Оранжевый цвет в рекламе означает. Значение цвета в рекламе

Цвет не просто существенно влияет на визуальное восприятие. Цвет – это инструмент, который широко применяется в маркетинге. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что цвета воздействуют на потребителей. Разные цвета, стимулируя отделы головного мозга, провоцируют разные эмоции: от волнения до спокойствия. Используя этот психологический фактор, бренды научились привлекать целевую аудиторию. А как вы используете цвет в маркетинге?

Как цвет влияет на человека

Красный

  • Стимулирует аппетит, часто используется фастфудами.
  • Вызывает ощущение срочности, безотлагательности.
  • Часто применяется во время полных распродаж.
  • Ассоциируется с движением, эмоциональным возбуждением и страстью.
  • Моментально привлекает внимание.
  • Физически стимулирует организм, вызывает нервные импульсы, повышает кровеносное давление и ускоряет ритм сердечных сокращений.

Синий

  • Предпочтительный цвет для мужчин.
  • Ассоциируется со спокойствием, водой и надежностью.
  • Вызывает ощущение безопасности и чувство доверия по отношению к бренду.
  • Сдерживает аппетит, стимулирует продуктивность.
  • Самый популярный цвет для офисов и консервативных брендов.
  • Успокаивающе действует на сознание, вызывает чувство умиротворения.
  • У детей этот цвет ассоциируется со взрослением.

Зеленый

  • Ассоциируется со здоровьем, спокойствием и природой.
  • Также ассоциируется с деньгами, состоятельными людьми или успешными брендами.
  • Применяется для оформления интерьеров магазинов, способствует расслаблению.
  • Часто применяется для пропаганды ответственного отношения к окружающей среде.
  • Зеленый ассоциируется с гармонией, способствует достижению баланса между телом и эмоциями, дарит решимость.

Фиолетовый

  • Ассоциируется с верностью, мудростью и уважением.
  • Стимулирует отделы мозга, отвечающие за решение определенных задач и творчество.
  • Часто используется в косметической индустрии, особенно для продукции, направленной против старения.
  • Популярен у креативных и оригинальных брендов, сервисов.

Желтый

  • Вселяет оптимизм и жизнерадостность
  • Используется для привлечения импульсивных покупателей и созерцателей витрин.
  • Стимулирует логические центры мозга, вызывает энтузиазм.
  • Если применяется излишне часто, может вызвать чувство беспокойства.

Черный

  • Ассоциируется с властью, силой, мощью, стабильностью.
  • Часто используется как символ интеллекта.
  • Применяется как способ уменьшить размер чего-либо.
  • Чрезмерные вкрапления черного действует на человека угнетающе.

Серый

  • Символ практичности, постоянства и солидарности.
  • Избыточное присутствие зачастую вызывает ощущение незначительности чего-либо.
  • Серый несколько сглаживает эмоции, связанные с возрастным кризисом, депрессией или смертью.

Белый

  • Белый - это ощущение безукоризненности, чистоты и безопасности. Нейтралитет.
  • Отсутствие чего-то конкретного (используется, когда нет необходимости вызывать какие-то специфические эмоции, провоцируемые определенными цветами).
  • Может послужить сигналом к творческому порыву.
Правильное применение теории цвета

Выбор контраста

Контраст снижает нагрузку на зрительное восприятие и фокусирует внимание пользователя на специфических предметах.

One-stop fashion

  1. Выбор строгих, дополняющих друг друга цветов, упрощает чтение
  2. Цветовая схема, в которой какой-то определенный элемент является наиболее светлым, предотвращает перенапряжение глаз за счет фокусировки внимания.
  3. Недостаток контраста между элементом дизайна и фоном неизбежно приводит к зрительному напряжению.
  4. Актуальный дизайнерский тренд – фон в очень светлой цветовой гамме, текст и прочие элементы - темные. Или же наоборот…

Цветовой резонанс определяет настроение вашего веб-дизайна

  1. Выбор более светлых цветов передает энергетику бренда пользователям, поэтому так проще вызвать у потенциальных клиентов обратный отклик.
  2. Если сайт заполнен контентом, и желательно, чтобы читатели сосредоточились на нём, лучше выбрать более нейтральную или темную цветовую схему, расслабив пользователя.

Разные цветовые схемы - разный эффект

Черно-белая

Используйте один цвет в разных вариациях, добавляя по мере необходимости оттенки и полутона. Щадящий для глаз вариант. Применяется, когда дизайн продукции или веб-сайта выполнен в традициях минимализма.

Дополняющая

Используйте два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Такой подход, как и предыдущий, не создает излишнюю нагрузку на зрительное восприятие. Зачастую эту схему в целях большего цветового разнообразия применяет печатная пресса.

Трехцветная

Гармонизирующий эффект; схема популярна среди веб-дизайнеров. К ней стоит прибегнуть, если требуется мощное воздействие визуальной составляющей веб-сайта.

Каких результатов можно добиться с помощью цвета в маркетинге?

Цвет бренда оказывает влияние на потребителя при покупке продукции

  • 3% обращают внимание на текстуру продукта
  • 1% потребителей принимают решение о покупке, судя по запаху или звуку
  • 93% ориентируются на внешний облик

Цвет может оказаться единственной причиной для совершения покупки

  • 84,7% клиентов считают, что цвет является “козырем” бренда
  • 52% не возвращаются в магазин, если им не нравится его эстетическая составляющая.
  • 80% покупателей полагают, что цвет оказал влияние на популярность бренда
Цвет и крупные корпорации
McDonald’s

Красный и желтый - цвета, которые дети любят больше других.

Красный

Используется как стимулятор аппетита, чувства безотлагательности, заставляя тем самым клиента быстро сделать заказ и незамедлительно уйти из заведения общепита.

Желтый

Жизнеутверждающий, оптимистичный цвет. Символ в виде желтой буквы «M» способствует позитивному восприятию бренда McDonald’s, и служит графическим дополнением к слогану «I’m lovin’ it».

Талисман

Талисман корпорации Рональд Макдональд - клоун в желто-красной одежде - источник радостных эмоций у детей.

Комбинация цветов также может стимулировать потребление и ускорить оборот клиентов.

Starbucks

Зеленый

Единственный всемирно известный бренд, у которого зеленый - основной цвет.

Русалка

Образ русалки в качестве логотипа - еще один повод для ассоциаций с природой.

Расслабляющий эффект

Способствует снятию напряжения, релаксации. Зеленый как приглашение выпить чашку кофе и отдохнуть.

Fanta Orange

Оранжевый

Жизнеутверждающий и теплый, служит приманкой для импульсивных покупателей, которых влекут яркие краски.

Фанта

Производитель экспериментирует с ингредиентами, пытаясь добиться большего вкусового разнообразия. Поэтому в дальнейшем можно ожидать появления в ассортименте напитков Fanta всевозможных цветов радужного спектра.

Любимый напиток

Существуют и другие вкусовые и цветовые вариации этого напитка, но именно Fanta Orange генерирует до 70% общего объема финансовых поступлений.


Интересно , отчего люди устроены так, что на бледные цвета не обращают внимания, а яркие цвета сразу привлекут взгляд.

Какой должна быть реклама

Возбуждать желания, а также привлекать внимание к себе. В ее обязанность входит представить продукт в лучшем свете для того, чтобы побудить потенциального покупателя приобрести конкретный товар.

Важно знать про влияние цвета в конкретной стране

Для такого вида рекламы, как печатная, цвет является наиболее убедительным элементом и несет наравне со слоганом важную функцию. Когда изучают влияние цвета в рекламе, то считаются с национальными особенностями цветового восприятия. Потому что для одной страны цвет может вдохновлять и побуждать к действиям, тогда как в другой стране доводит людей до отчаяния.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что маркетологам и другим рекламным агентам следует точно узнавать где и что будет обозначать определенный цвет.

Когда психологами были проведены исследования , что же означает конкретный цвет в разных странах, то установилось следующее:

Значение цветов в разных странах

  • зеленый: в Индии и США – надежду, в Китае – роскошь;
  • красный: в США – любовь, в Китае – удачу, в РФ – агрессию и борьбу;
  • голубой: в США – веру, в Китае – траур, в РФ – покой;
  • черный: в США – сложную ситуацию, в Китае – честность;
  • белый: в США – мир, в Китае – траур;
  • желтый: в США – процветание, в РФ – разлуку, в Сирии – смерть и траур;
  • фиолетовый: в Индии и Бразилии – горе и печаль.

Следует рассмотреть поподробнее использование цвета в рекламных роликах, слоганах и др. рекламе.

Розовый цвет

Будет эффективен при продвижении таких продуктов на рынок, как детские товары и сладкие продукты питания.

Красный цвет

Для европейцев слишком напряженный цвет, поэтому лучше его использовать минимально. Хорошо будет смотреться с серым. В любом случае он привлечет все внимание к себе и вызовет сразу не одну эмоцию.

Знаки на дороге, означающие запрет, всегда обращают на себя внимание, так и красный цвет в рекламе призовет приглядеться к товару поподробнее.


Вот от этого в красных залах казино находится большее число азартных игроков, чем в других залах.

Красный также хорошо подходит для оформления автомобильных салонов, различных пищевых заведений, так как вызывает аппетит.

Оранжевый цвет

Его не советуют использовать там, где большие открытые пространства, потому что он, как и красный, является возбуждающим оттенком. Хорошо применяется в рекламе некоторого технического оборудования.

Желтый цвет

Он имеет свойство оставаться в памяти людей надолго. Когда у желтого преобладает оттенок золото, то тогда идет прямая связь с властью и чувством полного превосходства.

Зеленый цвет

Его предпочтительнее сочетать с другими цветами, так как сам по себе этот оттенок несет спокойствие, расслабление и может создать несколько малоактивную атмосферу, что в рекламном неприемлемо.

Голубой и синий цвета

Если голубые оттенки маркетологи часто применяют тогда, когда им нужно запустить рекламу лекарственных препаратов, то синий оттенок будет наиболее предпочтителен, так как наравне с успокоением, несет в себе призыв к действию.

Фиолетовый цвет

Он оказывает сильное воздействие на психическое состояние людей, в некоторой степени дезинтегрирует, поэтому его рекомендуют применять лишь на малых площадках и при сочетании с прочими оттенками.

Бежевый цвет

Представляет собой умеренность. Подойдет к рекламе такого типа: «традиционный выбор», «стандартный выбор».

Бирюзовый цвет

Такой оттенок часто выступает, как дополнительное приложение к другому, основному цвету, в силу своей холодности для самостоятельного принятия участия в ней.

Черный цвет

Он как бы отделяется от других цветов, но несмотря на то, что в странах запада – это символика траура, оттенок черного может быть символом дорогих, элитных вещей, преисполненных изящества и оригинальности.

Америка и Европа выделили специальный отдельный раздел , занимающийся подбором цветов для предметов предложения.

Маркетологи занимаются и отношениям к цвету по национальному признаку, и , а также изучают стереотипы мышления, определенные традиции.


© В.И. Шуванов

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный - визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития.

Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий - поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый - с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности.

Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод - цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Семантика цвета

Красный - настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета - «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам» . Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления или каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Оранжевый - помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый - настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Зеленый - все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Голубой - тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу - глобальность и благоприятный исход.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, зеленый - с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии - темно-зеленый и коричневый, в Пакистане - изумрудно-зеленый, а в Голландии - оранжевый и голубой.

В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. Поэтому, занимаясь разработкой рекламной кампании, скажем, в Китае, нужно правильно выбрать цветовую гамму, иначе $сть шанс быть неправильно понятым.

Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования) .

Интересна символика цвета в Японии, хотя здесь все несколько сложнее из-за того, что многое зависит и от формы цветового изображения. Очень любопытны данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо только при определенных условиях. Например, чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные ощущения они производят.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощренные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но способны вызвать непредсказуемое отношение.

Установлено, что символика отражения формы соответствует реальным ощущениям. Например зигзагообразная линия «^» передает впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Так все народы графически изображают молнию. Несбалансированные формы вызывают ощущения дискомфорта, незавершенные формы человек стремится мысленно дорисовать, достроить.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

Цвет Символ зрительно-чувственного восприятия
Расстояние Размер Температура Душевное настроение Гигиеническое воздействие
Зеленый далекий уменьшает нейтральный, очень холодный очень спокойный свежий
Красный близкий увеличивает теплый раздражающий, тревожный -
Оранжевый очень близкий увеличивает очень теплый увлекательный, возбуждающий -
Желтый близкий - очень теплый увлекательный, возбуждающий -
Коричневый очень близкий - нейтральный - грязный
Фиолетовый очень близкий - холодный агрессивно тревожный, обескураживающий -

Еще одним важнейшим средством психологического воздействия в рекламе является цвет (colour). Цвет настолько серьезно влияет на положение товара на рынке, что его используют как мощное орудие в конкурентной борьбе. Цветовая гамма рекламного ролика или плаката не менее важна при позиционировании и раскрутке товара, чем логотип компании или рекламный слоган.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, нельзя не обратить внимание на законченность и выразительность цветовых и пространственных решений. Воздействие цвета на человека давно волнует не только рекламистов, но и врачей, учителей, дизайнеров. Химия развивалась, и язык переставал успевать за цветами. Чтобы называть их, приходилось заимствовать слова из мира растений и животных, географические названия и даже имена собственные. Так появилась "берлинская лазурь", цвет "морской волны", "слоновой кости", "кофе с молоком".

Каждая область человеческой деятельности вырабатывает собственную номенклатуру терминов цвета только для специалистов: масти лошадей – гнедой, чалый, каурый; краски художников – охра, умбра и т.д. Человек видит чистые цвета, точно такие, как в природе – от зеленого пятна картины отражается только зеленый цвет, от желтого – только желтый. У всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Например, зеленый – "свежий, естественный"; красный – "возбуждающий"; бежевый – "седой"; багровый – "полный и насыщенный"; черный – "очень изящный" и т.д.

Восприятие цвета связано не только с физиологическими возможностями человека, но и с его генетической памятью. Отсюда и различные роли и функции цвета в разных культурах. Так, в Европе черный цвет – символ печали, траура, а в Японии – наоборот, радости. Поэтому необходимо серьезно изучить символику цвета и особенности его восприятия различными национальными и демографическими группами.

Цвет зачастую сам по себе создает товару определенный имидж. Весьма популярен золотой цвет, который обозначает высший сорт, высокую стоимость и высокий престиж.

Существуют стереотипы восприятия цвета: почти безо всякого исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем на чувства. Ассоциации, касающиеся цветов, поначалу возникают у человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается уже символически.

Цвет должен полностью соответствовать качеству товара, сферам его применения и потребительской психологии. Цвет может увеличивать или уменьшать предметы. В существующей классификации цветов выделяются прежде всего оттенок, насыщенность и яркость. Кроме того, различают действительную и видимую окраску предмета. Действительной окраской называют цветовой оттенок рекламного объекта, каких-либо фигур, пространств или плоскостей, а видимой окраской – зрительное восприятие цвета в специфических условиях, в зависимости от освещения, фона и удаленности рекламируемого предмета.

Выбор цветовых оттенков, их насыщенность, яркость позволяет художнику сосредоточить внимание зрителей на наиболее важной составной части рекламного обращения. В большинстве случаев это возможно благодаря асимметричной группировке, основа которой – необходимое формальное равновесие между какой-либо небольшой, но важной формой обращения и несколькими большими, но менее важными формами. Это равновесие достигается путем рационального организованного перехода цветов одни в другой или за счет выделения важнейшего элемента рекламного обращения интенсивной окраской.

Восприятие цвета зависит от формы в которую заключен тот или иной цвет. Одна форма подчеркивает значение какого-нибудь цвета, другая же форма притупляет его. Насыщенный цвет в остроконечной форме усиливает присущие цвету свойства (например, желтый цвет в треугольнике). "Мягкие" цвета усиливают свое воздействие при круглых формах (например, синий цвет в круге).

  • между самими цветами (например, красный - синий – желтый, фиолетовый – зеленый – оранжевый);
  • между холодными и теплыми цветами, например, противопоставление холодных цветов (светло-зеленого, синего, светло-фиолетового) – теплым (желтому, светло-оранжевому, оранжевому, красному);
  • резкий контраст (например, красно-оранжевый со светло-зеленым);
  • дополнительный контраст (противопоставление диаметрально противоположных цветов, например, желтого – фиолетовому, синего – оранжевому, красного – зеленому);
  • качественный контраст (например, противопоставление насыщенных цветов ненасыщенным, чистых – смешанным);
  • количественный контраст (например, противопоставление больших плоскостей маленьким). Точнее, это контраст пропорции, благодаря которому можно изменить воздействие всех известных контрастов;
  • одновременное использование различных контрастов.
  • содействие максимальному усвоению информации;
  • усиление аргументации и призыва;
  • стимулирование эмоций и ассоциаций;
  • облегчение распознавания и упорядочение рекламных объектов, рекламных средств и т.д.;
  • выделение наиболее важных частей печатной продукции и распространение различных объявлений.

Рекламисту нужно учитывать и то, что цвет обладает различной степенью запоминаемости. Особенно хорошо запоминается желтый цвет, поэтому его широко используют в плакатах, в щитовой рекламе. Для усиления восприятия к желтому цвету добавляют контрастный – черный. Такое сочетание вызывает неосознанное чувство тревоги, опасности, ассоциируется с пчелами, осами и обостряет восприятие рекламного обращения.

Цвет в рекламе под влиянием присущих определенным сегментам потребительского рынка психологических, социальных и культурных факторов позволит создать рекламную продукцию усиленного воздействия. Таким образом, в различных рекламных композициях важно предусмотреть цветовые нюансы, соразмерность и распределение красок. При этом интенсивность окраски определяемого компонента не следует повторять в другой части композиции. Известный французский социолог и философ Ж. Бодрийяр считает, что в рекламе краска становится одним из составных элементов общего решения внешнего вида вещи и его рекламного представления.

Составляя печатные рекламные сообщения, следует помнить, что цвет играет большую роль в узнаваемости рекламных объявлений. Объявление в газете, которое напечатано вторым цветом, читают на 22% людей больше, чем напечатанное черно-белым. Опытным путем установлено, что второй цвет действует, только если таких объявлений на полосе формата А2 не более восьми. При использовании трех цветов число читателей возрастает до 68%.

Особое место занимает мода на цвет, которая порой предопределяет новые тенденции. Например, развитие некоторых зимних видов спорта привело к распространению "люминофоров" сначала в спортивной одежде, затем в рекламе. Ассоциация цвета США (Color Association of US) была создана еще в 1915 г. Сегодня она, в частности, занимается анализом и выработкой рекомендаций по использованию цветовых сочетаний в моде, интерьере, прогнозирует изменения цветовых предпочтений.

Интересна ассоциативная направленность цвета, цветовые восприятия (табл. 9.1). Так, в различных странах цвет имеет разнообразные ассоциации у людей. Например, эскимосы различают до 200 оттенков белого цвета, и многие европейские фирменные стили, созданные и реализованные на основе белого цвета, рассыпались бы для них

Таблица 9.1

Цветовые восприятия, характерные для западной традиции

Восприятие

Оранжевый

Фиолетовый

Коричневый

Расстояние

Очень близкий

Приближающийся

Нейтральный

Удаляющийся

Очень близкий

Удаляющийся

Увеличивающий в ширину

Абстрактно увеличивающий, играющий

Слегка увеличивающий

Нейтральный

Воздушный

Уменьшающий в ширину, делающий стройнее

Уменьшающий, делающий изящнее

Нейтральный

Уменьшающий

Нейтральный

Увеличивающий

Неопределенный

Неопределенный

Температура

Нейтральный

Прохладный

Очень холодный

Холодный

Холодный

Холодный

Прохладный

Снег и яркость

Слепящий

Яркий, лучеподобный, струящийся

Спокойный

Затемненный

Затемненный, тусклый

Очень светлый

Движение

Активный, динамичный

Динамичный, подвижный

Подвижный, но эфемерный

Инертный, статичный, но живой

Пассивный, спокойный

Застывший

Спокойный, непознаваемый

Статичный

Неподвижный, замерзший

Статичный

Успокаивающий

Первое ощущение

Возбуждающий, покоряющий

Дурманящий, страстный

Приятный, радостный

Свежий, успокаивающий

Завораживающий, чистый

Настораживающий

Пугающий

Грязноватый

Равнодушный

Грустный

Чистый, стерильный

Психологическое воздействие

Тревожный, полный достоинства, страстный

Увлекающий, сексуальный

Веселый, беспечный, живой

Нежный, умиротворяющий, спокойный

Спокойный, воздушный

Строгий, отдаляющий, таинственный

Важный, церемониальный, таинственный

Унылый, спокойный

Печальный, грустный, траурный

Вызывающий, меланхолию

Целомудренный, невинный, благородный

Марс (воин, власть, мужчина)

Меркурий (великодушная молодость)

Солнце (детство)

Венера (женская молодость)

Юпитер (разум, в котором улеглись порывы

молодости)

Уран (трансформация)

Огонь импульсивный

Огонь веселящий

Огонь далекий

Растительное царство

Воздух (утренняя свежесть)

Космический простор

Воздушный простор

Увядшая растительность

Земля (прах)

Земля (пепел, дым)

Космическое влияние

Сила воли. Дух господства

Сила наслаждения

Дух непостоянства

Дух мира, покоя и женской любви

Дух господства, рассудительности

Дух строгости и подчинения законам Вселенной

Дух господства

Дух траура, печали, смерти

Дух мудрости и скрытой власти

Дух просвещения, зрелости

Символика

Страстная любовь, власть, огонь

Наслаждение, праздник, великодушие, благородство

Движение, жизненность

Мир, покой, женская любовь, спасение

Чистота, разум, постоянство, нежность

Вселенная, космическое пространство

Мудрость, зрелость, высший разум

Старость

Прах, траур, смерть

Печаль, грусть, неустроенность

Дающий всему начало, материнство, непорочность

и на несвязные фрагменты. Индейцы племени кадувео называют желтый и зеленый цвет цветом попугая. У американцев красный цвет ассоциируется с любовью, желтый – с процветанием, зеленый – с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный – символ сложностей и чрезвычайности ситуации.

В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет; в Болгарии – темно-зеленый и коричневый; в Пакистане – изумрудно-зеленый; в Голландии – оранжевый и голубой; в Египте – голубой и зеленый, Ираке – светло-красный, серый и синий; Ирландии – зеленый, Мексике – красный, белый, зеленый; Сирии – индиго, красный, зеленый. Чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный – честность, а белый – подлость и лживость (недаром все отрицательные герои в народных исторических драмах скрываются под белыми масками). В Индии также сильна символика цвета. Например, красные одеяния индианка надевает в первое время замужества, поскольку этот цвет символизирует любовь. Кстати, именно Индия подарила миру гениальное сочетание – белый, красный, синий, которое используется во многих национальных флагах. Доминирующие цвета и сочетания, от применения которых следует воздержаться: в Бразилии – фиолетового с желтым (символ болезни); Ираке – оливково-зеленого (цвет ислама); Китае – сочетание белого, голубого и черного (знаки траура); Перу – фиолетового; Сирии – желтого и т.д.

Существует такое понятие, как "цвета государства", или "основные цвета". Оно указывает на те цвета, которые строго расположены на флаге и имеют свой исторически определенный смысл.

Интересно восприятие цвета в российской символике. Так, известный ученый В. Трутовский доказал, что установленный в 1699 г. Петром I "триколор" флага России (белый, синий и красный цвета) более соответствует духу россиян, чем цвет флага, утвержденный в 1858 г. Александром II (черный, желтый и белый) или красное советское знамя. Черный цвет всегда был на Руси символом смирения, скорби, смерти, отрешения от мирской суеты. Желтый – ассоциируется с солнцем, златом, а Русь выросла на серебре. А вот белый – всегда был любимым, это цвет, символизирующий чистоту душевную и телесную, одеяние невест. Истинно народным является красный цвет. В русском языке он имеет целый ряд синонимов – чермный, червленый, червчатый, алый, а также массу оттенков и означает прекрасный, красивейший, торжественный, парадный. Красный – цвет русского фольклора (украшения деревянной утвари, дома, женских костюмов и т.п.). Синий цвет и его оттенки – голубой, лазоревый – также имели большое распространение в Древней Руси. Это цвет небесного, религиозного; его используют в жилище (на изразцах печей, фаянсовой посуде, финифти, шитье и т.п.). Наконец, в православной символике: красный цвет – кровь Господня, белый – святые ризы, синий - небеса. Сочетание бело-сине-красного говорит о мощи и величии государства.

Очень важно, что у одного и того же человека в течение дня отношение к цвету может меняться. Однако оно может оставаться устойчивым на протяжении месяцев. Все дело в том, что восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального же состояния человека. Изменилось состояние – изменилось отношение к цвету. Так, одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий же и вовсе отвергается. Эти закономерности обнаружил, исследовал и описал швейцарский психолог Макс Люшер в середине XX в. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из следующих соображений: восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Так, темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый – с солнечным днем и его заботами; красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности.

Таким образом, отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности всегда сопровождается тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету эмоциональное. Человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Причем этот выбор зависит от вида, состояния, степени его выраженности и индивидуальных особенностей человека. Люшер считал, что его "тест" универсален и одинаково хорошо "работает" в разных странах. Открытие Люшера имеет самое прямое отношение к рекламе. Он утверждал, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от эмоционального состояния, но определенным образом формирует и сами эмоции человека (а мы знаем, что на 90% покупки осуществляются на эмоциях). Откройте эмоции, к которым вы собираетесь обратиться, и результат проявится очень быстро.

Психология формы

Поверхность и пространство не существуют вне цвета. Стоит привести любопытные данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые – с изяществом и непринужденностью. Чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные – вплоть до головокружения – ощущения они вызывают.

Незамысловатые и симметричные формы "прочитываются" гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощренные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но могут вызвать непредсказуемое. Несбалансированные формы дают ощущения дискомфорта, незавершенные формы человек как бы стремится мысленно дорисовать, достроить.

Различные формы геометрических фигур имеют большое значение в формировании образов в рекламе (рис. 9.1).

Умелое использование цвета и формы в рекламе помогает визуальному представлению выбранной позиции товара. Так, серый и бордовый – это цвета умеренности, солидности, красный цвет символизирует силу воли, активность, наступательность, агрессивность. Синий цвет ассоциируется с пассивностью, чувствительностью, спокойствием. Например, изменив цвет упаковки на синий, "Пепси-кола" добилась, что на российском рынке узнаваемость торговой марки повысилась на 10% и достигла 73% (рис. 9.2).

Рис. 9.1.

Рис. 9.2. Символика цвета и формы компании "ПепсиКо"

Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный - визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Семантика цвета

Красный - настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета - «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам» . Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления или каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Оранжевый - помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый - настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Зеленый - все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Голубой - тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу - глобальность и благоприятный исход.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, зеленый - с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии - темно-зеленый и коричневый, в Пакистане - изумрудно-зеленый, а в Голландии - оранжевый и голубой.

В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. Поэтому, занимаясь разработкой рекламной кампании, скажем, в Китае, нужно правильно выбрать цветовую гамму, иначе есть шанс быть неправильно понятым.

Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования).

По материалам: В.И. Шуванов "Психология рекламы" - Р-н-Д., 2005 г.

__________________________________



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: