Как научить играть ребёнка в шахматы. Как научить ребенка игре в шахматы Шахматы как играть с сыном

Шахматы - прекрасная игра, с помощью которой можно научить ребенка мыслить стратегически и анализировать различные ситуации. Начните с основных понятий, таких как различия между фигурами и тем, как они ходят. Когда ребенок усвоит эту информацию, приступите к игре в различные разновидности шахмат. Не торопите ребенка, постоянно поощряйте его и будьте терпеливы. Таким образом вы сможете привить ребенку любовь к шахматам, и он будет воспринимать их как увлекательное и интересное занятие.

Шаги

Знакомство с доской и фигурами

    Познакомьте ребенка с шахматной доской. Доска имеет 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Всего она состоит из 64 клеток. Половина клеток окрашены в светлый, а половина - в темный цвет. Если у вас нет под рукой шахматной доски, ее можно нарисовать на листе картона или школьной доске.

    Приступите к изучению фигур. Ознакомьте ребенка с пешками, конями, слонами, ладьями, ферзем и королем. Отметьте различия в их внешнем виде. Расставьте фигуры на доске, чтобы ребенок увидел, как они располагаются в начальной позиции.

    • Конь, как и следует из названия, обычно напоминает голову и шею этого животного.
    • Слон имеет вид высокой остроконечной шляпы.
    • Король является самой важной фигурой, так как цель игры заключается в пленении короля противника.
    • Укажите на различия во внешнем виде между королем и ферзем.
    • Ладьи обычно напоминают крепостные башни.
  1. Продолжите описание фигур. Расскажите о каждой фигуре и объясните, как она ходит. Убедитесь, что ребенок запомнил данную фигуру, прежде чем переходить к описанию следующей.

    • Пешка может ходить на одну или две клетки из начальной позиции, и лишь на одну клетку в том случае, если она уже ходила. Пешка может побить лишь те фигуры противника, которые стоят на соседней с ней клетке по диагонали, и она не может ходить назад.
    • Конь является единственной фигурой, которая способна перепрыгивать через другие пешки и фигуры. Он ходит буквой "Г". Конь может ходить на две клетки по горизонтали, а затем на одну по вертикали, либо на две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
    • Слон ходит по диагонали на любое количество клеток.
    • Ладья ходит на любое количество клеток вперед, назад или по горизонтали. Она не может ходить по диагонали.
    • Ферзь может ходить в любом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали) на любое количество клеток. Это самая сильная фигура.
    • Король ходит на одну клетку в любом направлении, причем два короля не могут становиться на соседние клетки.
  2. Расставьте на доске все фигуры. Разместите фигуры на доске и попросите ребенка назвать их. После этого рассмотрите, как ходит каждая фигура. Если вы используете координатный метод, следует разместить фигуры на следующих клетках:

    • У каждого игрока есть 8 пешек, которые занимают 2-ю и 7-ю горизонтали.
    • Ладьи располагаются на 1-й и 8-й клетках вертикалей A и H.
    • Ферзи стоят на 1-й и 8-й клетках вертикали D.
    • Слоны занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикалей C и F.
    • Кони расположены на 1-й и 8-й клетках вертикалей B и G.
    • Короли занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикали E.

    Игры для изучения ходов

    1. Поиграйте одними пешками. Расставьте на шахматной доске лишь пешки. Цель данной игры состоит в том, чтобы перевести на противоположный край доски как можно больше своих пешек. Если две пешки упираются друг в друга и не могут ходить дальше, они останавливаются. Напомните ребенку, что пешка ходит на одну клетку вперед, пока не сталкивается с пешкой противника. Пешка может побить пешку соперника, если та расположена впереди от нее на соседней клетке по диагонали.

      • Другая цель данной игры может состоять в том, чтобы первым довести свою пешку до противоположной стороны доски.
      • Напомните ребенку, что белые ходят первыми, и при первом ходе пешка может походить на две клетки вперед.
      • Это поможет ребенку усвоить, как двигаются пешки.
    2. Добавьте слонов. Когда ребенок усвоит, как ходят пешки, дополните игру слонами. При этом цель игры останется той же. Напомните ребенку о том, что слоны ходят по диагонали. Данная игра научит ребенка:

      • использовать пешки для защиты слонов;
      • определять оптимальный момент для вывода слонов за пешечную цепь;
      • держать слонов позади пешек противника;
      • понимать ограничения, которые накладывает на слонов их способность ходить лишь по диагонали.
    3. Введите ладьи. Расставьте на доске ладьи, слонов и пешки. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы довести пешку до противоположного края доски. Напомните ребенку о том, что ладья может ходить на любое количество клеток по горизонтали или вертикали, но при этом ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры.

      • Ребенок должен усвоить, как важно сохранить ладьи до конца игры.
      • Кроме того, на этом этапе ребенок должен начать понимать разницу между взятием отдельной фигуры противника и выигрышем всей партии.
    4. Поставьте на доску коней. Пусть ребенок походит конями по пустой доске. Ход буквой "Г" довольно необычен, и для его усвоения может понадобиться некоторое время. Выберите на доске клетку, до которой ребенку необходимо добраться конем. Тем самым вы научите ребенка думать на несколько ходов вперед.

      • Когда ребенок освоится с конями, добавьте пешки и поиграйте в ту же игру, что и раньше с другими фигурами.
    5. Поиграйте конями, ладьями, слонами и пешками. Поставьте на доску все эти фигуры. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы первым провести свою пешку до последней горизонтали. Это довольно сложная игра, но после предыдущего обучения ребенок должен освоить ее.

      • Ребенок начнет изучать различные позиции и то, как фигуры взаимодействуют между собой.
      • Если у ребенка возникнут трудности, вернитесь к одной из более простых игр. Не торопите ребенка и позвольте ему постепенно учиться в удобном для него темпе.
    6. Поиграйте ферзем, королем, пешками и ладьями. С помощью данной игры вы сможете познакомить ребенка с понятиями шаха и мата. Шах означает нападение на короля, а при мате королю некуда скрыться от шаха. Используйте лишь по 4 пешки на игрока.

      • Напомните ребенку, что белые всегда ходят первыми, и о том, что ход считается совершенным, как только игрок оторвал руку от фигуры.
      • Сосредоточьте внимание на ходах короля и ферзя.
    7. Поиграйте в шахматы всеми фигурами. Когда ребенок усвоит, как ходит каждая фигура, поиграйте с ним в обычную шахматную игру. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Напомните ребенку о том, что при достижении последней горизонтали пешка превращается в ферзя.

      • Как и ранее, если ребенок хочет вернуться к более простым играм, позвольте ему сделать это.

    Изучение более сложных ходов

    1. Объясните, как превращаются пешки. При достижении последней горизонтали пешка превращается в другую фигуру. Она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Как только пешка доходит до последней горизонтали, ее можно заменить на выбранную вами фигуру. Чаще всего пешек превращают в ферзей.

      Объясните взятие пешки на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant - "на проходе"). Такое взятие возможно в том случае, если пешка совершает первый ход и ходит на две клетки, а рядом расположена пешка противника. Если пешка противника бьет клетку, через которую прошла ваша пешка, она может взять походившую пешку следующим ходом. Если взятие на проходе не произошло сразу после первого хода пешки, оно становится невозможным в дальнейшем.

Родители дошкольников часто примериваются к занятиям в шахматном клубе или кружке. Действительно, шахматы развивают: ребенку, который любит играть в шахматы, скорее всего, будет легче даваться математика, да и по другим предметам проблем не будет. Но нередко дети, попав в шахматный кружок и научившись немного играть в шахматы, бросают занятия. Почему так происходит? Могут ли шахматы стать веселой игрой сейчас и хобби на всю жизнь? Рассказывает мама юных шахматистов.

Сегодня ходила в школу. Маме двоих 12-летних не очень спокойных подростков, идя на родительское собрание, нужно быть готовой ко всему. Вот и на этот раз обсудили с классным руководителем неидеальное поведение, повышенную болтливость на уроках и безобидные (на мой взгляд) мальчишеские проделки.

Но на выходе столкнулась с учителем биологии, дети считают ее самым требовательным учителем. И неожиданно услышала комплимент: ваши мальчики отлично запоминают и структурируют материал, как вам удалось их этому научить? "Не зря мы отвели их в шахматный клуб 6 лет назад", - подумала я.

Доказано: шахматы помогают развивать у детей не только память, но и такие ценные качества, как умение концентрироваться и способность использовать оба полушария мозга. Чего стоит одна только способность держать в голове десятки вариантов комбинаций.

Возможно, поэтому в этом году в некоторых московских школах проводят эксперимент по введению обязательного урока шахмат. Звучит отлично, но страшно, что отобьют желание, и дети заскучают, как это часто бывает с обязательными предметами.

Как сделать так, чтобы шахматный кружок превратился для вашего ребенка в любимое занятие?

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на "шахматном" языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно - никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и... веселиться. Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.


Ищите тренера

В шахматах роль тренера критична, ведь именно от человека, которому вы доверите своего ребенка, зависит, полюбит ли он этот черно-белый мир фигур. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, побывайте на занятии, обратите внимание, как тренер разговаривает с детьми, какой стиль использует.

Часто можно встретить тренеров по шахматам, которые читают настоящие лекции 7-8-летним детям, и те начинают зевать. Ищите таких, кто комбинирует теорию и игру в шахматы, включает в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. К такому тренеру ребенок побежит!

Как играть в шахматы? Создайте окружение!

Мои дети ходят на тренировки не только ради шахмат - они идут туда к своим друзьям. Это, возможно, самое главное в деле увлечения ребенка - создать круг общения. Поэтому поддерживайте общение с другими детьми, знакомьтесь с родителями, ходите вместе есть пиццу после занятий или празднуйте совместно окончание турниров. Мои сыновья занимаются уже 6 лет, и самые близкие их друзья как раз те, с кем они познакомились в клубе. Ну а я, в качестве бонуса, нашла себе прекрасных подруг!

Смените обстановку

В любом занятии бывают критические периоды. Так и в шахматах - то проиграл 7 партий из 7, то тренер заставил решать слишком сложные задачи. Дети теряют интерес и заявляют, что все, пора заканчивать. И здесь важна роль родителей, которые должны понять, что произошло, и вовремя что-то поменять.

Мой сын в возрасте 8 лет уже 3-й год занимался шахматами, но вдруг начал отказываться ходить на занятия, говорить, что неинтересно, надоело. Оказалось, что он "перерос" группу, в которой занимался, где было много детей-новичков. После проведенного "анализа" я нашла ему другого тренера и другую группу, и сразу его отношение поменялось, а мотивация даже повысилась.


Играйте на турнирах

Шахматные турниры - лучший способ не заскучать от занятий. Уже после пары месяцев занятий ребенок может попробовать свои силы в турнире. Кроме профессиональных турниров, рассчитанных больше на опытных игроков, существуют турниры-фестивали, больше похожие на праздник шахмат, с них и стоит начать. В Москве есть места, где ребенок не только сразится за черных или белых, но и получит массу позитива от общения и процесса - вот некоторые из них.

Играйте дома

Если ребенок заболел или нет возможности отвезти в клуб на занятия, пусть занятия придут к вам домой. Во-первых, можно заниматься по книгам или дискам, где ребенок и сказку послушает, и порешает шахматные задачи. Даже если вы сами не умеете играть, начальный уровень сможете изучить вместе с ребенком.

Во-вторых, это как раз повод подключить тренера дистанционно по скайпу. Главное - убедиться, что ребенок "не выпадает" во время занятия, и ограничивать время 30-40 минутами.

Ну, и в-третьих, существуют интернет-ресурсы, где можно играть в шахматы онлайн - "Планета шахмат" лучший из них в России. На FIDE Online Arena можно играть уже более серьезные турниры на международном уровне и даже получать виртуальные спортивные звания. Кстати, так можно поиграть и с другом, также сидящим дома, и с дедушкой, живущим в другом городе.


Попробуйте шахматный туризм

Еще один замечательный способ увлечь ребенка шахматами - это участие в шахматных турнирах в других городах и странах. Сейчас проводится очень много турниров, в которых можно участвовать в любом возрасте.

Эти поездки оказываются очень интересными и полезными - утром ребенок играет на турнире, родители за него болеют, а вечером вы вместе гуляете по музеям и осматриваете достопримечательности. Мы таким образом побывали в Калининграде, Минске, Амстердаме, Каннах, нескольких городах Греции. Дети, как правило, очень любят такие поездки, а родителям не приходится ломать голову, чем занять ребенка.

А возможно, в процессе вы сами откроете для себя новый мир интеллектуальных игр и новое хобби!

Комментировать статью "Как увлечь ребенка шахматами: 7 способов"

Еще по теме "Как научить ребенка шахматам":

Как научить ребенка играть в шахматы? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

История про семью,где 7 мальчиков и всех зовут Жан. Книга, конечно, не высоко интеллектуальная, но написано Книги. Ребенок от 7 до 10. Как увлечь ребенка книгой - ответят известные писатели. Каждая мама знает, насколько важно чтение для развития ребенка.

Имеется ребёнок 5.5 лет, просящий научить его играть в шахматы (брат играет, а ему завидно очень). Соображает не ахти как. Пока ребёнок только освоил расстановку фигур, диагонали-горизонтали-вертикали, кто как ходит и бьёт (кроме тонкостей типа взятия пешки на проходе...

Вот посмотрите книгу Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. У этого же автора есть целый цикл обучения детей шахматам, разбитый по годам - там учебник, тетрадь, контрольные работы. Так и называется " Шахматы "...

Раздел: Образование, развитие (чем заинтересовать ребенка 7 лет). Как увлечь, заинтересовать ребенка чем-то заниматься? Сыну 8 лет. Ничем не хочет заниматься. Посмотришь на его одноклассников - все чем-то увлечены, посещают кружки, студии, секции.

Как развлечь детей в кафе?. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Как развлечь детей в кафе? Девчата, выручайте! У дочки в пятницу День рожденья. На субботу заказала столик в кафе - дочка собирается приглашать одноклассниц.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Где, как научиться (чтоб затем дитя научить) играть в шашки и шахматы?

Шахматы Гарри Поттера. Игрушки и игры. Ребенок от 7 до 10. Я вот просто навскидку представила во сколько обойдутся мне все 32 фигурки и решила, что шахматы станут золотыми, так как у нас каждый выпуск стоит 200 рэ!

Так ли нужны шахматы?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Так ли нужны шахматы? Стоит дилемма - бассейн или шахматы. За полгода хождения на кружок играть Папа научил и секция - несколько разные вещи. Примерно как три аккорда на гитаре и 7 лет...

Как научить ребенка играть в шахматы? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Раздел: Образование, развитие (как научить играть в шахматы ребенка 7 лет).

Шашки - шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 Где, как научиться (чтоб затем дитя научить) играть в шашки и шахматы?

Как научить ребенка играть в шахматы? Раздел: Образование, развитие (как научить играть в шахматы ребенка 7 лет). Дочка научилась сама, просто наблюдая за игрой старших девочек в подмосковном пансионате и задавая им вопросы.

Шахматный турнир - прошу совета. Ребенок (первоклассник) в школе на продленке посещает шахматный кружок; занятия раз в неделю, домашние задания не задают. Ходит он туда с удовольствием, однако, на мой взгляд, особо шахматами не увлекся. Дома не занимается.

шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Какими навыками (знаниями, талантами) должен для этот ребенок обладать? Сын все время просит папу научить, но папа считает,что сначала нужно научить играть в шашаки.

Как научить ребенка играть в шахматы? Шахматы в три года - как? где? Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Шахматы от Сухина. Главная задача родителей при обучении дошкольника шахматным азам - не натаскивание будущего чемпиона мира, а воспитание ребёнка, который в школе будет учиться только на 5 и школьные уроки по всем предметам делать самостоятельно!

Шахматы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Шахматы дали усидивость, способность к анализу, волю к победе (правда вот с этим слабовато - больше увлекает процесс, чем Посмотрите другие обсуждения на тему "Занятия шахматами, поделитесь опытом...

Как развить у ребенка способности к шахматам?) Раннее развитие шахматного чемпиона: Методика Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это...

В некотором царстве, в шахматном государстве

Обычно непосредственный интерес ребенка к шахматам, как правило, проявляется в тех семьях, где этой игрой увлечены взрослые или старшие братья и сестры. Но для первых занятий с малышами совсем не обязательно разбираться во всех шахматных тонкостях. Даже совсем не умеющая играть мама шаг за шагом может учиться вместе с ребенком.

Разнообразные шахматные фигурки похожи на игрушки, а в шахматных правилах таятся занимательные сюжеты, которые нужно только развить в сказочном направлении. Эти «детские» свойства взрослой игры активно используются педагогами и методистами. Множество сказочных эпизодов и игр содержит книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». Ладьи, ферзи и пешки общаются в них с Незнайкой, Дюймовочкой и другими любимыми детскими персонажами. Педагог советует начинать с игр, в которых шахматные фигурки используются не по своему прямому назначению. Например, разыграть «Колобка» или «Репку», раздав «роли» королю, ферзю, слону, коню, ладье и пешке.

С воображаемого путешествия в шахматное королевство начинает каждое занятие с трехлетками и руководитель шахматной школы «Александра» Наталья Костенюк: «Заиграла музыка, все зажмурились. Прилетели в сказочную страну. Кто в нашем царстве-государстве главный? Король. Мы его изучаем, рассматриваем, как он выглядит. Пешки – башенки крепостные, ладьи охраняют наше государство. Есть кони, боевые слоны. Про каждую фигурку рассказываем, этапы обучения превращаем в небольшие игры. «Король у нас старенький, как он ходит? Только на одну клеточку, прыгать он не может». Каждое занятие посвящено какой-то одной шахматной фигурке».

Черно-белое пространство

В других играх и упражнениях с шахматными фигурками ребенок осваивает элементарные математические понятия, учится сравнивать различные фигуры по величине, цвету и форме. И только потом можно переходить к непосредственному знакомству с шахматной доской. Черно-белую плоскость полезно изучать не только в «подлиннике», но и рисовать на листах бумаги или мелом на асфальте, складывать из кубиков контрастного цвета.

Регулярно занимаясь дома с родителями или на занятиях в группе, уже трехлетний ребенок в состоянии не только выучить все шахматные фигуры и их ходы, но и усвоить такие сложные понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ и даже запомнить шахматную нотацию с цифрами и латинскими буквами. «Конечно, малыши еще путают буквы, – продолжает Наталья Костенюк. – Например, мы любим играть в почту. Каждое поле имеет свой адрес на доске. Нужно доставить конвертик по адресу а8 или а2. Ребенок должен найти нужное поле на пересечении вертикалей и горизонталей – а это уже сложные понятия. Но есть подсказка – в искомом месте нарисована фигурка или буква, которую надо раскрасить. Дети четырех с половиной лет уже с увлечением соревнуются между собой, отгадывая, где какое поле, и даже решают задачки на мат в один ход. Ход фигуры закрепляют, рисуя на диаграммках своими значками. Малыши учатся взаимодействовать сразу с несколькими фигурками, которые они уже выучили. Допустим, на доске ладья и король. Дети самостоятельно решают, куда ладья должна пойти, чтобы напасть на короля, и как получается шах королю. Более старшие быстрее проходят материал и уже начинают разыгрывать партии.

Активные предметы для «шустрых» и «мямликов»

Главное в обучении – не заставлять детей зубрить шахматы, а увлекать их игрой, используя разнообразные приемы. Переключать внимание помогут стихи и сказки о шахматах (и напечатанные в книгах и журналах, и сочиняемые родителями вместе с детьми), рассматривание картинок, рисование, лепка и конструирование на шахматные темы и даже подвижные игры. Можно размахивать фигуркой, громко называя ее имя, или кидать-ловить мяч в ответ на правильный шахматный вопрос. Если занятие длится уже 15–20 минут и ребенок явно устал от шахмат, лучше переключить его на что-то другое. В предисловии к своей книге «Удивительные приключения в Шахматной стране» Игорь Сухин советует родителям изучать не более двух глав в неделю, занимаясь по 15–35 минут. В группах и студиях под руководством педагога, умело использующего разные дидактические задания и игры, маленькие дети могут заниматься около часа. Нерешительных детей родителям стоит подбадривать. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально «завянет» и откажется от дальнейших действий. Шустрым детям надо терпеливо разъяснять материал».

Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость, что необходимо в занятиях шахматами. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую.

Хорошо, когда дети, занимающиеся шахматами дома, играют не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В игре с равным соперником они учатся не только побеждать, но и с достоинством проигрывать. Конечно, первые проигрыши расстраивают детей. Чуткие объяснения амбициозным малышам о том, что в шахматах невозможно только выигрывать, помогут избежать и вам, и ему стрессовых ситуаций.

Правильный ход

Обучение дошкольников шахматам – процесс длительный и кропотливый. Зато эта наука – одно из лучших средств развить детское внимание, логическое мышление, память и воображение. Раннее приобщение к шахматам развивает мотивацию к учебе, ведь шахматы – это игра, учение и труд одновременно.

«Полтора года назад к нам привели невероятно гиперактивного трехлетнего малыша, – рассказывает Наталья Костенюк. – Сейчас ребенку четыре с половиной, все удивляются его феноменальной усидчивости. Мальчик уже уверенно играет, способен заниматься два часа. Конечно, он изменился не в одночасье. Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость. Очень важен индивидуальный подход. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую».

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М.: Детская литература, 1980. - Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М.: Новая школа, 1994. - Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М.: Поматур, 2000. - Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М.: Астрель, АСТ, 2000. - Ильин Е. В стране деревянных королей. М.: Малыш, 1982.

Роль шахмат в развитии детей очевидна. Наталья Костенюк убедилась в этом на своих дочерях. Обе прекрасно учились в школе. Старшая, Александра, стала профессиональной шахматисткой, чемпионкой мира. Младшая, Оксана, учится на факультете журналистики и обладает феноменальной памятью.

Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что шахматная игра – «замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль». Интерес к детским шахматам во всем мире с каждым годом закономерно повышается. И вполне возможно, что недалек тот день, когда полезный и такой интересный предмет – «Шахматы» – войдет в обязательную программу не только школ, но и детских садов.

Приветствую Вас, уважаемый читатель блога Шахматы с Жориком. Меня зовут Александр Борисов, я собственно папа Жорика и в этой статье, хотел бы рассказать вам о том, как научить ребенка играть в шахматы буквально за 2 недели, а то и меньше. Все зависит от возраста, 3, 4, 5, 6 лет и т.д.

Кто я такой чтобы учить...

Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.

Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.




А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.

Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%... Поехали.

Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу

Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.

Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру…

Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.

Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.

Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.


В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь… А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить… Будьте осторожны с этим…

Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, . 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. Видеокурс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере – это самое лучшее.

Есть даже мудрость такая – «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.

Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.

Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.

Вы там со стула не упали?))) Вы возможно хотите сказать, — «Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?».

Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.

В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди – «Запретный плод сладок». Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.

Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет – Я ТОЖЕ ХОЧУ.


В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм…... Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает…

Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу…. Мама, папа, даййййй мне… В общем я думаю идея ясна.))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.

В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.

Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни – научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.

А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря – тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.

На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас...

Запомните раз и навсегда – нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.

Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%...

Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.

Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.

Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок – это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше – это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.

Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?

Запомните – 30 минут – 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час – 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.

Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?


Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе – прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить «мудрые» вещи по типу, — «Сынок! Чтобы стать чемпионом – нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером» …

У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина — это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось… Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:

Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.

В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.

Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.

В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости…

Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.


От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого – святые дети.))

Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.

Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.

В принципе это все. Я надеюсь статья вам очень понравилась. Приобретайте наш с Жориком обучающий видеокурс , обучайтесь играть в шахматы сами и обучайте играть в них своих детей. Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях или через обратную связь. Чем сможем поможем.

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам? Есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса? Педагоги единодушны – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  3. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет , впрочем, можно попробовать и после 2-х . Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб? В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х , реже – с 2-х лет . Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы – около 10 человек, для совсем маленьких – еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно. В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно. Детские развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний древней игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок. В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина . В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки – нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят. Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но, многие родители по своему опыту считают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе. Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки - это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Выбираем учебник для обучения игре в шахматы

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находится не рекомендуется. Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие книги. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д. Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашем, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком - детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся...

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме. Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с «предшахмат». Такие «ранние шахматы » можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие «съел». Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель – постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше. После разминочных «предшахмат» приступаем к настоящей игре. Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное – наблюдайте за малышом, чтобы не «перекормить» его шахматной премудростью.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым! Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто «поиграть» с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать. Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная. Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону.). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку , как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур. Теперь объясните ребенку , что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку : «Видишь, королю шах, а защититься нечем». Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет. Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и «ест» по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу , как правильно ходят фигуры и ваше терпение будет вознаграждено!

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша. Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и инсценируйте ее. Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике! Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой) как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших деток. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Приседаем с пешкой

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка , но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка , в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут. В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному. Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят «да ему подсказывали», или «а у меня просто голова болит», «я не хочу играть». Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь, всякий раз понять, что именно он сделал не так. Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило «тронул - ходи» было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: «Ты три раза перехаживал, а я один». Учите детей играть не руками, а головой.

Турниры исключить!

Как играть с ребенком на доске? Нельзя часто делать вид, что проиграл. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзя при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения. Старайтесь, как можно чаще играть с вашим ребенком и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки. Турниры, даже внутрисемейные могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка . Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет. Если дитю вовсе не приглянулась игра – отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка «заразит» ребенка , он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур – солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы . Снова – отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.

Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей.

Игорь Сухин - старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ, кандидат в мастера по шахматам, автор более 60 книг.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: