Как развить фантазию и воображение у подростка. Как развить фантазию и воображение у взрослого

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

  • Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
  • Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
  • Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
  • Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
  • Методы изучения и методики диагностики внимания.
  • Память как психический процесс. Теории памяти.
  • Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
  • Процессы памяти. Методы изучения памяти.
  • Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
  • Мышление и речь. Развитие мышления.
  • Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
  • Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
  • Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
  • Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
  • Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
  • Функциональные состояния организма и психики.
  • Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
  • Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
  • Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
  • Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
  • Методология экспериментального изучения личности.
  • Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
  • Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
  • Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
  • Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
  • Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
  • Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
  • Понятие социального характера в работах э.Фромма.
  • Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
  • Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
  • Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
  • Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
  • Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
  • Психология развития и возрастная психология
  • Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
  • Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
  • Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
  • Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
  • Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
  • Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
  • Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
  • Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
  • Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
  • Социальная психология
  • Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
  • Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  • Социальные установки. Пути формирования убеждений.
  • Взаимосвязь социального поведения и установок.
  • Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
  • Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
  • Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
  • Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
  • Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
  • Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
  • Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
  • Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
  • Педагогическая психология
  • Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
  • Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
  • Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
  • Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
  • Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
  • Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
  • Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
  • Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
  • Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
  • Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
  • Методика преподавания психологии
  • Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
  • Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
  • Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
  • Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
  • Организация самостоятельной работы студентов.
  • Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
  • Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
  • Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.
    1. Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

    Виды воображения :

    Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

    Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

    Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Функции воображения :

    Образное представление действительности;

    Регулирование эмоциональных состояний;

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

    Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения :

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

    Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

    Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

    Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    Воображение - это великий дар природы, которым может пользоваться каждый человек, начиная с самого юного возраста. Это способность внутреннего виденья, которая связана со многими аспектами нашей жизни. Это качество призвано служить на пользу человека и помогать ему в реальной жизни достигать то, что он смог увидеть внутри себя, в своих мыслях и мечтах.

    Почему стоит развивать воображение?

    Как правило, взрослые люди редко задумываются о том, чтобы развить свои творческие способности и фантазию. Так сложилось - ас учат быть реалистами, не «витать в облаках», не строить иллюзий и воздушных замков. Но, пренебрегая развитием воображения, мы можем лишить себя многих преимуществ. Давайте рассмотрим некоторые причины, почему стоит развивать воображение.

      Во-первых, развитая фантазия способствует гибкости ума, делает мышление человека более продуктивным. Вот так, казалось бы, просто способность мечтать, а на деле получается, что фантазия тесно связана с уровнем интеллекта. То есть, развивая свое воображение, вы становитесь умнее!

      Во-вторых, воображение не является бесполезной функцией, которая нужна только для дошкольников, чтобы их детство протекало веселее. Нет! Воображение помогает нам извлечь из глубин своего подсознания то, о чем мы не подозревали. Годами наша фантазия аккумулирует энергию, которая дается каждому человеку вместе с его мечтами. В тот момент, когда человек полностью готов к реализации того, что нарисовала его фантазия, скопленная энергия высвобождается и дает мощный толчок, который позволяет приблизиться к цели быстрее. Если вам нужна сила для успешной жизни, вы не имеете права пренебрегать развитием воображения.

      В-третьих, благодаря своей фантазии вы можете достичь огромных высот в профессиональной деятельности или в бизнесе. Современный мир развивается в сумасшедших темпах, и с каждым годом появляется столько всего нового, что креативные идеи, как нельзя приходятся кстати. Поэтому, человек с хорошей фантазией, способный выдавать свежие идеи и решения, всегда будет иметь хорошую должность и доход.

      Ну и конечно же - сила воображения, это ваша внутренняя сила, которая открывает перед вами много возможностей. Ваше воображение - это место, откуда начинаются все ваши успехи. Все, что создано сегодня человеком, когда-то родилось именно там, в маленьком участочке мозга, который сгенерировал и позволил человеку увидеть своим внутренним зрением готовый результат.

    Как можно развить воображение?

    На эту тему сейчас много говорят детские психологи. Они обеспокоены тем, что современные дети не имеют такого развитого воображения, как малыши из предыдущих поколений. Во всем конечно же винят действие телевиденья и различных гаджетов. По сути, телевизор, смартфон, компьютер, планшет - это полезные устройства. Но, растущему и развивающемуся мозгу, они могут быть вредными.

    Почему? Причина в способе подачи информации! Чем проще и понятнее подаваемая информация, тем меньше мозгу нужно напрягаться. Воображение при просмотре мультфильма практически не задействуется. Но, если ребенок читает книгу, или слушает сказку, сразу же задействуются участки мозга, связанные с творчеством и фантазией, ведь малышу нужно активировать внутреннее зрение, чтобы визуализировать получаемую информацию.

    Эта же проблема коснулась и взрослых. Не зря часто можно слышать, что от телевизора люди становятся менее изобретательными, активными и испытывают сложности даже в самых простых мыслительных процессах. Проще говоря, их мозг становится менее гибким. Поэтому, прежде всего, лучше отказаться или свести к минимуму получение информации с экранов телевизоров и компьютеров. Да, конечно же, проще просмотреть ролик, а не прочесть книгу, но если вы заботитесь о своем разуме и сознании, и стремитесь достичь высот в жизни, нужно чем-то жертвовать. Это единственное, что может помешать гармоничному развитию и активации фантазии.

    Рассмотрим еще список советов, которые наоборот, поспособствуют развитию воображения.

      Существует одно простое и при этом эффективное упражнение для развития отделов мозга, отвечающих за творчество. Простота в том, что его можно практиковать где угодно, и когда угодно. Суть заключается вот в чем. Попробуйте в своем воображении моделировать различные жизненные ситуации. Прокручивайте сюжет, импровизируйте, прорисовывайте в своей голове мельчайшие детали. Например, представьте себе, как вечером вы с другом встретились в кафе за чашкой чая. Попробуйте услышать эту легкую музыку, прочувствовать запах, разглядеть детали интерьера.

      Еще один очень популярный способ развития воображения - чтение книг. Чем чаще вы позволяете себе наслаждаться книгой, тем сильнее нагружен ваш мозг, а конкретно, отдел, отвечающий за силу воображения. Мозг - он как мышцы, чем сильнее и чаще вы его будете напрягать, тем продуктивнее он будет работать.

      Начинайте писать свои мысли, впечатления, эмоции. Заведите дневник, или же просто делайте это периодически, когда у вас есть свободная минутка и вдохновение. Каждый раз, когда вы записываете что-то из пережитого, или просто свои мысли, вы по-новому переживаете это, и снова задействуется ваше воображение.

      Действенный и эффективный способ развития фантазии - общение с людьми, которые уже сумели хорошо развить это качество. Такие люди кипят энергией и идеями, у них много планов и мечтаний, которые они хотели бы реализовать в своей жизни. Как бы странно это ни звучало, но эта энергетика передается. Позвольте себе «заразиться» этим, окунутся в атмосферу созидания и творчества, пропитаться этой энергетикой.

      Ну и конечно же, не забывайте о прочих творческих видах деятельности и хобби. Возможно, у вас есть давняя мечта - научиться рисовать или вязать крючком. Решайтесь и начинайте заниматься какими-либо созидательными видами деятельности, которые активируют ваш мозг, заставляя воображение развиваться.

    Помните о том, что достигнув высот в развитии воображения, вы сможете прорваться вперед во многих сферах жизни. Не останавливайтесь и не дайте каким-либо обстоятельствам встать на пути у вас, и тогда вас ожидает огромный успех!

    Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, скажем, но тоже на основе реальных знаний.Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

    Различают несколько видов воображения:

    1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

    2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

    3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

    Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

    При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

    Чем отличается фантазия от глупости?

    Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

    Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

    Классическим носителем фантазии является сказка.

    Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

    Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

    Зачем развивать фантазию и воображение?

    Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

    Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

    Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

    Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

    Как развивать у детей фантазию и воображение?

    Есть три закона развития творческого воображения:

    1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

    Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

    2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

    Способы развития фантазии и воображения

    Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

    1. Сформировать мотивацию!

    2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

    3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

    4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

    5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

    • в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
    • в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
    • в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).

    Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

    7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

    8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

    9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

    10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.

    Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

    Приемы развития фантазии и воображения

    Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

    Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.

    Ниже рассмотрено 35 приемов фантазирования:

    1. Увеличение — уменьшение.

    Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

    Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

    Приведем игры-беседы для освоения приема «увеличение — уменьшение».

    1.1. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

    — Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
    — Хотела бы уменьшить домашние задания.
    — Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
    — Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

    1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

    — Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
    — Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
    — Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

    1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос?

    — Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
    — Это хорошо, а что в этом плохого?
    — Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

    Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

    1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.

    — Какого тогда ты будешь размера?
    — А сколько килограмм ты будешь весить?

    — А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
    — Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
    — Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!

    Относительно веса — это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?

    Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить.

    2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

    Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

    а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
    б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;
    в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

    Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

    — Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.
    — Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.
    — Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.
    — Человек покрыт перьями.

    Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).

    2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
    Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
    Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.
    Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря — красная бы лампочка загоралась в этом случае).

    2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?

    2.3. Сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.

    3. Оживший рисунок.

    Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете — оживает! Что бы вы нарисовали?
    Великих людей? Вымирающих животных?
    Новых животных и растений?

    4. Исключение некоторых качеств человека.

    Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.

    — Человек не спит.
    — Человек не чувствует боли.
    — Человек потерял вес, обоняние.

    Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.

    5. Превращение человека в любой объект.

    Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

    Но самое главное в этом приеме — это воспитание эмпатии — умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

    Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.

    6. Антропоморфизм.

    Антропоморфизм — это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов — одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей. — Братец мой,
    — Отвечает месяц ясный, —
    Не видал я девы красной…

    Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.

    Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

    7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

    А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

    — Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
    — В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

    Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.

    8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

    Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.

    Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д.

    Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Держи, Маша, большую конфету», или «Дарю тебе часть своего сердца», «Я дарю тебе бельчонка», «Это стеклянный шарик, не разбей его», «Это кактус, не уколись».

    9. Оживление умерших людей, животных, растений.

    Например:

    — Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
    — Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
    Можно «оживить» все виды вымерших животных и людей!

    Предложите 10 вариантов такой игры.

    10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

    — Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.

    Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убил Ленского.

    Предложите 10 вариантов такой игры.

    11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

    Ожили персонажи картин известных художников — бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

    Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.

    12. Изменение привычных отношений между героями сказок.

    Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную («Открывает Щука рот»); «Серый Волк ей верно служит»; храбрый заяц; трусливый лев.

    Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

    13. Метафора.

    Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Вот отрывок, составленный из одних метафор:

    На нити праздного веселья
    Низал он хитрою рукой
    Прозрачной лести ожерелье
    И четки мудрости златой.
    А. С. Пушкин

    Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
    Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.

    14. Дайте новое название картине.

    Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.

    Приведите 10 новых названий старых известных картин.

    15. Фантастическое объединение.

    Фантастическую, то есть невероятную идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.

    Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.

    16. Фантастическое дробление.

    Вспомните сюжет замечательного романа «Двенадцать стульев» или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться.

    Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка.

    17. «Как мне повезло».

    Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
    Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
    Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

    Придумайте 10 вариантов такой игры.

    18. Прием ускорение — замедление.

    Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: «Что будет, если», «Что произойдет, если».

    — Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать.

    — Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек) Задание. Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.

    19. Ускорение и замедление времени.

    Темы фантастических рассказов.

    С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин — устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.

    С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.

    Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для учительницы и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз! Обидно! Как жить в таком мире?

    С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур — это движение по кругу) — устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины.

    — Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
    — Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?

    Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.

    20. Машина времени.

    У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

    «Домашний вариант»: сидя дома, вы глядите в «Зеркало времени» или мысленно делаете снимки «Фотоаппаратом времени» или «Кинокамерой времени» или «Волшебным глазом». Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.

    — Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
    — Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
    — Как жили динозавры?
    — Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
    — Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
    — Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
    — Поговорить со своим будущим сыном.

    Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

    Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.

    21. Хроноклазм.

    Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:

    — Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
    — Что надо бы было изменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?

    Например:

    — Я потерял ключи. Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
    — Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?

    — Что можно менять в прошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности.

    Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.

    Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
    (Отправился искать невесту в прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)

    22. Метод Л. Н. Толстого.

    Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.

    Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

    Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

    Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

    23. Свободное фантазирование.

    Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

    Придумайте фантастическое растение.

    — На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.

    — На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски — «прекрасная дама») принадлежат к одному семейству — пасленовым.

    — На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.

    — Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.

    — На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.

    — Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

    24. Придумайте фантастическое сооружение.

    Здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не может проникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.

    Какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?

    25. Придумайте новый вид транспорта.

    Идеи изобретений:

    — На человека направляют мезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который человека расщепляет на атомы, запоминают их взаимное положение, передают по атому в нужное место и там собирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию: программа сборки человека испортилась, но этого не заметили! Как собрали человека? А если перепутали атомы нескольких человек?)

    — Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта.

    — Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!

    26. Придумайте новый праздник или конкурс.

    — Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайском языке цветов.

    — Праздник прилета ласточек.

    — Праздник первого комара.

    Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. «Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие»; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю.

    27. Придумайте драматический сюжет.

    — Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?

    — Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет он разучился говорить и т. п.)

    28. Придумайте новую фантастическую игру.

    Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.

    — Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.

    — Игра «Съедобные шашки». Они действительно становятся съедобными, но только после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка?

    — Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали.

    — Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру — одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.

    — Супершахматы. Вместо шахматных фигур — кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника.

    29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

    Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать — и любое, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.

    Вот тест на проверку доброжелательности.

    Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?

    Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

    30. Вы стали обладать даром телепатии.

    Телепатия — передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?

    31. Метод Нади Рушевой.

    Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева.

    Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков и рисовала, рисовала, рисовала. Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков! Занимаясь в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта «легкость парения». Этот замечательный, но не популярный способ называется: трудолюбие и упорство!

    32. Метод «РВС».

    РВС — это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.

    Надо отметить, что метод «РВС» — это частный случай более общего метода «уменьшение — увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делают ее «мягкой», изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

    Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют «методом проверки на монстра», или «методом предельного перехода», или «методом усиления противоречий».

    Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.

    Есть еще метод «супер-РВС», когда просматриваются предельные переходы одновременно нескольких характеристик. Такие «удары по подкорке» могут высечь кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д. Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.

    33. Метод переноса свойств.

    Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.

    Алгоритм очень прост.

    Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже — предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.

    Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.

    Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

    Электрическая лампочка — светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
    Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает.
    Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.

    Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
    Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:

    Кукла светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!

    Кукла всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой куклой положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму — и кукла будет подогревать воду для рыбок.

    Она прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.

    Перегорает. Понятно, надо, чтобы у нее были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Кукла-конструктор.

    Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.

    Летающая кукла. Кукла-ангел, с крылышками. Кукла-лебедь, стрекоза, парашютистка, белка-летун или летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.

    Надувная кукла. Можно сделать стройную или толстую Барби, можно сделать плоскую для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. С надутой куклой можно играть в ванне, учиться плавать.

    Что дает сравнение с телевизором.

    Пусть кукла каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.
    Пусть возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.

    Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.

    Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.

    Предложения, развивающие метод.

    Детям очень нравится, когда «в фокус» помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
    Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.
    Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.

    До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.

    Лучшие выдумки надо похвалить.

    34. Комбинация приемов.

    «Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет — совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.

    Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?

    35. Красивые древние фантазии с превращениями.

    В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.

    Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.

    У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

    Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.

    Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном, она превращается (прорастает) в лавр.

    Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей, листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.

    Воображение в жизни человека

    15.04.2015

    Снежана Иванова

    Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

    Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

    В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

    Виды воображения

    В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

    Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

    Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

    Функции воображения

    Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

    • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
    • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
    • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
    • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

    Формы воображения

    • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
    • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
    • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
    • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
    • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
    • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
    • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
    • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

    Особенности воображения

    Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

    Развитие воображения

    Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

    • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
    • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
    • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
    • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

    Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

    Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: