Тренинг развития креативности. Тренинг направленный на развитие креативности Упражнение на развитие креативности тренинг

психологические упражнения для тренингов

Тренинг развития креативности и творческих способностей

Концептуальное введение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : мяч.

Время : 2-5 минут

Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10–15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
  2. Часто ли возникают такие ситуации?
  3. Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7–15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Предлагаемая программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов младших курсов, хотя может, с некоторыми модификациями, проводиться и с участниками других возрастов.

Оптимальный размер группы 8‑16 человек, возможный – от 5 до 25–30. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности : беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем , а также достижении личных и профессиональных целей.

3. Формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 12 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на 3 академических часа. Таким образом, общая длительность программы составляет 36 часов. Но нужно помнить, что указанное время условно, реальная продолжительность работы зависит от целого ряда факторов, в частности от размера группы. Хотя в большинстве упражнений и приведены временные ориентиры, они касаются не столько их длительности в целом, сколько продолжительности выполнения конкретных этапов работы (генерации идей, рисования, выполнения презентации и т. д.). Скорее всего, количество упражнений для указанного времени будет избыточным – таким образом, у ведущего останется возможность для их выбора.

Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав упражнений. Они выполнены по единой схеме: процедура проведения упражнения, его психологический смысл, обсуждение , в некоторых случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации социально‑психологических тренингов. Разумеется, такая последовательность вовсе не единственно допустимая, опытные ведущие могут пользоваться набором упражнений как «конструктором» для создания собственных программ, отвечающих конкретным задачам и условиям работы.

Знакомство и сплочение

Задача занятия: познакомить участников, сплотить их, создать общее представление о креативности и о том, в чем суть тренинговых технологий ее развития. Целесообразно начать с короткого представления, провести 2–3 техники знакомства, а потом, прежде чем переходить к следующим упражнениям, уделить 15–20 минут рассказу о том, что такое креативность, из чего она складывается и в каких ситуациях нужна. Кроме того, следует обсудить и принять правила работы в группе:

♦ Проявлять активность.

♦ Слушать друг друга, не перебивая.

♦ Говорить только от своего лица.

♦ Если информация адресована кому‑то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

♦ Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках.

♦ Избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что‑то покритиковать – дождаться обсуждения.

♦ В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Техники знакомства

«Все, кроме имени». Участники знакомятся в парах (2–3 минуты, форма произвольная), после чего каждый представляет своего соседа всем остальным участникам. Имя он называет реальное, а все остальное выдумывает сам, но таким образом, чтобы это имя запомнилось.

«Три факта». Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них реальный, а два других – выдуманные. Задача остальных – определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом тот участник, который представлялся, раскрывает истину: какой же из приведенных фактов реален.

«Я знаю…» Участник, держа мяч, говорит «Я (Ф. И.), и я знаю (называет какую‑нибудь знаменитость)», после чего перекидывает мяч другому. Тот должен таким же образом представиться и назвать другую знаменитость, первая буква фамилии которой начинается с последней буквы имени предыдущего участника. Мяч дважды одному и тому же участнику не бросают. Побывав в руках у каждого, он перебрасывается в обратном порядке, и тот, кто кидает его, называет по имени того, кому он намерен бросить.

Упражнение «Карусель»

Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне, те, кто во вторую, – занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, сидящие во внутреннем круге принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а во внешнем – активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через полторы‑две минуты по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и изменяется распределение ролей: слушавшие теперь рассказывают, а рассказывавшие – слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли, и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:

♦ мои достижения;

♦ мои умения;

♦ не все знают обо мне, что…

Набор тем может быть и другим, но желательно, чтобы они давали возможность для самораскрытия в позитивном ключе, рассказа о своих достоинствах, сильных сторонах. Нежелательно обсуждать слабые стороны, недостатки участников.

Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств. Упражнение позволяет проявить то, что не очень одобряется в традиционном общении, но важно для творческого самораскрытия: рассказать о своих сильных сторонах, достоинствах, немножко похвастаться.

Обсуждение. Что нового и неожиданного вы узнали о тех, с кем общались? А о самих себе? В какой роли вам было комфортнее – говорящего или слушающего, с чем это связано? В обычной жизни не очень‑то принято хвастаться, рассказывать о своих достижениях и сильных сторонах… Как вы думаете, почему? Когда и из‑за чего о своих достижениях рассказывать действительно не стоит, а когда можно и похвастаться?

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения. Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа, пока задание не будет выполнено.

Психологический смысл упражнения. Обучение координировать совместные действия.

Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Упражнение «Скрепки»

Описание упражнения. Участники делятся на подгруппы по 5–6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 минута для обсуждения, как же выполнить это задание быстрее всего, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Психологический смысл упражнения. Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше выполнить ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия.

Обсуждение. Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй попытки? С чем связано это ускорение – с тем ли, что произошла тренировка, с тем ли, что был изобретен более эффективный способ деятельности, с более четкой координацией действий участников, или же еще с чем‑либо? Насколько реально спланировать деятельность и распределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?

Упражнение «Перекинь мячик»

Описание упражнения. Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Обсуждение. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виденье мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Любопытный»

Описание упражнения. Водящий называет какую‑либо букву из числа распространенных в речи (не «ы» и не «ь»), после чего начинает задавать другим участникам различные короткие вопросы (каждому по одному). Ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто цепочка вопросов‑ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это вовсе не обязательно. Главное здесь не логика, а оперативность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и ответы на них. Кто задерживается с ответом более чем на 2–3 секунды или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место водящего, называет новую букву и игра продолжается.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на неожиданные вопросы.

Обсуждение. Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наиболее интересными?

Пример Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, например, таким образом:

Кто? – Коза.

Где? – В кафе.

Что делает? – Красуется.

С кем? – С котом.

Кто этот кот? – Колдун.

Он нравится козе? – Когда как.

Упражнение «Стоп‑кадр»

Описание упражнения. Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют благодаря мимике и пантомимике (позе, жестам, движениям тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп‑кадр» продолжается 8‑10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп‑кадры» с помощью цифровой фото– или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:

♦ Время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех.

♦ Встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Психологический смысл упражнения. С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Обсуждение. Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участниками?

Творческое мышление (1)

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Главная задача этого и последующего занятий – продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

Многие упражнения, предназначенные для этого, напоминают по форме головоломки, логические задачки. Однако в них требуется найти не единственно правильный ответ, а разглядеть как можно больше разнообразных и оригинальных, хотя и логически непротиворечивых вариантов. Это лучше всего делать в непринужденной, игровой форме; занятия ни в коем случае не должны напоминать экзамен или тестирование.

Вот отрывок, хорошо иллюстрирующий специфику творческого мышления:

«В Швейцарии производят бренди, в бутылку которого помещена целая груша. Как она туда попала? Самое первое предположение: горлышко бутылки было отлито после того, как груша оказалась в ней. Другая догадка: дно бутылки приварили, когда груша уже была внутри. Все полагают: раз груша спелая – значит, и поместили ее бутылку уже полностью созревшей. На самом же деле, если бы мы увидели, как в бутылку через горлышко просовывают ветку с крохотным ростком, который через какое‑то время превращается в зрелую грушу, нам бы не пришлось долго ломать голову над поставленным вопросом» (Де Боно, 1997, с. 102).

Упражнение «Что?», «Откуда?», «Как?»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой‑либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

1. Что это?

2. Откуда это взялось?

3. Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Психологический смысл упражнения. Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение. Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:

♦ бумажных листов или старых газет;

♦ пустых картонных коробок;

♦ кирпичей;

♦ автомобильных покрышек;

♦ бутылочных пробок;

♦ порванных колготок;

♦ перегоревших лампочек;

♦ алюминиевых банок из‑под напитков;

♦ снега, льда.

Работа выполняется в командах по 4–5 человек, время – 10 минут. Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Идея оценивается в 1 балл, ее демонстрация – в 2 балла (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая подгруппа представляет еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.

Психологический смысл упражнения. Оно дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет их тренировать, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые).

Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал, кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?

Когда упомянутая часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников.

Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах.

Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный самолетик, кораблик или еще какую‑то подобную фигурку; с позиции беглости это все разные идеи, но с позиции гибкости, все они относятся к одной категории (оригами).

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по этим параметрам, при необходимости советуясь с ведущим.

Упражнение «Усовершенствование игрушки»

Описание упражнения: Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых способов ее усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4–5 человек, время работы 8‑10 минут. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Психологический смысл упражнения. Тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы.

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Логические задачки»

Описание упражнения: Участникам предлагается решить несколько логических задачек, например таких:

♦ сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек;

♦ соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги;

♦ имеются четыре фрагмента цепочки, каждое из который состоит из трех замкнутых колец. Разомкнуть одно кольцо стоит 10 рублей, сомкнуть – 20. Нужно последовательно соединить все четыре фрагмента цепочки в один круг, потратив на это 90 рублей;

♦ крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что‑то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (они друг друга съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плаванье» без крестьянина на борту. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы? Первые 1–2 задачки участникам предлагается решить индивидуально, потом организуется работа в командах по 3–4 человека. Участников просят не просто решать задачи, но при этом еще и наблюдать за тем, как это происходит: во‑первых, обращать внимание на то, как им самим приходят идеи, во‑вторых, на то, как складывается командная работа.

Психологический смысл упражнения. Общее между предлагаемыми задачками состоит в том, что для их решения нужно выйти за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска решения в направлении, приходящем в голову при поверхностном рассмотрении ситуации. Упражнение позволяет тренироваться в решении задач такого рода и создает условия для наблюдения и самонаблюдения за тем, как это происходит.

Упражнение «Фотозагадки»

Описание упражнения. Участники, объединившись в подгруппы по 3–5 человек, получают для работы по 2–3 «фотозагадки» – снимка, на которых изображено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу на автомобиль), какой‑либо странный предмет неизвестного назначения, занятый непонятной деятельностью человек, отдельная деталь чего‑либо, по которой трудно определить, к чему она относится, и т. п. Ведущий может либо сам сделать или отыскать такие снимки, либо поручить участникам в качестве домашнего задания их нахождение в цветных журналах и собственных фотоархивах.

Участников просят в течение 6–8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы, касающиеся каждого из снимков:

1. Что изображено на снимке?

2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью этого снимка?

3. Как можно было бы озаглавить данный снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Потом представители каждой из подгрупп демонстрируют фотографии, с которыми они работали, и предлагают свои варианты ответов на вопросы об этих снимках.

Психологический смысл упражнения. Обучение восприятию в новых, неожиданных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка умения генерировать идеи о способах этой трактовки, искать неожиданные ассоциации.

Обсуждение. Какие варианты трактовки снимков наиболее запомнились, показались самыми интересными и творческими? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

Упражнение «Невероятная ситуация»

Описание упражнения. Участникам предлагается поразмыслить над какой‑либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все‑таки случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–5 человек, время работы дается из расчета 5–6 минут на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.

♦ Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.

♦ Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.

♦ У всех людей внезапно вырастут хвосты.

♦ Исчезнут окончания во всех словах русского языка.

♦ Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.

♦ С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.

♦ Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.

♦ Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся в 20 раз.

♦ Все металлы превратятся в золото.

Существуют различные варианты проведения этого упражнения. Например, нескольким подгруппам может быть предложена для обсуждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно получает слово, для того чтобы озвучить одну идею; повторяться нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она выбывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3–5 идей, которые показались наиболее оригинальными.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.

Обсуждение. Какие из предложенных идей более всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда невероятная на первый взгляд ситуация становится реальной?

Упражнение «Ватрушка»

Описание упражнения. «Наверное, вы видели санки‑ватрушку. Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приделаны ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок (см. фото ниже). Представьте себе, что вы залезли с такой ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете – все‑таки поехать несмотря на боязнь или отказаться?»

Дальнейшие инструкции различаются:

1. Для тех, кто откажется: «Что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону».

2. Для тех, кто поедет: «Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

Психологический смысл упражнения. Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, упражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к риску: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями, с чем связана эта их готовность или неготовность.

Упражнение «Гулливер»

Описание упражнения. Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

♦ кровати;

постельного белья;

♦ машины;

♦ домашнего животного;

♦ записной книжки.

Упражнение выполняется индивидуально, время работы – 10–12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Психологический смысл упражнения. Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера – в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предметов представляются наиболее интересными? Какие неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

Творческое мышление (2)

Мы не раз спрашивали людей, как и когда у них возникали свежие идеи. Ответом чаще всего было: на прогулке, за рулем автомобиля, в ванной, во время отдыха и прослушивания музыки. Но мы ни разу не слышали, чтобы новые идеи рождались во время работы на компьютере…

Б. Клег, П. Бич

На этом занятии продолжается тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений следует сделать на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, дать участникам возможность провести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.

Упражнение «Причины и следствия»

Описание упражнения. Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой‑либо ситуации, допускающей множество вариантов трактовки, которая возникает вследствие разнообразных причин и приводит к различным последствиям (см. рисунок). Участники, объединенные в подгруппы по 3–4 человека, получают задание предположить больше:

1. Причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации.

2. Следствий, которые могут возникнуть после нее.

Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией. На выдвижение идей отводится 10–12 минут. Потом происходит их представление: участники каждой из подгрупп поочередно получают слово, для того чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

Психологический смысл упражнения. Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допускающих неоднозначную трактовку, – один из наиболее эффективных способов отработки умения генерировать идеи, совершенствования беглости и гибкости творческого мышления.

Обсуждение. Как распределились роли участников при выдвижении идей: кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным? С чем это связано, и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к качественно разным смысловым категориям, или выдвинутые причины и следствия – принципиально одного плана? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?

Упражнение «Мерчандайзер»

Описание упражнения. «Есть такая работа – мерчандайзер, слово происходит от английского merchandise – «товары». Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом пространстве. Студенты так часто подрабатывают. Иногда они работают в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сразу несколько мелких торговых точках и смотреть, как там размещены товары производителя, на которого они работают. Представьте себе, что вы мерчандайзеры. Вам нужно за один день успеть посетить 15 торговых точек, расположенных в разных местах. Транспорта между ними нет, придется ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, чтобы, посетив все 15 точек, в общей сложности пройти как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справиться с работой.

Схема расположения торговых точек представлена на рисунке справа. Чтобы упростить задание, будем считать, что между любыми двумя из них можно пройти по кратчайшему пути, напрямую».

Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2–3 человека), время работы 8‑10 минут. Потом каждая подгруппа рисует выбранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побеждают те, чей путь оказался короче.

Психологический смысл упражнения. Задачи на нахождение кратчайшего пути, связывающего несколько точек, имеют строгое математическое решение, но при 15 точках найти его за отведенное время участникам не удастся, для этого понадобился бы мощный компьютер с соответствующей программой. Поэтому задача превращается для них в ситуацию с высокой степенью неопределенности, вынуждает действовать методом «прикидки». Упражнение дает возможность потренироваться находить решения в таких условиях, а также обсудить, чем обычно руководствуются люди при их поиске.

Обсуждение. Удалось ли выработать какую‑то осмысленную стратегию решения этой задачи, или путь прокладывался просто «на глазок»? Наверняка вы и в жизни сталкивались с похожими ситуациями: нужно попасть за один день сразу в несколько мест, выбрав путь движения, который позволит сделать это быстрее… Как вы решали такие проблемы, чем при этом руководствовались, какой способ считаете самым эффективным? Какие еще жизненные ситуации похожи на описанную, решаются сходным образом?

Упражнение «Пары слов»

Описание упражнения. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, увязывающее их. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».

Психологический смысл упражнения. «Интеллектуальная разминка», тренировка умения объединять внешне малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.

Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными?

Упражнение «Ассоциации»

Описание упражнения

♦ Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними – подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример).

Добрый день!

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity ) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.

Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Упражнение “Улыбка”

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное, сами перестали улыбаться. Пожалуйста, подойдите друг к другу и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
  2. Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает чувство неловкости, натянутости мышц лица?
  3. Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?
  4. Приятно ли вам это, или у вас возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

Упражнение “Чудо-стул”

Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.

Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?

Сейчас – задание!

Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку выходит в центр, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа начинаю отсчет до трех (как на аукционе!), если до цифры 3 не окажется новый участник в центре со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний игрок будет признан победителем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными? Это упражнение было для вас трудным или наоборот очень легким?

Упражнение “Самолетик”

Делим группу на две команды. Каждой команде выдается по одному листу формата А 4.

Инструкция: “У вас есть 5 минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное соблюдать следующие условия.

Одновременно собирают самолетик только два человека. Эти два человека могут сделать только один перегиб, затем они должны уступить место другой паре, другой команды.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую уберите за спину”.

Обсуждение: какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения?

Упражнение “Пингвинчики”

Цели: снятие мышечного напряжения, повышение настроения и чувства бодрости.

Все мы знаем, что пингвины живут в Антарктиде, и бывает им там холодно. Они вытягивают руки вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбиваются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке: из центра на периферию и обратно.

Задача участников – встать как можно плотнее и, изображая пингвинчиков, тереться друг о друга, тем самым, перемещаясь от центра скопления к краю и наоборот. Необходимо, чтобы каждый участник побывал в центре, т.е. “погрелся”.

Обсуждение: что помогало \ мешало справиться с задачей?

Упражнение “Два автобуса”

Цель: определить уровень сплоченности коллектива.

Группа делится на две команды. На середину комнаты ставятся две пары стульев, спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2–3 метров от другой пары.

Инструкция: две группы людей стоят на остановке и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус, участники в него садятся, затем во 2, вторая команда. Команды заполняют свои автобусы. Автобусы в час пик, в них, очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры второго автобуса садятся в первый. Становится еще теснее.

Задача участников – продержаться в автобусе хотя бы 20 секунд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали во время упражнения, и после его выполнения?
  2. Удалось ли справиться с заданием?
  3. Сколько времени на это понадобилось?
  4. Что способствовало выполнению задания?
  5. Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? Какую роль играл каждый участник?
  6. Что мешало? Как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Упражнение “Летающие”

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих насекомых в двух вариантах: стрекоза, комар, муха, оса, бабочка, моль, они читают свои карточки так, что больше этого никто не видел.

Задача каждого – найти свою пару

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику), но нельзя называть и издавать характерные звуки насекомого. Когда участники находят свои пары, они становятся рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, что получилось.

Эта игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала и его восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было найти свою пару? На что вы ориентировались, когда искали свою пару?
  2. Удалось ли вам найти ее?
  3. Удалось ли вам изобразить именно то насекомое, которое было нужно? Какими средствами выражения вы пользовались?

Упражнение “1 из 3”

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

  • Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

  • Кто вы: деревня, город, столица?
  • Кто вы: вода, огонь, земля?
  • Кто вы: палатка, квартира, вилла?
  • Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”
  • “Скоро вернусь...”
  • “Добро пожаловать!”
  • Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?
  • Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?
  • Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
  • Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры

– Что понравилось, а что нет?

– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

– Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

Упражнение “Суперскрепка”

Цель: решить проблемы творческим подходом.

Время ограниченно.

Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.

(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)

Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Вопросы для обсуждения:

– Легко ли было справиться с этим заданием?

– Какие были трудности?

Упражнение “Я + Ты”

Цель: понимание и сплочение, понять своего партнера – значит успешно закончить это упражнение.

Делим участников на пары и просим их встать возле одной из стен комнаты.

Инструкция: возьмите по одному листу формата А4 на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача – произвольно передвигаться по комнате до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Роняете листок, начинаете сначала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Расскажите о своих ощущениях?
  2. Какие были трудности?

Упражнение “Виртуальная прогулка”

Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.

Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.

Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.

Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.

Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.

Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.

Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.

Расскажите о своих ощущениях.

Упражнение “Веселые шары”

Цели: развивать координацию движения, концентрацию внимания, работу в команде. Группа делится на 2 команды.

Инструкция: Прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не расцепляя рук, в течение 3 минут. Нельзя просто держать шары. Они должны быть именно в воздухе. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров.

Вопросы для обсуждения:

– Расскажите какие трудности вы испытывали?

– Что было легко?

Групповой коллаж

“Любовь в моей жизни”

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции. Длительность работы 10–15 минут на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Психологический смысл упражнения – возможность проследить и осознать не явные установки участников применительно к теме. Развиваются навыки невербального общения, эмпатия, умение координировать совместные действия.

Обсуждение:

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл, и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Упражнение “Маяк”

Звучит музыкальная композиция имитирующая шум моря.

Рассаживайтесь по удобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.

Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули. Открываем глаза...

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли вам всю картину, и вызвать соответствующие телесные ощущения?

Упражнение “Чепуха”

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

4. Чем занимались?

5. Как это происходило?

6. Что запомнилось?

7. И что, в итоге получилось?

8. Какой из получившихся текстов показался вам наиболее интересным?

На этой веселой ноте наш тренинг заканчивается, огромное спасибо всем за участие!

Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности - системы творческих способностей.

Задача этих упражнений - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Что, Откуда, Как

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Что это?

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Земля круглая

Описание

«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля - это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " - и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.

Смысл упражнения

Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

Обсуждение

Противоположности

Описание

Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

Боксер выходит на ринг.

Девушка едет с горки на роликах.

Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

Смысл упражнения

Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.

Обсуждение

Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

Необычные действия

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение

Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Применение умений

Описание

Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений - не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение

выполняется в общем кругу.

Смысл упражнения

Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение

Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.

Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие творческих способностей у детей


Творческие способности - это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Развитие творческих способностей учащихся – серьёзная задача, которая стоит перед педагогами. Творческие люди – успешные люди,так как, человек, подходящий творчески к решению любых жизненных и профессиональных задач, всегда имеет преимущество перед теми, кто не приучен смотреть на мир с необычной точки зрения.Ведь специалисты, умеющие мыслить нестандартно, востребованы практически во всех профессиональных сферах.
Данный материал может быть интересен школьным психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.
Цель : Развитие способности учеников находить новые нестандартные способы решения задач.
Участники : дети 10-15 лет.
Ход занятия:
Педагог : Добрый день, ребята!!! Как ваши дела? Мне очень интересно, какое у вас сегодня настроение, предлагаю сыграть в игру, а называется она « Я сегодня вот такой».
Цель игры: выявить настроение каждого ребёнка.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу:«А я сегодня вот такой (ая)!».
Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, «отражающими» его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья Александровна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

«Круг и я»
Педагог : Для этого упражнения мне потребуется один смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
На вхождение в круг дается всего лишь три минуты. Нашему герою, предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями...), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), в конце концов, хитростью (обещания, комплименты...), искренностью убедить «Круг» и отдельных его представителей впустить Игрока в центр.
Итак, наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное кольцо, взявшись за руки... Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?
«Групповой узор»
Педагог : Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача - в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» - с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» - разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.
Следующее Задание: «образовать» геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию).
"Найди применение"
Педагог пишет на доске слово. Учащимся Нужно придумать 5 нетрадиционных способов использования данного предмета.

«Рассказ-зигзаг»
Делим группу на две шеренги, стоящие друг напротив друга.
Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем - второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.
Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстроить композицию.
У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести его можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один участник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше. Так выстраиваются трехсловные предложения.
Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку...
Упражнение продолжается до логического завершения текста.
«Скульптура чувств»
В принципе, уже само, название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3-5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции.
После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью...
Тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний.

«Образ цвета»
Один из участников группы выходит за дверь, остальные участники в это время загадывают какой-нибудь цвет.
Вернувшись в комнату, игрок обращается к участникам группы с просьбой образно передать их видение загаданного цвета. Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую стену, не изображать рукой волны моря, не дотрагиваться до черного цвета волос... Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком, который ассоциируется с определенным цветом.
«Рекламный ролик».
Цель: развитие фантазии.
Педагог : Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться предметы уже бывавшие в использовании и давно потерявшие «товарный вид». Время на подготовку – 5 минут. Дети делятся по группам.
Предметы: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка.
"Аплодисменты по кругу"
Педагог : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихо, а потом станут все сильнее и сильнее. Педагог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с педагогом. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: