Вопросы для анамнеза в психологии о ребенке. Психологический анамнез и его основные разделы

Общие положения

В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психо­логического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, с другой - пред­ставляет из себя систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.

Сбор психологического анамнеза безусловно может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (например, факты, описан­ные врачом, то есть медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специ­фический набор «тем», по поводу которых ведется беседа. В случае деталь­но прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие пси­холога этапы и специфику развития.

Как правило, в образовательных учреждениях подробный врачебный анамнез отсутствует. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально «вынуждает­ся» ситуацией оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исклю­чительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием (т.е. специ­альных психологах).

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необходимо ознакомиться со всеми предыдущими дан­ными обследования, если таковые имеются, и проанализировать имеющие­ся сведения со своей точки зрения.



В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка , проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогичес-кого анамнеза. В отличие от взглядов Г.В. Бурменской с соавторами , использующими понятие «психологический анамнез» вне связи с болезненным процессом как синоним «история индивидуального психического развития ребенка», мы в случае отклоняющегося развития считаем оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине, отчасти перенося присущие ей принципы сбора и анализа анамнестических данных. В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития, квалификация развития деятельности и личности ребенка, широкий охват существенных условий его развития.

Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза явля­ется прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информа­ции о формировании базовых составляющих психического развития и усло­виях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предпо­ложения о характере их формирования, о тех «точках», «зонах», где про­исходили «сбои» или девиации их развития. Это позволяет более эффективно как построить диагностическую гипотезу, так и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно-развивающих программ.

В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращать­ся, либо еще более детализироваться.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и се­мьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирова­ния в целом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследовании ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также не­обходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием. В случае, когда ре­бенок «нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители. В такой ситуацииоб отдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказа­тельно, в максимально завуалированной форме.

Вполне очевидно, что в психологическом анамнезе должна быть пред­ставлена семейная и социальная ситуация, на фоне которых протекало раз­витие ребенка в различные возрастные периоды. В то же время в представ­ляемом нами подходе к сбору психологического анамнеза не предусматри­вается анализ истории развития семьи и ребенка (а также специфика взаимодействия в диаде «мать-ребенок») с позиции традиционного или современного психоанализа. Такой подход к истории развития «проблемно­го» ребенка и его семьи, безусловно, правомерен в рамках психотерапевти­ческого взаимодействия, но, с нашей точки зрения, малоцелесообразен в деятельности психолога образовательного учреждения.

Как правило, беседа с родителями начинается с предъявления жалоб, и в начале обследования психолог должен отметить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя мы отдаем себе отчет в том, что все сведения, особенно если они подаются с точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями семьи.

При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсут­ствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обсле­дование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физиологическом (угроза выкидыша, повышенное арте­риальное давление, нефропатия, вирусные или инфекционные заболевания в этот период и т.п.), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особенностям, а следователь­но, по темпу и особенностям раннего психомоторного развития, выяснение которого является непосредственной сферой интересов психолога, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфлик­тные отношения в семье, нежелательность беременности, социально небла­гоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей, наследственных заболеваний с обоих сторон, множественные поро­ки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение и каких-либо зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).

Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или переношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка. Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих объективных показателей состояния новорожденного. Исключения, безусловно, могут быть (в частности, при кесаревом сечении и других оперативных вмешательствах), но в современной акушерской практике сроки первого прикладывания к груди являются прямым коррелятом состояния ребенка. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома - как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

Психологический анамнез, представляющий собой совокупность данных о клиенте, изначально широко эксплуатировался в медиц-ской психологии. Этот вид получения информации подразделяется на субъективный, когда специалист работает исключительно с самим больным, и объективный, когда информация поступает от его окружения.

Общие данные

Сегодня понятие психологического анамнеза стало намного шире. Высвободившись из узких рамок медицинской психологии, психологический анамнез является синонимом индивидуального развития личности и ее особенностей.

Специалист, собирая информацию и анализируя полученные данные, имеет возможность корректно ответить на вопрос, что именно спровоцировало то или иное нарушение в развитии.

Кроме того, анамнез в психологии предполагает наличие сведений относительно гипотетических возможностей пациента, о том, чем он интересуется и к чему стремится. Благодаря полученным данным, специалист имеет возможность выдвигать гипотезы и искать пути исправления патологической ситуации.

Работа с ребенком

Особенности работы

Для составления образца психологического анамнеза юного клиента, специалист должен обратить внимание на:

  • выявление ключевых механизмов, влияющих на личность юного клиента;
  • связь ранне-детских происшествий с нынешними особенностями развития;
  • специфику развития в каждом из возрастных периодов.

Это психологич-е исследование эксплуатируется в очень широком смысле. По этой причине специалист не должен акцентировать внимание на негативных особенностях личности исследуемого.

Существующие трудности

Составляя пример психологического анамнеза, специалист нередко сталкивается с некоторыми трудностями. Наиболее значимыми считаются:

  1. Далеко не всегда есть возможность составить реальную картину по данным, полученным от родителей.
  2. Сведения на реакцию исследуемого на то или иное изменение получить достаточно проблематично.
  3. У специалиста редко имеется возможность отделить реальные факты относительно жизни и развития ребенка от родительских интерпретаций.

Отличия психологического анамнеза

Анамнез в психологии имеет несколько существенных отличий от медицинской истории заболевания. Этот вид исследования преследует такие цели:

  • выявление отношения человека к собственной личности;
  • выявление отношения человека к болезни;
  • выявление того, как заболевание повлияло на жизнедеятельность клиента.

Анамнез в медицине, собранный из жалоб больного, раскрывает только лишь факторы, спровоцировавшие прогрессирование того или иного заболевания.

Также существует психиатрический анамнез, использующийся для выявления психических патологий. Основные симптомы могут выявиться при личном контакте с больным, находящимся в психотическом состоянии.

Оба актуальных вида исследования имеют немало схожих внешних признаков.

Схема психологического анамнеза почти аналогична схеме медицинских исследований. Однако, эксплуатация полученных данных существенно отличается.

Специалисты-психологи, помимо анамнеза жизни, выделяют анамнез заболев-ия. В этом случае учитывается то, как пациент относится тому, что его окружает и преподносит сведения о своем заболевании доктору. Основываясь на полученных данных, специалист делает вывод относительно личности клиента.

Как проводится сбор данных

Пример психологического анамнеза должен соответствовать всем существующим правилам интегративной оценки. Он являет собой важнейшую сторону построения специфической гипотезы в психологической науке. Кроме того, благодаря целому «кладезю» объективнейших данных о личности исследуемого человека, специалист имеет возможность выявить ключевые факторы, которые провоцируют развитие того или иного заболевания.

Специалисты в области психологии отмечают, что ключом к объективным данным является динамический подход. Для получения достоверной информации крайне важно уделять достаточно внимания реализации его принципа.

Сбор данных нередко основывается на информации, полученной благодаря медицинскому исследованию.

Но важно помнить, что это исследование достаточно специфично, и на соответствующих тематиках и вопросах основывается беседа специалиста-психолога и его взрослого или юного клиента.

В помощь психологам

Если медицинский анамнез проработан детально и досконально, то работа специалиста в области психологии будет значительно облегчена. Это объясняется тем, что в этом случае специалист может не тратить время на задавание уже пройденных и обработанных вопросов.

В этом случае специалист должен только уточнить более узкие вопросы, что позволит превратить врачебный анамнез в психологическое исследование.

Нередко специалисты в области психологии, работающие в детских садиках (государственных или частных), школах и иных общеобразовательных учреждениях, и осуществляющие психолого-педагогическую и социальную помощь детям и подросткам представляют собой настоящий якорь спасения. Это объясняется тем, что родители «сложных» школьников, имеющих психические нарушения в той или иной степени в первую очередь ищут помощи и поддержки именно у них.

Если это происходит, то специалист обязуется провести оценку всей истории развития юного пациента. Особое внимание при этом обращается на то, как развивался плод внутри материнской утробы.

Заключение

Некоторое время назад только специалисты в области медицины имели возможность корректной оценки и анализа полученных данных.

Сегодня специалисты-психологи получили более высокую квалификацию, что позволяет им заниматься сбором психологического анамнеза. Это считается явным показателем того, что специалист является подлинным профессионалом в своей деятельности. В особенности это касается специалистов, работающих со школьниками с нестабильной психикой, или с теми ребятами, у которых было выявлено то или иное психологическое заболевание.

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация:

o возраст клиента;

o семейное положение;

o профессия;

o образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

o возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

o события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

o возраст, в котором возникли проблемы;

o изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

o непосредственная причина обращения клиента;

o предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

o употребление лекарств;

o семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

o раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

o дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

o младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

o отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

o взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).



В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.



Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

  • информации о его социальном поведении;
  • информации по данным самооценки;
  • информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;
  • информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);
  • информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

1. Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

3. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Биографический метод относится к аналитическим клинико-психологическим методам диагностики. Посредством изучения истории жизненного пути человека он дает возможность получить целостное представление о личности и ее развитии.

Основным методическим приемом биографического метода в клинической психодиагностике является составление психологического анамнеза.

Психологический анамнез

В медицине анамнез - это совокупность сведений из истории жизни больного, которые помогают установить диагноз и определить прогноз.

Пси­хологический анамнез отличается от медицинского тем, что его за­дачей является получение сведений из истории жизни пациента, касающихся психологических аспектов его проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.

Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного направлен на установление объективных проявлений болезни.

Психологический анам­нез призван выявить, как представляется болезнь в субъективном мире больного, какое влияние она оказалана его поведение, переживания, на сферу его личностных отношений.

Медицинский и психологический анам­нез сходны тем, что используют одинаковый способ получения све­дений о больном - расспрос, но их цель и использование полученных данных различны.

Тематическое содержание психологического анамнеза

Сбор психологического анамнеза предполагает беседу с испытуемым по следующим темам.

1. Перенесенные в прошлом болезни и реакции на них.

Выясняется, были ли у пациента тяжелые, опасные для жизни или длительные заболевания, какова реакция на них. Особо следует отметить, сталкивался ли он ранее с необходимостью отказываться из-за болезни от намеченных планов, отражались ли прежние болезни на отношениях с окружающими.

2. Профессиональный путь, трудовая деятельность и удовлетворенность работой.

Проводится расспрос о профессии, ее выборе, насколько больной удовлетворен своимпрофессиональным статусом, каковы профессиональные планы на будущее. Какие профессиональные проблемы и трудности имеются, являются ли они реальными или только воображаемыми.

3. Анамнез семейных и интимных отношений.

Эти отношения должны быть прослежены на всем протяжении жизни, начиная сродительской семьи. Оценка семейного положения в данный момент включает расспрос о том, как формировалась семья в настоящем составе, взаимоотношения в ней. Желательно составить пред­ставление о типе семьи. Следует выяснить отношения с родителями больного и родителями супруга (супруги). Переносились ли утраты близких, какая была на них реакция. Выявить возможные семейные проблемы и трудности.



4. Отношения с ближайшим микросоциальным окружением вне семьи.

В этом разделе проводится расспрос об отношениях с коллегами по работе и членами неформальной референтной группы (друзьями, приятелями, знакомыми). Важно оценить уровень напряженности и конфликтности в отношениях, а также наличие и выраженность социальной поддержки за пределами семьи.

5. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них.

Следует выяснить наиболее тяжелые события, психотравмы и конфликты в истории жизни больного, как больной реагировал и справлялся с ними, а также, какие именно события являются для него тягостными.

6. Вредные привычки.

Выясняется не только возможность злоупотребления алкоголем или зависимости от курения. Выявляется также склонность к злоупотреблению лекарствами, психоактивными веществами, а также другие вредные привычки и пристрастия. Вскрываются возможные мотивационные и внешние факторы, поддерживающие вредное поведение.

7. Развитие расстройства (болезни).

Психологический анамнез болезни собирается путем расспроса больного о начальных проявлениях проблем со здоровьем, обстоятельствах развития болезни, пусковых и поддерживающих факторах, переживаниях, связанных с болезнью, изменениях в сфере отношений. При этом осуществляется наблюдение за поведением больного во время расспроса, стилем изложения сведений.

Схема анамнестического расспроса в каждом индивидуальном случае диктуется конкретными целями психологического исследования.

Основной материал в психологическом анамнезе составляют связанные с заболеванием изменения в трудовой и семейной сферах отношений больного.

Анализируя сферу трудовых отношений , в ходе анамнестическо­го опроса следует выяснить у больного, как, по его мнению, болезнь повлияла на его работоспособность, служебное положение, зарабо­ток, отношения с сослуживцами, руководством, имеются ли опасе­ния, касающиеся ухудшения профессионального статуса.

При психологической оценке изменений семейных отношений в связи с болезнью следует исходить из представления о том, что иног­да болезнь служит своего рода психологическим индикатором и даже психологическим катализатором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано.

  • 6.Позиция и роли психолога-консультанта в учреждении.
  • 7.Функции и принципы детского консультирования.
  • 8.Этический кодекс психолога. Соотношение соблюдения конфиденциальности и законности в общеобразовательном учреждении.
  • 9.Модель идеального психолога-консультанта.
  • 10.Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
  • 11.Организация консультативного процесса в условиях дошкольного, школьного образовательного учреждения.
  • 12.Характеристика психодинамического консультирования.
  • 13.Бихевиорально-когнитивное направление психологического консультирования.
  • 14.Основные положения трансакционного анализа.
  • 15.Принципы личностно-центрированного направления в консультировании.
  • 16.Основные понятия и техники гештальт-консультирования.
  • 17.Сравнение теории защитных механизмов в психоанализе и гештальтпсихологии.
  • 18.Логотерапиия при кризисном консультировании.
  • 19.Тезники и принципы экзистенциального консультирования.
  • 20.Использование символдрамы в консультировании детей и подростков. Характеристика 1-2 мотивов (на выбор).
  • «Психологическая норма» для образа луга
  • Детали луга
  • Отклонения от нормы в образе луга
  • Пошаговая инструкция визуализации
  • Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации
  • 21.Принципы диалогического консультирования (т.А. Флоренская).
  • 22.Эклектичность современного консультирования.
  • 23.Виды документации психолога-консультанта.
  • 24.Виды запроса клиента на психолого-консультативную помощь.
  • 25.Формулирование цели и задач психологической работы с детьми и подростками.
  • 26.Особенности межличностного взаимодействия в консультативном процессе.
  • 27.Характеристика техник установления и поддержания контакта в рамках первичной консультации.
  • 28.Использование диагностического инструментария в процессе консультирования.
  • 29.Системная диагностика как принцип консультирования.
  • 30.Предъявления психологического заключения адресату.
  • 31.Определение проблемы и ее контекста.
  • 32.Выявление и формулирование гипотез психологом-консультантом.
  • 33.Консультативный климат, его физические и эмоциональные компоненты.
  • 34.Требования к личности психолога-консультанта.
  • 35.Проверка гипотезы и планирование консультативно-терапевтического взаимодействия.
  • 36.Беседа как основной метод психологического консультирования.
  • 37.Особенности организации и проведения первичной консультативной беседы.
  • 38.Характестика этапов индивидуального консультирования.
  • 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.
  • 40.Изучение и коррекция мета-модельных лингвистических нарушений в процессе консультирования.
  • 41.Использование вербальных техник, а именно – перефразирование, уточнение, «отзеркаливание» информации.
  • 42.Техники постановка специальных вопросов: открытые, закрытые, парадоксальные, эхо-вопросы.
  • 43.Эмоциальный компонент в консультировании (техники ободрения и успокаивания, отражение чувств, самораскрытие).
  • 44.Виды слушания- активное, нерефлексивное эмпатийное.
  • 45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).
  • Пояснение
  • Конфронтация
  • Обобщение
  • 46.Техники структурирования процесса консультирования.
  • 47.Процедура оценивания эффективности процесса консультирования.
  • 48.Особенности консультирования детей дошкольного возраста.
  • 49.Типичные запросы семьи с ребенком дошкольного возраста: адаптация к доу, детская агрессивность, страхи.
  • 50.Специфика обращений за консультативной помощью к психологу в оу различных типов (детский сад, школа).
  • 51.Особенности консультативной работы со школьниками (адаптация, готовность к школьному обучению, буллинг).
  • 52.Взаимодействие с окружением в системе консультативного взаимодействия.
  • 54.Переживание горя, утраты ребенком в зависимости от возраста.
  • 55.Алгоритм обследования ребенка, пострадавшего в кризисной ситуации.
  • 56.Особенности консультирования подростков.
  • 57.Индивидуальная и групповая форма профессионального консультирования.
  • 58.Классические и активизирующие технологии проведения профконсультации старшеклассников.
  • 59.Использование песочной терапии в процессе детского консультирования.
  • 60.Принципы использования сказкотерапии в зависимости от выявленной проблематики и возраста клиента.
  • 61.Основы практической формы работы со сказкой в условиях возрастного консультирования.
  • 62.Особенности психологического консультирования суицидентов, ситуация пресуицидов, ближайшего окружения ребенка.
  • 63.Диагностические и терапевтические возможности фото-, видео-терапии как метода консультирования подростков.
  • 64.Применение куклотерапии в кризисном консутировании детей и подростков.
  • 65.Игра как способ осознания нравственных ценностей, правил и норм поведения посредством проигрывания ситуаций в процессе консультирования.
  • 39.Психологический анамнез: понятие, структура, способы сбора.

    АНАМНЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (от греч. воспоминание) - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие -*анамнез психологический* поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли *объективный* и *субъективный* анамнез, т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие *анамнез психологический* вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия *история индивидуального развития человека*. Заимствование термина *анамнез* из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Основная задача практического психолога - установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степени их влияния на изменение психики.

    Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте: 1 Демографическая информация: - возраст клиента; - семейное положение; - профессия; - образование.

    2. Актуальные проблемы и нарушения: - возникновение, развитие и продолжительность затруднений; - события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; - возраст, в котором возникли проблемы; - изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; - непосредственная причина обращения клиента; - предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; - употребление лекарств; - семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

    3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): - раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье); - дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); - младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); - отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); - взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее). В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования. Как известно, A. Adier считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности. Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму. Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств. Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих. Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

    Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов. Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании: - информации о его социальном поведении; - информации по данным самооценки; - информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений; - информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается); - информации о системе ценностей.

    В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду: 1. Консультанты могут по - разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса. 2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы. 3. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

    4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по - разному.

    Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

    не нашла структуру анамнеза



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: