Речевое развитие детей дошкольного возраста. Речевое развитие дошкольников Особенности развития трехлетнего малыша

В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС ДО). Речевое развитие детей-дошкольников является одной из 5-ти наиважнейших образовательных областей, обнародованных в этом стандарте (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое). В статье мы рассмотрим, почему это так важно и как происходит становление речи у детей.

Согласно ФГОС:

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Младенец на пути речевого развития проходит доречевой этап: животрепещущим криком, голосовыми реакциями заявляет о желании быть сытым, нежелании быть мокрым. Постепенно разнообразные интонации крика малыша становятся понятны не только матери, но и большинству окружающих. Примечательно, что детский крик в младенческом возрасте выполняет функцию взаимодействия с внешним миром, решает своеобразную коммуникативную задачу.

Как видоизменяются предречевые детские голосовые реакции?

Через месяц малыши начинают проявлять активность к «речетворчеству», пытаясь артикулировать слышимые звуки. Первыми идут предречевые реакции голосом: предшествующее лепетанию гуление; свирель - произнесенная какадом звуковая цепочка; лепет модулированный в преддверии первых слов.

Родители должны быть осведомлены о четкой последовательности в процессе развития предречевых звуковых реакций. Например, в полтора месяца малыш уверенно бравирует гласными «а» и «э». До наступления 3 месяцев к гласным буквам присоединяются некоторые согласные «б», «в», «г», шипящий «ш». К концу 3 месяца завершается процесс гуления и начинается с 4 по 6 свирель «аль-ле».

Начало 7 месяца ознаменовано лепетанием: появлением первых слогов «ба», «да». С 8 месяца лепет становится модулированным, и слоги начинают в устах младенца интонировать. До 10 месяца и взрослые, и малыш наслаждаются радостью эмоционального общения: друг друга попеременно повторяют, вторят улыбкам. В год дети должны уже легко моделировать различные слоги, относить их к конкретным предметам. Так, малыш указывая на котенка, произносит слог «ки», а взрослый завершает его озвучиванием полного слова «киса».

Три основополагающих периода развития речи для ребенка дошкольного возраста

  1. В первый период дети говорят предложениями, состоящими из фрагментарных слов, то есть определенных не изменяющихся корней. Это так называемые аномальные детские слова. От года и 3 месяцев малыш начинает применять в речи однословные предложения из слогов. По мере формирования группы мышц речевого аппарата появляется возможность произносить несколько слоговых слов в одном предложении.
  2. Грамматика целого предложения, его структура усваивается детьми от 2 лет до 3. Так, в состав предложений начинают входить полные формы слов за исключением окончаний. Иногда ребенок видоизменяет окончание, что не должно при всей комичности вызывать усмешку у взрослых. Постепенно происходит усвоение окончаний различных частей речи: от существительного и прилагательного до глагола. Отношения выражаются в детской речи посредством служебных слов.
  3. Процесс усвоения всей системы грамматики языка прослеживается в возрасте от 3 лет и до семилетнего возраста (до школы). Словарь обогащается, так как окружение ребенка само, сознательно и нет, занимается образованием ребенка. С каждым годом грамматическая структура и звуковая составляющая речи совершенствуются.

По ФГОС ориентирами дошкольного образования касательно речевого развития, являются следующие характеристики достижений ребенка: ребёнок на хорошем уровне должен владеть устной речью, уметь выражать желания и мысли, использовать речь для выражения чувств, строить речевые высказывания при общении, уметь выделять в словах звуки, у него должны начать складываются предпосылки грамотности.

Речевые упражнения с акцентом на произношение, чтение вместе книг, различные словесные игры, разучивание стишков – все это можно использовать, чтобы ребенок мог хорошо усвоить как произносятся звуки и слова, понять значение новых слов и правила грамматики. Тогда развитие речи ребенка будет соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования и он будет готов к учебе в школе.

Развитие речи у дошкольников

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.
Экспериментальные данные А. Арушановой в старших группах показали: в возрасте до 5 лет диалогическое общение со сверстниками отличалось только у 24% детей; в 6 лет – у 45%, а в 7 лет – 68%. У остальных детей наблюдалось проявление интереса к сверстникам, попытки привлечь внимание, но диалог не получался: каждый ребенок говорил о своём и не слышал партнера, не отвечал на высказывания. Низкий уровень сформированности диалогических умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром.
Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

В педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.
Б.Г.Мицерянова и В.П.Зинченко считают что, новая социальная среда предъявляет к ребенку особенные требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в детский сад связанно с включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Ситуация нередко осложняется, когда ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой уже сложился определенный стиль взаимоотношений. Как показывает практика, далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольных учреждений, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы.
Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.Т.Арушановой, С.А.Мироновой.
Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73%.
Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению.
- Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
По мнению А.Г.Арушановой, в ряду проблем речевого развития выделяются основные: речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы: - партнёрство родителей и педагогов; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач; - помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей; - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
- изучение семьи; - привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; - работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей. Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.

Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие в соответствии с ФГОС

дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста .

Изменения коснулись не только образовательной деятельности , но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей , которые называются образовательными областями . ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни .

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды , которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей .

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда , как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников .

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника .

Речевая среда , созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка , поэтому создавая развивающую среду , важно учитывать уровень речевого развития , интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие :

Речь педагога;

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников ;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей , приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям :

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам . Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства : это использование говорящим предложений : простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов , форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей , специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец , сопряжённая речь и др.) ;

(рассказы, чтение) ;

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи )

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения , образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение) ;

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи , обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета );

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

«Уголке интересных вещей» развития объяснительной речи ). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи ).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной

к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета , целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира ; организация восприятия с последующим обсуждением);

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе :

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей ;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются :

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) .

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения , культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация .

Образовательные ситуации используются :

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС . Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной , музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций , используемых для .

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС) . Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста . Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников , как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие » возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию .

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами : подвижные «Король» , «Коршун» , «Змея» , «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился» , «Краски» , «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик : «Кто кого запутает» , «Поручение» , «Похожи – не похожи» , «Угощайся пирожком» , игры с телефоном «Вызов врача» , «Звонок маме на работу» , «Бюро добрых услуг» .

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы : Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты , книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды , календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации , любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно :

Во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

Во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом , различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников , формирования коммуникативной компетентности детей, если : - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности , который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Сообщение.

Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути их решения.»

Заберите у меня все, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Убстер.

Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь - чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык - средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания детей короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии, иногда, говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Именно педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога должна быть чёткой, ясной, полной, грамматически правильной;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции - общение с ребенком должно начинаться как с рождения, так и до его появления на свет, в пренатальный период.

«Педагогический пробег»

Уважаемы коллеги, для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита, педагогу необходим багаж знаний по формированию связной речи.

Проводится экспресс - опрос «Развитие речи»:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая).
  2. Разговор двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой либо ситуацией (диалог).
  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос).
    4. Назовите виды пересказа: подробный (близко к тексту), по частям (фрагменты), с изменением лица (Я пошёл… Автор пошёл..), по аналогии (творческий, с изменением героя или события ), инсценирование (разыгрывание с помощью игрушек или настольный театр).
  4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы).
  5. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств качеств, действий? (описание).
  6. Назовите основные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста (наглядные, словесные, практические или игровые).
  7. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Связная речь - построение связных высказываний разных типов - рассуждения, повествования, умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и т. д. А также в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно - образовательного процесса.

«Давайте обсудим»:

Ребенку не интересно занятие по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.

Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

Использование ИКТ технологии на занятиях.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа - действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины - неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
  1. Развивать произносительную сторону речи:

Подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

  1. Развивать и совершенствовать словарь:

Знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

  1. Развивать грамматические навыки устной речи:

Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

Упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании родительного падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»);

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;

Обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.

  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

Создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально - игровую деятельность);

Учить пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

Демонстрировать детям культуру ведения диалога;

Готовить к обучению связной монологической речи;

Посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.

  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:

Рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

Создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: