Конспект по развитию речи фрукты. Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Фрукты

Разделы: Логопедия

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить обобщающее понятие “Фрукты”; название фруктов;
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными;
  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4–6 слов;
  • Пополнить литературный багаж детей стихами, считалками;

Развивающие:

  • Развивать умение составлять рассказ по плану-схеме;
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугой, перешагивание через предметы;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров, умение договариваться.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко, яблоня, апельсин, груша, ананас, слива, вишня, банан, пальма). Прилагательные (фруктовый сад, фруктовое дерево, грушевый компот, абрикосовое варенье);

Продолжать обогащать словарь по лексической теме “Фрукты”.

Оборудование: колокольчик, картина “фруктовый сад”, “мультимедийная установка” кокошники (яблоко, груша, банан, слива, вишня, апельсин, лимон, ананас); картинки 10*10 – груша, яблоко, вишня, апельсин; картинки А 4(слива, вишня, груша -2, апельсин, мандарин, банан -2, ананас, персик, яблоко; разрезные картинки – яблоко -2; муляжи фруктов; конверты; для игры “Четвёртый лишний” (мультимедийная установка); аудиозапись; “волшебная палочка”; схема для составления рассказа – описания; вырезанные картинки овощей, фруктов и ягод, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, ватман для коллективной работы.

Ход занятия

Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа-друг, и слева – друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Сейчас я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Кто догадался, о чём эта загадка? (осень).

Мультимедийная установка-картинка осень.

Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Ребята, я вас хочу пригласить на прогулку в сад. Именно в этом саду мы узнаем, о каких подарках говорит нам осень. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь дорожку. Будьте внимательны, смотрите и с дорожки не сходите. (под весёлую песенку про осень идут по гимнастической скамейке, перешагивают через “камушки”, проходим через “туннель” – дугу.)

Вот мы и пришли. Как здесь красиво! (мультимедийное сопровождение - “фруктовый сад”) Дети присели на ромашки-подушки.

Что вы видите перед собой? (деревья, яблоки, груши и т.д.)

Яблоки, груши, сливы, вишня, банан – это что?

Где растут фрукты? (на дереве)

А как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовыми деревьями).

А если в этом саду только фруктовые деревья, то, как он тогда называется? (фруктовый сад).

Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

На каком дереве растут груши?

Где растут сливы?

Как называется дерево, на котором растёт вишня?

А где растут бананы?

Когда собирают урожай фруктов?

А зачем нам нужны фрукты, в чём их польза? (ответы детей).

Сейчас мы будем собирать фрукты в корзинку, по очереди называя какой именно фрукты вы будете туда класть: “Я положу в корзинку ананас” и т.д.

Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Всех приглашаю
Никого не обижаю.
Раз, два – мы молчим!
Мы глазами говорим (находят взглядом дружка)
Раз-два, раз-два, мы с тобой теперь друзья! (обнимаются)
Друга за руку возьмём и на “кухню” все пойдём.

Игра “Повар” - (3 компании)

Каждая компания выбирает себе карточку. Посмотрев на неё, посоветовавшись со своим товарищем, решите, какие блюда вы могли бы приготовить из данного фрукта. Дети присели на стульчики в кукольном уголке.

Молодцы! Вы хорошими помощниками будете для своих мам и бабушек.

Скажите, а если я решу сварить компот из груш, то, как он будет называться? (ответы детей).

А если мне захочется из банана сделать пюре, то какое оно будет?

Сок из апельсина какой?

А напиток из лимона?

Варенье из абрикосов, как называется?

4. Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть:

Я карточки и для вас расставлю.
Сливы, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас –
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты
Кисло – сладкие продукты.

Игра “Один, одна, одно”.

Пока играет музыка, вы передвигаетесь по кругу подскоками, как только музыка остановилась, вы выбираете фрукт, про который можно сказать...один,... одна,...

5. Есть у меня ещё игра, вам понравится она. Вы по карточке возьмите и их в картинку соедините.

(2 “разрезных” яблока – объединение в 2 компании)

Что у вас получилось? (яблоко)

Выберите командира в своей компании.

Игра “Лучший говорун” (подбор прилагательных к существительному – муляж яблока).

Передавая яблоко из компании в компанию, вы должны говорить, какое яблоко....

И посмотрим, в какой же компании настоящие говоруны. Дети стоят - две компании напротив друг друга.

6. Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Для следующей игры давайте разделимся на 3 компании с помощью слов с названием фруктов – яблоко, груша, апельсин (дети строят башню из ладошек).

Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите.

Игра “Четвёртый лишний” (мультимедийное сопровождение) Дети присели на ромашки-подушки.

7. Составление по схеме рассказа – описания про любимый фрукт.

Есть у меня друзья палочка одна. Палочка не простая, волшебная.

Хотите, я ей сейчас взмахну, и волшебство произойдёт:

Раз, два, три – палочка волшебная помоги,
Ребят в “фрукты” преврати.

(Дети одевают кокошники).

Сколько фруктов! Все разные, ароматные, красивые, каждый попробовать хочется.

А давайте с вами познакомимся!

Игра “Давайте познакомимся”.

Расскажите о себе. А поможет вам описать “себя” схема.

(Заслушивается 3 рассказа). Дети сидят полукругом на стульчиках.

А с остальными фруктами мы обязательно познакомимся в следующий раз, когда опять придём гулять во фруктовый сад.

Палочка волшебная помоги,
Фрукты” все в ребят преврати.

(Дети снимают кокошники и ставят их под стул).

Итог.

Вот и время нашей прогулки истекло. На память о нас давайте, в этом саду оставим яблоню с яблоками. Сейчас вы выберите только одно яблоко:

Если вы сегодня старались, у вас всё получилось – возьмите красное яблоко;

Если, вы старались, но у вас не всегда всё удавалось – возьмите зелёное яблоко;

А если вы просто хорошо отдохнули и не чего не делали – возьмите жёлтое яблоко.

Давайте эти яблоки повесим на яблоню (рефлексия).

Для вкусного компота на обед в детский сад давайте принесем из фруктового сада корзину с фруктами. (Ребята из множества картинок овощей, ягод, фруктов, должны выбрать картинку с фруктами и приклеить её). Пока дети клеят фрукты играет спокойная музыка).

Не забывайте фрукты кисло-сладкие продукты.

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Задачи:
o упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;
o учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.
o способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого
o слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
o прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, картинки фруктов, дерево, карты схемы, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.
Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова
«Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! (стук в дверь)
- Ребята, а кто к нам пришел? (Показываю куклу)
- Ребята, посмотрите, Настя сегодня пришла к нам с конвертом.
- Хотите узнать, что в конверте?
Основная часть.
- Ребята, Настя, предлагает нам отгадать загадки. (На экране после каждой загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша).
1. Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко).
2. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон).
3. Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (Банан).
4. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).
Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
(Ответы детей)
Дидактическая игра
Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
- Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы (геометрические фигуры, цвета, вкус)
Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, ду, ду, ай, ду, ду!
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа), потом дети.
Воспитатель: - Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: - У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам.
Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.
Воспитатель: - Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?
- Ребята, а где растут овощи?
- Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.
Физминутка «В огород»
А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем,
И картошку накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
Очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(Дети идут по кругу друг за другом).
(Имитация действий).
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково» .
Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково.
Воспитатель:
огурец – огурчик
помидор – помидорчик
капуста – капустка
- Молодцы!
- Садитесь на места.
Игра "Один-много"
Воспитатель: А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).
Воспитатель:
o один мандарин
o одно яблоко
o один гранат
o один ананас
o одна груша
Дети:
o много мандаринов
o много яблок
o много гранат
o много ананасов
o много груш
Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний» (карточки или картинки на экране).
Яблоко, малина, груша, слива.
Гранат, апельсин, масленок, банан.
Мандарин, персик, айва, репа.
Слива, перец, помидор
Воспитатель:
- Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].
- Названия, каких овощей начинаются на звук [р.].
- Молодцы!
Воспитатель: - Где растут овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку!
Чтоб, когда придет зима,
Были полны закрома.
(Завальнюк)
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: - А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
Ответы детей.
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель:
- Дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Помогли нашей Насте.
Итог занятия.
Возьмите зеленое яблоко те, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.
И вас ждет сюрприз.Выносятся корзины с яблоками. Дети берут любимый фрукт.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Фрукты

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме

подготовила

учитель - логопед

Давыдова Елена Юрьевна

р.п. Дмитриевка

2017 г.

Задачи:

расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.

Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов

1. Ход занятия

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)


Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)

Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.

2.Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко - яблоки
Банан - бананы
Апельсин - апельсины
Мандарин - мандарины
Слива - сливы

Арбуз — арбузы

Дыня — дыни

Лимон — лимоны

Груша — груши

3.Игра «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

Груш - грушевый

Слив - сливовый,

Вишни - вишневый,

Лимонов - лимонный,

Абрикосов - абрикосовый,

Апельсинов - апельсиновый,

Персиков - персиковый,

мандаринов - мандариновый.

4. Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин - апельсинчик;
Мандарин - мандаринчик; ;
Банан - бананчик;
Яблоко -яблочко;
Лимон -лимончик;

гранат - гранатик;

абрикос - абрикосик;

виноград - виноградик.

5. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

6. Физкультминутка

Будем мы варить компот. маршировать на месте

Фруктов нужно много. показать руками - "много"

Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат

Грушу будем мы рубить, рубят,

Отожмем лимонный сок, отжимают,

Слив положим и песок. кладут, насыпают песок

Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя

Угостим честной народ. хлопать в ладоши

7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

8. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. (Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).

9. Итог занятия. http://miroditeli.com.ua/skachat/razreznye-kartinki/razreznye-kartinki-frukty.ht

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 53

компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга.

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Составила:

Воспитатель Орлова В.А

Санкт-Петербург

2014

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами.

Словарь : косточковые, семечковые.

Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.

Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.

Воспитывать любознательность.

Оборудование: Фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерев, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши,

листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры, фруктовый сок и мармелад для дегустации.

Ход занятия:

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок.

С сливы собирают урожай … чего? Слив.

С груши собирают урожай … чего? Груш.

С айвы собирают урожай … чего? Айвы.

С персика собирают урожай … чего? Персиков.

С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.

А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»

Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.

А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.

Загадки про фрукты

Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.

(Яблоки)

Они на дереве растут, сухие курагой зовут.

(Абрикосы)

Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.

(Слива)

На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.

(Груша)

С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.

(Персик)

Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям.

Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг...

(Лимон)

Фрукты с косточкой и с семечками

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.

Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.

Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива.

Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.

Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва.

Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Что можно приготовить из фруктов?

Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад.

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.

После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).


Министерство образования и науки Республики Татарстан

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

Конспект занятия

Тема «Фрукты»

Слушатель курсов ПК УЛ3

Багаутдинова Алсу Раисовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №6 «Тургай»

посёлка городского типа Актюбинский

Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

Сроки проведения: 16.09-26.09.

Куратор курсов: Садыкова А. Н.

Набережные Челны 2015

Тема «Фрукты».

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Фрукты»;

Задачи:
1.Формирование и использование в речи обобщающего понятия;
2. Практическое употребление в речи множественного числа существительных;

3.Практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
4.Упражнение в образовании и использование в речи относительных прилагательных;

5.Практическое усвоение и употребление притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё» ;

6.Продолжать учить детей составлять сложно- сочинённые предложения;
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук, осязания, внимания, памяти.

8. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение слушать педагога и друг друга.

Интегрируемые образовательные области : коммуникация, здоровье, познание.

Предварительная работа: отгадывание загадок о фруктах в режимные моменты, рассматривание иллюстраций и муляжей, рисование фруктов, придумывание загадок детьми, проведение в режимные моменты различных игр «Какая, какое, какие?», «Угадай по описанию», «Поварята», и т.п.

Демонстрационный материал : компьютер, экран для презентаций, фруктовница, презентация выполненная в программе Power Point по теме «Фрукты» , мешочек для игры, мяч.

Раздаточный материал: муляжи фруктов, трафареты фруктовых деревьев , карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Давайте, сейчас приготовим наши губки, язычки, щёчки для занятия. Выполним зарядку для них.

2. Введение в тему: Учитель - логопед предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек?». Дети по очереди угадывают на ощупь, какой фрукт они взяли в руки.

Как ты узнал, что это персик?

У него есть полосочка, вмятинка на боку.

Игра продолжается по аналогии.

- Ребята, мы сейчас, что доставали из мешочка?

Фрукты.

А где растут фрукты?

Фрукты растут в саду.

На чём растут фрукты?

Фрукты растут на дереве.

Ребята, сейчас положим все фрукты в посуду. Как называется посуда для фруктов, кто знает?

Фруктовница.

Правильно, положим все фрукты в фруктовницу. А вы, ребята, запомните ваши фрукты, в дальнейшем мы с вами поиграем в другую игру, где вам нужно будет, вспомнить какой фрукт был у вас в руках.

Логопед собирает все фрукты в фруктовницу.

3 . Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много» . Демонстрируются слайды с 1 по 12. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки и т.д.

4. Развитие мелкой моторики :

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены,
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения,
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу,
Возвращается к ежатам.

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом).

Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, апельсин - апельсинчик...).

6. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение «Вспомни свой фрукт!».

Сначала, детям предлагается, вспомнить какие фрукты они достали из мешочка.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «мой»!

+ «Мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моя»!

+ «моя» - слива, груша;

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моё»!

+ «мое» - яблоко.

7 . Физминутка. “Садовник”.

Мы вчера в саду гуляли, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали. (“Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст)

Яблони белили мы известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз)

Починили мы забор, (“Ударяют” молотком)

Завели мы разговор (В круг выходит один ребенок)

- Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, (Загибают по одному пальцу)

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

8. Преобразование существительного в прилагательное. Игровое упражнение «На каком дереве вырос фрукт?», «Какой сок?».

Логопед с детьми выясняют, на каком дереве выросли фрукты. Для этого дети получают трафареты деревьев, и карандаши. Задание следующее: «Нужно нарисовать на трафарете свой любимый фрукт, и затем сказать полным сложно - сочинённым предложением, какое дерево у него получилось». Например, «Я нарисовал на своём дереве груши, и поэтому у меня получилось грушевое дерево».

Абрикосовый сок приготовили из абрикосов, а грушевый сок – из груш.

9. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Это чьё дерево?».

Учитель – логопед предлагает детям выставить свои деревья на доску.

Ребята, что у нас получилось?

У нас получился фруктовый сад.

А теперь, вспомним у кого какое дерево было? Я буду показывать на дерево, а вы будете угадывать! Это чьё дерево?

Это дерево, Руфинино!

10. Итог занятия.

Ребята, на следующем занятии мы с вами будем уже составлять рассказ по схеме о ваших любимых фруктах.

Занятие окончено, до свидания.

Список используемой литературы.

1.Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие, М.: 2007г.

2. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 1. М.: 2007г.

3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2. М.: 2007г.

4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно», тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей, 1,2,3., М.: Гном и Д., 2007.

5. О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей», М.: Просвещение, 2005.

6. Интернет сайты: логопед. ru , nsportyal . ru , LogoPortal . ru , Logopedia . bu , ilogoped . ru , logolife . ru .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: