Техника и вооружение. В чем же альтернатива

Георгий Касьянов рассказал Фокусу о сомнительных и подлинных героях, недостаточно осмысленных и совершенно бессмысленных национальных мифах, постколониальном синдроме без колониализма и других приметах нашего времени.

Плюс декоммунизация всей страны

Вы были против переименования Московского проспекта в проспект Степана Бандеры. Почему?

Во-первых, эта фигура до сих пор порождает конфликты, что особенно опасно в нынешней ситуации, когда в обществе необходим консенсус. Во-вторых, это всё нам навязывает небольшая, но очень энергичная группа людей, которая продвигает определённую идеологию. Наконец, в-третьих, Бандера как символ способствует международным конфликтам - в частности, значительно осложняет наши отношения с Польшей.

А как насчёт других названий, связанных с ОУН-УПА? Например, вас не смутило переименование улицы Щорса в улицу Евгения Коновальца?

Это фигура по крайней мере куда более интересная и масштабная. Тоже, конечно, неоднозначная, но с более высоким интеллектом и уровнем мышления, боевой офицер.

Кроме законодательно оформленной декоммунизации у нас начинает происходить стихийная дерусификация. Переименовали не какой-нибудь проспект, а Московский, улицу Льва Толстого собираются назвать улицей Евгения Чикаленко. Что вы об этом думаете?

Логика декоммунизации в исполнении её инициаторов неизбежно приводит к дерусификации. Согласно этой логике, идеология и практика коммунизма были импортированы в Украину из России, а значит, Россия назначается ответственной за всё плохое, что в результате приводит к антироссийским и антирусским сантиментам. Ситуацию усугубляет аннексия Крыма, война на востоке и позиция нынешнего российского руководства, которое отказывается воспринимать Украину как самостоятельный субъект государственности.

Процесс дерусификации у вас возражений не вызывает?

Конечно, вызывает, поскольку это провоцирует этнический конфликт. Сначала объявляют виноватым язык, потом культуру, потом их носителей.


Все оттенки национализма

Глорификация деятелей ОУН-УПА связана с созданием новой нацио­нальной мифологии. Насколько она необходима?

Создание мифов - неизбежный процесс при построении политической идентичности. Если речь идёт об истории, существует два основных мифа: героический и виктимный, миф страдания. Второй у нас был создан в виде мифа о Голодоморе - когда я говорю "миф", никоим образом не отрицаю самого события, а имею в виду то, как это событие реконструируется и подаётся обществу в виде неких сакрализованных форм.

Первый творился параллельно, и лучшего агента этого мифа, чем Украинская повстанческая армия (а если мы говорим УПА, сразу же появляется и ОУН), у нас не нашли. Этот миф существовал в части диаспоры, был транслирован в Украину в начале 1990-х и вошёл в учебники без всякого критического осмысления. Сейчас в связи с войной значение героического мифа значительно усилилось.

УПА называют "армией непокорённых", которая сражалась на два фронта: против нацистского и сталинского тоталитаризма. При этом старательно обходят тот момент, что главным врагом УПА были поляки, и не очень любят вспоминать о том, что ОУН и УПА делали с украинцами, которые, по мнению руководства этих организаций, неправильно себя вели.

Менее противоречивых фигур для героизации не было?

Почему же. Можно было вывести на первый план шестидесятников. Вот, например, Василь Стус - талантливый поэт, героический человек в смысле отстаивания своих идеалов, знал, что идёт на смерть, но продолжал бороться. Да, на стороне УПА и масштаб, и драматизм. Но проблема в том, что и УПА, и ОУН - это радикально-националистические движения, в истории которых кроме безусловного героизма и жертвенности есть тёмные страницы, не позволяющие представлять их исключительно как благородных рыцарей.

Наивный вопрос: национализм это вообще хорошо или плохо?

Если рассуждать о национализме в рамках академической дискуссии, то понятий "хорошо" и "плохо" не существует, это просто явление, которое нужно всесторонне рассматривать. Если же говорить о повседневной жизни, то национализм может быть любовью к родине и аналогом патриотизма, но также ненавистью к другой культуре. Он может быть либеральным и освободительным, а может - радикальным и ксенофобским.

"Сначала объявляют виноватым язык, потом культуру, потом их носителей"

Когда мы говорим "хорошо" или "плохо", то выставляем два маркера, которые обозначают противоположности, но между ними существует масса оттенков. Борьба за свободу, за достойное место своей нации среди других - хорошо, но когда это переходит в ненависть к другим нациям, получается плохо. И сейчас мы имеем дело именно с этим: те, кто избрали профессией борьбу против русского языка, демонстрируют явную ксенофобию.

Возьмём программные документы ОУН, организации, которую согласно новому закону нельзя публично осуждать, а можно только прославлять. Посмотрите Великие сборы 1929-го, 1939-го, 1941-го годов - в них записана программа создания тоталитарного государства. Его главной силой является одна структура - ОУН, которая, отрицая партийность, представляет собой мегапартию, полностью контролирующую политическую, социальную, культурную и даже личную жизнь.

Эта модель была скопирована с итальянского фашизма, но поскольку в 1940-е годы стало понятно, к чему привели фашизм и нацизм, в 1943-м её несколько модернизировали и демократизировали. Собственно, из-за этого в ОУН произошёл второй раскол. Ортодоксальные националисты во главе с Бандерой остались на старых позициях, согласно которым Украина должна быть тоталитарным корпоративным государством с одной-единственной политической силой, диктующей всем свою волю.

Три мифа об Украине

Давайте пройдёмся по другим современным мифам и попробуем разобраться, где правда, а где ложь. Миф №1: Украина была российской колонией, нынешняя ситуация - постколониальная.

Украину можно рассматривать как пример постколониальных синдромов без колониализма. Вообще территория нынешней Украины входила в состав трёх империй - значит, она была колонией всех трёх? Впрочем, поскольку основное остриё направлено против Российской, давайте поговорим о ней.

В XVIII веке, когда формировалась Российская империя, те, кого можно было бы назвать украинцами, от Прокоповича до Разумовских, активно участвовали в её создании. Местные элиты стремились интегрироваться в эту империю и быть частью имперских элит. Возникает интересная форма колониализма, при которой элиты колонии содействуют построению империи. Возьмём СССР, проанализируем, сколько украинцев было в составе советских элит, и получим такую же картину.

"Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков - это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества"

Колониализм предполагает эксплуатацию богатств некой территории для подъёма метрополии, но тогда возникает вопрос: кто же был этой метрополией? Любой русский националист скажет вам, что в Советском Союзе больше всех страдала Россия. Получается, что классическая схема "колония - метрополия" здесь не работает. Более того, столь популярная у некоторых ультрапатриотов идея "колониального гнёта" прямо заимствована из советского варианта марксизма. Почему-то наших декоммунизаторов это не смущает.

Давайте вспомним, где и как создавалось украинское движение. Где издавали журнал "Основы"? В Санкт-Петербурге. Где группировалась украинофильская интеллигенция, создавшая территориальную и культурную идею Украины? Во всевозможных имперских институциях - в научных обществах, в университетах, в земствах и т. д. Фактически империя стала основой для инфраструктуры украинского национального движения.

В ответ на разговоры о русификации и преследованиях украинского языка хочу напомнить ещё об одном факте: радикальная украинизация была проведена в 1920-х - начале 1930-х годов. Именно при проклятой московской власти украинский окончательно оформился как язык высокой литературы и всеобщей грамотности. Происходили как отливы, так и приливы, были времена и русификации, и украинизации.

В общем, прямолинейные заявления о том, что Украина являлась колонией, что её эксплуатировали и высасывали из неё все соки, - всего лишь удобная идеологема для разговоров на уровне уличного митинга и политических лозунгов.

Миф №2, вернее, два противоположных мифа: русские и украинцы - братья; русские и украинцы - вечные враги.

Что значит братья? Украинцы и русские действительно близкие народы, но по культурному типу украинец, даже русскоязычный, конечно же, отличается от русского из России, и русский из Украины - далеко не всегда такой, как русский в России. При этом говорить о том, что они извечные враги, значит быть моральным идиотом. Этносы и культуры нельзя ставить в позицию врагов. Лев Толстой вряд ли является врагом Евгения Чикаленко.

"Народы-братья" - это метафора. Если опуститься на уровень обыденного, приведу пример своей семьи. Двое моих сыновей выросли вместе и приблизительно в одно время, но это совершенно разные люди. Из того что два человека являются братьями, не следует, что они одинаковы и должны всегда жить в одной квартире. Пусть каждый устраивает свою жизнь самостоятельно.


Миф №3: Русский язык - это инструмент российской агрессии.

Это не столько миф, сколько лозунг, используемый небольшой частью политиков. Я даже не знаю, как его развенчивать, настолько он глупый и бессмысленный.

Язык не может быть хорошим или плохим. Если люди увязывают его с определённой страной и переводят на уровень политического действия, говорят, что русский язык - это средство культурного доминирования, то в рамках их логики можно найти некое рационально зерно. Язык - это носитель, и с его помощью можно формулировать какие-то идеи. Но с таким же успехом можно сказать, что немецкий язык был орудием нацистской пропаганды, расовой ненависти и т. д. Давайте возненавидим Гёте, Шиллера, Цвейга, Кафку, Грасса.

Говорят, не надо изучать русский язык, потому что это язык врага. Если встать на такую позицию, то всё на­оборот: язык врага надо изучать, чтобы знать, как с врагом бороться. Если же уйти от иррациональной ненависти и перейти на позицию конструктива, то русский язык является носителем литературы, от которой можно просто получать удовольствие. Отказываясь от языка культуры мирового уровня, ты ограничиваешь сам себя. Известное изречение "сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек" банально, но справедливо.

Наконец, это утверждение заставляет людей предпринимать довольно пошлые бессмысленные действия, которые опять-таки ведут к разжиганию межнациональной вражды.

Сухие щелчки истории

Известный публицист Анатолий Стреляный утверждает, что в борьбе за украинство нам нужно отказаться от демократических принципов, что Украину спасёт только радикальная украинизация. Вы с ним согласны?

Нет, не согласен. "Или - или" в данном случае не получается. Приемлемый вариант состоит в том, чтобы не сводить украинизацию к языковому вопросу.

Согласно Конституции, в Украине сейчас один государственный язык - украинский. Но за 25 лет в стране не создали условий для того, чтобы украинский язык стал престижным, важным, нужным. Если его до сих пор приходится защищать, возникает вопрос об эффективности государственной политики.

"Внутри страны есть один-единственный внушающий оптимизм ресурс, причём все наши власти, независимо от их цвета, стараются его затоптать. Этот ресурс - люди".

Нужно организовать качественное изучение украинского языка в школах, модернизировать курс украинской литературы, потому что нынешний архаичен и малопривлекателен для современных детей. Украинскую историю, которая прямо связана с украинским языком, следует избавить от колоссальной депрессивности: сейчас получается, что практически вся она - это угнетение, войны, резня. Украинская культура высокоразвита и полномасштабна, в ней есть все современные течения, нужно только правильно её упаковать, сделать интересной и престижной.

Требуется последовательная продуманная политика, а не то, что происходило у нас, скажем, с украинизацией образования в 1990-е годы. Тогда чиновники хвастались тем, сколько школ перешло на украинский язык по Украине, в частности в Донецкой и Луганской областях, но это было чистой формальностью. Учителей не переподготовили, нормальных учебников для людей, не владеющих украинским, не написали. Всё делалось административно-бюрократическим методами и спровоцировало эффект, который нам теперь хорошо известен.

Приведу только один пример. К моменту аннексии Крыма там было шесть украинских школ, ютившихся в заброшенных детских садиках, и одна показушная симферопольская гимназия, притом что по переписи 2001 года по меньшей мере четверть населения Крыма идентифицировали себя как украинцы. Вот вам и политика государства. Стоит ли удивляться тому, что на каких-то территориях "украинский проект" не удаётся?

Может ли история чему-то на­учить?

Это риторический вопрос. Кажется, Черчиллю приписывают фразу: "История учит тому, что она ничему не учит". Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков - это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества. То, что сейчас происходит на земном шаре, нас в очередной раз в этом убеждает.

Когда произошла аннексия Крыма, заговорили об аншлюсе, о Мюнхенском сговоре 1938–1939 годов и т. д. Обсудили, провели исторические аналогии - и что? Запад вспомнил, что одной из предпосылок Второй мировой войны стала политика умиротворения Гитлера, и начал проводить ту же самую политику. Получается, уроки истории есть, но их никто не усваивает.

Пастернак, цитируя Гегеля, называет историка "пророком, предсказывающим назад". Пытались ли вы когда-нибудь предсказывать вперёд?

Я плохой предсказатель. В 2003 году, когда в Грузии произошла Революция роз, меня спрашивали, возможно ли такое в Украине, и я сказал, что ни в коем случае, - то же самое тогда утверждали социологи. Сейчас мне кажется, что в ближайшие десять лет радикального улучшения экономической и социальной ситуации в Украине ждать не следует, но лучше бы я ошибся, как тогда.

Внутри страны есть один-единственный внушающий оптимизм ресурс, причём все наши власти, независимо от их цвета, стараются его затоптать. Этот ресурс - люди. У нас всё ещё высокий уровень образования населения и большое количество граждан, способных на креатив, предприимчивость, самоорганизацию. Вся надежда на них.

***

КТО ОН

Доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины, профессор кафедры истории Киево-Могилянской академии, автор книг об украинской истории ХХ века

ПОЧЕМУ ОН

В эпоху ангажированности и предвзятости Касьянов сохраняет верность научному подходу и здравому смысл

Как могут повлиять на судьбу России национальные проблемы? Как отразятся они на постсоветском пространстве в целом? И каким образом аннексия Крыма может повлиять на усиление сепаратистских настроений в Российской Федерации?

– В киевской студии Радио Свобода – доктор политических наук, профессор Михаил Савва. В последние месяцы он живет в Украине, получил здесь политическое убежище, а до этого был профессором Кубанского университета.

В конце 80-х – начале 90-х годов в «Независимой газете» был отдел «Республика», который касался не только союзных республик, но и автономий России, потому что каждая из этих республик была частью политического ландшафта – Татарстан, Башкортостан, Чечено-Ингушетия, Якутия, Тува. Возникает вопрос: это навсегда исчезло из российской политики?

Даже сейчас этнические элиты продолжают быть активными игроками на политической арене

–​ Нет, конечно. Даже сейчас этнические элиты, то есть руководство некоторых республик в составе России продолжают быть активными игроками на политической арене. Другое дело, что об этом очень мало информации. Каток унификации, который был запущен в первое президентство Путина , очень сильно прошелся по этим политическим элитам, и сегодня они позволяют себе намного меньше, чем позволяли в 90-е годы. Но буквально в последние два года начала возрастать тенденция более активной постановки вопроса о защите коллективных этнических прав, хотя ученые очень много спорят, есть ли вообще коллективные права, или права принадлежат только конкретному человеку.

Недавние события это подтверждают. В конце ноября Конституционный суд республики Саха (Якутия) принял постановление, в котором заявил, что у якутского народа на территории Якутии, поскольку он здесь сформировался и живет, есть особые права по сравнению с любыми другими общностями. Очень интересное, совершенно неоднозначное решение! Но для меня оно сейчас важно в одном плане: такого не было много лет.

–​ Конституционный суд РФ изгонял подобные формулировки из конституций российских республик.

–​ Ради этого был создан институт полномочных представителей президента (России – КР ), точнее, он был переформатирован именно под эту задачу. В первую пятилетку нашего века эта задача, казалось бы, была навсегда решена. Эти формулировки исчезли из законодательства. Сейчас они возвращаются в форме решений высших судебных органов республик.

–​ Считаете ли Вы, что это элемент фронды, или республиканские элиты начинают понемногу понимать, что Москва уже не столь всесильна, как это было еще недавно?

– И то, и другое. Они сами еще не особенно разобрались, что это такое, но уже инстинктивно понимают, что надо делать. Когда звучат такие заявления со стороны политических элит, народ, как правило, воспринимает это очень позитивно, то есть республиканская власть приближается к народу. С другой стороны, это важный элемент политической игры – элемент такого торга между элитами республик и федеральной элитой. Картинка, которую показывают российские информационные каналы, очень благостная – везде тихо, все за «Единую Россию», все любят Путина.

На самом деле это не совсем так. Если говорить о рейтинге популярности президента России, то он очень разный в разных субъектах РФ. На этот рейтинг очень сильное влияние оказывает масса факторов – историческая память, например, память о войнах, которые вели народы, населяющие конкретную республику, о депортациях времен Сталина , о войнах уже 90-х годов, которые очень ожесточенно велись на Северном Кавказе, и множество других факторов. Так вот, нынешние политические элиты понимают, что им уже надо шевелиться, что нечто меняется в их отношениях с федеральным центром.

–​ Сейчас возникает интересный вопрос – Крым. Эта республика в составе РФ согласно российскому законодательству, но практически никто в мире это не признает. Представим себе, что на каком-то повороте российской истории скажут: да, действительно, республика Крым – это не часть России. Тогда возникает вопрос: а чем отличаются другие российские республики, чем отличается республика Тува, которая была, по сути, аннексирована в 1944 году тоже без всякого референдума: решением всего лишь малого Хурала Тувинской народной республики она была присоединена к Российской Федерации в качестве автономной области. Если Крым – не часть России, почему Тува – часть? Так можно дойти до 20-х годов и до ликвидации той государственности, которую имели народы России после февральской и октябрьской революций.

Нынешние политические элиты понимают, что им уже надо шевелиться

–​ Вот поэтому я всегда подчеркивал, что аннексия Крыма принесла режиму Путина намного больше проблем, чем решений. Несмотря на то, что эта аннексия стала мощной скрепой, которую путинский режим очень любит, она вызвала ту самую проблему, о которой вы сказали – создала прецедент. Ведь действительно многие территории в составе России вполне могут заявить о том, что они были аннексированы. Этот вопрос просто не поднимался, поскольку в начале 90-х годов был достигнут некий общественный договор: те, кто находился в составе Российской Федерации по состоянию на август 1991 года, находятся там фактически в силу исторической памяти. И вдруг – аннексия Крыма, которая меняет ситуацию.

Я думаю, политика путинского режима в отношении Украины на протяжении двух последних лет (не только Крым, но и Донбасс, яркое проявление поддержки сепаратизма) заложила серьезнейшие мины замедленного действия и, может быть, не очень долгого. Российские сепаратисты просто не смогут не воспользоваться этими прецедентами. Это будет один из аргументов, если федеральная власть ослабнет настолько, что сепаратистские движения начнут открыто заявлять о своих претензиях.

–​ Есть еще один важный прецедент, условно позитивный с точки зрения сохранения территориальной целостности – это Чечня. В Чечне работает практически автономный режим.. Но при этом сама Чеченская республика остается субъектом Российской Федерации, причем преданным субъектом, охранителем самого единства РФ.

Вы, наверное, помните: Украина была второй такой республикой, стержнем сохранения Советского Союза чуть ли не до августа 1991 года – тогдашняя Украина, которая имела сильную парторганизацию, боролась с национализмом, и все взгляды Кремля были устремлены сюда, в Киев. И вдруг в августе 1991 года оказалось, что это сосем не так.

Аннексия Крыма принесла режиму Путина намного больше проблем, чем решений

–​ И такое восприятие Украины в те времена было совершенно логичным. Россия сама по себе являлась стержнем, поэтому нужно было смотреть на Украину.

Я бы сказал, что не Чеченская республика является самым верным субъектом Российской Федерации, а ее нынешнее руководство принесло личную вассальную клятву Путину, создался такой режим лично преданного ему Кадырова и его окружения. Но это имеет мало общего с позицией большей части населения Чечни. Война там шла совсем недавно, до сих пор не решена проблема огромного количества беженцев. Буквально вчера Европейский суд по правам человека принял решение коммуницировать около 50 жалоб родственников пропавших без вести во время чеченских войн, и это будут решения не в пользу Российской Федерации. Историческая память там до сих пор кровоточит.

Я бы сказал, что Чеченская республика сегодня – это практически суверенное государство, которое живет за счет бюджета РФ, за счет внешних вливаний. Хочу подчеркнуть, что валовой региональный продукт в Чеченской республике на душу населения – самый низкий в России, если не считать Крыма, где он еще ниже. Другими словами, это территории, лидеры которых решили те задачи, которые ставили перед собой чеченские сепаратисты. С одной стороны, полная самостоятельность во внутренних делах, с другой, отсутствие необходимости зарабатывать деньги – они и так приходят, как выразился один раз лидер этой республики, Аллах дает.

–​ Почему я спрашивал о Чечне – я подумал, что, может быть, в будущем это вообще станет моделью российского государственного существования.

Политика путинского режима в отношении Украины заложила серьезнейшие мины замедленного действия

–​ Я так не думаю. При нынешнем режиме эта цепочка полунезависимых государств еще возможна, и это даст возможность Путину делать вид, что все в порядке. Но режим, безусловно, слабеет. В условиях санкций и снижения экономических показателей он будет экономически слабеть и дальше, денег будет просто не хватать на всех. При смене власти, безусловно, нужно будет наводить порядок в стране. Если кто-то не может быть в России, наверное, он не будет Россией, но те, кто останутся, станут Россией.

–​ В буквальном смысле слова?

–​ Я думаю, да. Не в смысле этнической унификации, когда все выровняются и будут все русские – нет. Сейчас в России нет политической государственной идентичности, тех самых скреп, о которых мечтает режим. Нет выгод и преимуществ, которые позволяли бы людям гордиться тем, что они россияне. Есть множество региональных, национальных, религиозных идентичностей, но нет общероссийской, ее предстоит вырабатывать. И вероятно, не все согласятся верить в эту идентичность.

–​ Но тогда возникает вопрос: где правовые основания для того, чтобы выпускать кого-то из государства, если нет вот этой близости, идентичности?

–​ Правовых механизмов сейчас нет. Если сегодня какой-то субъект Российской Федерации захочет выйти, фактически это будет невозможно. Но я говорю не о той России, которая сейчас пугает весь мир, а о той России, которая должна возникнуть, и, безусловно, такие механизмы должны быть найдены.

Дело в том, что Россия сегодня – страна очень разнообразная. Есть такое понятие «гетерогенность», то есть степень различий. Так вот, по уровню гетерогенности это, наверное, самое разобщенное государство мира, начиная от экономических разнообразий и заканчивая религиозными. Поэтому действительно необходимы те самые скрепы, но скрепы позитивные, а не скрепы страха, которые работают сегодня.

–​ Здесь, в Украине очень многие до сих пор воспринимают Кубань и целый ряд других пограничных территорий России как территории, которые стали цивилизационной границей между украинцами и русскими в самой России. При этом украинцев там немало, Кубань – это вообще часть украинской исторической памяти, фольклора. Возникает вопрос: осталось ли это на самом деле?

–​ Нет, на самом деле этого не осталось, можно говорить только о культурном своеобразии. Дело в том, что кубанские казаки, в том числе запорожцы, к моменту переселения на Кубань не были украинцами, еще только шло формирование этого этноса. И поэтому исторически на Кубани не было украинской идентичности, была региональная идентичность. Кубанские казаки не считали себя русскими, они считали себя кубанскими казаками, но украинцами они тоже себя не считали, хотя говорили на диалекте, который в то время был очень близок к украинскому языку.

Сейчас можно говорить только о культурных особенностях, хотя я видел карты (особенно много их в интернете), на которых Краснодарский край в чьих-то мечтах уже присоединен к Украине. На самом деле все сложнее.

–​ Если говорить о понимании российским обществом гетерогенности существования в стране, оно вообще существует или люди живут каждый в своем регионе, не очень задумываясь о том, что происходит в соседнем и как там себя ощущают люди?

– Еще несколько лет назад люди действительно жили каждый в своем регионе, не задумываясь об этом, но миграция заставила задуматься о гетерогенности – сначала миграция начала 90-х годов, когда люди вынуждены были переезжать из точек конфликта в республиках бывшего Советского Союза. Для Кубани это, например, армяне, курды, курды-езиды, которые появились как раз в то время, это турки-месхетинцы, которые появились там в начале 90-х годов. Затем пошла трудовая миграция из государств Центральной Азии, которая также поставила вопрос о том, что люди бывают разными.

Межнациональное общение происходит буквально каждый день в крупных городах и в некоторых приграничных регионах

Есть такое понятие в науке - «индекс мозаичности», он показывает, насколько часто теоретически у жителя какого-то города или региона есть возможность столкнуться с человеком другой национальности. Так вот, в областях центральной России этот индекс был настолько низким, что его можно было не учитывать – 0,003-0,004. В то же время, на Кубани этот индекс был 0,25, то есть на два порядка больше была вероятность межнационального общения. В настоящее время российские мегаполисы – это уже города, населенные далеко не только одними русскими.

Можно говорить о том, что межнациональное общение происходит буквально каждый день в крупных городах и в некоторых приграничных регионах. Так что российское общественное сознание начало осваивать вопрос о гетерогенности. Это новая и достаточно тяжелая тема. Отсюда всплеск популярности националистических, антимигрантских и любых других движений, которые проповедуют ксенофобию.

На наших глазах мир становится совершенно другим

–​ Российская империя при всех своих особенностях имела еще такую отличительную черту, как искусственное сохранение гомогенности проживания населения. Во времена Советского Союза это была прописка, это была национально-культурная политика, то есть целый ряд мер, который позволял русским так жить в империи, как будто это их собственное национальное государство. Для того, чтобы встретиться с так называемым инородцем, нужно было самому куда-то уехать. Сейчас ситуация стремительно меняется. В больших городах все больше и больше людей разных национальностей –​ мы видим это по Москве. Русский человек, не участвующий в политических процессах, привык жить в одном мире, а сейчас на наших глазах этот мир становится совершенно другим.

–​ Это очень некомфортно для большинства русских, которые столкнулись с этим явлением. Прежде всего, Россию накрыла глобализация. При советской власти переезды с места на место были большой проблемой, даже редкостью. Можно было уехать на комсомольскую стройку, можно было отслужить в армии и остаться где-то в другом регионе, но из-за института прописки и из-за недостатка жилья люди переезжали очень редко. Сейчас ситуация изменилась, население России мигрирует чрезвычайно активно.

Население России мигрирует чрезвычайно активно

Кроме глобализации, которая затронула всех, есть еще внутрироссийские проблемы. Например, в республиках Северного Кавказа в общем составе населения молодежи около 30%, а в областях центральной России молодежи не более 15% – это другая демографическая ситуация. Кавказская молодежь переезжает, они не находят себя в Дагестане, в Чечне, в Ингушетии, для них там нет работы, просто нет места, они едут куда-то и становятся тем самым чужим миром, который воспринимается очень тяжело. Это проблема двух сторон: ни кавказцы еще не умеют быть собой в чужом окружении, не нарушая права других людей, ни русские не научились принимать таких людей. От мигрантов в большинстве случаев требуется либо измениться и «стать такими, как мы», либо уехать, либо они не должны высовываться на поверхность.

Общество оказалось не готово к созданию "единой российской нации", признала рабочая группа по подготовке концепции соответствующего законопроекта, которую возглавляет экс-министр по делам национальностей Валерий Тишков, сообщает Коммерсант .

По его словам, законопроект "О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями", инициированный в конце октября 2016 года бывшим главой Миннаца Вячеславом Михайловым, будет переименован в законопроект "Об основах государственной национальной политики".

"Так спокойнее, - отметил Тишков. - Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название".
Отметим, что с момента своего появления законопроект о создании "единой российской нации" вызвал волну критики.

Академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков на церемонии вручения государственных премий РФ в области науки и технологий, литературы, искусства и гуманитарной деятельности за 2014 год в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС

Плавильный котел вместо многообразия идентичностей

"По моему представлению, переименование не изменит сути предлагаемого закона. Но, как открыто это признает сам Тишков, несколько успокоит общественность, которая встревожилась, так как понимает важность этого закона для нашего государства и связывает его создание с угрозой этноцида и превращения российского общества в некоторую искусственную механическую общность, что и представляет собой такое явление, как политическая нация. К этому давно призывает Тишков. Еще с 1990-х годов он реализует либеральную модель размалывания многообразия народов, культур и традиций в единую гомогенную искусственную общность. Это жуткий либеральный эксперимент, который Тишков собирался поставить над Россией в 1990-х. И вот сейчас он не унимается и продолжает свои попытки, изворачиваясь и пытаясь придать чудовищной затее благообразный вид", - заявил в интервью Царьграду директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин.

По мнению эксперта, попытки реализовать в России либеральную концепцию "плавильного котла", в котором должны раствориться все идентичности, губительны для страны. Учитывая, что Россия на протяжении своей истории шла по имперскому пути развития, в котором основным залогом гармоничного сосуществования всех народов и этносов была не единая гражданская политическая нация, а многообразие, сохранение всех существующих идентичностей.

Идеологическая диверсия против России

Коровин добавил, что закон о "российской политической нации" - это не что иное, как мировоззренческая идеологическая диверсия против российской государственности.
"Единственное, что успокаивает: естественно, никакой политической нации директивно создать невозможно. Из этого ничего не выйдет. Однако это создаст огромную внутреннюю напряженность, протест со стороны народов России, пытающихся сохранить свою идентичность, что приведет к дезинтеграции и коллапсу российской государственности", - подчеркнул эксперт.

"Я считаю, что этот закон о российской нации не только не нужен, но он категорически вреден, - полагает публицист, главный редактор журнала “Русский обозреватель” Егор Холмогоров. - Он был абсолютно разрушителен и для русского народа, и для межнационального мира и согласия в нашей стране. Данный закон фактически не ведет ни к чему, кроме как к возрастанию внутренней этнической напряженности. Сейчас его переименовали. Но я бы не слишком обольщался относительно того, что изменение откровенно провокационного названия сильно повлияет на изменение содержания. Поскольку главный идеолог этого закона академик Тишков с самого начала говорил, что, конечно, это не нужно называть законом о российской нации. Это следует называть законом о национальной политике и прочее. Но, по сути, я опасаюсь, что вся та же совершенно вредоносная программа строительства так называемой российской политической нации на костях реальных наций, которые у нас существуют в России, прежде всего, русской нации, она там останется по-прежнему прописана. Просто это не будет теперь вынесено в заглавие".

Добавим, что законопроект о "российской политической нации" вызвал критику и в национальных республиках, где особенно сильна этническая и религиозная идентичность.
"Мы за 80 лет привыкли к определенному понятийному аппарату, к этническим маркерам: русский, белорус, татарин, чеченец - они прочно вошли в нашу жизнь. Ну а словом “россиянин” мы обозначаем свою гражданскую и политическую идентичность. В специальном законе о том, чтобы гражданская идентичность стала нормой для всех, на мой взгляд, нет необходимости, такой подход может вызвать нежелательную негативную реакцию" , - отметил сотрудник секретариата главы республики Дагестан Деньга Халидов, выступая 13 января 2017 года на семинаре по проблемам формирования российской гражданской политической нации, организованном Министерством по национальной политике республики Дагестан.

В чем же альтернатива?

По мнению опрошенных Царьградом экспертов, альтернатива созданию в России гражданской политической нации с её унификацией и подменой идентичностей безликим понятием "россиянин" заключается в необходимости легализации народов и этносов, введении их в правовое поле.

"Альтернативой является процесс восстановления этнической, культурной, языковой идентичности традиционных этносов и народов. Это является естественным процессом, не нуждающимся в директивных подходах и чиновничьем вмешательстве. Однако многообразие этническое, конфессиональное и культурное должно быть легализовано, что противоречит стремлению загнать живые органические общности в рамки каких-то директив и законов. То есть по большому счету создание такого закона невозможно, и главной альтернативой является процесс легализации народов и этносов в нормативном юридическом и правовом пространстве, потому как на сегодняшний день эти категории находятся вне закона. Ни в Конституции, ни в других юридических законных подзаконных актах они не учитываются. Есть категория “гражданин” и искусственная политическая общность, так называемая национальная республика. Никаких народов и этносов в России нормативно не существует. С их легализации, их описания и введения в нормативный правовой оборот необходимо начинать", - подчеркнул Валерий Коровин.

"Нужно начинать с четкого, возможно, юридического определения места русского народа в структуре российской государственности. Когда это место будет определено и юридически закреплено, то от этой точки отсчета можно будет двигаться к законодательным определениям национальной политики. Если же этого не сделать и начать с этой утопии строительства российской нации, то мы придем к серьезному внутреннему этническому кризису, когда будет нанесен ущерб русскому народу, в то время как на окраинах только возрастет сепаратизм", - убеждён Егор Холмогоров.

В заключение добавим, что однажды в российской истории в национально-государственное строительство уже была заложена мина замедленного действия. Произошло это почти сто лет назад, когда пришедшие к власти в результате революционных потрясений 1917 года большевики предоставили "право на самоопределение" всем якобы угнетенным "великорусскими шовинистами" и царской "тюрьмой народов" народам и этносам бывшей Российской империи, по факту разделив некогда единое государство на национальные образования. Последствия этого сполна ощутили только спустя 70 лет, когда Советский Союз затрещал по швам. Строительство "российской гражданской политической нации" - такая же мина замедленного действия под фундамент нашего государства, которая рано или поздно неизбежно сдетонирует и повлечет за собой серьезные конфликты на межэтнической почве. Последствия этого для России будут катастрофичные.

Рассказ и размышления о Кавказской войне Российской империи и о нынешней Чеченской войне России я вынес в отдельную главу - «Чеченский капкан». Здесь же отмечу, что Кавказская война - единственный в Российской империи пример жестокой, на уничтожение, войны метрополии с колонией.

О российском колониализме говорят до удивления примитивно и однообразно. Одни утверждают, что у нас колониализм был особый, «душевный», что все народы с радостью и песнями шли под власть Москвы. Другие называют это «имперской лажей» и «имперской лапшой на уши», а Россия была обыкновенной колониальной «тюрьмой народов».

И то, и другое, на мой взгляд, далеко от истины, потому что каждый настаивает только на своем мнении и навязывает свою идею. И у каждой стороны - есть факты. Почему же их не объединить и не посмотреть на них непредубежденным взором?

Например, характернейший пример - Ермак, завоевание Сибири. Кем был Ермак и кем был Кучум. Как известно всем из песни, «Кучум ползет как тать презренный». На самом же деле мирно жил-поживал особо никому не известный хан в Сибири, никого не трогал, пока на него не напали... Кто? Добро бы царские войска, тогда все ясно для потомков. Но пришли неизвестно кто. Как в той же песне поется, «Ермак сидел, объятый думой». Ему было о чем думать. Потому что Ермак был разбойник с большой дороги, объявленный вместе со своим дружком Иваном Кольцо (Ванюха Перстень) в тогдашний всероссийский розыск как вор (убийца) и душегуб. Напомню, что это было время Ивана Грозного. В стране все перебаламучено, Русь буквально наводнена беглыми и разбойными людьми. И что же надо было совершить, какие особые злодейства и душегубства сотворить, какой кровью залить землю, чтобы тебя даже в такой обстановке объявили во всероссийский розыск! Ермака - объявили.

Но его банду пригрел граф Строганов, сам царь и бог в уральских пределах, и сказал примерно так: ладно, перед государем я вас отмажу, но вы должны сделать то-то и то-то...

Так и началось «завоевание Сибири Ермаком...».

Какой миф из сего сотворили - все знают.

А пример с Ермаком я привожу потому, что здесь все соединилось: бандиты, проходимцы, невинные жертвы, частные амбиции местных правителей, государственные интересы, экспансия России и - разумеется - мифы....

Колониализм был неизбежен. Потому как неизбежна и неостановима страсть человека к открытию окружающей земли. Чаще всего эта страсть изначально соединялась с государственным расчетом на приобретение новых владений и грабеж их, как это было с Колумбом. Иногда вначале следовало открытие, а потом завоевание и грабеж. Затем сочиняются сказки про мужественных первопроходцев-романтиков и кровожадных дикарей-аборигенов. Затем - про бремя белого человека и дикарей, которые не понимают собственного счастья от принесенной им цивилизации. И, как правило, никто себя не спрашивает: а нас просили?..

В общем, колониализм есть колониализм. Где-то Россия шла с крестом, а где-то с мечом - то есть завоевывала. А точнее, как и везде в мире, с крестом и мечом. И точно так же удерживала. И изображать российскую экспансию этаким сю-сю-колониализмом - конечно, «лажа» и «лапша на уши».

Но в то же время русский колониализм разительным образом отличался от общемировой практики. В истории российского колониализма - исключая Кавказскую войну - не было ставки на тотальное уничтожение, на геноцид, не было жестокого противостояния народов. Вспомните те же германские завоевания или практику уничтожения индейцев в Америке. Совсем ведь другая картина!

Это очевидно, если смотреть на историю страны непредубежденным взглядом. А вот объяснить - сложно. Во всяком случае - однозначно объяснить.

Я могу только предполагать. Быть может, причиной тому громадные пространства Евразии: земли много, всем места хватало - и коренным, и пришлым русским.

А потом, с чего бы русскому человеку заноситься, считать аборигенов существами ниже себя? Ведь русский человек был угнетен, замордован властью и хозяевами часто посильнее, чем почти вольный абориген. То есть они были равными и ощущали себя равными. Конечно, в таких случаях своя замордованность и униженность часто вымещаются на тех, кто теперь еще слабее, - то есть на аборигенах. Это так. И так, разумеется, было. Но в любом случае это совсем другой уровень отношений, чем, к примеру, отношения английских солдат с индусами.

А еще я считаю главным здесь характер русского человека, обусловленный самим его происхождением. Русский человек XVI-XVIII веков знал своих родичей, свое происхождение, от бабушек и дедушек был наслышан о предках-половцах, славянах, литовцах, татарах-болгарах, меря, мордве и чуди... (В отличие от некоторых нынешних Назаровых, богатыревых, ермолаевых, Макашевых и баркашевых - привожу фамилии только тюркского происхождения, - которые мнят себя «арийцами» и навязываются в друзья к немецким фашистам.) Особенно это характерно было для знати, которая вела записи своих родословных и гордилась ими. (Ведь по нынешним временам даже смешно звучит, если сказать: потомки ордынцев Ермолов и Вельяминов покоряли для России Кавказ...) И он, русский человек, никогда не относился к инородцам с завоеванных и занятых земель как к существам ниже себя. Понимаете, колониализм - был, а расизма - не было! Русский человек легко сходился и роднился с аборигенами, русские легко входили в жизнь аборигенов, и аборигены легко становились российскими подданными во всей полноте. Особенно если принимали православие. К примеру, те же казаки. В само по себе исторически и этнически пестрое сословие казаков доныне входят и буряты, и якуты, и калмыки... Разумеется, православные. Немногие знают, что калмыки до сих пор делятся внутри себя на дербетов, тургутов и... казаков. Немногие знают, что флаг Области Всевеликого войска Донского был трехцветным: синим, желтым и красным. Красный цвет означал казаков-донцов, синий - иногородних, а желтый - казаков-калмыков... Трудно представить американских индейцев в составе национальной гвардии или, по нынешнему говоря, в роли техасских рейнджеров... Так ведь?

«Наши предки, жившие на Московской Руси и в Российской империи начала XVIII в., нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи - татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты - такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями командовали потомки черемисов Шереметевы и татар - Кутузов». (Л. Н. Гумилев. «Древняя Русь и Великая Степь».)

Да, в Российской империи существовали ограничения. В том числе и для русских: для поморов и астраханцев, к примеру. Их не принимали в военные училища. Но прежде всего ограничения проводились по вере и некоторым национально-политическим параметрам. Например, в военные училища не принимали также поляков (острая память о разделе Польши, о польских восстаниях) и т. п. При всем при том многие представители казахской знати, не переходя в православие (у казахов, в отличие от их предков половцев и ордынцев, не было такого обычая), носили самые высокие воинские звания Российской империи: к примеру, султан Джанибек был фельдмаршалом...

В общем и в целом нигде не было уничтожительного и целенаправленного давления, ассимиляции, покушения на веру, язык, обычаи и самоуправление. Приведу, опять же, пример с казахами, с родным мне Казахстаном. Помимо школ-медресе и прочего на уровне волостей было свое, национальное самоуправление. И был договор, многим совершенно неизвестный. Договор, по нынешним нашим меркам, поразительный.

Все знают Амангельды Иманова как революционера-большевика, руководителя народного восстания. Но само-то восстание 1916 года не имело никакого отношения к революции под красным флагом. Это было всенародное возмущение нарушением договора со стороны имперских властей... По этому договору казахи не участвовали в войнах и не подлежали мобилизации. Странно, да? Российская империя воюет с Германией, а подданных империи казахов в армию не призывают. Да, нынче это выглядит странновато. Но так было. И когда имперские власти нарушили договор, призвали казахов на тыловые работы (всего лишь на тыловые!), вспыхнуло восстание. И правильно - договор есть договор... Вот какие были отношения.

Так что русский колониализм, повторю, был веерки особый.



| |

В советских Наставлениях времен Великой Отечественной войны эта мина обозначалась как "Мина замедленного действия МЗД-5".

Является практически полным аналогом мины МЗД-4, отличаясь от нее использованием взрывателя ЭХВ вместо замыкателя ЭХЗ, причем ЭХВ в мине МЗД-5 используется как замыкатель, т.е. выполняет ту же роль, что и ЭХЗ.

Мина предназначена для выведения из строя автомобилей, бронетехники, движущихся по дорогам, железнодорожных локомотивов на железной дороге.

Строго говоря, это не вполне мина, т.к. заряд ее крайне мал, всего 400 грамм тротила, чего явно мало для выведения транспорта из строя. МЗД-5 это скорее взрывное устройство, к которому должен прилагаться дополнительный заряд ВВ массы необходимой для выполнения задачи. В зависимости от поражаемой цели дополнительный заряд может иметь массу от нескольких до нескольких десятков или даже сотен килограмм. Мина МЗД-5 просто ставится на этот дополнительный зарад ВВ и ее взрыв инициирует взрыв дополнительного заряда ВВ.

Эта мина была разработана и принята на вооружение Красной Армии летом 1941 года и применялась наряду с почти аналогичной миной МЗД-4 на протяжении всей войны преимущественно партизанами, диверсионными группами, а также при минировании железных и автомобильных дорог, аэродромов при вынужденном отходе частей Красной Армии с целью затруднения или исключения пользования дорог противником.

Конструктивно мина представляет собой деревянный ящик размером 18х14.5х10.5 см с крышкой, закрепляемой четырьмя шурупами. Внутри ящика размещаются тротиловая шашка массой 400грамм (1), электрохимический взрыватель ЭХВ (2), гальваническая батарея СБС (3).

К нижней стороне крышки с помощью металлической скобы прикреплен вибрационный замыкатель ВЗ-1 (4).

Внутренняя часть ящика разделена фанерными перегородками на два отсека. В одном отсеке размещается тротиловая шашка, во втором взрыватель ЭХВ, гальваническая батарея СБС и деревянная колодочка (5) с отверстием, предназначенная для хранения электродетонатора при транспортировании мины.

Электрохимический взрыватель ЭХВ, выполняющий в данной мине роль электрозамыкателя замедленного действия, внешне представляет собой бакелитовый (фенопластовый) пенал диаметром 33 мм. (в широкой части 75 мм.) и длиной 15.6 см.

Внутри помещается медная электролитическая ванна (1), представляющая собой отрезок медной трубки, закрытой пластмассовыми пробками с обоих концов. Она заполнена электролитом. Сквозь ванну проходит медная изолированная проволока, которая в средней своей части обнажена. Один конец этой проволоки с помощью припоя закреплен на пробке, а второй конец ее прикреплен к подпружиненному ударнику (2). В припой упирается положительный контакт электрической батареи КБ-У-1.5 (3). В расширенной части взрывателя помещается пластмассовая пластина, на которой размещены два пружинных контакта с зажимами. Провод от одного контакта проходит к электролитической ванне и припаян к ее стенке. К второму контакту прикреплена пружинистая металлическая пластинка, которая опирается на отрицательный контакт батареи. В этих двух контактах может зажиматься металлическая ламель (4) с калиброванным сопротивлением. Пенал закрывается завинчивающейся крышкой (5). С противоположной стороны в пенал ввинчивается электроконтактная пробка (6).


Задача взрывателя ЭХВ в данной мине состоит в том, чтобы привести мину в боевое положение через строго определенное время.

Это время может устанавливаться в пределах от 12 часов до 120 суток. Установка времени приведения мины в боевое положение осуществляется за счет подбора соотвествующего сопротивления. Комплект из 10 сопротивлений прикладывается к каждому взрывателю.

Боевая электроцепь мины включает в себя красный провод батареи СБС- зеленый провод взрывателя ЭХВ- фиолетовый провод взрывателя ЭХВ, красноватый провод вибрационного замыкателя ВЗ-1 - бирюзовый провод вибрационного замыкателя ВЗ-1, синий провод электродетонатора - серый провод электродетонатора - синий провод батареи СБС.

В предохранительном положении боевая цепь разомкнута в двух местах - в вибрационном замыкателе ВЗ-1 и в электрокотактной пробке взрывателя ЭХВ. Как только ламель (4) будет вставлена в зажимы взрывателя, замкнется цепь взрывателя и начнется процесс растворения проволочки, находящейся в электролитической ванне, который продолжается от 12 часов до 120 суток в зависимости от выбранного сопротивления. В это время мина остается безопасной для проходящих над ней транспортных средств до тех пор, пока не истечет срок замедления и высвободившийся вследстве обрыва разъеденной электролитом проволочки ударник не замкнет цепь. С этого момента электроцепь разомкнута только в одном месте - вибрационном замыкателе.

При воздействии цели на вибрационный замыкатель ВЗ-1 (колебания почвы от движущейся машины, паровоза), его контакты начинают вибрировать, замыкаются и боевая цепь замыкается. Электродетонатор взрывается, от него взрывается тротиловая шашка, а от нее дополнительный заряд ВВ. Цель поражена.

От автора. Почему ЭХВ называется взрывателем, а не замыкателем, хотя он играет здесь ту же самую роль, что и электрохимический замыкатель ЭХЗ, отличаясь от последнего лишь удобством пользования? Да потому, что резьба в конце ЭХВ совпадает с резьбой запалов МД-2 и МД-5М и их можно ввинчивать в ЭХВ вместо электроконтактной пробки. Пружина в ЭХВ достаточно мощная и силы ударника достаточно для срабатывания запала. Т.е. ЭХВ можно использовать не только в качестве электрозамыкателя замедленного действия, но и как простой взрыватель замедленного действия, если вставить его с запалом в гнездо подрывного заряда. Т.е. ЭХВ является более универсальным устройством нежели ЭХЗ.

Этот взрыватель был разработан М.М. Файнбергом и М.А. Проскуриным.

Тактико-технические характеристики мины МЗД-5
Тип мины............................................................................ противотранспортная
Корпус............................................................................... дерево
Масса................................................................................. 3-5 кг.
Маса заряда ВВ (тротил)..................................................... 400 гр.
Длина................................................................................. 18 см.
Ширина.............................................................................. 14.5 см.
Высота............................................................................... 10.5 см.
Тип датчика цели............................................................... сейсмический
Размеры датчика цели........................................................ диаметр 75 мм., высота 30-35 мм.
Чувствительность датчика цели по ж/д. локомотиву............. 0.5 м.
Чувствительность датчика цели по автомобилю.................... 0.25 м.
Температурный диапазон применения.................................. -18 - +60 град.
Неизвлекаемость................................................................. неизвлекаема в боевом положении
Необезвреживаемость......................................................... необезвреживаема в боевом положении
Самоликвидация/самонейтрализация.................................... нет / истечение срока работоспоспособности батареи питания мины (1.5 года).
Время предохранения........................................................... дискретное, определяется подбором сопротивлений, вставляемых в ЭХВ в пределах от 12 час. до 4 месяцев.
Время боевой работы............................................................ 1.5 года.

Мина устанавливается в грунт под дорожное покрытие на глубину не более 25 см. или под железнодорожное полотно на глубину не более 50 см.

При установке на срок более 15 суток следует предусматривать защиту мины от сырости и проникновения в нее грунтовых вод обертыванием ее брезентом, обмазыванием гудроном, смолой. В зимнее время следует предусматривать утепление батареи СБС и ЭХВ. С наличием утеплителя батарея работоспособна до температуры до -20 градусов, без утеплителя до -15 градусов.

Обезвреживать и затем извлекать мину разрешается, если прошло не более половины срока замедления. Обезвреживание осуществляется отсоединением батареи, с последующим извлечением электродетонатора и шашки.Хотя сама мина не имеет устройств неизвлекаемости и необезвреживаемости, однако под нее или под дополнительный заряд может быть установлена мина-ловушка МС-2.

Обезвреживание мины, приведшейся в боевое положение не разрешается в силу высокой чувствительности сейсмодатчика.

Мина поставляется в войска неокончательно снаряженной. Шашка располагается на штатном месте, электродетонатор в гнезде колодочки, все проводники рассоединены.

К работе с миной допускается лишь специально обученный личный состав, т.к. при подготовке мины требуется выполнение тестов с использованием омметров или контрольных ламп, умение выполнять электросоединения. Решение на установку мины может принимать только офицер инженерных войск с обязательной фиксацией места установки мины, составлением формуляра на каждую установленную мину и контролем доведения формуляра по инстанции до начальника инженерной службы армии или фронта включительно. До оставления своими войсками места установки мины она должна находится под охраной или наблюдением сапера во избежание несчастных случаев. Если истекло более 1/3 времени замедления, но территория остается под контролем своих войск, то необходима переустановка мины с заменой ЭХВ.

Мина МЗД- 5 может быть окрашена в темно-зеленый цвет или только покрыта слоем олифы. Встречались мины неокрашенные. Маркировка наносилась черной краской по трафарету на крышку мины и включала в себя обозначение мины, шифр ВВ, номер снаряжательного завода, номер партии, год изготовления и срок замедления. Однако, наличие маркировки не являлось обязательным.

Возможны различия в способах крепления крышки, массе заряда.

От автора. На рисунках, помещенных выше я окрасил провода в разные цвета исключительно для наглядности. В действительности же никто провода в разные цвета специально не окрашивал. В те времена изоляция проводов была обычно резиновая (цвета от черного до серо-коричневого), иногда с хлопчатобумажной оплеткой светлых цветов) что и видно на фотоснимке.

Это только в фильмах время, оставшееся до взрыва, показывается словно счет на табло стадиона и провода обязательно синие или красные для драматизации действий киносаперов. В действительности же добраться до проводов обычно вовсе невозможно. А если и добрался, то можно резать все подряд. Ловушка обычно стоит раньше, она просто не позволит добраться до проводов. Такая ловушка гораздо проще по устройству и удобнее в обращении.

Сведений по укупорке мин и изготовленному количеству не имеется.

Заметки на полях. Вообще-то, эти мины в советских служебных инструкциях называются "мины замедленного действия", что приводит в недоумение людей, знающих минно-подрывное дело в пределах обычных противотанковых и противопехотных мин. По нормальной логике отсюда следует, что должны тогда существовать и мины ускоренного действия. Да и в чем смысл мины замедленого действия. Что, она взрывается после того, как машина уже уехала? Или мина взрывается через какой-то длительный срок вообще? Или взрыв развивается медленно?

Тут все дело в крайне неудачной терминологии, вернее ее полном отсутствии. К сожалению, саперы очень часто называют и обозначают мины не в строгом соответствии с их классификацией (которая до сего времени толком и не разработана), а как Бог на душу положит. Минами замедленного действия обычно, но не всегда, называют противотранспортные мины, которые приводятся в боевое положение автоматически не в момент установки или через несколько минут, а по истечении определенного срока (несколько часов, дней или месяцев). Взрыв же мины происходит от воздействия цели (транспортного средства) на датчик цели после того, как она отлежала под дорогой заданное время.

Т.е. после установки мины, она вполне безопасна и транспортные средства над ней могут ездить свободно, пока не истечет определенный срок (от нескольких часов до нескольких месяцев). Как только это время истекло, мина сама ставит себя в боевое положение и первое же транспортное средство, которое окажется над миной, будет подорвано.

Смысл таких мин состоит в том, что их можно устанавливать тогда, когда это возможно. Например, при отступлении своих войск. Пока проходят свои войска, мина безопасна, а вот под машинами противника эти мины начнут рваться.

Широко эти мины использовались на автомобильных и железных дорогах партизанами и диверсионными группами. Их устанавливали, когда охрана и наблюдение противника за дорогой было ослаблено. Нередко их ставили группами, распределяя на участке в несколько километров и назначая различное время приведения в боевое положение. Диверсионная группа после установки мин могла беспрепятственно, не опасаясь преследования, оставить место минирования.

Минами замедленного действия нередко называют и обычные объектные мины, которые просто взрываются по истечении определенного срока (от нескольких часов до нескольких месяцев), разрушая сооружение (здание, плотина, мост, ангар, электростанция, бензоколонка и т.п.), в котором они установлены.

Как видите, одним и тем же названием пользуются для обозначения весьма разных по своему предназначению мин.

Кстати, противотранспортную мину МЗД-5 довольно легко превратить в объектную. Достаточно убрать из цепи ВЗ-1 (соединить напрямую фиолетовый провод ЭХВ с синим проводом электродетонатора) и она взорвется просто по истечении времени замедления ЭХЗ. Вот наоборот сделать МЗД-5 противотранспортной миной мгновенного срабатывания не получится. Если убрать из цепи ЭХВ, т.е. отказаться от замедления, то мина взорвется, как только ее возьмешь в руки. Слишком чувствителен виброзамыкатель. Достаточно стукнуть ногтем по крышке мины, как он сработает. А иначе невозможно - ему ведь необходимо уловить дрожание грунта под приближающейся автомашиной, поездом.

  • Статьи » Мины
  • Mercenary 3398 0


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: