Метод педагогического воздействия предупреждающий нежелательные поступки. Тема доклада: "Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия"

Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание – метод разрешения конфликтов, могущих возникнуть на основе противоречий между требованиями педагогов и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей – с другой. Наказание – мера воздействия против совершившего преступления, проступка. Наказание – метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определенных прав или морального порицания. Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения.

Слайд 12 из презентации «Поощрение и наказание» к урокам педагогики на тему «Права и обязанности»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Поощрение и наказание.ppt» можно в zip-архиве размером 157 КБ.

Скачать презентацию

Права и обязанности

«Воспитание младших школьников» - Объект исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников. 25%. Рассмотрение идеи духовно-нравственного воспитания детей в историко-педагогическом аспекте; Сводная таблица уровней культуры поведения детей младшего школьного возраста. Этапы проведения эксперимента: констатирующий; формирующий; - контрольный.

«Детская школьная форма» - - Сглаживает социальные различия. За школьную школьную форму. - Позволяет отследить в школе "чу-жаков". 1834 - закон о введении гимназической формы для мальчиков. 78%. 1992 – отмена школьной формы в школах РФ. Класс в школьной форме. 1949 – в СССР введена единая школьная форма. Результаты опроса.

«Пятиклассники» - Нежелания выполнять домашние задания. Возможные реакции: Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы". Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

«Особенности детей младшего школьного возраста» - Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Мышцы спины не способны длительно поддерживать тело в правильном положении. Возрастные группы детей школьного возраста. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям.

«Адаптация первоклассников» - Первокласснику нужно: Анализ протекания адаптации первоклассников. Любовь и забота членов семьи; внимание взрослых и сверстников; одобрение окружающих; Много рисовать и разукрашивать; много бегать, плавать, танцевать; играть; Влияние учебного процесса на организм первоклассника: Адаптация первоклассника Подготовила психолог 2010/2011 уч.год.

КГУ "Гимназия БЭСТ"

Подготовила и провела для учителей

Тема доклада: "Поощрение и наказание

как методы педагогического

воздействия"

Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу, повышает ответственность.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был.

Главный смысл наказания видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».

Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания :

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Как правило, одобрение, похвала становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении грамот, кубков. В свою очередь, и осуждение, замечание, выговор являются одним из распространенных методом в практике наказаний.

Основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение учитель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой.

Похвала - это устное поощрение. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. Благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Весьма серьезная форма наказания – выговор (запись в дневнике).

Общие правила , которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности поощрения и наказания:

1. Анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких коррективов во взаимоотношения с данными учащимися, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью поощрения и наказания.

2. Помочь ребенку выбрать правильную линию поведения в сложной ситуации – вот основное назначение поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования.

3. По своему содержанию и характеру поощрение и наказание должны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являются наиболее существенными для работы с данными конкретными детьми.

Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

Выбирая поощрения, важно найти меру. Главное соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы – кому, сколько и за что.

Также велико значение самооценки школьников при использовании поощрения, внутреннего состояния ребенка. По этому поводу можно привести пример, когда мальчику, выполнявшему с группой своих одноклассников задание и не справившемуся с ним, сказали как и всем остальным, что он молодец, и дали ему конфету. Другой на его месте был бы доволен, но этот мальчик сказал, что конфета горька. Он не мог радоваться лакомству, чувствуя, что он не выполнил задания.

Ситуация наказания - конфликтная ситуация.


Условия, которые определяют эффективность метода наказания.

1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.

2. Наказание - сильно действующий метод.

Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести.

3. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.

Одобрение, осуждение используются педагогами буквально повседневно. Поощрение и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях,

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях.

Педагогический такт означает "прикосновение". Быть тактичным - нравственное требование к каждому педагогу, который общается с развивающейся личностью.

Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно.

Задачами методов стимулирования является :

1) закрепление положительных форм поведения;

2) предупреждение и пресечение негативных поступков и проявлений;

3) формирование положительной мотивации поведения.

Технология поощрения :

1) тщательная дозировка и осторожность;

2) сравнение ребенка только с самим собой;

3) учет мотива действия;

4) обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Технология наказания :

1) слабые меры;

2) не наказывать большие группы учащихся;

3) редкое применение;

4) запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности;

5) не напоминать о наказании («наказан - значит, прощен»);

6) опоздал с наказанием - не наказывай.

Поощрения и наказания, как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема, неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

на тему:

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

учителя ГОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Серпуховская специальная

(коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

Московской области

ПРОНИНОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ.

2011г.

Что же делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?

Существует несколько правил.

ПРАВИЛО 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребенка следующим образом:

Просто «не замечайте» реакцию ребенка (подростка);

Выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

Переключайте внимание ребенка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

Позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребенка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребенка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведет к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

ПРАВИЛО 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении) , а не на личности ребенка.

В момент агрессии опишите поведение ребенка при помощи следующих словесных вариантов:

- «Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта);

- «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

- «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

- «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

- «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твердость. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того, как ребенок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

ПРАВИЛО 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

При общении с агрессивно настроенным ребенком негативные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность) могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

Не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;

Не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

Не смеяться над ребенком, не передразнивать его;

Не оценивать личность ребенка и его друзей;

Не использовать физическую силу, не угрожать;

Не оправдываться, не пытаться защитить себя или подкупать ребенка.

Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

ПРАВИЛО 4. Сохраняйте положительную репутацию ребенка.

Ему, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту . Публичное обсуждение может его сильно ранить и, как правило, приведет только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребенку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

- «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребенка);

Позвольте выполнить требование частично, по-своему;

Предложите ребенку договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему» , инцидент будет исчерпан скорее.

ПРАВИЛО 5 . Демонстрируйте неагрессивное поведение.

Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребенка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приемов:

Выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

Тайм-аут (предоставьте ребенку возможность успокоиться в одиночестве);

Внушайте спокойствие жестами, мимикой;

Шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера).

Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения .

Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики высказанной им мысли.

Мы рассмотрели ряд методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения. К ним относятся:

  1. Методы формирования сознания:

Рассказ;

Объяснение;

Этическая беседа;

Внушение;

Диспут.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

Упражнение;

Приучение;

Требование;

Общественное мнение;

Поручение;

Воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования:

Соревнование;

Поощрение;

Наказание.

В исследовании вопроса об эффективности этих методов приняло участие 9 учителей старшей школы.

Результаты занесены в таблицу, на основании которой можно сказать следующее.

Среди методов 1 группы (методы формирования сознания) наиболее часто применяемыми названы объяснение и пример , далее идут этическая беседа и внушение , чуть реже применяется рассказ и совсем редко – диспут .

Эффективность этих методов отражена в диаграмме: самым эффективным признан пример (14 баллов), за ним следуют рассказ , объяснение и внушение (по 13 баллов), метод этической беседы занимает третье место (8 баллов) и на последнем месте диспут (4 балла).

Среди методов 2 группы (методы организации деятельности и формирования опыта поведения) наиболее часто применяемым признан метод поручения , далее идут упражнение и воспитывающие ситуации , чуть реже применяются приучение, требование и общественное мнение .

Эффективность этих методов также отражена в диаграмме: самым эффективным признаны методы поручения и приучения (12 баллов), за ним следуют упражнение , требование и воспитывающие ситуации (10 баллов) и на последнем месте в данной группе общественное мнение (9 баллов).

Среди методов 3 группы (методы стимулирования) часто применяемым признан метод соревнования , за ним следует поощрение и далее наказание .

Эффективность этих методов такова: наиболее эффективны методы соревнования и поощрения (11 баллов), далее метод наказания (7 баллов).

ВЫВОД. Наиболее часто применяемыми и эффективными по мнению наших учителей можно считать методы формирования сознания пример , рассказ и внушение . Не стоит недооценивать методы поручения и приучения , а также упражнения , требования и воспитывающие ситуации .

Методы, направленные на исправление отклоняющегося поведения

Методы

Часто применяемые методы

Эффективность метода (балл)

Методы формирования сознания

рассказ

объяснение

этическая беседа

внушение

диспут

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

    наложение дополнительных обязанностей;

    лишение или ограничение определенных прав;

    выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым . После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан - значит прощен.

    Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка . Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

    Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им . Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

    Не рекомендуется применять групповые наказания . В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

    Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием - не наказывай» .

    Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности . Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

    При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, - к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества .

    Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям . Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.

    Наказание - сильнодействующий метод . Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

    Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести . Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

    Индивидуализация . Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам - тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

    Наказание требует педагогического такта , хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко , хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики. Макаренко писал, что наказание - очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину». Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский , который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью - самое отвратительное явление в человеке.

В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний». В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения - это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

    Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

    Если есть сомнение - наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

    За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно - за все проступки сразу.

    Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев - достаточное наказание.

    Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него - наказание.

    Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

    Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках - больше ни слова.

Нельзя наказывать и ругать:

    Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.

    Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

    Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).

    Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности по овладению им общественным опытом формирования качеств, желаемым социумом.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния .

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Классификации

1) По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода

2) И.О. Марьенко названы такие группы методов воспитания , как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

3) В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной . Три группы методов :

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.



Убеждение реализуется через отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Поощрением выражается, положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения , когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание). Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения .

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.)

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания ) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование , которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. Соревнование вызывает активность ребенка, формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений, формирует у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия , означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает познание человеком самого себя в определенной ситуации, выяснение отношения к нему окружающих.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: