детей лексической, фонетической, грамматической, диамонологичной и коммуникативной компетентности.

    Речевые занятия следует проводить интегрировано, комплексно решая поставленные задачи. Осуществлять постепенный переход от чисто репродуктивных действий детей (повторений, подражаний образца, переводов и т.д.) до производительных, творческих, обеспечивающих своевременное овладение детьми языковых явлений, способствующих развитию словесно-логического мышления на пороге школьного обучения.

    Особого внимания требует организация коммуникативной деятельности (общения со сверстниками и взрослыми один на один, в подгруппах, коллективе), перед детьми возникают новые задачи общения в различных жизненных ситуациях как природных, так и искусственно создаваемых, импровизированных.

    Обучение дошкольников элементам письменной речи (письма и чтения) тоже имеет место в учебно-воспитательном процессе, но не стоит форсировать формирование у детей навыков собственно письма и чтения, ведь это является главной задачей начальной школы. Более адекватными возможностям и потребностям дошкольного возраста является развитие мелкой моторики кистей рук, координации движений глаз и рук, фонематического слуха, ознакомления со словом и предложением, составом и звуком, буквами, обучение звукового анализа и первичного послогового слитного чтения.

    Эстетическое воспитание как таковое, способствующее развитию природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности накануне школьной жизни. Реализация его задач происходит на основе широкой интеграции и пронизывает весь педагогический процесс в дошкольном учреждении, включая различные формы работы с детьми (НОД, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

    Первоочередными задачами нравственного развития дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с дошкольных лет: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия украинского народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественно-полезных дел и значимых общественных событий.

    Основной задачей трудового воспитания детей дошкольного возраста , как составной части нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

    Одним из важных вопросов остается воспитание экологической культуры у детей. Его решение осуществляется в следующих направлениях: формирование реалистических представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающей природной среды, привитие практических умений целесообразного природопользования.

    Потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, психолого-педагогической и медицинской самообразования. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, «круглые столы», тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. При выборе форм работы дошкольного учебного учреждения с семьями воспитанников учитываются жизненная компетенция, социальный и образовательный уровень родителей, родительский опыт, материальный достаток семей, количество детей в семьях и их пол, возрастной состав и полнота семей, доминирующая роль родителя и другие факторы. Родители выступают не как эксперты или наблюдатели работы педагогов, а в качестве их равноправных партнеров и союзников. Отношения с ними строятся на принципах открытости, взаимопонимания, гуманности.

    Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива дошкольного учебного заведения в пределах их должностных обязанностей.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: