Закаливающие процедуры во второй младшей группе. Закаливание детей в первой младшей группе Закаливание во второй младшей группе

Закаливание детей во второй младшей группе.
Дошкольное образование в последние годы уделяет много внимания оздоровлению дошкольника, так как здоровье детей напрямую связано с благополучием нашего общества. Статистика состояния здоровья маленьких детей на сегодняшний день не дает возможности смотреть в будущее с оптимизмом. Если не уделять должного внимания улучшению здоровья детей, то с возрастом процент заболеваемости будет только расти. Поэтому я решила уделить внимание - закаливанию. В нашей второй младшей группе (возраст детей 3-4 года) режим дня направлен на закаливание организма ребенка и оздоровительная работа ведется постоянно. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прогулку организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Прогулка является мощным средством закаливания организма. Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Переодевание для занятий также способствует закаливанию организма, так как некоторое время он получает воздушную ванну. После дневного сна проводим гимнастику пробуждения. Это способствует закаливанию организма. 1.Гимнастика пробуждения в кроватке, включает постепенное пробуждение ребенка и упражнения для различных групп мышц. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Воспитатель пробуждает каждого ребенка индивидуально, мягким поглаживанием, а затем мы выполняем 3-4 упражнения. Так создается постепенный щадящий переход от сна к бодрствованию. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.
Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть заключается в выполнении комплекса упражнений с носом. Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем использую игровые упражнения, сопровождая их различными стихами. Далее дети переходят на ходьбу босиком, идут по дорожкам «Здоровья». Дорожки здоровья являются хорошим помощником в оздоровительной работе. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола. Далее мы выполняем упражнения. Ходьба, прыжки, наклоны, в зависимости от комплекса. Упражнения планируется также по 2-3 мин. Общей сложностью по 5-7 мин. В конце мы обязательно проводим упражнение на восстановления дыхания. Так же с детьми два раза в неделю проводятся физкультурные занятия. Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем руки до локтя, а после и до плечевого сустава. Проводится влажное обтирание груди и живота. Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну. Процесс перемещения ребенка из спальни в группу, в туалетную комнату, обратно в группу. Таким образом, происходит смена температурного режима, что также является закаливающим фактором. Важно, чтобы продолжительность закаливающих процедур была не более 20 минут.
Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов: Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года. Например, постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня. Необходимо отметить, что, осуществляя закаливание, необходимо соблюдать следующие условия: Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. Обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым. Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

3. Сухое растирание.

После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.

4. Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

5. Профилактика

  1. Точечный массаж по методу Уманской
  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  3. Гимнастика с элементами хатха-йога
  4. Комплексы по профилактике плоскостопия
  5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  8. Прогулки + динамический час
  9. Закаливание:
    • Сон без маек
    • Ходьба босиком
    • Чистка зубов и полоскание полости рта
    • Обширное умывание
    • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

6. Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

7. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Лук, чеснок
  2. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

8. Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

  • Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

8. Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
  2. Утренняя гимнастика – 8.10
  3. Точечный массаж в игровой форме
  4. Постепенное обучение полосканию рта
  5. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
  6. Оптимальный двигательный режим
  7. Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
  8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Сон без маек и подушек
  11. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  12. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
  3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
  4. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов
  5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. «Чесночные» киндеры
  7. Фитонциды (лук, чеснок)
  8. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  9. Оптимальный двигательный режим
  10. Сон без маек и подушек
  11. Дыхательная гимнастика в кровати
  12. (с 3 квартала)
  13. Закаливание: рижский метод закаливания
  14. Элементы обширного умывания

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  3. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  4. Чесночные «киндеры»
  5. Фитонциды (лук, чеснок)
  6. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  7. Оптимальный двигательный режим
  8. Сон без маек и подушек
  9. Закаливание: рижский метод
  10. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  11. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Старший дошкольный возраст

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. Чесночные «киндеры»
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
  11. Оптимальный двигательный режим
  12. Сон без маек и подушек
  13. Дыхательная гимнастика в кроватях
  14. Закаливание: рижский метод
  15. Обширное умывание, ходьба босиком
  16. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  17. После полдника полоскание полости рта отварами трав

9. Закаливающие воздушные ванны для тела

Способы закаливания

1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют (в одних плавках) в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребенком.

3. Растирание раздетого ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.

4. Игра «Я - массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».

5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 10 мин. быстро побегать (Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 мин. процедура повторяется, а затем ребенок растирается сухим полотенцем. При этом фиксируется эмоциональное состояние ребенка.

Во время приема воздушных ванн весьма эффективен особый поглаживающий массаж. Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку. Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу ребенка (вдоль позвоночника легко поглаживается спина ребенка двумя пальцами от шеи до копчика; затем снизу вверх вдоль позвоночника от копчика к шее; поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами и т.д.).

10. Контрастные ванночки для рук и ног

Способы закаливания:

I. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (температура 36° С) 7-8 сек. Затем он переходит на 3-4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура

S °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и желается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребенком или воспитате­лем. В массаж стоп входят растирание, пощипывание и похлопывание с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».

Постепенно температура холодной воды понижается.

II. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлажденная вода летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются теплой водой и протираются сухим полотен­цем.

III. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом. Первую неделю растирание проводится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.

Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как гам воспитатель проводит закаливающие процедуры: ходит по снегу, растирает:вои ноги или обливается холодной водой.

11. Закаливание носоглотки.

Полоскание рта и горла. Игра «Волшебный напиток»

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми.

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные - какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети полоскают рот промывая водой всю полость. После этого со звуком «а….а…а», подняв голову, полоскают рот.

12.Контрастное закаливание

Воздушные процедуры

Укрепление здоровья детей в до­школьных учреждениях - первосте­пенная задача педагогического и ме­дицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия состав­ляют основу воспитательно-оздорови­тельного процесса, цель которого - снизить заболеваемость детей.

Для закаливания дети должны быть одеты в двуслойную одежду: хлопчато- бумажное белье (майка, трусы), фланелевое платье или рубашку, на ногах - тапочки, колготки (носки, гольфы). По мере закаливания (постепенно) можно перейти на однослойную одежду.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки продолжительностью 4-5 часов в день, включающие подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Выходить на прогулку стоит в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя.

Детям до трех лет нельзя гулять при температуре ниже - 15°С. Дети по старше могут гулять при температур до - 20 °С.

Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересно для детей.

Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима.

Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множеств терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении воз можно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в вид кашля, насморка, чихания и т.д.

Практика показывает, что любы воздействия воздуха пониженной температуры оказывают полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшая физическую терморегуляцию.

Этому же содействуют и такие режимные моменты, как переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме. Его методика весьма проста и требует минимальных организационно-технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12-15 минут, в течение которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным сопровождением.

13. Зарядка после дневного сна проводится следующим образом.

  • В спальном помещении к концу сна температура воздуха снижают и поддерживают в пределах +13 °С.
  • В 15 часов дети просыпаются от звуков музыки и, еще лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения. Например, имитируют ходьбу, подтягивая на выдохе ноги к груди (поочередно правую- левую) и выпрямляя их, делают руками и ногами перекрестные и параллельные движения, покачивают согнутыми в коленях ногами вправо и влево с противоположным движением рук, а также выполняют различные движения в положении лежа на животе, на боку и др.
  • По команде - хлопок в ладоши или удаp в бубен - дети встают с постели, быстро меняют одежду, а затем в течение 1-1,5 минут выполняют цик­лические движения умеренной степени интенсивности (бег, бег на месте, ходьба).
  • Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений, дольку контрастные воздействия дыхательные пути осуществляются с помощью ритмичного спокойного литания или глубоких форсированных вдохов и медленного выдоха.
  • После этого следует перебежка в «теплое» помещение (игровое), в котором температура воздуха поддерживается в пределах 21-24° С.

Занятия, которые проходят в теплом помеще­нии, направлены на поддержание у детей интереса к закаливающим процедурам и создание у них положительного эмоционального настроя.

На этом этапе предлагаются:

Разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительной тренировки голосового аппарата;

Подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;

Разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражне­ний и танцевальных элементов, развивающих прежде всего координацион­ные возможности;

Различные виды ходьбы, марши­ровка, разнообразные построения и перестроения для развития ориента­ции в пространстве.

Возможно использование комнаты со спортивными снарядами и инвен­тарем для развития и укрепления свода стопы.

Этот инвентарь распола­гается так, чтобы все дети могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.

Характер пребывания в «теплом» по­мещении в целом отличается от пребы­вания в «холодном» более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались, выполняя физические упражнения.

Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате от 1-1,5 мин. долж­но быть не менее шести. Заканчивает­ся процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «Самолетики», «Пере­летные птицы», «Спутники планет».

При проведении контрастного воз­душного закаливания контраст темпе­ратур должен увеличиваться только постепенно - от минимального, рав­ного 3-4°С в начале проведения процедур до 15 °С у детей 4 лет и до 20 °С у детей 6 лет (спустя 2 месяца).

Ритмичная мажорная музыка, со­провождающая контрастные воздуш­ные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

14. Водные процедуры

Контрастное водное закаливание эффективнее воздушного, что обу­словлено значительно более высокой теплоемкостью и соответственно более высокой охлаждающей способностью воды по сравнению с воздухом. Нами предложена следующая методика кон­трастного водного закаливания.

  • Закаливающая процедура осущест­вляется в помещении с температурой воздуха 24-25 °С и воды в бассейне +27-30 °С. Заходят дети в бассейн-ванну, прежде приняв теплый душ.
  • После непродолжительного плава­ния и игры в воде воспитатель-методист, проводящий закаливающую про­цедуру, обливает детей водой из шланга (в виде дождя), температура которой ниже, чем в бассейне. Процедура повторяется 5-6 раз. Общее время пребывания детей в бассейне 10-15 минут. Время увеличения кон­траста температур до максимального - около 1,5 месяцев и зависит от воз­раста детей и частоты проведения занятий в бассейне.
  • При наличии четырех душевых уста­новок можно применять другой метод контрастного закаливания.
  • После пла­вания в бассейне дети принимают контрастный душ в двух рядом распо­ложенных кабинах, поочередно пере­ходя из одной в другую. Температура воды в первой кабине - +36-38°С, во второй - +32-33°С (пребывание в каждой - 29-30 сек.).
  • Через 7-10 дней разница температур увеличивает­ся до 6-8°С для детей 3-4 лет и до 18-20°С для детей 5-6 лет.Причем высокой эффективности за­каливания можно достичь только путем постепенного увеличения контраста температур.
  • Процедура заканчивается интенсив­ным растиранием банным полотен­цем.

При проведении водного закалива­ния следует неукоснительно соблю­дать правило: проводить его не ранее чем через 30-40 мин. после еды.

Эффективность закаливания возрас­тает, если процедуры проводятся и в домашних условиях.

Техни­чески это выглядит следующим обра­зом.

  • Ребенок встает под душ (темпера­тура воды - +34-36°С) на 30-35 сек., после чего его обливают из заранее приготовленной емкости водой, тем­пература которой на 2°С ниже, чем вода в душе.
  • Затем процедура повто­ряется. Весь процесс занимает 4-5 мин.
  • Через 1-2 недели разницу темпера­тур воды увеличивают до 4°С и посте­пенно за 2 месяца доводят ее до 15-16°С.
  • Заканчивается процедура растиранием кожи ребенка махровым полотенцем.

Процедуры закаливания должны выполняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая исключает перегревание и обеспечивает тонизирующее влияние изменения температуры окружающей среды.

Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температурной воздушной среды дома и в детском саду.

Для такой рациональной среды не подходит «комфортная» температуру которую нередко рекомендуют в некоторых руководствах и пособиях (количество вырабатываемого организмов тепла в этих условиях, особенно в состоянии ограниченной подвижности, эквивалентно теплоотдаче или на сколько превышает ее).

Температура воздуха, которую следует постоянно контролировать по комнатному термометру, не должна превышать +20°С. Это обеспечивается проветриванием и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы.

Сквозное проветривание до температуры +16°С и ниже в течение 5-6 мин. проводят 4-5 раз в отсутствии детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20-30 мин.

Вагабова Марьям
Закаливающие процедуры во второй младшей группе

Закаливающие процедуры во второй младшей группе

Актуальность :

Закаливание создаёт основу для физического и психического развития детей раннего возраста.

Закаливание - это активный процесс , который формирует сознательное активное отношение к физическому воспитанию.

Закаливающие процедуры способствуют укреплению здоровья и снижения заболеваемости у детей раннего возраста.

Объект исследования :

Процесс закаливания детей раннего возраста.

Предмет исследования :

Методы закаливания детей 3 – 4 летнего возраста.

Цель исследования :

Изучить теоретические основания и практический опыт закаливания детей раннего возраста и особенности организации педагогической работы по закаливанию детского организма .

Задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать особенности процесса закаливания детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть методы закаливания с детьми 3-4 летнего возраста;

4. Разработать комплекс мероприятий по закаливанию с детьми второй младшей группы .

Особенности процесса закаливания детей дошкольного возраста :

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка;

2. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на

закаливающую процедуру ;

3. Систематичность закаливания ;

4. Постепенность увеличения закаливающих воздействий ;

5. Последовательность применения закаливающих процедур ;

6. Многофакторность закаливания ;

7. Сочетаемость общих и местных охлаждений.

Традиционные методы закаливания во второй младшей группе :

1. Утренняя гимнастика;

2. Одежда в группе и на улице по погоде;

3. Прогулки каждый день с подвижными играми;

4. Хождение босиком до и после сна;

5. Гимнастика и хождение по «дорожкам здоровья» ;

6. Фитонциды – лук, чеснок;

7. Умывание водой;

8. Воздушные ванны, обливание ног и ходьба босиком по песку, траве;

9. Полоскание горла.

Комплекс мероприятий по закаливанию детей раннего возраста

№п. /п. Мероприятия Периодичность Ответственные

1 Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями После дневного сна Воспитатели, помощник воспитателя, инструктор по физической культуре

2 Обширное умывание с постепенным понижением температуры Несколько раз в день

3 Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика Ежедневно

4 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с пуговичками, шипами, ребристая доска, ходьба босиком по полу для профилактики плоскостопия детей) Ежедневно до и после дневного сна

5 Проветривание помещения По графику Воспитатели, помощник воспитателя

6 Утренняя гигиеническая гимнастика в проветренном помещении Ежедневно Воспитатели

7 Физкультурные занятия на свежем воздухе В течение года Воспитатели, инструктор по физической культуре

8 Дозированные солнечные ванны В летний период июнь-август с учётом погодных условий Воспитатели

9 Воздушные ванны на прогулке

10 Контрастное босо хождение (трава-песок)

Заключение :

Закаливание в детском возрасте создает основу для физического и психического развития, формирует сознательное активное

отношение к физическому развитию, то есть закаливание - это активный процесс .

В дошкольном учреждении закаливание детей является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.

Публикации по теме:

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть! Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть! Часто нам с вами закаливание кажется очень сложным и неинтересным процессом. На самом.

Консультация для родителей «Закаливащие процедуры» Все без исключения родители знают о пользе закаливания. Оно нужно для того, чтобы ребенок легче и без осложнений переносил простудные заболевания,.

Модель охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ. Закаливающие мероприятия Физкультурно- оздоровительная работа в детском дошкольном учреждении является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.

Профилактические и закаливающие мероприятия. Схема закаливающих мероприятий для детей 1 года обучения Сентябрь - октябрь -закаливание -оздоровительные мероприятия -воздушные ванны:.

Закаливающие процедуры в детском саду Организм ребенка старается приспособиться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Закаливание детей в детском саду призвано.

Проект на тему «Закаливание как форма укрепления здоровья» в первой младшей группе

Автор проекта: Воспитатель Золотухина Надежда Геннадьевна
Продолжительность проекта: Долгосрочный (учебный год).
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети 1,5-2 года, воспитатели, родители.
Актуальность: основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего МДБОУ. Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфофункциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к окружающей среде, дееспособность.
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей.
Цель: укрепить детский иммунитет и общее состояние здоровья, выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
Задачи:
-Разработать и доказать эффективность методики закаливания для укрепления здоровья детей.
-Показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ. Укрепить здоровье детей посредством закаливания.
-Разработать программу оздоровления детей посредством закаливания.
-Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
-Снизить заболеваемость в группе.
Формы проведения: организованная двигательная деятельность, оздоровительная работа, консультации родителей, физкультурные досуги.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение количества респираторных заболеваний детей старшей группы.
2.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
3. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Модель развития личности ребенка в процессе реализации проекта :
Модель здорового ребенка
Здоровый ребенок это:
Веселый и жизнерадостный
Не подвержен простудам
Психически здоров
Физически здоров
Хороший аппетит
Чистая речь
Любознательный
Хороший иммунитет
Правильная осанка
Активный
Румяный
Красивый
Организованная двигательная деятельность:
-Утренняя гимнастика (ежедневно)
-Занятия физкультурой (3 раза в неделю)
-Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
-Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
- утром
- после завтрака
- на прогулке
- после сна
- на второй прогулке

Базовая и игровая деятельность
Закаливание:

- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
- кислородный коктейль.
Оздоровительная работа
1. Сквозное проветривание
2. Санитарный режим
3. t0 = 20-22С
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой.
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Приём кислородного коктейля(осеннее- весенний период).

Основные этапы проекта.

Разработка проекта: выбор темы, постановка цели, составление плана деятельности по её достижению; работа с детьми, для стимулирования познавательной активности (беседы, просмотр видео, игры, привлечение к проектной деятельности родителей воспитанников, педагогов ДОУ (консультации).
II этап – основной
Сбор, накопление материала, подборка методов и вспомогательных материалов. Реализация проекта.
III заключительный
Подведение итогов проекта. Анализ сформировавшихся навыков здорового образа жизни, полученных детьми; активности детей. Сравнение данных по заболеваемости воспитанников в начале и в конце проектной деятельности по закаливанию.
I этап проекта – подготовительный
-изучение медицинских карт.
-наблюдение за детьми.
-создание необходимых условий для реализации проекта.
-перспективное планирование проекта.
-разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной.
План реализации проекта.
Апрель

-Консультация для родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
-Консультация для родителей «Понятие и методика закаливания».
-Стимулировать повышения внимания
к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. Формировать у родителей систему знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей.

Май
-ознакомление детей с методами закаливания – солнце, воздух, вода.
- утренняя гимнастика «Весна»
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 28 градусов.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Путешествие цветка» (с элементами дыхательной гимнастики).
-хождение босиком по дорожке здоровья.

Июнь
- утренняя гимнастика «На лугу»
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 28 градусов. Цель оздоровление и закалка организма детей.
- босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
- сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна « Бабочка» (с элементами дыхательной гимнастики).

Июль
- утренняя гимнастика «Стрекоза».
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 20 градусов.
-водные процедуры(бег под фонтанчиками) вода комнатной температуры +30 градусов,
5 – 10 минут.
- сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Хорошо,хорошо»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Август
- утренняя гимнастика «Одуванчик».
-принятие воздушных ванн; температура воздуха +30 - +20 градусов.
-босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
- водные процедуры(бег под фонтанчиками) вода комнатной температуры +30 градусов,
5 – 10 минут.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Любопытные вороны» (с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Сентябрь
-Консультация для родителей «Малыши холода не боятся». Цель – просвещение родителей о вреде «утепления» детей. Советы при подборе одежды.
- утренняя гимнастика «Солнышко».
-босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Мы проснулись»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Октябрь
- утренняя гимнастика «Весёлый огород».
-принятие воздушных ванн; при открытой форточке температура воздуха +28 - +20 градусов. Цель закаливание организма детей.
- гимнастика после сна «Лесные приключения»1-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
- приём кислородного коктейля.

Ноябрь
- утренняя гимнастика «Птицы».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Лесные приключения » 2-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Декабрь
- утренняя гимнастика «В гости к ёлочке».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Снежинки просыпаются»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
- употребление лука, чеснока в осенне-зимний период.

Январь
- утренняя гимнастика «Снежинки».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна «Заинька – зайчишка »(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Февраль
- утренняя гимнастика «Весёлые погремушки»
принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Ветерок» (с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.

Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период(чесночные амулеты).

Март
- утренняя гимнастика «За воротами весна»
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Пробуждение солнышка»1-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
-диагностика детей.
-общее родительское собрание «Об итогах работы за год».

III этап – итоговый, диагностический.

Оформление результатов:
1. Поощрение участников проекта:
а) награждение грамотами детей и их родителей
б) вручение памятных сувениров
2. Оформление презентации

Подведение итогов
Анализ активности детей,анализ сформировавшихся навыков здорового образа жизни, полученных детьми.
Сравнение данных по заболеваемости воспитанников в начале и в конце проектной деятельности по закаливанию.
Выявить позитивные изменения в здоровье детей. Обобщить имеющийся опыт и презентовать своим коллегам.

Закаливание – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца. Схема проводимых мероприятий может быть разной, зависит от уровня закалки детей, их возраста и возможностей детского учреждения. Индивидуальный подход диктует необходимость разделения детей на несколько групп. Например, совершенно здоровые дети и недавно переболевшие, ослабленные малыши, ранее закаливаемые и впервые приступающие к процедурам.

Закаливание малышей ясельного возраста.
Прежде чем вы начнете закаливать своего малыша, посоветуйтесь с врачом педиатром. И будет лучше всего, если вы будете советоваться с врачом весь период времени закаливания малыша.

Перечислим основные принципы закаливания:

-закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
-интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
-эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;
-воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
-воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
-сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
-поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С)
-ежедневные прогулки на свежем воздухе по 1-3 часа на свежем воздухе в любую погоду -тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
-одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Закаливание воздухом – это постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ваш малыш. Даже если на улице холодная погода, помещение необходимо проветривать примерно 3 раза в день. А вот летом, лучше всего, если форточка в комнате у малыша будет открыта постоянно. Так же очень важно и необходимо, что бы ваш малыш пребывал достаточное время на свежем воздухе.
А вот продолжительность пребывания малыша на свежем воздухе зависит от возраста малыша и погоды, примерно 1 – 3 часа. А вот в теплое время года, гуляйте с малышом как можно чаще. И лучше всего, если игры и сон вашего малыша проходили на свежем воздухе. Зимой воздушные ванны проводите в хорошо проветриваемой комнате. И в комнате, где вы будете закаливать своего малыша, должна быть температура воздуха не ниже 20 градусов и продолжительность первой воздушной ванны должна быть примерно 3 – 5 минут. Малыша раздевайте постепенно, а промежуток между этапами раздевания должна быть примерно 1 неделя. И постепенно, через 3 – 4 дня температуру снижайте на 1градус, доводя примерно до 16 градусов. Летом воздушные ванны малышу начинайте проводить с температуры 20 градусов и ее продолжительность примерно 5 минут. Так же процедуру необходимо проводить в тени, для того, что бы на малыша не попадали прямые солнечные лучи. Лучшее время для закаливания с 9 до 12 часов утра.

Солнечные ванны проводите через 1 – 2 часа после завтрака, малышу которому уже исполнилось 2 годика. Лучшее время для солнечных ванн с 10 – 12 часов дня, 1 раз в день. Первая солнечная ванна должна длиться примерно 2 минуты, в тени при температуре не ниже 18 – 20 градусов. И каждые примерно 2 дня продолжительность ванн увеличивайте на 1 минуту. Постепенно доводите до 20 – 30 минут не более. И если вдруг в поведении вашего малыша что-то изменилось, прекратите процедуру.

Закаливание водой. Для этого можно использовать обтирание, умывание и обливание. Начальная температура воды при умывании должна быть 30 градусов, а затем снижайте ее на 1градус и постепенно доводите, каждые 3 дня до 20 градусов – для малышей от 1 – 2 лет и до 18 градусов – для малышей 2х – 3х лет. Начинайте умывание с лица, шеи, а так же руки до локтя. Проводите обтирание рукавичкой смоченной водой. Сначала оботрите ручку малыша и следом вытрите сухим махровым полотенцем, проделайте эту процедуру с другой ручкой, затем грудь, живот, спина и ножки малыша. Температура воды для обтирания должна быть 34 – 35градусов. И постепенно снижайте на 1градус, но она должна быть не ниже 25 градусов. И продолжайте обтирание примерно 6 минут. Примерно через 1.5 месяца можно приступать к обливаниям. Обливание можно проводить, если малышу уже исполнилось 1.5 годика и малыш совершенно здоров. И проводите обливание, как летом, так и зимой. Летом температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов. А начальная температура воды при обливании малыша должна быть не ниже 34 – 36градусов каждые 4 дня снижайте на 1 градус, доводя до температуры 26 – 28градусов – для малышей до 2х лет и до 24 – 26 градусов – для малышей до 3х лет. Начинайте обливать сначало шею, затем грудь, бока, спину, руки и ноги малыша. После обливания оботрите малыша махровым полотенцем. После обливания оботрите малыша махровым полотенцем. Голову малышу обливать не стоит. Обливание должно длиться примерно 2 минуты, и проводить обливание малыша лучше с утра. А вот уже с 2-х летнего возраста, малыша можно купать в реке или в озере.
Но не оставляйте малыша одного в воде без присмотра. И перед купанием облейте малыша несколько раз водичкой. Начните купать малыша примерно через час после еды. Необходимо, что бы погода была безветренной, а температура воздуха примерно 24 – 25градусов и вода 22 – 23градуса. И купать малыша лучше после обеда. Не стоит купать малыша первый раз более 3х минут. А постепенно время купания можно довести до 6 минут.
Приложение

Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №6

Сентябрь без предметов «Солнышко»

Выглянуло солнышко и зовет гулять.
Как приятно с солнышком вместе нам шагать
Выглянуло солнышко, светит высоко.
По тропинке с солнышком нам бежать легко.
ОРУ «Поиграем с солнышком»
1.«Греем ладошки»
Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,
Наше солнышко-колоколышко
И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.
2.«Ищем лучик»
Показался солнца лучик – стало нам светлее.
Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.
И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево И.п. 2 раза
3.«Радуемся солнышку»
Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз
И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора

Октябрь без предметов «Веселый огород»

В огород мы пойдем, урожай соберем!
Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.
Эй, лошадка, гоп-гоп,
Отвези нас в огород.
Бег стайкой за воспитателем 8 сек.
ОРУ «Веселый огород»
1.«Капуста»
У капусты качены -вот такой величины!
И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.п. – 3 раза.
2.«Морковка»
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
И.п. сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – и.п. – 4раза
3.«Веселье»
Дружный наш огород веселиться и поет
И.п. – ос. Прыжки на двух ногах на месте. – 4 раза
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.
Ходьба стайкой за воспитателем.

Ноябрь без предметов «Птицы»

Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.,
Птицы улетали, крыльями махали.
Вот так, вот так крыльями махали.
Бег стайкой за воспитателем 8 сек.
ОРУ «Птички»
1.«Птички ходят по водичке»
Ходят по водичке птички-невелички.
Ходят, лапки поднимают птички – невелички.
Вот так, вот так ходят у водички
И.п. – о.с. ходьба на месте высоко поднимая колени. - 6 раз
2.«Пью птички»
Сели у водички птички – невелички.
Лапки, клювики помыть сели у водички.
И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза
3.«Зернышки клюют»
И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют.
И.п.- ноги на ширине плеч руки опущены, наклоны вперед.
Полетели птички, птички невелички.
Взвились в небо высоко, улетели птички.
Ходьба стайкой за воспитателем.

Декабрь без предметов «В гости к елочке»
Чтобы нам не потеряться
Нужно за руки держаться.
Отправляемся мы в лес,
Ждет нас много в нем чудес.
По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идем и не чуть не устаем.
Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.
Холодно в лесу зимой побежали все за мной
ОРУ «В гости к елочке»
1.«Высокая елка»
вот полянка, вот и лес.
Вот и елка до небес.
Вот она какая,
Елочка большая!
И.п стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Поднять руки верх посмотреть на них – И.п. – 4 раза.
2.«Украшаем елку»
Мы сегодня принесли
Яркие игрушки.
Здесь конфеты и шары,
Пряники хлопушки
Вы игрушки доставайте елку вместе украшайте
И.п. стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки
вперед-вверх – движение кистями «вешаем игрушки» - 4 раза.
3.«Радуемся елке»
Распушила елка лапы,
Стала красоваться.
А мальчишки и девчонки
Стали улыбаться.
И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза

Январь без предметов «Снежинки»
Ах, зима, зима белоснежная пришла
Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.
Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.
Ходьба на носках 10сек.
Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.
Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки.
Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.
ОРУ «Снежинки»
1.«Играем со снежинками»
В одной ладошке и в другой подержим мы снежочек свой
И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И.п.. – 4 раза.
2.«Делаем снежок»
На снежок ты погляди, да смотри не урони
И.п. стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И.п - 4 раза.
3.«Замерзли ножки»
Мы попрыгаем немножко, мы погреем наши ножки

Февраль без предметов «Веселые погремушки»
Ходьба на носках 15сек.
Бег в колонне по одному за воспитателем 20 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «Веселые погремушки»
1.«Позвеним вверху»
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки с погремушками за спиной. Поднять руки вверх, позвонить ими, потом вернуться в И.п. – 4
раза
2.«Спрятали погремушки»
И.п. погремушка за спиной, присесть вынести погремушку, позвенеть и вернуться в и.п. – 4 раза.
3.«Прыгаем с погремушкой»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.

Март без предметов «За воротами весна»
Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко
Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.
Ходьба на носках 15сек.
С солнцем нам легко бежать, будем мы весну встречать
Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «За воротами весна»
1.«Сосульки»
Вот сосульки как морковки, нам их хочется сорвать
Только в рот нельзя их брать.
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться на носочки, потом вернуться в И.п. – 4
раза
2.«Капель»
Солнце светит целый день кап-кап звенит капель
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И.п. – 4 раза.
3.«Радуемся весне»
Ой весна, весна, весна, долгожданная пришла
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Апрель без предметов «Весна»
Просыпается природа, улучшается погода.
Ах, в апреле весна настоящая пришла.
Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко
Ходьба на носках 15сек.
Снег растаял там и тут – ручейки звенят, бегут.
Перестроение в полукруг
ОРУ «Весна»
1.«Скворцы прилетели»
Из далеких из краев возвращаются скворцы.
Будут гнезда скоро вить, и появятся птенцы.
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Птички зернышки клюют»
Ходят птички там и тут, зернышки с земли клюют.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон вперед достать пальцами пол – И.п. – 4 раза.
3.«Ленивый кот»
лежебока кот проснулся и лениво потянулся – что такое?
Весна долгожданная пришла
И.п. – о.с. Потянуться вверх, потом прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз

Май без предметов «На лугу»
Скоро травка подрастет, кто на луг гулять идет?
Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.
Чтобы травку не помять надо на носочки встать
Ходьба на носках 15сек.
А лошадка на лугу прыгает резвиться, зиму всю и всю весну
Травушка ей сниться.
Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «На лугу»
1.«Бабочка»
Расправляет крылышки бабочка красавица.
Яркая нарядная всем ребятам нравиться
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки к плечам. Руки в стороны, потом вернуться в И.п. – 4 раза

Июнь «Стрекоза»
Это что за вертолет, Отправляется в полет?
Это просто стрекоза, непоседа егоза.
И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Повороты вправо - влево – И.п.
4 раза.

Июль «Одуванчик»
Маленькие солнышки, яркие головушки.
Одуванчики цветут, распускаясь там и тут.
И.п. сидя ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги (можно слегка развести), одновременно выпрямить руки вверх
и в стороны. 5 раз
4.«Жук»
Жук проснулся и жужжит, Над травою он летит.
Дети бегают врассыпную по залу со звуками «Ж-Ж-Ж» под музыку, музыка останавливается дети останавливаются и походят к воспитателю – 2 раза.

Гимнастика пробуждения после дневного сна
Апрель «Пробуждение солнышка» 2-я часть
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.
2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.
(Повторить 2 раза).

Май «Путешествие цветка» 1-я часть
1. «цветы просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.
2. «цветочки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
3. «цветочки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4. «листопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5. «Танец цветов» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Июнь "Бабочка"
Спал цветок И.п.: сидя на корточках, вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена.
И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.
Больше спать не захотел И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел Дети выполняют движения по тексту. (2-3 раза).

Июль «Хорошо, хорошо»
1. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
2. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
3. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза).

Август
«Любопытные вороны»
1. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
2. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
3. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Сентябрь "Мы проснулись"
1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)
2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)
3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)
4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Октябрь «Лесные приключения» 1-я часть
1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

Ноябрь «Лесные приключения» 2-я часть
1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
3. «Волчок-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.
4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.
5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

Декабрь «Снежинки просыпаются»
1.Снежинки просыпаются - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.
2.Снежинки-пушинки - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
3.Снежинки-балеринки - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4.Снегопад - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5.Танец снежинок - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Январь «Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.

Февраль «Ветерок»
1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

Март «Пробуждение солнышка» 1-я часть
1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)
2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)
3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)
4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)
6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)
Обычная ходьба босиком.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: