Уверенность, нервозность, жесты самоконтроля. Жесты походки Скука, принятие, ухаживание

Уверенность

Уверенность легко может вывести за пределы самоконтро­ля, может случиться и наоборот. Самоконтроль легко перерож­дается в нервозность и напряженность. Поэтому рассматривай­те все эти состояния не как поведение в его осуществлении, а как процесс.

Человек, говорящий доверительно, скорее всего не делает жестов рукой у лица - типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно следить за отсутствием сомнения или других негативных жес­тов, противоречащих выражаемым чувствам. Гордая, прямая поза, которую можно часто видеть у того, кто многого достиг и знает, чего он хочет, также ясный показатель уверенности. Не­даром мы заставляем детей держаться нрямо: это не только луч­ше в смысле здоровья, но и знак уверенности в себе.

Жесты доверия: «купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма (рис. 2.35). Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек абсолютно уверен в том, что он говорит.

В этом жесте руки могут находиться на разной высоте. Жен­щины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее (рис. 2.36). Этот жест часто также означает доверие.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - да это же хорошо знакомая авторитарная поза, поза абсолютного превосходства (рис. 2.37).

Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руко­водители, армейские сержанты перед новобранцами.

Жесты, выражающие территориальные права, домини­рование или превосходство. Десмонд Моррис в книгах «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк» излагает теорию террито­риальных прав, распространяющуюся на животных и на человека. Самцы животных разными способами помечают свои владе­ния; люди часто выражают это жестами, например, кладут ногу на ручку кресла, ставят ее на выдвинутый ящик письменного стола или просто кладут ноги на стол или кресло. В старых се­мейных альбомах можно часто найти фотографию какого-ни­будь дедушки, гордо облокачивающегося на свой автомобиль. Да и сегодняшние владельцы любят дотрагиваться до своей ма­шины, фотографируясь или разговаривая с кем-либо о своей соб­ственности. Им трудно также удержаться не оглянуться на нее еще раз, уходя.

Точно так же на желаемое пространство кладутся разные предметы, например, книги, газеты, куртки - в надежде, что их не уберут. В зале, когда много еще свободных мест, кладут паль­то на сиденье впереди себя, чтобы никто не загораживал обзор. В лифте люди, словно боксеры, расходятся по углам.

Возвышение себя. Это тоже передает доминантность и пре­восходство. Боги раньше изображались как небожители. Судья сидит на возвышении. К правителям обращались «Ваше высоче­ство», и сегодня мы говорим «смотреть снизу вверх», «поднять на пьедестал» и т. п. Если вы хотите дать понять свое превос­ходство, то все, что надо сделать - это физически подняться над этим человеком - сесть выше, когда вы оба сидите, или встать. На наших семинарах мы строго требовали от участни­ков не подниматься и не создавать других искусственных барье­ров между ними и их оппонентами. Скорее, они должны были приблизиться к тем, с кем они не соглашаются.

Нервозность

Жесты, сообщающие нам о тревожности, нервозности их исполнителя должны вызывать в ответ реакцию спокойного ожидания, а не навязчивые вопросы «Что с тобой?» В свое вре­мя он, вероятно, сам расскажет нам то, что мы уже от него ждем. Некоторые жесты и позы, свидетельствующие о нервозности или беспокойстве:

Покашливание, прочищение горла - некоторые делают это так часто, что это становится привычкой. Многие из них - нервные люди. Можно обобщить, что те, кто часто прочищает горло и у кого постоянно меняется тон и течение речи, чувству­ют себя неуверенно и обеспокоенно.

Курение сигарет. Вопреки распространенному мнению ку­рильщики не закуривают в минуту наибольшего напряжения, а гасят сигареты или оставляют их догорать, не куря. Лишь когда напряжение спадает, они зажигают сигарету.

Рука прикрывает рот (рис. 2.38) - еще Дарвин описывал это как жест удивления. Но иногда его можно увидеть, когда че­ловек, сказав что-то сам, удивлен или сожалеет об этом, как если бы он хотел перекрыть поток слов. Но они уже слетели с губ. Юристы подтверждают, что этот жест передает эмоции, ва­рьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи.

Другой вариант - когда локти ставятся на стол, обра­зуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположена прямо перед ртом (рис. 2.39). Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Мы заметили, что, за очень малым исключением, такие люди играют со своими парт­нерами в кошки-мышки, пока те не дают им возможность рас­крыть карты, указанием на что служит убирание рук обратно на стол ладонями вверх или вниз. Динамика межличностных от­ношений возрастает, и оппонент либо сдается, либо склоняется к соглашению.

Рис. 2.38. Удивление

Рис. 2.39. Скрывает свои намерения

Подергивание себя за ухо (рис. 2.40). Если кто-то хочет научиться хорошо вести разговор, то он дол­жен научиться преодолевать жела­ние перебить собеседника. Мы спо­собны понимать 650-700 слов в ми­нуту, а человек в среднем говорит 150-160. Следовательно, у слуша­теля остается 3 / 4 времени на оцен­ку, принятие, отрицание и т. д.

Желание перебить возрастает при усилении эмоциональной вовле­ченности в предмет разговора. По­этому говорящему нужно уметь во­время замечать неречевые сигналы, сообщающие об этом желании. Все они происходят от школьного жеста поднимания руки. Поскольку мы все осознаем, что простое поднимание руки будет тут же понятно, как пере­бивающий жест, мы маскируемся. Если рука поднимается сантиметров на 15-20, то она уже не остановится и пойдет дальше, дойдет до мочки уха, чуть потянет за нее и лишь за­тем вернется обратно. Или же вмес­то этого человек прижмет указатель­ный палец к сжатым губам, как бы не давая выйти словам. У тех же, кто со­знательно подавляет у себя эти жес­ты, обычно рука поднимается на не­сколько сантиметров, а затем падает обратно. Другая крайность - те, кто прерывает говорящего, хватая его за руки.

Этот жест нужно отличать от же­ста того, кто нервно теребит свое ухо, чтобы избавиться от гнетущей его нервозности.

Жесты самоконтроля

Один из самых обычных жестов этого ряда - руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает другую (рис. 2.41).

Другая поза - человека, справля­ющегося с сильными чувствами и эмо­циями - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис. 2.42). Представьте себя на приеме у зубного врача. Посмотри­те на ваши ноги: скрещены ли лодыж­ки? Если нет, то представьте, что вы уже в кресле перед бормашиной. Те­перь скрещены? Вероятно. В наших записях конфронтации между участ­никами беседы мы много раз отвечали, что человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Когда человек принимает угрожаю­щую позу, то мы полагаем, она должна заключаться в сдерживании «ударных» движений. Он схваты­вает себя за запястья или сдерживает свою руку, держа ее за спиной.



Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д).

На Западе этому обязательно обучают менеджеров, начиная со среднего звена.

Для всех же остальных, вероятно это будет также интересно.

В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.

Жесты открытости .

Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/.

Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/.

Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки.

Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта /позиция "подождем-посмотрим"/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция "это замечательно!"/.

Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест "хорошо, давайте подумаем"/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание.

Жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки.

Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /"Я смотрю на вас, но не слушаю"/.

Жесты ухаживания, "прихорашивания".

У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /"в вашем присутствии я чувствую себя уютно"/, у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности.

Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения /другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности.
Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности.
Руки на бедрах - первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки.
Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации.
Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости.
Пальцы соединены наподобие купола храма /жест "купол"/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности.
Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности.
Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля.
Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Язык тела, выражаемый в походке.

Важнейшие - скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные - оживленные и активные - спокойные и расслабленные - вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Подчеркнуто широкая и медленная походка - желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?

Выражено расслабленная походка - отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей - незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.

Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.

Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость - отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.

Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность - часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.

Осанка

Хорошая непринужденная осанка - в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя).

Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений: чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).

Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри «повесить нос»

Сутулая спина: смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.

Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) - если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.

Язык тела - Плечевой пояс и верхняя часть тела

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, - это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).

Плечи спадающие вперед - чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед-наружу - при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч - наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Отжимание плеч назад - чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.

Попеременное поднимание и опускание плеч - невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) - часто плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле - стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Дpугая поза - сидя в кpесле, человек скpестил лодыжки и вцепился pуками в подлокотники типична для ожидания пpиема у зубного вpача. Жесты этой гpуппы сигнализиpуют о желании спpавиться С СИЛЬHЫМИ ЧУВСТВАМИ И ЭМОЦИЯМИ.

Общие и специфические хаpактеpистики осанки и походки человека тоже могут многое pассказать внимательному наблюдателю. Хоpошая, непpинужденная осанка свидетельствует о высокой воспpиимчивости и откpытости, способности к немедленному использованию внутpенних сил и о свободе от какого-либо огpаничения. Hеподвижность или напpяженность тела указывают на pеакцию самозащиты, избегание контактов, закpытость, часто чувствительность, а также на неловкое стаpание быть коppектным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаpуживают покоpность, смиpение, угодничество. Позы конвенциального pода одна или две pуки в каpманах, pуки заложены за спину или скpещены на гpуди и т. д. свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потpебности в незаметном включении себя в общий поpядок.

Весьма инфоpмативна веpхняя часть тела человека. Hапpимеp, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбоpодком "говоpят" о беспомощности, неpвозности, хpоническом стpахе, неувеpенности и боязливости, плечи, спадающие впеpед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве увеpенности, о внутpенней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает pешимость действовать, чувство силы, активность, пpедпpиимчивость, неpедко пеpеоценку собственных возможностей.

Выпяченная гpудная клетка наблюдается у людей активных, с pазвитым ощущением собственной значимости, потpебностью в социальных контактах, впалая гpудная клетка часто указывает на известное pавнодушие, замкнутость, пассивность, покоpность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может пpедоставить опpеделенную инфоpмации о состоянии и психологических качествах человека, Так, увеpенно стоящий на ногах человек ноги pасставлены не более, чем на две шиpины ладони, с pавномеpным pаспpеделением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный "уpавновешенный, спокойный, твеpдого хаpактеpа, умеющий пpименяться к обстоятельствам. Hеподвижная, застывшая поза, пpи сильном напpяжении, указывает на плохую пpиспособляемость, упpямство, негибкое самоутвеpждение.

Изменчивая поза стоя, пpи недостатке напpяжения, о частой сменой опоpной ноги и позиции ступней, обнаpуживает недостаток твеpдости и дисциплиниpованности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агpессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка "шиpоко pасставив ноги" указывает на потpебность в самоутвеpждении, шиpокие пpитязания, завышенную самооценку к часто - на чувство неполноценности.

Если походка или стойка хаpактеpизуются заметной повеpнутостью носков ног наpужу, то это говоpит "о чванливой походке", самомнении и самодовольстве "выступает павой". Если же носки загнуты вовнутpь, то это указывает на известную внутpеннюю слабость, относительный недостаток напpяжения, сомнение в своих силах.

Один из самых обычных жестов этого кластера - руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую (рис.31). Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис.32). Представьте себя в приемной у зубного врача. Посмотрите на ваши ноги: скрещены ли лодыжки? Если нет, то представьте, вы уже в кресле перед бормашиной. Теперь скрещены? Вероятно. В наших записях конфронтации между участниками мы много раз находили, что человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Когда человек принимает угрожающую позу, то мы полагаем, она должна заключаться в сдерживании «ударных» движений. Он схватывает себя за запястья или сдерживает всю руку, держа ее за спиной.

Рис. 32. Скрещивание лодыжек и ухватившиеся руки

СКУКА, ПРИНЯТИЕ, УХАЖИВАНИЕ. ОЖИДАНИЕ

Скука

«Мы часто прощаем того, кто наскучивает нам, но никогда - того, кому наскучиваем мы».

Ларошфуко

Осознание того, что потребности слушателей таковы, что вы либо удовлетворяете их, либо наскучите им, - часто это страшная вещь.

Оратор начинает перескакивать с темы на тему, а актера охватывает гнетущий страх. Однако когда мы говорим в маленькой группе и в неформальной обстановке, мы часто забываем об этих двух возможных реакциях и блестяще выполняем работу наскучивания нашей ком­пании. Человек, понимающий, как важно сохранять интерес своей аудитории, большой или маленькой, никогда не забудет следить за жес­тами, означающими скуку.

Постукивание по столу или по полу ногой, сюда же относится щелканье колпачком ручки и т.п.- все это жесты беспокойства. Неко­торые психиатры считают, что, когда мы неспокойны, тревожны, мы стараемся вернуться к прош­лым жизненным ситуациям, когда нам было спокойно и безопасно, например, во чреве матери. Тогда удары ее сердца звучали для нас так приятно. Поэтому мы создаем такой же тип звука, чтобы вернуть состояние спокойствия, и этим сообщаем о нашей потребности другим.

Рис. 33. Скука

Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полупри­крыты (рис.33). Этот человек не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге: наш опыт свидетельствует, что интерес человека при этом снижается. Все, что мешает участникам разговора смотреть друг на друга, интерферирует с открытой коммуникацией. Поскольку же рисовальщики имеют склонность увлекаться рисунком и восхищаться своими геометрическими или абстрактными картинами, их способность слушать и соответственно процесс коммуникации оказываются под угрозой. Конечно, есть исключения в виде людей с абстрактным мышлением, руки которых чертят независимо от работы мысли, но следующую ее изгибам кривую; но, к сожалению, большинство бизнесменов, с которыми мы работаем, обладают конкретным мышлением.

Один из самых обычных жестов этого ряда - руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает другую (рис. 29).

Рис. 29. Жест самоконтроля

Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис. 30). Представьте себя на приеме у зубного врача. Посмотрите на ваши ноги: скрещены ли лодыжки? Если нет, то представьте, что вы уже в кресле перед бормашиной. Теперь скрещены? Вероятно. В наших записях конфронтации между участниками беседы мы много раз отмечали, что человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Рис. 30. Скрещенные лодыжки, руки крепко сжимают подлокотники

Когда человек принимает угрожающую позу, то мы полагаем, она должна заключаться в сдерживании «ударных» движений. Он схватывает себя за запястья или сдерживает свою руку, держа ее за спиной.

СКУКА

Мы часто прощаем того, кто наскучивает нам, но никогда - того, кому наскучиваем мы.

Ларошфуко

Осознание того, что вы либо удовлетворяете своих слушателей, либо наскучиваете им, - часто страшная вещь. Оратор начинает перескакивать с темы на тему, а актера охватывает гнетущий страх. Однако, когда мы говорим в небольшой группе и неформальной обстановке, мы часто забываем об этих двух возможных реакциях и блестяще выполняем работу: наскучиваем нашей компании. Человек, понимающий, как важно сохранять интерес своей аудитории, большой или маленькой, никогда не забудет следить за жестами, означающими скуку.

Постукивание по столу или по полу ногой (сюда же относится щелкание колпачком ручки и т.п.) - все это жесты беспокойства.

Некоторые психиатры считают, что когда мы неспокойны, тревожны, мы стараемся вернуться к прошлым жизненным ситуациям, когда нам было спокойно и безопасно, например, во чреве матери. Тогда удары ее сердца стучали для нас так приятно. Поэтому мы создаем такой же тип звука, чтобы вернуть состояние спокойствия, и этим сообщаем о нашей потребности другим.

Рис. 31. Скука

Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты (рис. 31). Этот человек не старается скрыть свою скуку.

Машинальное рисование на бумаге: наш опыт свидетельствует, что интерес человека при этом снижается. Все, что мешает участникам разговора смотреть друг на друга, препятствует открытой коммуникации. Поскольку же рисовальщики имеют склонность увлекаться рисунком и восхищаться своими геометрическими или абстрактными картинами, их способность слушать и, соответственно, процесс коммуникации оказывается под угрозой. Конечно, есть исключения - люди с абстрактным мышлением, руки которых чертят независимую от работы мысли, но следующую ее изгибам кривую; но, к сожалению, большинство бизнесменов, с которыми мы работаем, обладают конкретным мышлением.

Пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»). Верный признак того, что человек спит с открытыми глазами - отсутствие какого-либо движения глаз вообще. Это крайняя степень скуки или полное безразличие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: