Опытно экспериментальная деятельность в подготовительной группе весной. Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Юные Химики

Полищук Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №6 ст. Новоминская, Каневской район, Краснодарский край.
Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. Познакомить с новыми свойствами: молоко может менять цвет, определить жирность молока. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Дата публикации: 20.02.2018

Конспект ОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Мы – учёные»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

развитие речи,

физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом . Познакомить с новыми свойствами : молоко может менять цвет, определить жирность молока. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе. Воспитывать интерес и желание развивать свой кругозор.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы в эксперименте « Дождь в стакане».

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Оборудование: Сосуды с водой, красная,зелёная, синяя краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, уксус, пипетки, гелевые шары, мольберт, халаты (для детей и воспитателя, эмблема смайлика, пена для бритья, яйцо, спички, мешочек с водой, цветные карандаши, масло растительное, аспирин, спица, воздушный шарик, тазик с водой, цветы, фокусник.

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « Вулканы», музыкальное сопровождение, видеообращение

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.

Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.

Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.

Ход образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне хорошее настроение, в зале приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята, тоже хорошее настроение (дарит смайлики)

Милена, скажи, какое у тебя настроение? (хорошее). Мое хорошее настроение плюс твое хорошее настроение - это уже два хороших настроения.

А у тебя, Маша, какое настроение? (отличное) Присоединяйся к нам и т. д.

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

А теперь давайте подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!

Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.Что такое лаборатория? (ответы детей).Что в ней делают? Кто там работает?

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да).

Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду (одевают халаты и чепчики).

Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.

(Звучит таинственная музыка)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ученых превратились (открывается занавес)

Глазки открываются,

А чудеса продолжаются.

2. Основная часть.

Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Акакия Доромидонтовича Мензуркина.

Здравствуйте профессор! (тишина)

Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

Профессор: Добрый день, Наталья Владимировна, здравствуйте ребята, здравствуйте гости Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов. Мои подсказки вы можете найти на экране интерактивной доски. Желаю успехов в ваших научных экспериментах.

(Звучит сигнал, видео исчезает)

Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами

великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.

Ребёнок:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:

Всех в лабораторию сегодня

Приглашаю вас пройти

Интересней приключения

Вам ребята не найти!

Друг за другом становись

Крепко за руку берись

Отправляемся друзья

Отставать никак нельзя!

(Дети присаживаются на мягкие модули)

А сейчас послушайте, и скажите о чем идет речь:

Ну, конечно, чудо это

Вот, уже который век

Даже самым жарким летом

На ее вершине - снег. (Гора)

Поднимите руку, кто видел горы?

А кто знает, что такое вулкан?

Я расскажу вам легенду о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан. И

нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

А вы хотите посмотреть на вулканы? Тогда подходите вот к этому столу. Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране интерактивной доски.

Презентация: "Вулканы".

Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.

А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом - это действующий вулкан.

А какой формы все вулканы? Как она называется? (Конус.)

Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).

Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер.

Давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.

Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.

А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.

Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (воду)

Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на экран компьютера.

На экране схема проведеня опыта

Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?

А теперь давайте проведём эксперимент «Извержение вулкана».

Скажите, что сейчас произошло?

А почему так получилось?

Вам понравился наш опыт?

Я думаю, что профессору было бы интересно увидеть наши результаты.

(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это ещё придумал профессор. Какой красивый шарик, и он нам что то принёс (загадывает загадку).

Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко)

Я всё поняла, профессор Мензуркин предлагает сделать эксперимент с молоком.

Ребята, а вы любите рисовать? А на чем можно рисовать?

А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?

2 Эксперимент с молоком.

Воспитатель : Так как работа выполнена, можно и отдохнуть

Физминутка.

Раз. Два. Три. Четыре, пять

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко

потрясем ладошки тоже

повращаем головой

усталость всю сняло рукой.

В зал влетает ещё один шарик с привязанной загадкой.

Воспитатель загадывает загадку:

Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (дождь)

Опыт № 3 « Дождь в стакане». Вывод: капельки собираются в тучке, тяжелеют и падают на землю.

Ребята, посмотрите, профессор Мензуркин приготовил для нас ещё очень что то интересное.

Опыт № 4 « Гелиевая лампа».

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Вам понравились опыты? Я думаю, что профессор будет очень рад. Вы так вели себя в лаборатории хорошо, за это я пригласила к нам весёлого фокусника и он сейчас появится здесь. Покажет вам и нашим гостям интересные фокусы.

Звучит музыка, входит фокусник,

Фокусник : Здравствуйте, ребята, дорогие зрители,

забавные фокусы увидеть все хотите ли?

Дети : Да!

Фокусник : Тогда садитесь, не зевайте,

А за мною наблюдайте.

(подходит к столу)

Всем на удивленье начинаем представление.

Фокус № 1 "Волшебный мешочек"

Фокусник : Ребята, а что у меня в руках? Что внутри?

Дети : мешочек, вода.

Фокусник : возьми карандаш, попробуй проколоть его?

(вызывает ребёнка, ребёнок прокалывает и вода выливается)

Фокусник : а у меня есть волшебный мешочек с водой, когда его прокалываешь, вода не льётся.

(демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Фокус № 2 «Шарик на спице» (демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Фокус № 3 « С яйцом» (демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Воспитатель: Спасибо, фокусник, ты нас повеселил, какие интересные фокусы нам показал.

Фокусник: Ребята, мне у вас так понравилось, но мне уже пора. А вот эти воздушные шарики я вам дарю на память. До свидания. (уходит).

Воспитатель : Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторный центр к Профессору Мензуркину подошло к концу. Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? А что запомнилось больше всего? А хотели бы вы стать настоящими учёными?

Путешествие прошло на славу,

всем пришлось оно по нраву

К знаниям стремитесь, иначе нельзя

Новых вам открытий.

А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Воспитатель : Ребята! Я Желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.

(звучит музыка, дети уходят)

В условиях современного общества особенно значимыми становятся такие как самостоятельность, способность совершенствовать свои навыки, постоянно обучаться, расширяя базу знаний. И сфера образования, в том числе дошкольного, не может оставаться в стороне, ведь именно она формирует задатки к дальнейшему развитию детей. Новым направлением работы с воспитанниками детских садов является экспериментирование в ДОУ, направленное на познание свойств предметов и явлений природы через их непосредственное восприятие. Такое обучение самое эффективное.

Экспериментирование в подготовительной группе

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно экспериментирование в подготовительной группе детского сада. В этом возрасте исследование - естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДОУ смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.

Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия в подготовительной группе - помочь ребенку:

  • выбрать объект;
  • найти метод;
  • собрать наиболее полную информацию.

Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС - это активно развивающееся направление дошкольной педагогики, конкретные методики которого создаются и опробуются в современных детских садах. Воспитатели строят собственные программы занятий на основе общих целей и задач.

Цели и задачи технологии

Экспериментирование в подготовительной группе - важная часть познавательной работы. Его значение очень велико. Подготовительная группа - это дети предшкольного возраста, которые находятся в ДОУ последний год. Таким образом, полученные здесь умения и знания становятся основой дальнейшего обучения. Детское экспериментирование в ДОУ имеет следующие цели:

  • создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
  • развитие эмоционально-ценностной сферы личности;
  • обогащение словарного запаса и общего багажа знаний;
  • совершенствование способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Реализация этих пунктов будет тем успешнее, чем более системно выстроен процесс познания и эффективно взаимодействие малыша и взрослого.

Ожидаемые результаты

Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и в подготовительной группе? Итог педагогического процесса должен быть следующим:

  • У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
  • Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
  • Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.
  • Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Все что нужно - на виду

Что такое уголок экспериментирования в ДОУ? Детский сад, практикующий инновационное обучение, обязательно оснащается соответствующими материалами. Уголок экспериментирования в ДОУ должен состоять из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны и иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов. Экспозиция не должна быть статичной: дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. Наиболее приемлемым вариантом станет тематическая выставка к каждому занятию. В день, когда изучаются свойства магнитов, в уголке экспериментирования будут находиться не только исследуемые объекты, но и образцы различных металлов и иных материалов: дерева, пластика, резины, минералов и т.д.

Вообще же, уголок экспериментирования в подготовительной группе в обязательном порядке должен содержать в себе все, что требуется для того, чтобы изучить вес, притяжение, время, простые химические реакции и физические явления. В большинстве своем это бытовые вещи, которые мы используем в повседневной жизни.

Чем конкретно наполнить уголок экспериментирования в подготовительной группе? В неи должны присутствовать:


Конструирование в подготовительной группе

Конструирование как один из видов экспериментирования отлично подходит для детей от 5 до 6 лет. Подготовительная группа для этой работы - благодатная почва: дошкольники любят взаимодействовать с материалами и формами, знают, какими бываю те и другие, многое уже делают самостоятельно и при этом развивают свои навыки. А то, что им пока не под силу, учатся совершать с помощью воспитателей.

Конструирование в подготовительной группе имеет своей целью расширение представлений ребенка о физических свойствах предметов. Также развивается креативность (способность мыслить творчески, нестандартно).

Кроме того, на этих занятиях обязательно воспитывается эмоционально-ценностная сфера. Обучающиеся вспоминают о том, где, в каких реальных условиях происходят действия, которые они моделируют на уроке, и учатся уважительно относиться к людям труда. Например, строя дом из кубиков, дошкольник соотносит собственную работу с деятельностью настоящего строителя-каменщика. А запуская с горки конструкцию на колесах, считает себя инженером автомобильного завода. Также развивается и Малыш должен сопоставить схему будущей конструкции с материалом для ее формирования, соотнести свои действия с предложенной инструкцией и получить необходимый результат.

Примерные темы занятий

Детям интересно все, что их окружает, они готовы изучать что угодно, проводя опыты и эксперименты с предметами и веществами. Задача педагога - систематизировать их знания, значит, и занятия должны быть системными, тематическими. Экспериментирование в подготовительной группе охватывает все сферы жизни - от человеческих органов чувств до космических путешествий.

Изучаем камни

В рамках этого занятия дети узнают, что такое камни, откуда они берутся, какими бывают, как применяются людьми. Важно рассказать о драгоценных и полудрагоценных самоцветах, строительных материалах и др. В работе используются разные горные и скальные породы, которые различаются по цвету, текстуре, весу и т. д. Часть камней можно подготовить заранее, а часть собрать на прогулке, поддерживая интерес детей к опытнической деятельности.

В развитии темы будет уместно провести занятия о древних окаменелостях (известняк, мел, каменный уголь, кораллы), видах почвы и воздействии на нее климатических условий (ветер, тепло, мороз).

Вода и ее свойства

Вода - великолепный материал для проведения опытов с детьми. Ее легко можно заморозить, испарить, окрасить или газировать. В цикле занятий о воде подготовительной группе дается информация о ее местонахождении в природе, роли в экологическом балансе, физических и химических свойствах. В дальнейшем тему можно продолжить, рассмотрев обитателей морей, озер и рек, обсудив проблему загрязнения акваторий на планете. Дети должны прийти к выводу о необходимости сохранения чистой воды и предложить способы ее экономии в быту.

Человек

Тема раскрывается постепенно, в такой последовательности:

  • рука человека (как средство познания и совершения действий);
  • кожа (ее чувствительность, реакция на солнце или воду, уязвимость при нагреве или охлаждении);
  • уши и нос (функции, значение, рекомендации по сохранению их здоровыми).

Магнит

Знакомство с магнитом, его характеристиками и взаимодействием объекта с другими материалами.

Эти занятия весьма захватывающи, они напоминают даже не опыты, а самые настоящие фокусы. Магнитики бегут друг навстречу другу или, наоборот, в разные стороны, притягиваются в полете, через стол, бумагу или ткань. Особое внимание ребят можно привлечь к тому факту, что металлы, которые подвергались воздействию этого объекта эксперимента, также частично приобретают его свойства.

Грунт. Песок и глина

Обсуждается сходство и различия разных видов грунта, их текстур, свойств, состава, способов использования человеком. Подразделение на разные типы песка (речной, морской, крупный, мелкий, силикатный, строительный) и глины (желтая, красная, черная, голубая, белая, гончарная, лечебная и т. д.). Опытные образцы можно растворять в воде, просеивать, лепить из них фигурки и оценивать результат.

Воздух

Педагог знакомит детей со его ролью для человека и всего живого. Наиболее наглядным способом изучения этого объекта будут надувные шары. Также иллюстрируют движения воздуха ленточки, пушинки, перья и другие легкие предметы. Не нужно ничего экзотического - даже ватные шарики или комки тонкой бумаги смогут послужить этой цели.

В рамках цикла занятий на данную тему рассматривается соотношение веса воздуха разной температуры: теплый поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Солнце и космос

Воспитатель дает детям первоначальное представление о Солнечной системе, ее строении, о том, что планеты становятся тем холоднее, чем отдаленнее они от центра. Здесь же можно поговорить и о созвездиях, в том числе об их символическом обозначении. Дети могут вообразить себя космическими путешественниками, находящимися в невесомости.

Электричество

Электричество как особый вид энергии и приборы, работающие на нем, - вот тема этого занятия. Дети вспоминают и перечисляют бытовую технику и игрушки, которые у них есть, и размышляют о том, что приводит их в движение. Отдельно упоминается опасность электричества, которое "бежит по проводам", и правильное обращение со всем, что с ним связано.

Цвет и свет

В ходе занятия дети узнают, что такое цвет, как он получается при отражении определенных световых лучей. Вводится понятие спектра, которое можно проиллюстрировать на основе радуги.

Заключение

Перед тем как начинать или даже планировать любой урок, необходимо четко представлять себе, какой результат должно принести проведенное занятие. Экспериментирование в подготовительной группе ДОУ не исключение. Самое главное для педагога - научить детей самостоятельно мыслить, делать выводы, понимать причинно-следственные связи. Это необходимо для любого обучения, а учится каждый из нас всю жизнь.

Нельзя обойти вниманием и нравственную часть воспитательного процесса. Важно привить детям любовь к природе, тому, что их окружает, способность и желание беречь ее чистоту и уважать неприкосновенность.

Сегодняшние малыши-воспитанники подготовительной группы - это поколение, которому предстоит жить, строить, изобретать и любить ближайшие лет пятьдесят. И очень важно то, что они вынесут из воспоминаний детства, какими будут их выводы в отношении окружающей действительности.

Работу воспитателей можно сравнить с деятельностью настройщиков музыкальных инструментов: как они ее сделают, так и зазвучит мелодия ребячьих душ и нашего общего будущего.

Елена Власова
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы

Досуг по опытно – экспериментальной деятельности детей подготовительной группы .

Воспитатель : Власова Елена Михайловна

«Хочу все знать»

Цель :формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности .

Задачи :

1. Расширять представления детей об окружающем мире , через опытную деятельность .

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы.

1 вед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории!

2 вед. Уважаемые гости! Мы приглашаем вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Добро пожаловать в нашу исследовательскую лабораторию «Хочу все знать»

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

1 вед. Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился ,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?

2 вед. Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что же, гости, начинаем!

1 вед. Итак, наша первая лаборатория! Давайте посмотрим, чем же здесь заняты наши юные исследователи.

1.«Где прячется воздух» .

Дети :

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

ОПЫТ № 1

И так, сегодня мы покажем вам два опыта . Их секрет мы будем разгадывать вместе. Главным героем опытов сегодня будет воздух.

Первый опыт называется «Сухим из воды» .

1. Из «волшебного сундука» достаем прозрачный стакан, салфетка, кусочек двустороннего скотча.

Эти предметы вам хорошо знакомы и наверняка есть в каждом доме. Но в наших руках с ними сейчас произойдет настоящее чудо! Смотрите внимательно. Мы прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. Убедитесь, что она абсолютно сухая (дать потрогать салфетку на дне стакана) . И так наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду, затем стакан вынимается)

Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой?

Давайте проверим наши догадки (дать возможность потрогать салфетку)

Вот так фокус, удался! Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. Как же это получилось? Мы уверены, что вы разгадаете секрет (дать возможность самим повторить эксперимент) .

Итак, коллеги, мы доказали, что в стакане находится воздух, который не дал воде намочить нашу салфетку.

Ну а теперь второй опыт , который называется «Волшебная бутылочка» .

Из «волшебного сундука» достаются воздушные шарики и охлажденная стеклянная бутылка.

Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (ответы) . Почему шарик надувается? Но ведь мы с вами волшебники и надувать мы их будем с помощью горячей воды и обыкновенной бутылки. Потрогайте, какая она холодная (надеваем шарик на горлышко бутылки) . А теперь тихо произнесите волшебные слова

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем шарик надувать!

А теперь давайте поставим бутылочку в воду и понаблюдаем за волшебством. Что мы видим? Наш шарик наполняется воздухом и надувается! Но в чем, же секрет нашего опыта ? Может вы уже догадались? (ответы) .

Мы с вами знаем, что шарик надувается, когда мы вдуваем в него воздух. Как же мы надули шарик, даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш опыт с самого начала . Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Он состоит из очень маленьких частиц-молекул. Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше. Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали поставили бутылку в горячую воду, то воздух в ней тоже стал нагреваться, молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке, и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик

Можно сделать вывод, что воздух в бутылке расширяется, и перемещается из бутылки в шарик.

2 вед. А вот и вторая лаборатория, посмотрим, что же интересного происходит здесь.

2. Свойства магнитов.

Дети :

Загадка : Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Угадайте, не спешите

Этот камень назовите (магнит)

1 опыт . Магнит умеет» рисовать»

Мы хотим вам доказать – магнит умеет рисовать!

Нам потребуются : магнит, железные опилки, лист бумаги. Насыпаем железные опилки на лист бумаги, положим лист на магнит.

И, что же мы видим?Железные опилки повторяют форму магнита. Магнит действительно умеет рисовать!

Вывод :В чем же секрет нашего опыта ? Магнит действует сквозь бумагу.

2 опыт . Может ли магнитная сила проходить через предметы?

В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку не намочив руки? Давайте проверим. Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.

Вывод : Коллеги, какой вывод мы сделаем? Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.

1 вед. Ну, что же, а мы отправляемся в нашу следующую лабораторию.

3. Свойства воды

Дети :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить.

1опыт . Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные баночки, наполненные водой. А сейчас мы произнесем волшебные слова «Была водичка простой, стань водичка цветной» начинаем взбалтывать воду в баночках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) (на внутреннюю сторону крышки нанесена гуашь)

Как вы думаете, в чем секрет этого опыта ? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Возьмем картинку и поставим ее за банкой с водой. Нам видно картинку? (ответы) А теперь поставим картинку за банку с окрашенной водой. Что мы обнаружили?

Можно сделать вывод, что через обычную воду рисунок виден, а через окрашенную – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

2 опыт «Как кипит холодная вода»

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас мы заставим кипеть эту воду. Верите?

(берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду)

Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)

А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод : при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

2 вед. Ну, что, уважаемые гости, нравится вам наше путешествие? Тогда отправляемся дальше. Что же интересного ждет нас здесь?

4. «Волшебные стеклышки»

Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть :

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот -

Увеличит. (микроскоп)

Нас заинтересовал такой вопрос – почему капроновые колготки, которые носят наши мамы тонкие, но очень прочные. И мы решили это узнать, рассмотрев их в микроскоп. Оказывается, они состоят из тонких нитей, которые очень крепко между собой скреплены.

Но у нас есть еще один помощник, который помогает нам наблюдать за тем, что происходит вокруг нас.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный… (телескоп)

Уважаемые гости, мы предлагаем вам самим убедиться в этом (предложить гостям посмотреть в телескоп)

1 вед. А мы переходим в нашу последнюю лабораторию.

5. На столе лежит коллекция семян, в горшке пророщенный горох. На подоконнике «Веселый огород»

Удивляется народ :

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы,

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста,

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят :

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Вы можете в этом убедиться, посмотрев на наш огород, который посажен на подоконнике.

А сейчас мы вам покажем,

И всю правду вам расскажем.

Как растение растет,

Выделяет кислород.

Вам, друзья мы предлагаем

Изучить природы ход.

(Показ на интерактивной доске стадии развития растения)

2 вед. На этом наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но мы не хотим на этом останавливаться и будем идти дальше, ведь мы же «Хотим все знать!»

«Если хочешь научить меня чему – то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

1 вед. Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах . И мы вручаем вам сертификаты.

Цели: способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности.

Задачи: знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ; развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации.

Материалы и оборудование:
— сода;
— вода;
— уксус;
— йод;
— зеленка;
— щелочь/средство для чистки труб;
— марганцовка сухая;
— перекись водорода;
— спички;
— свеча;
— кусочек хлеба;
— 2 прозрачные миски;
— 2 прозрачные баночки;
— мерные ложки;
— марлевые повязки на каждого ребенка;
— фартук, резиновые перчатки и марлевая повязка для воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашаю вас сегодня, ребята, в химическую лабораторию!
Химия – очень серьезная и сложная наука! Она требует серьезной работы, запоминания формул. Но одновременно с тем, химия – одна из самых прекрасных наук! Это наука о веществах и превращениях, которые можно назвать волшебством! А вы хотите увидеть волшебство? Тогда, начнем! Но, прежде чем начать, мы с вами должны надеть защитные маски.

1 опыт: «Как погасить свечу?»
Для того чтобы провести этот опыт нам с вами нужно в прозрачную миску насыпать 2 ложки соды. Ставим рядом с миской свечу и зажигаем её. Теперь наливаем в миску чайную ложку уксуса, и, пока уксус с содой вступает в реакцию, наклоняем мисочку в сторону свечи. Свеча задувается! Опыт удался. А весь секрет в том, что, когда сода вступает в реакцию с уксусом, выделяется углекислый газ, который тяжелее воздуха. Углекислый газ не поддерживает горение. И когда мы его направляем на свечу, свеча оказывается под потоком углекислого газа, а без кислорода она гореть не может.

2 опыт: «Есть ли крахмал?»
Для проведения опыта, мы в миску с водой опустим кусочек хлеба. Пока хлеб намокает, мы с вами в баночку с водой добавим немного йода. Вода становится коричневой! Теперь достаем хлеб из миски, хорошенько его отжав. Вода в миске остается прозрачной. Теперь вливаем коричневую воду из баночки. Вода становится черной! А все потому, что йод вступают в реакцию с крахмалом, и окрашивает воду в черный цвет! Чем не магия!

3 опыт: «Обесцветим воду!»
Для этого опыта, нам нужно налить в баночку воды, где-то до середины. Теперь капнем несколько капель зеленки. Вода окрашивается в красивый, изумрудный цвет! Теперь в красивую изумрудную воду добавляем столовую ложку перекиси водорода. И две столовые ложки щелочи. А теперь внимательно смотрим! Вода из изумрудной становится снова прозрачной! Вот это реакция перекиси, зеленки и щелочи!

4 опыт: «Подожжем потухшую спичку!»
И для заключительного опыта, нам потребуется налить в баночку 3 столовые ложки перекиси водорода. И дальше, смотрим очень внимательно! Половину чайной ложки марганцовки высыпаем в баночку с перекисью, и пока перекись вступает в реакцию с марганцовкой, Спичку зажигаем, тушим, и опускаем в баночку, но так, чтоб она была выше, происходящей реакции. Перекись, в реакции с марганцовкой, начинает дымиться, выделяя кислород, и спичка, что мы с вами затушили, загорается вновь!

Воспитатель: Вот такое волшебное занятие у нас получилось! Но химические реакции вы можете встретить и в жизни, для этого не обязательно надевать маски, и использовать много различных веществ, для этого нужно только быть внимательнее!
А какие вы встречали в жизни химические реакции?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом мы заканчиваем наше занятие! Спасибо вам за внимание, и не забывайте, что наука – это не только сложно, но еще и волшебно и весело!

Номинация: экспериментальная деятельность в детском саду подготовительная группа.

Должность: воспитатель
Место работы: ФГБДОУ №352 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новосибирск, Новосибирская область

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по ОММ

Образовательная область: Познание
Тема: «Чудо-яйцо»
Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.

Ход занятия

1. Вводная
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте подарим им свое тепло.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни делиться счастьем и добром! (дети рассаживаются по местам).
2. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.
Жили – были,
Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!
А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Бил дед не разбил, баба била не разбила.

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.

Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? (рассуждение детей).
Опыт. У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: яйцо поддерживают растворенные в воде частички соли. А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо плавает посередине.
Вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой,
стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо).
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки).
Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.
Физкультминутка!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите – ка разбила. (показали)
Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…

Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Рассказ опыта: Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …
И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! (показ рисунка цыпленка).
3. Интересный опыт.
На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить? В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
4. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наша сказка об удивительном яйце? Вы узнали что – то новое?
Курочка Ряба принесла вам по яичку. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: