Сценарий проведения праздника троица гуляния. Сценарий праздничного развлечения "Троица" (на свежем воздухе)

Уже не за горами новый святой Праздник - Троица, или Пятидесятница. Храмы будут украшаться ветками березы, и вся земля тоже нарядится к празднику в новое зеленое платье. Дни после Троицы на Руси назывались "зеленые святки" - время радости, песен, игр, венков и хороводов.

Ведущий.

Сегодня мы встречаем один из самых главных христианских праздников - День Святой Троицы. Этот день - пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница.

Вот что мы читаем в Деяниях святых апостолов:

Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.

После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божья. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары. И вот, как раз в день, когда все праздновали день Десяти Заповедей, а народ, заполняя улицы и площади города, шёл к храму, в девять часов утра внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил всё своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг, посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов.

Все вместе поют молитву Святому Духу на славянском языке:

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

Ведущий.

Это было первое чудо, но за ним произошло второе, ещё более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошёл на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями.

Несколько участников (педагогов или учащихся, приготовившихся заранее) читают молитву Святому Духу на разных языках:

На греческом:

Василев урание, Параклите, то пневма тис алиthиас о пандаху парон кэ та панда плирон, о Thисаврос тон агаthон кэ зоис хоригос, илthэ кэ скиносон эн имин кэ каthарисон имас апо пасис кэлидос кэ сосон агаthэ тас психас имон. (th - звук как в английском)

На латинском :

Rex Caelestis

Rex Caelestis, Paraclite, Spiritus veri, Qui ubique ades et omnia imples, Thesaure bonorum et vitae Dator. Veni inhabitaque in nos et purge nos omni obscenitate, et salve, Bone, animas nostras.

На английском :

O Heavenly King

O Heavenly King – the Comforter, the Spirit of Truth, Who art everywhere present and fillest all things, The Treasury of blessings and the Giver of Life. Come and abide in us, and cleanse us from every impurity, and save, O Gracious One, our souls.

Ведущий.

Самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык. Многие слушали проповедь апостолов, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около 3 тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа. Так окончился день Пятидесятницы, ставший днём рождения христианской Церкви.

Ведущий.

Горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка.

Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять.

Все выходят на улицу. Девочки заводят хоровод вокруг берёзки. Мальчики стоят рядом. Берёзка стоит в центре поляны, склоняя голову и ветви. Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Девочки водят хоровод вокруг берёзы. В конце хоровода Берёзка «оживает».

Берёзка.

Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к вам на праздничек. Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь, хороводы водить.

Берёзка заводит шуточный хоровод под русскую народную мелодию для всех ребят. Берёзка показывает движения, а ребята повторяют. После хоровода Берёзка жалуется.

Берёзка.

"Ай, густо-густо на березе листьё, Ой-ли, ой люли, на березе листьё. Господа бояре, мужики крестьяне! Не могу стояти, веточек держати...

Ведущий.

Сорвите листочек с нашей берёзы, Найдёте вы в ней утешенье - не слёзы. Святые отцы так сказали когда-то,
До нас донесла это Церковь, ребята!

Ученики подбегают к берёзке, на которой заранее прикреплен вырезанные из бумаги листочки, с написанными на них высказываниями святых отцов и поговорками – крупицами народной мудрости. Ребята читают и объясняют прочитанные изречения.

ПОКОРНОЕ СЛОВО ГНЕВ УКРОЩАЕТ.

КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ.

ЧТО ТЕЛУ ЛЮБО, ТО ДУШЕ ГРУБО.

КТО ЛЮБИТ БОЖИИ ДЕЛА, ТОМУ ЖИЗНЬ ЛЮБА И МИЛА.

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА.

ЖИТЬ – БОГУ СЛУЖИТЬ.

БЕЗ ЕВАНГЕЛИЯ КАК БЕЗ СОЛНЦА – И ДНЁМ ТЕМНО У ОКОНЦА.

КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ.

БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА.

В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ.

БОЙСЯ ВСЕВЫШНЕГО – НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО.

ГОВОРИ С ДРУГИМИ ПОМЕНЬШЕ, А С БОГОМ ПОБОЛЬШЕ.

ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА.

ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ.

ГДЕ ЛЮБОВЬ – ТАМ И БОГ, ДА ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ, ДА БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ.

В ПРОСТЫХ СЕРДЦАХ САМ БОГ ПОЧИВАЕТ.

ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ.

БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЁТ БЛАГОДАТЬ.

ДИАВОЛ ГОРДИЛСЯ, ДА С НЕБА СВАЛИЛСЯ.

НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

В БЕДЕ НЕ УНЫВАЙ, А НА БОГА УПОВАЙ.

КТО МАЛЫМ ДОВОЛЕН, ТОТ У БОГА НЕ ЗАБЫТ.

БУДЬ С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ И С РАБОТОЙ В РУКАХ.

БОГ ТОЛЬКО ТЕХ НЕ СПАСАЕТ, КОТОРЫЕ СПАСТИСЬ НЕ ХОТЯТ.

ВАЖНЕЕ МОЛИТВЫ ДЕЛА НЕТ.

НЕ ДУМАЙ ПЛОХО О ЛЮДЯХ – БЛАГОДАТЬ ОТОЙДЁТ.

НЕМОЩЬ ДУШИ УВРАЧУЕТ ХРИСТОС ЧЕРЕЗ УСТА ДУХОВНОГО ОТЦА.

УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ.

БЕЗ БОГА НИ ДО ПОРОГА.

МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ.

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий.

А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Конкурс «Косички»

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

"Мы завьем венок
Мы на все святки,
Мы на все святки,
На все празднички
На все празднички
На Духовые,
На Духовые,
На венковые".

"Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Увесь год веселешенька!"

"На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела..."

"Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей".

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие.

Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

«Иди назад, в лес, осинку погрызи!»

И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Ручеёк»

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь, Утешителю – Утешитель, Душе истины – Дух истины, Дух правды. Иже – Который, Сый – сущий, находящийся, вся исполняй – все наполняющий, сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра, жизни Подателю – Податель жизни, прииди и вселися – приди и вселись, в ны- в нас, от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов, Блаже - благой, добрый.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо. Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет иже, везде сый и вся исполняй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами – везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь – то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ
(Для детей дошкольного возраста).

Цель: Познакомить детей с особенностями празднования Троицы: украшение жилища и Храма зелеными ветками, цветами, душистыми травами. Формировать впечатления о летних изменениях в природе. Дать представления об окружающем мире, праздниках, нравственных ценностях нашего народа через театр, игру, сказку на основе традиций семейного празднования Троицы. Вызвать у детей желание быть честными, совершать хорошие поступки, заботится о близких и о тех, кто заболел. Пополнить словарный запас детей словами: Троица, церковный праздник.
Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, желание быть правдивым, жить по совести.
Оборудование: Букеты из зелени и цветов для всех детей, макет Православной церкви, ширма, декорации: зеленые деревья, елки, березки, домик, мешок, корзина, топор, солнышко, облака, цветы; театральные куклы: тростевые – Мама, Бабушка, Красная Шапочка, Дровосек; перчаточные: Волк.

Ведущая: Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро
Ведущая:- Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Ведущая: - Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Ведущая:- Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Ведущая: Поздравляем вас ребята с Праздником Святой Троицы!

ИГРА:
Ведущая: Ребята, скажите, как вы думаете, праздник Троицы – это церковный праздник или обычный? Правильно, это церковный! А какие вы уже знаете православные праздники?
Ведущая 1: А 8 Марта? Это церковный праздник? Давайте поиграем, я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если это праздник православный или положите ручки на колени, если это обычный праздник. Хорошо?
Новый год, Пасха, День радио, Рождество, Яблочный Спас, 1 мая, День Победы, Троица, Святого Николая, День Независимости, Покрова, День Конституции, Вербное воскресенье, Масленица.

Ведущая: Троицу прославляем, праздник продолжаем!
Ведущая: Вот и Троица пришла – праздник милый принесла!

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:

Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется.
Звоны слышатся колокольные-
Воскресение светлое- Троица!

Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит Вечное единение:
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог–Дух.

Пятидесятый после Пасхи день.
Уж солнышко по-летнему сияет.
Церковных куполов ложится тень
На луг, где капельки росы блистают.

Как мир прекрасен- только посмотри!
И душу все приводит в изумленье.
Прекрасен день с зари и до зари,

Все хором: Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

Ах, Троица, ах,
Троица, зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идешь к нему.

Ведущая: Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон
Над рекою древний Храм, побываем вместе там!
Ведущая: Зеленью украшены окна и полы
Ветками березы обвешены углы,
Ведущая: Вот посредине Церкви батюшка с Крестом
Народ стоит с цветами в Храме сем святом.
Ведущая: Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,
Попроси, чтоб веры огонек не гас…
Догорают свечи, хор поет псалмы,
Это же на Троицу в Храме были мы.
Ведущая: Издавна так Троицу встречает наш народ,
Веточки зеленые каждый в Храм несет,
Освятили веточки, травку и цветы,
Украшают в доме стены и полы.
Ведущая: А потом на волю, на лесной лужок
Поют про березку, клен или дубок.
А девушки и парни водят хоровод,
Представленьем, песнями веселят народ.
Дети исполняют песню (водят хоровод с зелеными веточками в руках).

Кукольный спектакль - Сказка
«Приключения Красной Шапочки»

Действующие лица: Красная Шапочка, Бабушка, Мама, Дровосек, Волк.

Ведущая: А мы в честь праздника Троицы
Для взрослых и для ребят
Про Красную Шапочку
Расскажем на новый лад.
Мы посмотрим спектакль о том, как наши старые знакомые – Красная Шапочка и ее бабушка праздновали Троицу. Будьте внимательны. Если вас попросят, помогайте героям сказки. Договорились?

(Музыка)

Ведущая: Лес дремучий сладко спит на холме-подушке,
Домик маленький стоит на лесной опушке.
В доме девочка живет, и поверьте, дети,
Что прелестнее ее нет на белом свете.
Ведущая: Матушка гордиться ей и души не чает.
Ну а бабушка по ней что ни день скучает.

Музыка. (Выходит Красная Шапочка и поет)

Кр.Шапочка: «Выглянуло солнышко, светит на лугу
Я навстречу солнышку радостно бегу
И ромашки белые рву я на лету
Я веночек сделаю, солнышко вплету.» -
Ах, сколько дома цветов вокруг
Голубые, алые там и тут.
Из какого же вы края?

Или может вас из рая
Небеса прислали к нам?
Как красиво тут и там! (Выходит мама) Мама, зачем столько цветов у нас дома?
Мама: Праздник Троицы у нас, вот травы и цветочки,
Я их из Храма принесла для бабушки и дочки.
Дом цветами украшала, окна чисто вымывала
Зажгла в лампадке огонек, хорошо у нас, дружок?

Кр.Шапочка: Как у нас красиво, мама! А зачем цветы из Храма?

Мама: Эти замечательные цветы напоминают нам о рае.
И скажу тебе по-секрету, они немножко волшебные.

Кр.Шапочка: Ой, мама, расскажи скорей, как это волшебные?

Мама: Да вот кто понюхает их от всей души, сразу всю правду про себя самого узнает.

Кр.Шапочка: Да как это?

Мама: А ты попробуй.

Кр.Шапочка: (нюхает) Ох, как пахнет!!! (Волшебная музыка) Ой-ой-ой! (Плачет) Мамочка, это же я твою любимую чашку разбила, а сказала, что кошка. Как стыдно! Мама, прости меня!

Мама: Вот видишь, все-таки цветы волшебные. Это хорошо, что ты сказала сама. Конечно, я тебя прощаю.

Кр.Шапочка: Мамочка, а можно я что-то хорошее сделаю?

Мама: Конечно, Испекла я пирожок бабушке с картошкой
Поздравь ее с Троицей, доченька, отнеси лукошко.

А еще ей отнеси маслице коровье
Да получше расспроси про ее здоровье.

Кр. Шапочка: Я возьму еще букет из цветов и травки
По тропинке побегу вон от той канавки.

Мама: Осторожней, дочка, будь! Не сходи с тропинки. (Уходит).

Кр.Шапочка: (поет) Я к бабушке любимой шагаю по тропинке
(уходит, оставляя корзину)

Ведущая: Сказки б не было у нас и была б здесь точка,
Если б матушкин наказ не забыла дочка.
По тропинке она шла – бабочек считала
Кузнечика увидала да с тропинки убежала.

Волк: (поет): Я злой Волк-Волчище по лесу шагаю
Зайчонку подножку, бельчонка толкнул
У ежика яблочко я утянул
Ха-ха-ха, ха-ха-ха я утянул.
- Ох, много в лесу сделал я дел
Теперь вот устал, на пенечек присел.
-Ой, что это такое? Корзинка. И никого рядом нет.
Ребята, это медведь корзину оставил? (Ответы)
А, значит, заяц? (Ответы) А кто? (Красная Шапочка) Красная Шапочка? А куда пошла? (Ответы) А в корзине что? (Заглядывает) Пирожки, маслице!

Ведущая: Это корзинка Кр.Шапочки. Она бабушке на Троицу подарки несет.
Волк: Я тоже хочу подарки на Троицу. Заберу-ка я корзину. Мы с лисой вечерком так попразднуем. УХ!!! Люблю подарки! (Уходит)

Ведущая: Ай-я-яй, разве так можно? (Музыка).

Кр.Шапочка (поет):
Я к бабушке любимой шагаю по тропинке
На Троицу подарки несу я ей в корзинке.
- Какую бабочку я увидала, кузнечика чуть не поймала…
- Ой, а где же корзинка? Под цветочком? Нет!
Под кусточком? Нет! А, под елкой! Нет. - Ребята, а вы не видели, кто корзинку мою забрал? (Ответы)
- Волк? А что же теперь делать? Что же я бабушке подарю?
(Плачет. Звучит музыка)
Ой, кажется сюда кто-то идет. Спрячусь я за дерево.
(Прячется. Идет Дровосек с мешком)

Дровосек (поет): На Троицу по лесу я весело иду
Из Храма я подарки старушкам разношу
Как весело, как зелено, как хорошо в лесу
А если заболел вдруг кто, на помощь я приду.
(Слышен плач)
-Да здесь кто-то плачет. Ребята вы слышали? (Ответы)
А кто плачет? (Ответы)
- Да где ж она? Давайте вместе позовем. (Красная Шапочка)
(Музыка. Выходит Красная Шапочка)

Кр. Шапочка: Здравствуйте, дядя Дровосек!

Дровосек: Здравствуй, Красная Шапочка! Кто тебя в нашем лесу обидел?

Кр. Шапочка: Волк забрал мою корзинку.

Дровосек: Да как же он посмел в такой праздник! На Троицу всех поздравляют, а он корзинки таскать. Вот я ему задам, разбойнику!

Кр.Шапочка: Да как же я теперь бабушку без подарка проведаю. (Плачет)

Дровосек: Да ты не унывай. Твоя бабушка в Храм на праздник не пришла, приболела, наверное. Так вот я от нашего батюшки гостинцы ей несу. Пойдем вместе твою бабушку с Троицей поздравим.

Дровосек и Кр.Шапочка:(поют)
Мы бабушку поздравить с праздником идем!
Как весело, как зелено, как хорошо кругом. (уходят).

Волк: (идет с корзиной и поет)
Я злой Волк-Волчище по лесу шагаю
Я злой Волк-Волчище зверей обижаю.
- Вот корзинка моя, пирожки есть у меня
Маслице коровье съем я на здоровье.
А это что? (Заглядывает в корзину) Цветы? Может их съесть? Да нет, цветы я не ем! Что же это за цветы?
-Ребята, а вы не знаете, что это за цветы? (Ответы)

Ведущая: Это волк, цветы особенные, их на Троицу в Храме освятили. Кто понюхает, их от всей души - правду о себе узнает.

Волк: Ха-ха-ха! Ой, насмешили. Да я и так правду о себе всю знаю. Я самый смелый, самый умный во всем лесу! Что их нюхать, цветы эти? … Ребята, как вы думаете, понюхать мне цветы? (Ответы) Ну попробую (Нюхает) Ой!!! (Звучит волшебная музыка)
- Что это? Все темно стало и страшно. (Плачет) Как же я мог маленькую девочку обидеть и у бабушки угощение забрать. Ведь праздник большой сегодня – Троица! Все добрые дела делают. А я! Глупый какой! А я думал, что я самый умный и смелый. (Плачет)
Ведущая: Наш Волк узнал всю правду о себе. И теперь плачет. А что же ему делать? Подскажите, ребята. (Ответы) Правильно, Волк, ребята советуют тебе вернуть корзинку Кр.Шапочки и попросить прощения.
Волк: Вот спасибо! Как же я сразу не догадался-то. Побегу-ка я поскорей и поздравлю бабушку с праздником Троицы. А у Красной Шапочки попрошу прощения. Спасибо вам за все, ребята. Пока! (уходит)

Ведущая: Ну а бабушка жила на другой опушке
Приболела чуть она, нелегко старушке.

Бабушка: (поет грустно) Сегодня праздник Троицы
Как дышится, как молится
Как очень-очень хочется
Попасть мне в Храм с утра.
- Ох, приболела немного, не смогла и в Храм сходить на праздник!
Не уж-то забыли все про меня?

Красная Шапочка и Дровосек: (поют)
На Троицу как зелено, как хорошо кругом
Мы бабушку поздравить с праздником идем.

Кр.Шапочка: Бабушка, поздравляю тебя с праздником!

Дровосек: И я поздравляю, наш батюшка из Храма вам поклон передал и подарки!

Бабушка: Спасибо! Спасибо! Мои дорогие, как я рада! Сколько подарков! В дом проходите, сейчас чай из трав душистых пить будем!
(Слышен голос): Ой!! Ой!!! Подождите!!!

Дровосек: Кто это кричит так?

Волк: (запыхался) Да это я, Волк! Поздравляю вас всех с праздником Троицы. И вот, возьмите корзину. Ее Красная Шапочка в лесу оставила. А я забрал… А потом цветы волшебные понюхал… И все про себя понял. Простите меня, пожалуйста!

Кр.Шапочка: Ну что ж, каждый может оступиться. Главное, что ты это понял. Ребята, простим Волка? (Ответы детей)

Все: Мы тебя, Волк, прощаем и на праздник приглашаем!

Бабушка: Ну что ж, друзья, давайте веселиться!

Все(поют):
Пойдем, друзья, скорее в лес, пойдем играть на луг!
Чудесные цветы с тобой из Храма принесем,
А, если кто-то приболел, проведаем пойдем!
Троица! Троица! Как весело вокруг!
Пойдем, друзья, скорее в лес, пойдем играть на луг! (Уходят)

Ведущая: Ребята, понравилась ли вам сказка?
А с каким праздником поздравляли бабушку?
А как празднуют Троицу?

ЗАГАДКИ:

Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь, кто людям подарил?
Ну, конечно…(Бог).

Как Господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди
И давайте в мире …(жить).

Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать.
В сердце не держать обиды
А от всей души …(прощать).

У кого она в достатке,
С тем дружит легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога …(доброту).

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат…(пению),
Паучок…(терпению).

Пчелы в поле и в саду
Обучают нас…(труду).
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас …(правдивости).

Учит снег нас чистоте,
Учит солнце…(доброте)
И при всей огромности
Обучает …(скромности).

У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой…(дружбе).

Сценарий

Фольклорного праздника

«Троица – зелёные святки».

(Концертная, игровая программа для детей младшего школьного возраста).

1 девица: - Здравствуй весь честной народ

Праздник Троица идёт

И несёт с собой веселье,

И девичий хоровод.

Вот и девицы я слышу

Собираются гурьбой,

Песни петь, повеселиться,

Поиграть и покумиться.

2 девица : - Здравствуйте люди добрые! Собрались мы сюда на праздник в честь

Святой Троицы.

1 девица: - А чтоб праздник наш начать, надо солнышко позвать!

2 девица: Солнышко - выгляни!

Красное - выгляни!

К нам на праздник приди,

Людям радость принеси!

1 девица : Нашей Троице хвалу мы воздадим,

Именинникам наш праздник посвятим.

2 девица: А именинники сегодня Вода, Земля и Лес,

Поэтому Троица празднуется три дня

1 девица: В первый день именины у воды. В этот день нельзя ни полы мыть, ни

Баню топить

2 девица: На второй день именинник Лес, его нельзя ни рубить, ни ломать,

Только одну молодую берёзку разрешается принести из лесу, поставить

Её на лужайке и украсить, так как она является символом русского леса

И по народным поверьям обладает сверхъестественной силой.

1 девица: На третий день именины у Земли. В Духов день нельзя работать на

Земле. Именинникам принято дарить подарки, а лучший подарок это

Русская народная песня.

(На сцену выходит фольклорный ансамбль «Теремок» исполняют народную песню Белгородской области «Молодка»).

2 девица: А ещё праздник Троицы называют праздником русской берёзки,

Которая является символом Руси.

Сегодня праздник не простой,

Он Троицей зовётся.

Он берёзонькой густой

В душах отзовётся,

Ветерочком прошумит

В ивах придорожных.

И объявит, что венки

Заплетать всем можно.

В зал под народную мелодию входит «Берёзка» (девочка в белом сарафане украшенном под берёзку).

Берёзка: Это я, берёзка,

В новом сарафане!

Хочется мне дети,

Веселиться с вами.

С праздником вас, дети,

Всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья,

Радости желаю!

Участники ансамбля приветствуют Берёзку:

Как танцуют славно

На лугу зелёном, летнем

Те девчата, что берёзку

Вьют на Троицкой неделе!

Поначалу выбирали

Самую красивую,

Чтобы стволушком

Белела. и негорделивую.

Чтоб листочками богата,

Чтоб собою кудревата,

А ещё, чтоб на полянке

Посвободнее росла.

На такую вот берёзку

Девка ленту припасла.

«Заломать-то» не взаправду

Ветки собиралися,

Не для этого в тот день

Девки наряжалися.

Просто ветки нагибали,

Их по нескольку сплетали,

А уж на конец косы

Каждой ленточку вплели.

Вот берёзка и готова!

К празднику наряжена,

И к девичьим хороводам

Солнышком украшена.

Становитесь же, девчата,

Поскорее в хоровод,

В этом чудо-хороводе

Пусть каждый пляшет и поёт!

Участники ансамбля образуют хоровод вокруг Берёзки и исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

1 девица: Берёзка, а ты знаешь, что ребята готовились к празднику, и

Приготовили для тебя много музыкальных подарков.

(Солистка ансамбля исполняет шуточные припевки «Тынды-рынды»).

2 девица : Для всех без исключенья

И взрослых и детей,

Есть масса развлечений

И игр и затей.

Одним дороже прятки,

Одним футбол игра,

Отгадывать загадки

Все дети мастера.

1 девица: А ну, узнаем кто здесь

Смекалкою богат,

Кто отгадать сумеет

Моих загадок ряд?

Медлить здесь совсем не нужно,

Отвечайте быстро, дружно:

На заборе поутру кукарекал? (петух).

Полосатая рубаха, живёт в саване? (зебра).

Он в малине знает толк

Ну конечно это? (медведь).

Есть мух и комаров готова,

В болоте квакает? (лягушка).

Морщинистый Тит всю деревню веселит? (гармонь).

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не заглядывает,

А время знает. (петух).

В исполнении ансамбля звучит русская народная песня Курской области «Комарики».

2 девица: Вы знаете, ребята, праздник Троицы богат разными традициями. В этот день умывали глаза водой из реки, чтобы не болели; бросали в реку или в колодец монетки – на счастье; девушки загадывали желания и кумовались. Кто хочет покумоваться, чтобы никогда не ссориться?

(Все желающие разбиваются на пары, девочки троекратно целуются через берёзовый веночек, приговаривают и обмениваются приготовленными подарками, это могут быть украшения, сувениры, сделанные своими руками).

Кумушки, кумитеся,

Где сойдётесь, поклонитеся,

Домой пойдёте – не бранитеся.

Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Весело дружиться

Уж ты, моя кумушка,

Кумушка – голубушка,

Чтоб нам не браниться,

Надо подариться!

(В исполнении дуэта звучит припевки из репертуара М. Мордасовой «Соперницы»).

1 девица: - На праздник Троицы девушки гадали,

Алые цветочки рвали,

Букетики несли,

Веночки плели.

На головку венки клали,

После в речку их бросали,

Чей венок поплывёт –

Счастье в дом приведёт.

(Ведущими проводятся конкурсы «Бросание венков», «Косичка»).

2 девица: - Старину должны мы чтить,

Грех обычаи забыть.

Надо корни возрождать,

По крупинкам собирать.

И сегодня будем с вами

В игры старые играть.

Участники ансамбля исполняют календарную песню «Заплетися плетень», вовлекая в хоровод всех желающих.

В заключение праздника проводятся народные игры «Ворон», «Гори, гори ясно».

Бугрова Н.И., Смирнова Т.А.
воспитатели первой квалификационной категории

Начало лета в Центре «Гармония» ознаменовалось большим православным праздником – Днем святой Троицы. Организовали и провели его воспитатели Бугрова Нина Ивановна и Смирнова Татьяна Анатольевна.

Праздник проводился в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Наши воспитанники познакомились с самим праздником «Троица» и с его символом – берёзкой.

В процессе коррекционно-реабилитационной работы педагоги стремятся воспитывать у ребят любовь к устному народному творчеству, народным песням, хороводам, подвижным играм, воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

Дети с удовольствием участвовали в конкурсах, народных играх и хороводах.
В завершении праздника ребят ждали вкусные пироги и другие сладости.

Сценарий праздника святой Троицы

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.
Дети: Троица!
Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника?
Дети: Берёза.
Ведущий: Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали
жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.
Дети: Давайте.
Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?
Дети: Красиво, нарядно.
Ведущий: Да, ребята, они надевали нарядно-вышитую одежду,
девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.
Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».
2-й коробейник:
А теперь аукцион, очень уж секретный он, впрочем, не такой секретный, но в познании заметный.
Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:
Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)
Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)
Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик.)
У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)
Живет в лесу юркий зверек, который называется... от корня слова «береза»? (Серая ящерица – берестовка живет у гнилых пней.)
Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)
Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу
вам как отмечали этот праздник.
Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.
Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.
Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.
Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.
Дети повязывают ленты на березу.
Ведущая: Молодцы, а вот ещё вам загадки:
1. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек.
2. Стоит Федосья, распустив волосья.
3. Стоит красавица на поляне,
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является также символом брака.
Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м от детей. Подходя к ним, произносит слова:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.
Ведущая: Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне
пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?
Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.
Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек, и
веточек березы. Из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.
Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?
Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу.
При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети надевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости.
Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны. (Если есть возможность, на полянке зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.)
1-й и 2-й коробейники хором:
Венки вили,
Хороводы водили,
Играли – тешились!
До свидания! До новых встреч!

ИГРЫ НА ТРОИЦУ

Ведущий: А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Плетень

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой,в каждом «плетне» -4 человека). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).
1 и 2 плетни шагают навстречу друг - другу и говорят такие слова:

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

3 и 4 плетни шагают навстречу друг - другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень, в зной прохлада радует.
3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

Косички

У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Припевы на Троицу

"Мы завьем венок, мы на все святки, на все празднички, на Духовые, на «венковые".
Пойдем, девочки, завивать веночки! Завьем веночки, завьем зеленые!
Стой, мой веночек, всю недельку зелен, а я молодешенька, увесь год веселешенька!

На горе города, завиты ворота, в те ворота Наталья шла, за собой вела красных девушек.
Красных девушек, все подруженек. За Натальей шла Татьяна, за собой вела...
Березка, березка, завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, к тебе красны пришли, пирога принесли, со яичницей".

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

А те, кому такая забава была не по душе, испытывали сноровку в "Битве мешками". Весовые категории при этом не учитывались - важнее равновесие.
Ну, а для того, чтобы проверить меткость, участники троичных гуляний могли сыграть в "Кости". Правила просты: с определенного расстояния нужно попасть в выбранный предмет.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором: Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Зайцы и плетень

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки.
Дети - плетень читают:
Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
Иди назад, в лес, осинку погрызи!
И они выбывают из игры.
Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз, нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Цель развлечения: Познакомить детей с русским народным творчеством, с народными традициями, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к русским хороводам, играм, желание их исполнять.

Так воспитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

ПРАЗДНИК “ТРОИЦА”

Зал празднично украшен, на стене объёмные берёзы, цветы, озеро, две берёзы на подставках с ветками.

Под р. н. песню “Ах, улица, улица широкая” входят девочки в русских сарафанах и взрослые в русских костюмах с ленточками в руках, идут змейкой по залу, поют, выстраиваются полукругом. Мальчики – 5-6 человек в русских костюмах с муз. инструментами.

Улица широкая разукрашена
Ветками зелёными,
Лентами алыми,
Молодцами, молодицами,
Да красными девицами.
Выходите, гости добрые на улицу
Поплясать, поиграть, повеселиться.

ХОРОВОД “ЗЕМЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ” р.н. п.

(C окончанием муз. ведущий выворачивает круг ведёт змейкой по залу, дети выстраиваются вокруг берёзок, кланяются им.)

ВЕДУЩИЙ :

Берёзка, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
С лентами алыми, с пирогами горячими

(Взрослые несут на подносе)

С песнями звонкими, с плясками весёлыми
Прими, берёзонька, наши подарки!

(Девочки вешают на берёзку ленточку, украшают её, подносы с угощеньем ставят под берёзку)

ВЕДУЩИЙ:

Ты берёзка белая,
Девица красная
Веточки зелёные заплети, заплети,
Нам веночки девичьи подари, подари

Девочки берут веночки и надевают на голову. Мальчики садятся на пенёчки и берут рядом лежащие инструменты.

ВЕДУЩИЙ :

Пойдём, девушки
Завивать веночки.
Завьём веночки,
Завьём зелёные.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я молодёшенька-
Весь год веселёшенька.

ХОРОВОД “ВОЗЛЕ САДУ” р.н.п. (Девочки водят, а мальчики играют на инструментах)


ВЕДУЩИЙ: Выбирайте, девицы – красавицы, себе подруженьку по сердцу.

Девочки ищут себе пары, по двое подходят к берёзкам (одна по одну сторону, другая – по другую, через веночек, связанный из веток берёзок, кумятся.)

ОБРЯД КУМЛЕНИЯ:

(Трёхкратно целуются и обмениваются колечками)

(Остальные пары делают то же самое)

ПОСЛЕДНЯЯ ПАРА

1 . Кумушка, голубушка–
Серая кукушечка,
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся,
Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка

2. Покумимся, покумимся
Не сваряся, не браняся.

(Целуются, обмениваются колечками)

ВЕДУЩИЙ С сегодняшнего дня вы становитесь подругами, сёстрами названными. Помогайте друг дружке во всём и никогда не ссорьтесь. У ворот солнцеворот, выходи плясать, народ!

СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА (русская народная мелодия по выбору муз. рук.)

Дети садятся, из-за кустов выходит Леший. (Грамзапись пения птиц)

ЛЕШИЙ: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.

ВЕДУЩИЙ:Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

ЛЕШИЙ:Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

ВЕДУЩИЙ:Поиграй с нами в игру “Золотые ворота”. Выходите, детушки, в круг. А (называет имя ребёнка ) выберет водящих (считалка )

СЧИТАЛКА “ СОЛОМИНКА” (см приложение)

ИГРА “ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА”

ВЕДУЩИЙ:Приглашаем тебя, Леший, во девичий хоровод. Ты будешь парубок – славный парень.

“КАЗАЧИЙ ХОРОВОД” нар. Мелодия (см приложение)

1.Йшла дэвчина лучками,
Лучками, лучками, лучами(лужками)
Нэсла фартук с грушками,
С грушками, с грушками, с грушками
Движение по кругу влево, дивчина в кругу – противоходом.
2. Йшёл на встрэчу парубок
Парубок, парубок, парубок.
Взял дэвчину за руку
За руку, за руку, за руку.
Хоровод поднимает руки - “воротик” входит парень(мальчик)

Хоровод идёт влево, мальчик и девочка кружатся под руку.

3. Кого люблю трошеньки(чуточку)
Трошеньки, трошеньки, трошеньки
Дам тому я с фартушком,
С фартушком, с фартушком, с фартушком
Хоровод идёт влево,солисты кружатся лодочкой вправо.
4. Ты скажи чия ты?
Чия ты, чия ты, чия ты?
И куда идэшь гуляты,
Гуляты, гуляты, гуляты?
Поёт мальчик, обращаясь к девочке
5. Нэ скажу я чия я,
Чия я, чия я, чия я.
Я дэвчина нэ твоя,
Нэ твоя, не твоя, нэ твоя
Девочка отвечает мальчику на последние слова убегает из хоровода

(Игра кошки-мышки)

ЛЕШИЙ:Посмотрите, какая красивая земля стала. Кругом трава зеленеет, а сколько разных цветов украшает её и ручейки бегут.

ИГРА “ РУЧЕЁК”

(Девочки встают на вступление на определённые места, берут в руки свои веночки)

ЛЕШИЙ: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите. Мне пора, а вы берегитесь русалочек, защекатают, затащат к себе в болото. Как появятся русалки, рисуйте кресты. (уходит)

ВЕДУЩИЙ: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.

ИГРА “ЗАПЛЕТИСЯ ПЛЕТЕНЬ”

Девочки встают в ряд и берутся за руки. Впереди – “матка”. Она ведёт всех за собой, подходя под руки стоящей на другом конце ряда паре. Те перевёртываются, тогда “матка” подводит ряд под руки второй пары и т.д. В конце концов, получается, что каждая девочка держится с другой левой рукой, перекинутой через правое плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать. Во время игры поют.

(По окончании хоровода появляются русалки, и сразу начинается игра)

“ИГРА В КРЕСТЫ”

Играющие, завидев русалок, быстро должны нарисовать кресты и встать на них.. Кто не успел, того русалки забирают к себе и те помогают русалкам ловить остальных играющих.


ВЕДУЩИЙ: Ах вы, проказницы! Хотели нам праздник испортить. Хотели нам праздник испортить. Ишь моду какую взяли – людей таскать. Ведь ваше время уже кончилось. Уходите в свой лес!

РУСАЛКА 1:Не пойдём! Мы не хотим!

ВЕДУЩИЙ:Нет, нет! Мы вас прогоним! (обращается к детям) Прогоним?

ДЕТИ:Прогоним!

РУСАЛКА 1:Ну ладно! Только условие! Проводите нас с почётом! Своими ноженьками мы не пойдём! Вот если повезёте, тогда согласны!

ВЕДУЩИИЙ:Что тебе предложить? А вороной конь вам по нраву?

РУСАЛКА 2:Да, да! Подавай его сюда!

ВЕДУЩИЙ:Только конь не простой! Отгадайте, что за конь: “Чёрный конь скачет в огонь”. Дети, подскажите русалкам, кто это?

ДЕТИ:Кочерга. (Выносят кочергу, на верху лошадиная голова)

ВЕДУЩИЙ:Ну что, нравится вам? Не конь, а огонь! Садитесь верхом да скачите!

РУСАЛКА 1:Вот я и поскачу!

РУСАЛКА 2:Я тоже хочу!

РУСАЛКА 1:Цыц, вертихвостка! Я здесь старшая! Я одна поеду, а ты пешком пойдёшь.

РУСАЛКА 2:А у них тут ещё музыка весёлая была!

РУСАЛКА 1:Слыхали? Без оркестра не поедем. Да чтоб самый лучший, да погромче.

(Дети берут любые шумовые средства – сковородки, деревянные палочки, крышки от кастрюль и т.д.) Впереди скачет главная русалка, рядом другая, а оркестр сзади. Дети забегают вперёд и то и дело заигрывают с русалками, хватая их то за рубаху, то за руку, то за кочергу, приговаривая “Русалка, русалка! Пощекочи меня” Идёт потасовка между русалками народом. Русалки еле-еле вырываются и прячутся, или бегут прочь. Общий смех. Вдогонку кричат: “Мы русалок проводили! Можно будет везде смело ходить!”

ВЕДУЩИЙ: Собирает всех детей возле берёзки. Звучит красивая плавная мелодия.

Выносит поднос с угощением.

Радуйтесь берёзы,
Радуйтесь, зелёные!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Лепёшки, яичницы.

Ио, ио семик да троица
Завивайся ты, берёза,
Завивайся ты кудрявая
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличиками
Яички-то красные
Куличи-то сдобные!
То, Ио, Семик, да Троица!

(Расставляют угощения вокруг берёзки на столы, приглашают детей угоститься)

ВЕДУЩИЙ . Пора приспела погадать на судьбу свою. Пойдёмте к озеру веночки бросать, чтоб судьбу свою узнать.

ПОД ПЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

ВЯТСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХОРОВОД “НА ГОРЕ, ГОРЕ”

(Идут к озеру бросают веночки и смотрят, куда он поплывёт)

На горе, горе
Петухи поют да(идут влево)

Припев: Ой, ладо-ладо
Петухи поют
Под горой, горой
Озеро с водой да(правые руки вытягивают к центру)

Припев: Ой, ладо-ладо
Озеро с водой
Озеро с водой
Всколыхалося да

Припев: Ой, ладо-ладо
Всколыхалося(руки кладут друг другу на пояс “корзиночка”)
Красны девицы
Разыгралися да

Припев: Ой, ладо-ладо
Разыгралися

(Хоровод с выворачиванием круга, переплетением)

ВЕДУЩИЙ: Чей веночек уплывёт далеко – покинет дом скоро, уедет на чужбину. Если пристанет к другому берегу – выёдет замуж, уйдёт в чужую семью. Если потонет – заболеет. На месте останется – не возьмут в этом году замуж, останется дома.

ВЕДУЩИЙ:Бросим и веточки берёзки в воду, чтобы берёзка силу свою земле матушке отдала, новый урожай вырастила.

ДЕТИ ПООЧЕРЁДНО:

Мы в поле были
Венки развили,
Венки развили
И жито глядели:
Зароди, Боже жито
Жито густое,
Жито густое,
Колосистое,
Колосистое,
Ядрёнистое!

Под любую народную музыку дети выходят из зала.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: