Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. Агрессия как инстинктивное поведение активная - пассивная

За почти 80 лет социально-психологического изучения агрессии были выдвинуты различные теории , объясняющие причины ее появления . Можно выделит три основные влиятельные точки зрения :

    согласно одной из них - агрессия это форма поведения, определяемая врожденными инстинктами и побуждениями;

    согласно другой – агрессия, как и другие формы поведения, приобретается в результате индивидуального опыта;

    третья, промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации - агрессии.

Все они отражают воз­зрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени .

*Рассмотрим следующий эпизод, происходящий в баре обычного города, и, к сожалению, в последнее время часто встречающийся. Молодые люди толпятся у стойки бара и среди них группа выходцев из Кавказа (Китая, Африки), живущих и работающих в этом же городе. Двое молодых людей (русских) начали спорить, все более распаляясь. Неожиданно один из них вскакивает, кричит на азербайджанца и бьет его в подбородок.

Попробуем проанализировать данный эпизод, исходя из различных теоретических построений.

    1. Агрессия как инстинкт

рассматривается двумя влиятельными теоретическими подходами – психоаналитическим и этологическим.

      1. Психоаналитический подход

Одним из осно­воположников этой теории, без сомнения, является 3. Фрейд . Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных врожденных инстинкта: инстинкт жизни , Эрос , и инстинкт смерти –Танатос. Первый рассматривался как стремления, связанные с созида­тель­ными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, бли­зостью . Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей явля­ется «приводить все органически живущее к состоянию безжизнен­ности » - это злоба, ненависть, деструктивность .

Когда инстинкт смерти обращен вовнутрь , то выражает себя в самонаказании , крайней формой которого становится самоубийство, когда он обращен вовне , то выражает себя во враждебности, стремлении к разрушению, убийству.

Фрейд был убежден, что подобно тому, как снижается сексуальное напряжение вследствие сексуальной активности, агрессивная энергия также должна каким-то образом выйти наружу . Если людям не давать излить свою агрессию , ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания . Это привело к идее «катарсиса ».

Катарсис (в буквальном смысле "очищение эмоций") - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения .

Враждебные и агрессивные тенденции могут выражаться и не деструктивным способом , например, через сарказм или фантазию , их можно сублимировать, т.е. направить разрушительную энергию в русло какого-либо приемлемого или общественно полезного поведения .

1.1.2 Этологический подход.

Новое звучание тема обусловленности человеческой агрессии, главным обра­зом, биологическими факторами получила в совре­менное время благодаря ра­ботам одного из основоположников этологии - К. Лоренца . Он утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адап­тации чело­века . Стремительное же развитие научно-технической мысли и про­гресс обогнали естественно текущее биологическое и психоло­гическое созре­вание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов аг­рессии , что неизбежно влечет периоди­ческое внешнее выражение агрессии . Иначе внутреннее напряже­ние будет накапливаться и создавать "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (при­нцип выпускания пара из паровозного котла).

Впрочем, следует отметить, что "психогидравлическая модель" К. Лоренца в основном базировалась на часто неоправданном пере­носе результатов исследований, полученных на животных, на че­ловеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией . Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей аг­рессивностью . И поскольку накапливающаяся агрессия непремен­но должна быть отреагирована, то единственной надеждой остается направить ее по нужному руслу . Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных со­ревнованиях .

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход

В своих ранних работах Фрейд (Freud) утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд (Freud, 1920) постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рис. 1.2.

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам (Fenichel, 1945; Fine, 1978; Hartmann, Kris & Lowenstein, 1949). Тем не менее утверждение о том, что агрессия берёт начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков.

Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся раз-

рушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода.

Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода

В этом разделе мы рассмотрим три взгляда с позиций эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц (Lorenz, 1966, 1964), лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц (Evans, 1974), «у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом». Гипотезы о взаимосвязи высвобождающих агрессию стимулов и количества накопленной агрессивной энергии представлены в виде графика на рис. 1. 3.

Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные хищники, например, львы и тигры, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на пред-

ставителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины, действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим потакание своим стремлениям представляет все большую опасность - под угрозой находится выживание человека как вида.

Кратко можно сказать так: Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

Несмотря на то что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий (Zillmann, 1979). Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри (Ardrey), сценарист из Голливуда, «археолог-любитель» (Munger, 1971), написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически» (Ardrey, 1970). Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность «убивать, чтобы жить» (Ardrey, 1976), делают возможным участие в социальном насилии и войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» и «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики (Leakey), известным антропологом, Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами» (Munger, 1971). Итак, Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории, социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему. Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений (Barach, 1977). Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Критика эволюционных подходов. Хотя различные эволюционные теории во многом отличны друг от друга, их критика основывается на сходных аргументах. Критика поднимает вопрос доказательства, требуя необходимости рассмотрения других факторов, которые могут способствовать агрессии или миролюбию; кроме того, возникает проблема определения понятия «адаптивность». Во-первых, сторонники эволюционного подхода не представляют прямых доказательств в пользу тех концепций, на которых базируются их аргументы. Например, не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением. Аналогичным образом не нашли подтверждения представления Лоренца об агрессивной энергии (Zillmann, 1979). Другая сторона проблемы доказательств связана с тем, что доводы основываются на наблюдениях за поведением животных (Johnson, 1972; Tinbergen, 1978). Критике подвергается и опыт обобщения наблюдений за теми живыми существами, чей мозг устроен более примитивно и на которых менее, чем на людей, влияет общественный и культурный контроль.

Некоторые критики упрекали этологов и социобиологов в том, что в своих теоретических построениях они склонны забывать об изменчивости человеческого поведения (Baldwin & Baldwin, 1981; Gold, 1978). Гоулд (Gold, 1978) утверждает, что наша биологическая наследственность составляет потенциальную основу для весьма широкого спектра поведенческих проявлений, который включает в себя агрессию и насилие, но не сводится исключительно к ним.

Почему предполагается наличие генов агрессии, доминирования или злости, когда известно, что необычайная гибкость мозга позволяет нам быть агрессивными или миролюбивыми, доминирующими или подчиняющимися, злыми или великодушными? Насилие, сексизм и повсеместная распущенность имеют биологическую природу, поскольку представляют собой одну подсистему широкого ряда поведенческих моделей. Но уж миролюбие, равенство и доброта точно биологического происхождения. Таким образом, моя критика выдвигает концепцию биологической потенциальности в противовес концепции биологического детерминизма - мозг осуществляет регуляцию широкого диапазона человеческого поведения, и он не обладает исключительной предрасположенностью к какой-то одной из форм поведения…

Наконец, вызывает сомнение сама логика рассуждений о проявлениях адаптивности какого-либо поведения. Например, социобиологи допускают: если поведение существует, то оно должно быть адаптивным. Болдуин и Болдуин (Baldwin & Baldwin, 1981) приводят пример адаптивной функции появления прыщей, чтобы показать всю нелепость подобного парадоксального мышления: «Прыщи нужны для того, чтобы человек начал следить за своей внешностью, что, в свою очередь, повышает вероятность сексуального взаимодействия - отсюда вытекает передача по наследству генов, вызывающих прыщи».

Агрессия - это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения.

В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью.

Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни - это отрицательные эмоции - злоба, ненависть, деструктивность. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.

З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и по отношению к другим, к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх - Я, насилие, агрессия является результатом конфликта Я и Сверх - Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего.

Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности. .

П онятие инстинкт агрессии более обширно, поскольку охватывает как реактивные (оборонительный инстинкт), так и активные (социальная агрессия) проявления агрессивного поведения.

1. Источниками агрессивного поведения выступают:

  • наследственный компонент (генетическая модель);
  • навыки, полученные в ходе научения оборонительному поведению (учебная модель);
  • навыки, полученные в ходе научения оспариванию добычи (фрустрационная модель).

2. Факторы возникновения активной агрессии:

  • самоуверенность;
  • активное и стабильное желание противостоять противнику и доминировать над ним;
  • развитие инстинкта агрессии посредством использования неудовлетворенной потребности и конфликтного поведения.

3. Условием развития активной агрессии выступают зрелость и уверенность в себе.

Проявление агрессивного поведения наводит на мысли, существует ли самостоятельный инстинкт агрессии или нет. Аргументы в пользу возможной спонтанности агрессии пока что не позволяют сделать однозначных выводов.

Доказательством наличия самостоятельного инстинкта агрессии могли бы послужить проявления агрессии «вхолостую». Однако примеров проявления этой реакции действительно вхолостую пока что не было найдено. В то же время многие поведенческие проявления говорят в пользу того, что агрессия в определенной степени может накапливаться.

Наиболее обоснованной считается генетическая основа предрасположенности к агрессии.

Существуют три модели, объясняющие агрессивное поведение:

  • 1. Модель психологического научения объясняет агрессивность процессами научения на ранних стадиях развития. В этом случае агрессия усваивается на чьем-либо примере либо на основании успешности собственного поведения.
  • 2. Фрустрационная модель агрессивности объясняет появление агрессии вынужденной необходимостью преодоления препятствий к удовлетворению потребностей. Характерна для функциональных кругов различных инстинктов.
  • 3. Разработанная группой этологов генетическая модель агрессивности, опирающаяся на законы 3. Фрейда и К. Лоренца, объясняет рассматриваемое поведение наличием врожденного инстинкта агрессии.

Все эти точки зрения и модели основаны на наблюдениях и экспериментах, поэтому однобокость аргументации представителей различных взглядов в дискуссиях друг с другом удивляет. Возникновение агрессии объясняется всеми указанными причинами.

По первой позиции пример приводит Э. Трумлер: «Я хорошо знаю, что немалая часть случаев агрессии собак против себе подобных или людей обусловлена противоестественным развитием в раннем возрасте. В силу этого порог раздражения, вызывающего агрессию, может так сильно снизиться, что даже сравнительно несущественные происшествия могут послужить спусковым механизмом реакции».

Однако этология приводит доказательства и второй модели. Повышенная агрессивность, приводящая даже к убийству собрата по виду, наблюдалась у животных, живущих в неволе, при одиночном содержании, при выращивании в изоляции, при скудности питания, при крайней скученности популяции и в других стрессовых ситуациях.

Существуют также наблюдения, подтверждающие третью теорию. Так, с помощью инбридинга были выведены семейства домашних мышей с разной степенью готовности к агрессии. Здесь генетическая основа различий доказана при помощи экспериментов по наследственной передаче свойств: при скрещивании мышей из разных семейств степень агрессивности потомков первого поколения находится между показателями исходных семейств.

Если мы хотим воспользоваться инстинктом агрессии при дрессировке служебных собак, то нас в меньшей мере интересует теоретическая дискуссия о том, чем данный инстинкт вызван. Скорее, нас интересуют такие критерии, как возможность его вызвать, ключевой раздражитель, цель инстинкта и его биологическое значение, а также возможности его развития при помощи тренировок и возможности влияния на него.

Активное агрессивное поведение всегда представляет собой внутривидовую агрессию, то есть социальную агрессивность. Она проявляется исключительно вследствие конкуренции, причем в число объектов конкуренции, помимо живых и неживых объектов окружающей среды (ареал проживания, укрытие, место для спаривания, питание и т.д.), входят и представители вида, в первую очередь половой партнер.

Внутривидовая агрессия активируется соперниками и конкурентами, а также случаями «асоциального» или «нечестного» поведения. Инстинктивная цель социальной агрессии - добиться бегства конкурента, его отступления или подчинения. Иногда она заключается в том, чтобы нанести ему физические повреждения или убить его. Однако агрессия отнюдь не приводит к самоуничтожению вида. Биологический смысл агрессии нельзя переоценить. В первую очередь она гарантирует относительно равномерное распределение представителей одного вида по доступному им ареалу и оптимальное использование последнего.

Помимо этого, при превышении наивысшей допустимой для определенного ареала плотности популяции она может заставить лишние особи откочевать в другие места, не дожидаясь ослабления всей популяции из-за недостатка пищи. Таким образом, она может способствовать заселению прежде необитаемых местностей. В свою очередь расселение конкурирующих представителей одного вида на максимально возможное расстояние приводит к наличию пространства, необходимого для размножения, и, возможно, препятствует распространению эпидемий в силу снижения плотности популяции.

Еще Чарльз Дарвин открыл, что агрессия способствует половой селекции, приводя к размножению самых сильных и здоровых особей. Через создание ранговой иерархии у социальных видов агрессия обеспечивает лидерство самых опытных особей.

Чтобы обеспечить преобладание положительных эффектов агрессии, у многих видов развились формы поведения, позволяющие в основном избежать ее негативных последствий. В их число входят угрожающее и импонирующее поведение, жесты покорности и умиротворяющая мимика, территориальность, индивидуальная дистанция и, наконец, «изобретение» относительно безопасных форм борьбы.

Вот все, что мы хотели сказать о возможности вызывания инстинкта агрессии, его целях и биологическом значении.

Перейдем к вопросу о возможностях тренировки инстинкта агрессии и о влияющих на него параметрах.

В определенной мере развитие врожденных способностей зависит от возможности их тренировки. Однако «уверенность в себе», то есть уверенность в победе, возрастает сама по себе с возрастом и при длительном обладании высоким рангом в стае. Вместе с уверенностью возрастает и интенсивность агрессии.

Социальная агрессия входит в число инстинктов, поддающихся тренировке.

Благодаря своевременному обучению можно добиться усиления или ослабления агрессии в определенных пределах. В целом проявление агрессивных наклонностей приводит к закреплению агрессивного поведения, причем последующие проявления агрессии усиливаются в первую очередь благодаря успехам в драках.

Агрессивность можно повысить также благодаря причинению боли (реактивная агрессия), возможно с помощью парфорса (ошейник с шипами) или электрошокового ошейника, но в этом случае последствия будут разными в зависимости от примененной дозировки. Готовность к агрессивным действиям подвержена колебаниям, обусловленным в том числе гормонально. Мужской половой гормон в период размножения усиливает агрессивность многих млекопитающих.

Пороговые показатели раздражителей, вызывающих агрессию, ниже всего в тех местах, где животное чувствует себя увереннее всего, то есть там, где его агрессия в наименьшей мере подавляется реакцией избегания. По мере отдаления от этой «штаб-квартиры», возрастания чуждости окружения и усиления страха животного готовность к драке снижается. Это справедливо не только по отношению к оборонительному инстинкту, но и к социальной агрессии.

Для фигуранта при дрессировке служебных собак важны еще два параметра, влияющих на агрессию.

  • Во-первых, при личном знакомстве агрессия блокируется.
  • Во-вторых, пассивная реакция на агрессию очень впечатляет и сбивает с толку: ничто так не смущает агрессора, как невозмутимость подверженного нападению.

В связи с агрессией мы бы хотели сказать еще несколько слов о пониженной обучаемости агрессивных собак. Мы знаем, что служебные собаки должны обладать сильными инстинктами и определенным уровнем подготовки. Для получения необходимого уровня знаний собака должна пройти многие обучающие процессы. Чрезмерный стресс, то есть слишком сильное нервное напряжение, препятствует любым успехам в обучении.

Высшую степень нервной нагрузки собака переживает в конфликтных ситуациях, которых, тем не менее, при дрессировке не избежать.

Однако следует различать ситуации, когда высокие нервные нагрузки вызываются агрессией и страхом. При одновременном провоцировании агрессии и страха - например, при принуждении агрессивной собаки в процессе облаивания к реакции избегания с помощью жестких мер - конфликт инстинктов приводит собаку в состояние высшего нервного напряжения, а это блокирует обучаемость.

В этой ситуации к реакции избегания можно принудить только менее уверенных в себе собак с более слабыми инстинктами (в этом случае лай - действие не целенаправленное либо усвоенное в процессе обучения, а всего лишь компенсаторное).

У уверенных в себе собак, обладающих сильными инстинктами, жесткость лишь усиливает агрессию, и они регулярно срываются; некоторые из-за влияния гормонов входят в некоторое подобие транса, делающее их нечувствительными к боли. Это иногда проявляется и в драках, особенно между суками: удары лишь раззадоривают их, поскольку жесткость, как я уже подчеркивал ранее, иногда подогревает агрессию.

Если собака должна пройти какие-либо обучающие процессы, связанные с реакцией избегания, то инстинкт агрессии - худшая из возможных мотиваций, в этом случае обучаемость будет ограничена или вовсе отсутствует.

Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:

АГРЕССИЯ - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. .

Некоторые авторы агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.

1. Как объяснить, что агрессор по свободной воле оскорбил жертву, как один человек намерен навредить другому.

2. Намерение – это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы.

Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:

1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств); враждебную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим; инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения..

Агрессивное поведение (фр. agressif - вызывающей, воинствующей; от лат. aggredior - нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим.. Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации..

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а). Многочисленные отпоры;

б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;

г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

д). Оскорбления, упреки обвинения;

е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.

Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:

· Ярость, вспышка гнева;

· Полная пассивность, страх;

· Сознательный уход от деятельности;

· Депрессия – длительно подавленный гнев;

· Сарказм, грубые шутки, унижение другого;

· Эгоцентризм, гордыня.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

1.1.1. АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДННИЕ:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения.

В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни – это отрицательные эмоции – злоба, ненависть, деструктивность. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: