Расширить сознание, отдохнуть душой, восстановить жизненные силы
Думай ХОРОШО,
и будет Х-О-Р-О-Ш-О-!
Путешествие за ПОНИМАНИЕМ / Библиотека / Будь здоров! / Статья из №6 за 2006 г.
Жорес Медведев. Антиоксидантная теория
Натуральные антиоксиданты
Поиск способов продления жизни привел к созданию синтетических антиоксидантных препаратов, защищающих организм от действия свободных радикалов. Во многих странах такие добавки к питанию сейчас свободно продаются в рамках «альтернативной медицины», но в отличие от лекарств они не проходят клинических испытаний. Правда, некоторые исследователи проверяли их действие в экспериментах на животных, а затем включали в повседневный рацион. Но больших успехов в продлении жизни синтетическими антиоксидантами достигнуто не было.
Проблемы такой «терапии от старости» состоят даже не в том, что антиоксиданты не выполняют функций по ликвидации кислородных радикалов, а в том, что синтетические препараты, не включаясь в нормальный метаболизм, не проникают в те внутриклеточные структуры (например, в митохондрии), в которых происходят энергетические реакции. Кроме того, организм плохо приспособлен к удалению синтетических продуктов. Как радиопротекторы, то есть вещества для защиты от последствий радиации, они используются в течение коротких периодов времени. В качестве же геропротекторов (веществ, защищающих от старения) их предлагается применять в течение многих лет. По моему мнению, в этом нет необходимости, так как существуют многочисленные натуральные антиоксиданты в тех пищевых продуктах, которые потребляются ежедневно и метаболизм которых достаточно хорошо изучен. Красное вино, основной действующий компонент «французского парадокса», — далеко не единственный и отнюдь не самый богатый источник природных антиоксидантов.
В Тафтском университете в Бостоне проводится многолетнее экспериментальное исследование разных пищевых продуктов, в ходе которого определяется их способность быстро нейтрализовать свободные радикалы. Способность разных продуктов к нейтрализации свободных радикалов бостонские исследователи подсчитывают в единицах ORAC (от англ. oxygen radical absorbance capacity). Исходя из результатов своего эксперимента они предлагают считать нормой 3500 ORAC в день и добавляют: «удвоение этой дозы может дать дополнительную защиту от старения». Зная число единиц ORAC, содержащееся в продуктах, можно рассчитать количество таких продуктов на день.
| Продукт | Кол-во ORAC в 100 г |
| Чернослив |
5770 |
| Перец красный |
731 |
| Изюм |
2830 |
| Вишня |
670 |
| Черника |
2234 |
| Фасоль зеленая |
503 |
| Ежевика |
2036 |
| Лук |
449 |
| Баклажаны |
386 |
| Черная смородина |
1650 |
| Капуста цветная |
377 |
| Малина |
1220 |
| Капуста кочанная |
298 |
| Шпинат |
1210 |
| Картофель |
313 |
| Сливы |
949 |
| Яблоки |
218 |
| Брокколи |
888 |
| Бананы |
221 |
| Свекла |
841 |
| Помидоры |
189 |
| Авокадо |
782 |
| Кабачки молодые |
150 |
| Виноград красный |
739 |
| Огурцы |
54 |
| Виноград белый |
446 |
| Апельсины |
740 |
Большинство природных антиоксидантов — витамины и пигменты, с помощью которых сами растения защищаются от свободных радикалов. У растений есть и ферментативные системы защиты, но, поскольку они образуют кислород из СО2 в хлоропластах, вся поверхность листьев и многих плодов состоит из антиоксидантов для самозащиты от этого выделяемого в атмосферу кислорода. Некоторые растительные антиоксиданты (токоферол, каротиноидные пигменты) растворимы в жирах, другие (флавоноиды, полифенолы, аскорбиновая кислота) — в воде. Очень активен антиоксидант свеклы бетацианин. Свекла, кроме того, содержит много железа и фолиевой кислоты, способных связывать кислород. Зеленые листья молодой капусты, еще не образующей плотного кочана, особенно ценны, поскольку содержат много каротина, витамина С, фолиевой кислоты и цинка. Соки из черники, смородины и даже свеклы являются более сильными антиоксидантами, чем красное вино.
Витамин Е и бета-каротин
Наибольшее распространение среди антиоксидантов в коммерции получил витамин Е (токоферол). Поскольку он растворим в жирах, то появилось предположение, что именно токоферол способен лучше всего защищать от свободных радикалов липопротеиновые клеточные мембраны. В опытах на мышах эта гипотеза получила подтверждение, и мегадозы витамина Е, как правило синтетического, стали поступать в продажу. В качестве витамина токоферол рекомендуется принимать в дозах 30-40 мг в сутки для взрослых и 10-20 мг — для детей, но в качестве антиоксиданта для продления жизни стали выпускать капсулы в 200, 400, 800, 1000 и даже 2000 мг.
Клинические испытания таких мегадоз начались лишь в 1997 году. К 2004 году было проведено в разных институтах 19 клинических испытаний, в которых приняли участие 135967 человек. Доклад по итогам этих испытаний, обсуждавшийся на заседании Американской ассоциации болезней сердца 10 ноября 2004 года, привлек внимание большинства западных газет и других средств массовой информации. Обобщенные результаты этих многолетних клинических испытаний показали, что увеличение ежедневных доз витамина Е до 200 мг не оказывало заметного положительного или отрицательного действия. Однако дальнейшее увеличение доз до 400 или 800 мг приводило к росту смертности, иногда на 10%. Было подсчитано, что на каждый миллион человек, принимавших мегадозы витамина Е, ежегодно умирало 9 тысяч человек именно в результате этой практики. В лондонской газете «Тайме» от 11 ноября 2004 года появилась большая статья «Витаминная стимуляция, которая может вызвать раннюю смерть». Однако капсулы с мегадозами витамина Е в 400, 800,1000 и 2000 мг пока еще продаются и в аптеках, и в магазинах здоровья, широкая реклама мегадоз витамина Е все еще действует во многих странах, в том числе и в России.
Аналогичные результаты были получены в клинических испытаниях другого антиоксиданта — бета-каротина (провитамина А). В клинических испытаниях, проводившихся в течение 12 лет, принимало участие 138113 человек разного возраста. По заключению исследователей из отдела сердечно-сосудистой медицины клиники в Кливленде (США), «мегадозы каротина приводили к незначительному, но статистически достоверному увеличению смертности, в основном от сердечно-сосудистых заболеваний». Правда, излишки каротина оказались менее токсичны, чем избыток токоферола. Очевидно, это связано с тем, что провитамин А легче подвергается расщеплению и удалению из орга низма. Каротин обычно сопутствует хлорофиллу в зеленых частях растений, и организм в течение эволюции приспособился к его переработке.
Больше всего растительных антиоксидантов потребляют травоядные животные, но это не обеспечивает им долгой жизни. Питание же человека — это всегда баланс между веществами, которые необходимы его организму для обмена веществ, и теми соединениями, которые подлежат детоксикации, расщеплению и удалению, желательно с минимальными вредными последствиями.
Геронтологические советы
- Пищевые антиоксиданты содержатся в основном в овощах, фруктах и растительных жирах. Высокое содержание антиоксидантов (прежде всего токоферола и каротиноидов) в семенах растений предохраняет их ненасыщенные жиры от окисления, что продлевает период их жизнеспособности, то есть всхожести. Попадая в организм животных (в том числе и человека) через пищеварительную систему, растительные антиоксиданты пассивного действия, безусловно, нейтрализуют свободные кислородные радикалы в таких средах, как кровь, лимфа, в слизистых оболочках, в которые они проникают.
- Наличие в красном вине флавоноидов не отменяет рекомендацию потреблять его очень умеренно. В статье о «французском парадоксе», цитировавшейся в прошлом номере, в частности, говорится: «Даже если красное вино действительно защищает от сердечно-сосудистых заболеваний, мы воздерживаемся от рекомендаций применять вино для этой цели. Следует учитывать широкое распространение во Франции цирроза печени, рака печени и некоторых других форм рака».