Коврики с пуговицами для развития мелкой моторики. Создание развивающего коврика для ползания своими руками

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок всесторонне развивался с самого детства. Сейчас есть множество самых разных игр для развития детей, но очень часто они не по карману родителям.

Выход из этой ситуации есть – можно сшить развивающий коврик своими руками. Мамочки, которые умеют шить, вязать, могут самостоятельно сделать коврик для развития малыша из материала пособий по развитию детей.

Разберем как и из чего можно соорудить коврик для ребенка от 0 до 2 лет своими силами. Данная статья поможет мамочкам, которые только увлеклись рукоделием, создать развивающий коврик своими руками для малыша, и смастерить очень достойный индивидуальный, игровой тип игрушки.

Суть методики

Мягонький, разноцветный коврик с огромным количеством развивающих элементов применяют для занятий с малышом. Со скольки месяцев он подходит ребенку?

Кроху 3-4 месяцев кладут на него на животик. Кроха постепенно учится фокусировать свой взгляд на разных объектах, рисунках ткани, старается поднимать голову и удерживать ее.

Такой предмет вызывает у детей огромное увлечение. Благодаря дополнительным висящим модулям, находясь на спине, кроха имеет возможность смотреть на разнообразные предметы, пытается прикоснуться к ним.

При этом он начинает развивать координацию движений. Постепенно развиваясь, ребенок пытается перевернуться к понравившейся игрушке, потрогать ее ручками, доползти к ней, и наконец-то, взять ее в ручки и изучать дальше.

Малыш в этом возрасте изучает окружающий мир на ощупь. Его крохотные ручки – это сложнейший механизм по изучению того, что его окружает. При ощупывании разных тканей он развивает сенсорный вид восприятия.

Они являются целым комплексом не только для развития мелкой моторики, но и крупной, визуального и тактильного восприятия окружающего мира с помощью шуршащих компонентов, для развития слуха и фонетической памяти малыша с помощью музыкальных компонентов.

Малыш подрастает и осваивает следующий этап, который помогает расширить ему логические познания. Малыш уже понимает, что если затронуть определенную часть коврика, то будет играть именно эта музыка или издастся определенный звук.

Становясь еще старше, малыш начинает больше работать над мелкой моторикой рук: расстегивает разные замки, пуговички, открывает карманы и другие элементы.

Он учится мыслить и добиваться своих первых целей. Когда ребенок подрос, то интерес к нему уже пропадает, поэтому он прекрасно подходит для игры на полу.

Подходящий возраст

Преимуществом таких ковриков в том, что использовать их можно практически после появления на свет. А время его использования зависит исключительно от родителей.

Если собираетесь соорудить развивающий коврик своими руками крохе до годика, тогда нужно сделать побольше сенсорных и тактильных предметов, маленьких деталек, чтобы развивать моторику.

Если коврик для детей постарше, тогда он становится предметом обучения и развития. Чем сложнее сшить коврик, тем дольше он будет служить средством обучения.

Он станет помощником не только при изучении разных форм, цветов и размеров, но и во время изучения тем про животных, материков, цифр, буковок. Мальчик будет в восторге от машинок, техники, а девочка от цветов, кукол.

Некоторые дети и в 5, 6 лет не желают прекращать играть с ним. Важно помнить, что при маленьком возрасте малыша необходимо уменьшать время работы с ковриком.

Он вызовет много эмоций, интереса и потому может скоро надоесть. А вот чем старше малыш, тем больше необходимо заниматься на ковре, так появится и большее число разных игр.

Игры

Детский развивающий коврик включает разные идеи по его использованию, все зависит от наличия воображения и идей вашего крохи.

Личным примером Вы поможете понять малышу, сколько всего можно узнать интересного, захватывающего только с помощью легкого задействия простых элементов развивающего коврика своими руками. Так Вы сможете помочь развить ему воображение.

Варианты игр на коврике, позже Вы сами сможете дополнить данный список:

  • Рассматривание, наблюдение. В самом начале этого будет вполне достаточно, чтобы ребенок узнал новые знания.
  • Знакомство. Продемонстрируйте ребенку, что может издавать звуки, что может открыться, отстегнуться.

Делая это, рассказывайте стихи, потешке, скороговорки. Со временем кроха научиться всем этим действиям.

  • Секреты и сюрпризы. Это поможет ребенку быстрее научиться работать с разными замочками.
  • Собираем урожай. Предметы на липучке можно снимать. К примеру, цветы в букеты, овощи или фрукты в корзину.
  • Изучение цвета, форм и размеров.
  • Счет – сколько треугольников, сколько цветочков, красных предметов и тому подобное.
  • Ролевые игры.
  • Можно также сочинять собственные сказки, играть потом вместе. Через некоторые время Вы удивитесь его фантазии и воображению.

Шьем детский развивающий коврик своими руками. Для этого Вам понадобиться:

  • основа
  • материал, чтобы обтянуть коврик и украсить его
  • дополнительные компоненты

В основу развивающего коврика своими руками, как правило, используют поролон, старое детское одеяльце, мягкую, но плотную ткань.

Для основы обтягивания берите натуральную ткань, потому что кроха будет на коврике играть много времени. Ткань не должна провоцировать возникновение каких-либо аллергий, раздражения.

Цветовая гамма может быть насыщенной. Все зависит от Вашего желания. Но чересчур ярких и неоновых цветов лучше не брать.

Чтобы изготовить дополнительные компоненты коврика Вам пригодятся:

  • Пуговки разные по цвету и размеру. Можно их взять в виде зверушек, транспорта, цветочков.
  • Цветные нити, чтобы сшивать элементы.
  • Несколько молний. Выбирая их, обратите внимание на их безопасность, так как малыш будет ними играть.
  • Разнообразные резинки, липучки.
  • Шнурки, веревочки.
  • Пластиковые компоненты (кольца, погремушка и другое)
  • Предметы, которые издают много шума и звука.

Делаем поэтапно

Над тем, как сделать развивающий коврик задумались многие мамы. Но ничего сложного в этом нет. Когда приобретен весь необходимый материал, можно приступать делать детские развивающие коврики своими руками. Работа делится на 2 половины: работа с большими элементами, и работа с мелкими деталями.

Шаг 1

Делаем основу. Она включает два куска ткани. Для верхней части, обычно, выбирают однотонную плотную ткань. К ней очень просто пришить все компоненты.

Для нижней части необходимо выбирать плотную ткань, к примеру, джинс. Это необходимо для того, чтобы коврик не скользил, когда малыш ползет по нему.

Между этими отрезками помещают слой синтепона, поролона или иного наполнителя. Если у вас дома холодно, приходится утеплять коврик, значит необходимо поместить больше одного слоя, чтобы ребенку было тепло.

Шаг 2

Делаем фон. Для этого нужно взять большие части ткани, пришить их можно к основе. Фоном может быть любой пейзаж, все, что Вам нравится, что считаете уместным.

Можно просто приколоть части к основе, а можно и наметать. Потом прострочите на машинке. Если ткань приклеить к основе, то такой коврик прослужит намного дольше.

Потом на фон прикрепляем большие части ткани (цветы, дом, животных и другое), и прикрепляем их с помощью машинки.

Шаг 3

Готовим дополнительные компоненты. Это кропотливый процесс, поскольку каждая деталь выполняется очень тщательно.

Компоненты следует пришивать очень крепко. Но некоторые можно оставлять подвижными, чтобы ребенок мог ими играть.

Шаг 4

Крепим компоненты к фону. Лучше сделать эскиз коврика, разложив все компоненты на нем. Так Вам будет легче ориентироваться в добавлении новых элементов, и если что вовремя их поменять.

Элементы немного большие в размере стоит пришить на машинке, некоторые из них станут объемными. И цвет нитей подберите заранее.

Если брать во внимание все эти аспекты, тогда Вам будет намного легче выполнить работу.

Шаг 5

Работа руками. На этом шаге Вам пригодятся такие качества как усидчивость и терпение. А если помнить, что он крайний, то этому можно набраться.

На этом шаге и мама будет развивать мелкую моторику, это можно делать на протяжении всей жизни. Достаньте все ваши заготовки, разложите на коврике, и если Вам все нравится, значит можно пришивать.

За ним нужен постоянный уход. Стирать его можно только руками, отсоединив все движущиеся детали. Если заметили, что ткань расползается, значит поменяйте ее или подшейте.

Развивающий коврик для детей своими руками хорош тем, что он похож на живое существо – может меняться с Вашими детьми. Что не нужно, а что пригодится – будете решать уже вместе с ребенком.

Этот коврик просто находка для всех родителей. Кажется, что одна и та же игрушка, но постоянно изменяется, а пользы только больше. И малышу она не надоедает.

Этот коврик стоит сделать, он понравится и ребенку, он сможет играть на нем с друзьями, тем самым будет учиться и у Вас появится немного свободного времени, чтобы заняться делами или уделить это время себе. Поэтому не пожалейте времени и сделайте его.

Материал (яркая хлопчатобумажная ткань нескольких цветов),
- поролон,
- нитки,
- швейная машина,
- аппликации,
- наполнитель для подвесных игрушек,
- безопасное зеркало для малыша,
- поролоновый канат,
- отделочные материалы (тесьма, колокольчики, бубенчики, погремушки, кольца для прорезывания, липучка, молнии).

Инструкция по пошиву развивающего коврика

  1. Определитесь с размером коврика. Он будет зависеть от свободного места (не каждая мама сможет выделить площадь 2х2 м в обычной квартире) и содержанием. В основном размеры развивающих ковриков варьируются от 1х1 м до 1,5х1,5м.

  2. Нарисуйте эскиз коврика. Лучше сразу продумать и цветовую гамму и дополняющие детали. Может быть, ваш развивающий коврик будет поделен на развивающие зоны или будет ковриком-трансформером.

  3. Посчитайте, сколько вам потребуется ткани на основное полотно и дополнительных деталей (пришивных, крепящихся на липучки, пуговки, кнопочки и т.д.). Нижняя сторона коврика может быть выполнена из гладкой немаркой ткани или быть даже клеенчатой. В последнем случае ее легко будет протереть влажной губкой. Основная часть коврика должна быть выполнена из натуральных, безопасных, ярких и разных по фактуре тканей. Это может быть фланель, бархат, флис, шелковые ткани. Важно, чтобы ткани не линяли, а то ваш коврик после первой стирки будет иметь бледный вид))

  4. Подберите фурнитуру. Вся фурнитура для развивающего коврика должна отвечать требованиям безопасности. Бусины лучше брать неокрашенные, они не должны быть хрупкими, ведь ребенок может попробовать их «на зуб». Молнии присмотрите тракторные пластмассовые, а не металлические. Язычки на собачках молний выбирайте покрупнее (маленьким пальчикам будет проще сними справиться). Возможно, что какие-то дополнительные детали: погремушки, зеркальце вам придется приобрести отдельно. Все готовые аппликации (даже те, которые на клеевой основе) нужно будет пришивать.

  5. Наполнитель для коврика. Можно в качестве наполнителя для коврика использовать синтепон, но тогда придется его простегивать с основной тканью (при стирке непростеганный синтепон стремится сбиться в кучу). Проще подобрать для наполнителя нетолстый поролон. Он лучше будет держать форму.

  6. Раскроите ткань. Сметайте и стачайте основные детали верхней части коврика. Нашейте на нужные места все дополнительные детали. Пришивайте надежно, малыши умудряются оторвать даже то, что не под силу взрослому, так что не скупитесь на нитки.

  7. Соберите верхнюю и нижнюю части развивающего коврика и поместите внутрь синтепон (поролон).

  8. Зашейте край. Ваш коврик готов.

Дополнение:

Если вы потом сможете повесить коврик на стену или захотите прикрепить его на решетку детской кроватки, то еще на этапе сборки продумайте и пришейте к одной стороне коврика петли. Если вы хотите сделать на коврике мягкие дуги, для подвешивания игрушек, то можно использовать для этого либо половинки детского пластмассового обруча или утеплитель для труб из порилекса (материал похожий на поролон в виде шланга).

Идеи развивающих элементов на коврике

Облака . Это могут быть любые по фактуре белые или темные ткани (мех, ситец, атлас, мохнатое полотно и т.д.)Облака могут прикрепляться на липучке и заслонять солнышко. Облака могут иметь кармашек, из которого можно вынуть дождевые струйки (ниточки с бусинками или блестками). Внутрь облаков можно вшить целлофановые шуршащие пакеты.

Солнышко . Из любой яркой ткани, отделанное бахромой или атласными ленточками. Лучики могут быть на липучке, могут быть пришиты или снабжены кнопками.

Радуга. Радугу легко организовать сшив в ряд разноцветные атласные ленточки.

Домик. Дверца на шнуровке. Внутри кармашек, куда можно помещать фигурки персонажей (Маша, медведь, зайчик, лиса, петушок, и т.д.).

Паровозик (кораблик и т.п.). Крепится на петельке к тесьме и передвигается по ней. В нем могут также размещаться пассажиры.

Деревья (пальмы, яблони, елки и прочее). Могут быть съемные листики или плоды (яблоки, шишки, орехи). Можно выполнить несколько разных деревьев и приучать ребенка соотносить дерево с плодом. Под деревьями могут прятаться грибы, лесные жители, гномики или лесовички (кому что нравится, все зависит от вашей фантазии).

Цветок. Стебелек обычно пришивается, а вот лепестки крепятся одним концом (по принципу ромашки). Центр цветка может быть кармашком в котором на резиночке «живет» пчелка (бабочка, гусеничка, жук и т.д.).

Огород (грядки). Грядки можно сделать из тесьмы, на которую можно крепить овощи (грядка с морковкой, грядка с капусткой, лук и т.д.) или в виде кармашков.

Озеро (любой водоем).

Для совсем малышей можно пришить плотную прозрачную пленку, за которой будут помещены плоские детали (рыбки, камешки, улитки). Маленькие плоские детальки не так просто сдвинуть, и это основа игры – переместить рыбок или улитку или морского конька.

Вы можете придумать любые сюжеты для вашего коврика и пользуясь своей творческой фантазией создать что-то действительно оригинальное и неповторимое.
Такой коврик запомнится не только вам, но и будет самой любимой игрушкой вашего чада

Ну и варианты ковриков

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Каждая мама уже на 2-3 месяце после рождения ребенка задумывается, чем бы малыша занять. В этом поможет развивающий коврик. Его можно купить или сделать самостоятельно. Стоят такие вещи сравнительно дорого, а из приемлемого ценового диапазона порой ничего не нравится. Тогда, вооружившись желанием, фантазией и свободным временем можно сделать развивающий коврик для детей своими руками. Пошаговая инструкция, предложенная в этой статье, поможет в этом.

С двух месяцев промежутки бодрствования у ребенка становятся больше, соответственно, свободного времени у мамы – меньше. Еще примерно через месяц, а то и раньше, приходит мысль: «как было б хорошо, если бы кроха мог заниматься сам» – ведь игрушек и погремушек все прибавляется, но внимания он им почти не уделяет. Как же его заинтересовать? Это возможно, главное понять особенности мировосприятия новорожденного и правильно организовать для него игровое пространство в виде развивающего коврика.

Цвет

Ребенка первых месяцев жизни привлекают крупные контрастные объекты. Черно-белые картинки интересуют его больше, чем цветные, а ломаные или прямые линии он предпочитает волнистым. Соответственно выбирается и основной фон коврика. Чаще используют светлую ткань, с последующим размещением на ней темных контрастных объектов. Но можно поступить и наоборот, сделать темное ночное небо и яркие звезды на нем.

С рождения ребенок плохо видит. Пространство и предметы, его окружающие – это расплывчатые обесцвеченные очертания из тени и света. С двух месяцев малыш уже осматривается по сторонам и узнает силуэт мамы. С 3 месяцев ребенок начинает различать цвета, и первый из них – красный. Однако черно-белые крупные формы по-прежнему привлекают его больше, чем цветные.

Если ткань пестрит красными, зелеными, синими тонами – крохе поначалу она будет казаться почти однородно-серой, а если еще и игрушки сделать тех же цветов – любопытства коврик не вызовет. И также в блекло-серое пятно сольются голубой, розовый и салатный тона. Это очень важно, ведь такая вещь необходима именно на первых месяцах жизни. Потому что когда малыш поползет – его внимание всецело переключится на другие окружающие предметы, в пределах коврика его будет уже не удержать.

На заметку: сейчас есть светодиодные игрушки на батарейках, которые начинают светиться от контакта с кожей или загораются от встряхивания. Если придумать, как безопасно внедрить в игровую зону подобный светящийся элемент – успех будет обеспечен!

Тактильные ощущения

Как только ребенок поймет, что ручками можно брать различные вещи – начнется новый этап познавания окружающего мира. На развивающем коврике нужно разместить объекты из разнообразных материалов.

Можно использовать различные гладкие и пушистые ткани, бусины, пуговицы, а также уже имеющиеся небольшие пластмассовые игрушки и прорезыватели. Еще ребенку очень понравятся «сюрпризы», кармашки и спрятанные в них предметы, а лучше, если эта вещь будет шуршащей или светящейся.

Звук

Ассоциировать предмет и звук, исходящий от него, малыш тоже учится не сразу. Но, когда он понимает это – шуметь – становится его любимым занятием. Он грохочет погремушками, стучит ими обо все подряд, а к музыкальным электронным игрушкам готов даже ползти. Поэтому и на развивающем коврике обязательно нужно разместить что-то, издающее звуки.

Это могут быть съемные элементы на «липучке». Или небольшой пластиковый шарик с насыпанной внутрь крупой, или шуршащий кусок упаковки или фантика от конфеты обшитые тканью. Или все, что еще придет в голову. Главное при этом, не забывать о безопасности. Также можно прикрепить к коврику некоторые уже имеющиеся погремушки и пищалки.

М аленькие дети все норовят попробовать на вкус, об этом нужно помнить, надежно закрепляя все детали на коврике. Также съемные элементы стоит делать размером не меньше, чем кулачок ребенка, чтобы малыш не мог засунуть их в рот и случайно проглотить. А если деталь небольшая, лучше «привязать» ее.

Таким образом, чтобы сделать развивающий коврик, который действительно заинтересует малыша важно учесть все особенности его возраста. Элементы, размещенные на коврике должны быть контрастны фону, иметь гармоничное разнообразие форм, цветов, размеров, фактур и звуков, привлекая внимание ребенка, побуждая дотянуться до них. Игровое пространство можно составить из разных локальных зон, к примеру: голубое небо с черными птицами на нем, зеленый луг с белыми цветками, и темно-синий прудик, со светлыми рыбками в нем.

Изготовление

Самый простой вариант коврика, не требующий особых материальных затрат и времени – это если использовать для основы обычное одеяло, плед или покрывало и просто нашить поверх игрушки. В этом случае даже не обязательно иметь швейную машинку, все детали можно прикрепить вручную.

Но, если захочется к делу подойти серьезно и смастерить качественную вещь – это потребует больше сноровки, времени и средств. Ниже приведена последовательность основных шагов, для достижения более качественного результата.


В этом видеоролике показан пример коврика, изготовленного своими руками. В процессе просмотра можно почерпнуть несколько оригинальных идей, как интереснее организовать и разместить игровые участки.

Если, времени на изготовление идеального игрового места ушло слишком много, так что малыш уже пополз и ковриком почти не интересуется – расстраиваться не нужно. Через некоторое время ребенок насытится своими свежеобретенными возможностями, научится стоять, и станет исследовать все на своем новом уровне досягаемости. Так что, получившийся развивающий коврик, со множеством замочков, «сюрпризов» и других интересных зон – можно подвесить к стене на уровне глаз малыша – получится своеобразный занимательный бизиборд.

Любящие родители, стараясь развивать своего ребенка от самого рождения, используют современные методики и всевозможные дорогие игрушки. В последнее время специально для этих целей были придуманы развивающие коврики. Купить такой коврик можно в магазине, но многие женщины предпочитают изготавливать его своими руками, ведь сделать это совсем не сложно. В этой статье мы расскажем вам, как изготовить развивающий коврик своими руками для детей от 0 до 3 лет , и покажем фото самых оригинальных идей.

Развивающий коврик для маленького ребенка

Развивающий коврик это текстильное или вязаное полотнище, оформленное яркими аппликациями, с размещенными на нем подвижными элементами для игры. Он иногда дополняется каркасом для подвешивания игрушек. Такой коврик дает детям возможность развиваться с первых дней жизни, и рассчитан на использование до 3-летнего возраста.

Развивающий коврик для новорожденного

Игра с развивающим ковриком поможет:


Знаете ли вы: мозг ребенка к моменту рождение развит не до конца. В первые месяцы и годы жизни идет самый активный рост и развитие нервных связей в мозгу. На этот процесс, и на количество создаваемых связей, влияние оказывает то, в какой окружающей обстановке растет ребенок и как с ним занимаются.

Развивающий коврик для малышей

Для ребенка развивающий коврик станет самой большой и полезной игрушкой, которая никогда не надоедает, а для мамы – главным наглядным пособием для занятий с малышом. Когда ребенок подрастет и начнет самостоятельно сидеть, он сможет играть с ним и развиваться без посторонней помощи. Яркие аппликации и большое количество всевозможных элементов займут внимание ребенка надолго, и вы получите возможность немного отдохнуть, или заняться домашними делами. Во время совместных занятий необходимо показывать ребенку, какие действия можно производить с предметами, размещенными на коврике, и добиваться от него выполнения поставленных заданий.

Развивающий коврик для самых маленьких

Преимущества коврика, изготовленного своими руками

Совет: делайте коврик с запасом по размеру, чтобы по мере взросления ребенка добавлять на него новые развивающие элементы, подходящие по возрасту. Он будет “расти” вместе с ребенком и всегда будет новым и интересным.

Изготовление развивающего коврика

Изготавливаем развивающий коврик своими руками

Для начала необходимо определиться, что именно вы хотите видеть на вашем коврике, и нарисовать на листе бумаги примерный эскиз. Затем подобрать подходящий по размеру и фактуре материал для основы коврика и для его подкладки. Чтобы коврик получился мягким и теплым, вам понадобится синтепон или теплая пальтовая ткань. Последняя поможет коврику лучше держать форму и не сминаться во время игры.

Идеи развивающего коврика из квадратов

Совет: выбирайте для лицевого полотнища натуральные или наполовину синтетические ткани. Они должны иметь устойчивый цвет и не накапливать статическое электричество. Хорошо подойдут ситец, лен, габардин, костюмные ткани с натуральными шерстяными волокнами. Для подкладки возьмите материал, который не скользит. Не используйте атлас и сатин. Лучше взять ситец, хлопковый трикотаж, лен или вельвет, шерстяные костюмные ткани.

Яркий и цветной развивающий коврик для детей

Подготовка фурнитуры

Соберите все лоскутки и ненужные вещи, которые не жалко порезать. Старайтесь подобрать разные по фактуре, яркие ткани, с интересными рисунками. Все выстирайте и прогладьте. Поищите у себя в доме нитки, кнопки и замочки. Найдите разные по цвету шнурки, пуговицы и бусины. Соберите вместе маленькие игрушки и коробочки. Все это вам пригодятся в работе и для начала этого хватит.

Фото модельного развивающего коврика для детей

Дальше по мере необходимости вы сможете подыскивать и подбирать необходимые материалы. Вам могут понадобиться ленты, резинки, липучки. Пригодятся металлические и пластмассовые кольца, коробочки от киндер-сюрпризов и сломанные погремушки. Можно использовать разноцветные шерстяные нитки разной толщины.

Важно! Не используйте игрушки с мелкими деталями, которые невозможно закрепить на коврике, маленькие дети все тянут в рот и могут их проглотить! Не используйте материалы, которые крошатся, ломаются или отрываются!

Подготовка основы

Развивающий коврик для малыша своими руками

Вырежьте из основной ткани, из подкладочной и из синтепона одинакового размера полотнища. Разложите их в три слоя так, чтобы синтепон был внутри, и соедините вместе. Обработайте края оверлоком, при помощи окантовки, или простой подгибкой. Основа для коврика готова.

Фото развивающего коврика с накладными деталями

Создание игрового поля

На подготовленной основе создаем игровое поле согласно эскизу. Это могут быть лес, озеро, или цветочная клумба, дорога для машин и река для кораблей. Можно сделать зеленую поляну и синее небо с облаками. Кроим детали нужного размера и цвета, подгибаем края и нашиваем их на коврик, сначала вручную, а потом на швейной машинке.

Развивающий коврик с мелкими деталями для маленького ребенка

Совет: посадите детали на мягкую клеевую основу (флизелин), работать с ними станет легче и выглядеть они будут лучше.

Изготовление игровых элементов

Это основная и самая трудоемкая часть работы. Вы можете изготовить цветы, бабочки или грибочки, придумать сказочные домики и замки. Изготовить машинки, самолетики или кораблики, сшить каких угодно маленьких зверюшек или птичек. Проявите свою фантазию. Они могут быть пришиты или закреплены подвижно, на шнурах или лентах, крепиться на коврике при помощи липучек или кнопок.

Развивающий коврик в ярких тонах

Совет: чтобы игровые элементы получались объемными, используйте синтепон для их наполнения.

Интересные идеи


Совет: чтобы сделать озеро, используйте кусочек прозрачного полиэтилена или органзу, и поместите под ними рыбок. Для травки подойдет подходящая по цвету ворсистая ткань.

Развивающий коврик с домиками, бабочками и игрушками

Закрепление элементов на коврике

Согласно придуманному эскизу расположите готовые элементы на коврике. Пришейте кнопки, шнурки и липучки, закрепите игрушки, разместите игровых персонажей по местам. Закройте замочки, и зашнуруйте кармашки. Завершите каждую развивающую композицию согласно созданному вами эскизу.

Важно! Проверяйте надежность крепления мелких деталей, прочность шнуров и ниток с бусинами, целостность петелек и коробочек!

Оригинальная идея развивающего коврика для малыша

Развивающие занятия с ковриком

Знаете ли вы: дети, с которыми регулярно занимаются, к двум годам опережают своих сверстников в развитии, а их словарный запас выше на 300 слов.

Идея красивого развивающего коврика

Потратив немного времени на изготовление развивающего коврика, вы несколько лет будете использовать его для развития вашего ребенка. У вас всегда найдется, чем занять малыша, и во что с ним поиграть. Яркий и красочный коврик украсит детскую комнату и станет любимым местом для игры. Сделанный вашими руками с любовью, он принесет сыну или дочке много радости, и оставит теплые воспоминания на всю жизнь.

Развивающий коврик для малышей

Развивающий коврик своими руками для детей от 0 до 3 лет 39 фото идей:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: