Цитаты со словом «родословная. Классный час "помни корни свои" Высказывания о предках и потомках

«Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю — и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты».

Г. Сковорода

«Из рода в род пролагает жизнь мосты,

Без корней саду не цвести,

Без стремления лодка не плывет,

Без корней сохнет все живое. »

(Слова из песни Нины Матвиенко и Раисы Кириченко «Сок земли»)

Родословная память — явление в украинском быту достаточно уникальное. Его воспевали в песнях, говорили в стихах, преданиях, а особенно увековечили — в пословицах и поговорках. Да и, пожалуй, нет такой сферы в жизни украинского народа, которая не нашла отражения в искрометных и мудрых народных выражениях.

Украинские пословицы и поговорки являются значительной составляющей частью культуры народа, его сокровищем, которым он владеет с давних времен и каким обогащает новые поколения. Эти перлы народной мудрости редко просто констатируют некий факт, они рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, поучают или превозносят. Для них характерны не только наблюдательность, жизненный опыт, но и выразительность, юмор, ирония, здравый смысл. Вот и родственные связи, взаимоотношения в украинской культуре всегда сопровождались «перлами» устного народного творчества, передавались из поколения в поколение:

«Крепкая семья — крепкое государство»

«Какая семья — такой и я»

«Родственники хоть и ссорятся, и друг друга не чураются»

«Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко»

«Без семьи и своего рода — нет нации, народа»

В пословице: «Своего доправляйся, от роду не отчужай» , — говорится об основном, что касается твоих корней — каких бы ты вершин не достиг — всегда помни откуда и с какого рода ты происходишь, и не уклоняйся от своего прошлого, что является твоей историей.

В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, одиночество — «Без роду и племени» , — говорили о человеке, который был без семьи.

«Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет»

«Человек без братьев и сестер — одинокое дерево»

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

«Без рода, хоть с моста в воду»

«Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь удалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет» (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка »)

Часто мы встречаем народные высказывания о ценности воспитания, уважение к родителям, что тебя вырастили, «на ноги поставили», хотя, не биологических, ведь семья — это родство не только по крови:

«Отец не тот, что породил, а то, что приготовил»

«Не та мать, что родила, а та, что воспитала (взрастила)»

«Не тот отец, родились, а тот, что до ума довел»

На Украине издавна почитались семьи, где было много детей:

«Много детей в семье — Божья благодать» . Эта пословица говорит о большой, дружественной и трудолюбивой семье, которая есть и благосостоянием, и взаимоуважением и взаимопомощью — высшими ценностями в семье. А о тех, кто имел одного-двоих — говорили:

«Где Одинец — семейству конец, где семь — счастье всем»

«Один сын — не сын ли, два сына — пол сына, три сына — вот только сын!»

Большая семья — большая ценность. Жизнь бурлит в таких семьях, традиции процветают, уважают старших, уважают.

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Мало кто знает, что в древности было обязательно знать поименно свою родословную до пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям — было обязанностью. Тех, кто отказывался или пренебрегал исторической памятью, пренебрежительно называли «людьми без роду-племени».

«Если забудешь тропинку к дому,

Какую детём напрямик протоптал,

И мать, и род свой, и слово крылатое,

Значит, чужаком бездушным ты стал. »

(Р.Братуня)

Каждый человек и каждый народ имеют свои святыни. Портрет на стене дедушки и бабушки — это не просто дань традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого стоит брать пример. Сегодня почти все фото хранятся на электронных носителях, когда-то — зайдешь в хижину бабушки — а там вся история семьи на фотографиях, что развешенные на стенах, стоят на шкафах и в трельяж. Дедушки и бабушки — это живая мудрость, неписанная история нашего рода, опыт, полученный от них в наследство, остается золотым достоянием на всю жизнь. Часто наши бабушки и дедушки являются именно теми создателями легенд, сказок, пословиц и поговорок.

«Тысячи вещей , — писал Иван Франко, — в жизни забудете, а тех минут, когда вам дорогая мама или бабушка рассказывала байки, не забывайте до смерти.»

«Корми деда на печи, потому что сам там будешь»

«Почитай отца и Бога — будет тебе везде дорога»

«Пока деда, поты и хлеба»

«Пока бабы, поты и советы»

«Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа»

«Умный ребенок в отцовской свитке»

«Как родители относятся к своим родителям, так и дети будут относиться к ним»

«Молодежь богата мудростью родителей»

Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах, поскольку именно они имеют большой опыт жизни и помогают молодым.

О сильной, крепкой семье, в которой поддерживают друг друга, семейный очаг, гнездо, к которому всегда хочется возвращаться сложено много народных пословиц и поговорок:

«В нашем роду нет переводу»

«Семья крепкая — горе плачет!»

«На печи всегда красное лето» — дома всегда тепло и уютно.

«Родные пенаты» — устаревший выражение, означающее родной дом, домашний очаг.

«К своему роду хоть через воду»

«Как мать родная, то и рубашка беленькая»

«Не ясли к лошадям ходят, а лошади в ясли»

«Всякая птичка свое гнездо знает»

«Свой дом — своя крыша; свой батюшка — своя радость»

«Свой дом не враг, когда придешь, то примет»

«Наш род хорош на плод»

«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон)

«В семье бывает всякое, случается и счастье» (Борис Трушкин)

Еще с детства нас учили наши родители, а их — наши бабушки и дедушки:

«Этот пальчик — дедушка,

Этот — моя бабушка,

Этот пальчик — мой отец,

Этот — моя мама,

А этот пальчик — это я!

А это вся моя родня!»

Уже тогда, на примере маленькой ручки малыша, формировали образ семьи и ее целостности.

Толстой Л.Н. писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Есть в народном творчестве высказывания о семье, отражающие довольно ироничные отношения:

«Нет рода без урода» . Однокоренное «урод» свидетельствует, что бывали случаи, когда представители рода были совсем не похожи на остальных его членов, в частности речь идет о различии моральных установок.

«Десятая вода на киселе» — об очень далеких или даже сомнительных родственниках.

«Такой родственник, как черт козе дядя»

«Не трать хода к плохому роду»

«Как к такому роду, то лучше с моста в воду»

«Род большой, а пообедать негде». Довольно часто так складываются семейные отношения, хотя и большая семья, а любви и дружбы нет. Каждая отдельная семья живет сама по себе и не родичаеться с родней.

«Когда много родственников, семь раз пообедал, или ни разу не ел»

«Несчастная семья, как беда»

«У детей высокие пороги, а у родственников хотя бы еще выше были»

«Большой род, а нигде приклониться»

«Столько родни, что лапти одни»

«Родня до половины дня, а как солнце зайдет — и сам черт не найдет!» — Другая трактовка «когда приходит беда в дом — и некому помогать».

«При хороших временах — братья и собратья, а при плохих — нет и семьи»

«В недружественный семье добра не бывает»

«Своих много, а как пришлось топиться, то ни за кого и ухватиться»

«Родня только в черный день»

«Род большой, а родственника нет»

Очень много в народном фольклоре есть высказываний о сходстве родителей и детей, сходство детей к родителям поступками, характером, способностями. Ведь именно семья является ячейкой любви и тепла для ребенка, дает ему представление о доброте, нравственности, культуры поведения. Поэтому в народе говорят:

«Какой дуб, такой клин, какой отец, такой сын»

«Какое дерево, такие его цветы; какие родители, такие и дети»

«Отец — рыбак, то и дети в воду смотрят»

«Какой куст, такая и хворостина, какой отец, такая и дитина»

«Какие мамка и папа, такое и дитя»

«С кривого дерева — кривая и тень»

«Какое волокно, такое и полотно»

«Какая плотина, такая мельница; какой отец, такой сын»

«Какое зелье, такое и семечко»

«От лося — лосята, а от свиньи — поросята»

«Родители трудолюбивые — и дети не ленивые»

«Какой род — таков и плод»

«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж.Жубер)

Об отношениях родителей и детей, которые не уважают свои корни, достаточно часто мы встречаем в народных поговорках и пословицах:

«Добрые дети — родителям венец, а злые дети — конец»

«От малых детей голова болит, а от больших — сердце»

«Добрые дети добре слова послушают, а плохие — и палки не боятся»

«Добрые дети на ноги поставят, а злые и с ног свалят»

«Охотнее один отец выкормит десять детей, чем десять детей одного отца»

«Почитай отца и мать — будет тебе везде гладко»

Пожилые люди боятся одиночества, поэтому с их уст звучат следующие слова, говорят о детях, которые, как птицы, улетят из родительского дома, и позабудут своих отца и мать:

«Дети, дети, хорошо с вами летом, а зимовать — горевать!»

«Дочь — как ласточка: пощебечет, пощебечет и полетит»

Семья — маленькое государство, которое имеет свои законы, права и обязанности, традиции, которые передаются из рода в род, ценности. «Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть» (Довлатов). О добрых отношениях в семье в народе говорят:

«Хорошо там живется, где вместе сеется и жнется»

«Зачем и клад, когда в семье лад»

«В дружной семье и в холод тепло»

«В своей семье всякий сам большой»

«В семье и каша гуще»

«Где мир и лад, там и Божья благодать»

«За общим столом еда вкуснее»

«Семья крепкая строем»

«Есть род — будет и обед»

«Как не станет — то отец достанет, не будет — то и мать добудет»

«Сын в семье — опора, а дочь — украшение»

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Сухомлинский)

«Семья — вот что самое важное, вот что заставляет биться мое сердце» (Филипп Грегори «Еще одна из рода Болейн»)

Какого бы возраста и статуса человек не был, где бы он не жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семьи. Сначала в той, где рождается и растет, затем — той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка — вот с чем ассоциируется это слово. В чем же тайна «малой ячейки общества»? В некоторой степени это можно понять, изучив высказывания о семье, звучавшие в разное время у разных народов. Мудрые высказывания о семье отличаются особой глубиной. Чего стоит, например, остроумное замечание древнегреческого математика и философа Пифагора, в котором он советует родителям и матерям «беречь слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на отцовской могиле» . Ведь, действительно, чем сердечнее, справедливее и нежнее мы относимся к детям, тем более искренней будет их печаль, когда мы уйдем. Очень точно сказал о семье политик Брэд Генри: «У нее есть сила вдохновлять нас на подвиги и утешать, когда мы вдруг оступаемося» . Для французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери чудо заключалось в том, что «родной дом способен незримо создавать в сердце пласты нежности, где как воды источника, рождаются мечты».

Семья, род — является основной опорой, «столпами» для становления нас как личности. Мы должны это ценить и помнить, и слава нашим предкам за ценные советы и наставления, по созданию семейного очага и поддержанию его, которые они увековечили в этих поговорках, пословицах, изречениях.

«… А что ребенку надо?

Дом красивый, белый.

И, как светлый образ,

Мамин взгляд добрый,

И отца дорогого

Слышать доброе слово.

А еще хорошо бы иметь

И сестру, и брата… »

Людмила Коваль ©

P.S.

Статтью подготовлено специально для . Если Вы заинтересованы в исследовании своих семейных корней, хотите создать генеалогическое дерево, найти документы о происхождении для Карты Поляка — обращайтесь к нам.

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

  1. Родительское собрание на тему «Духовные традиции семьи».
  2. Поиск старинных документов, вещей, фотографий, хранящихся в семьях. Подготовка выставки «Семейные реликвии».
  3. Написание сочинений-миниатюр на тему «Традиции и увлечения моей семьи».

Оформление :

Оборудование:

  1. Фонограмма песни М. Боярского «Посадите дерево»
  2. Цветная бумага, клей, ножницы.

Место проведения : 2 класс.

Ход беседы

Учитель: – Тема нашей сегодняшней беседы «Помни корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор? (Ответы детей.)

Учитель: – Мы собрались, чтобы поговорить о вашей семье, о ее традициях, увлечениях, о ваших предках. Многим из вас есть, что рассказать своим одноклассникам. Начнём наш разговор с загадки:

Задам сейчас загадку я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.)

Учитель: – Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам. Что такое СЕМЬЯ? (Ответы детей.)

Обобщение учителем : Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

Учитель: – До начала 20 века семья состояла из нескольких поколений. Не случайно же и слово такое образовалось: «СЕМЬ» – «Я». Все жили одной большой семьей, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много подтверждений. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Я буду начинать пословицу, а вы вместе постарайтесь ее закончить…

В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не нужен клад, … (коли в семье лад).
Чем богаты, … (тем и рады).
Когда семья вместе, … (тогда и душа на месте).
Один в поле … (не воин).

Учитель: – В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, в какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей.)

Учитель: – А сейчас, мы постараемся вместе ответить на вопрос: «Счастливая семья. Какая она?» (Ответы детей.)

Обобщение учителем: – Счастливая семья – это, когда всем хорошо вместе. Никто никого не раздражает, дети не проказничают, а родители не ссорятся. Когда родители на выходные не оставляют детей с бабушками и дедушками, а всей семьей дружно и весело отмечаются праздники. Когда у родителей находится время поиграть со своим ребенком. Когда у родителей и детей есть общие увлечения. Когда дети и взрослые отдыхают вместе, вместе путешествуют. Когда дети и родители увлечены одним занятием и т.д.

Учитель: – А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).

Учитель: – Все семьи разные, они отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, увлечениями, традициями. О своих семьях вы писали в сочинениях, и теперь пришло время рассказать об увлечениях ваших семей. (Рассказы детей.)

Учитель: А есть ли в ваших семьях ТРАДИЦИИ? (Рассказы детей.)

Обобщение учителем: Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений.

Учитель: – Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, трудовые навыки из поколения в поколение. Так рождались ДИНАСТИИ . Династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, учителей. Вот, например, в моей семье бабушка – учитель русского языка и литературы, мама – учитель французского и немецкого языков, а мы с сестрой – учителя начальных классов.

Об одной очень известной семье расскажет нам мама Алеши – Лариса Ивановна, она – музыковед, заведующая архивом семьи известного музыканта Мстислава Ростроповича.


(Рассказ о семье Ростроповича).

Ученики , в чьих семьях есть династии, рассказывают о них классу.

Учитель: – Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период), а другие родители называют своих детей в честь родственников. Вот, например, меня назвали в честь моей прабабушки – Ольги (показ фото). А кого из вас тоже назвали в честь родных? (Ответы детей.)

Учитель: – В нашем классе много детей, носящих красивые старинные имена. Серафима, Матвей, Полина, Людмила, Григорий, Стефания…

Ученица Стефания рассказывает о происхождении своего имени.

Учитель: – Интересно, что самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 млн. его обладательниц.

Итак, имя каждому из нас выбрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь ему дали родители. А откуда произошла фамилия? Происхождение фамилий идет из далекого прошлого. Некоторые образовались от имен:

Иванов – потомок Ивана; Васильева – Василия; Григорьева – Григория; Захарова – Захара и т.д. Некоторые фамилии произошли от профессии предков: – Кузнецовы, Рыбаковы, Столяровы. Некоторые – от географических названий: Горские, Полянские, Ржевские. Кто-нибудь из вас знает, происхождение своей фамилии? (Ответы детей.)

Учитель: – Что касается самых распространенных фамилий, то с ними дело обстоит следующим образом: только в одной Москве живет более 100 тысяч семей Ивановых, в Швеции более 300 тысяч Карлсонов, которые живут, разумеется, не на крыше, а в Китае 90 млн. китайцев отзываются на фамилию Ли.

Учитель: – Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях. Эти фотографии хранятся в каждой семье. Вот снимок моих прапрабабушки и прапрадедушки. Снимок сделан в конце 19 века. А на этом снимке моя прабабушка со своей мамой Пелагеей. А вот это мой прадед – муж прабабушки Оли, в честь которой меня назвали Ольгой. Мы бережно храним эти фотографии.

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
«Очерк Растрелли» С. Копыткин (1915 г.)

Рассказ детей о старинных фотографиях, хранящихся в семейном архиве.

Учитель: – Пройдет время, и ваши дети и внуки будут смотреть на ваши фотографии, которые вы оставите в семейном архиве.

Ученик: Стихотворение «Семейная фотография» (Валентин Берестов):

Натягиваю новую матроску,
И поправляет бабушка прическу,
На папе брюки новые в полоску,
На маме ненадеванный жакет,
Братишка в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным
И ждет за послушание конфет.
Торжественно выносим стулья в сад.
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

Учитель: – Ребята, а что делает дом домом, непохожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей.)

Учитель: – Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И даже, когда человека уже нет на свете, мы продолжаем беречь его вещи, сохраняя с их помощью память о дорогом нам человеке.

У многих дома хранятся семейные РЕЛИКВИИ – вещи, свято хранимые, как память о прошлом.

Рассказы детей о семейных реликвиях.

Учитель: – С появлением современных средств связи люди все реже и реже пишут письма, все чаще ограничиваются телефонным разговором. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. В моей семье письма и открытки наших родственников являются реликвией. Письма… Они трогательны, таинственны, хранят в себе дух прошлого. Я хочу показать вам письмо, которое мой двоюродный прадед, Степан Аверьянович, написал своей любимой жене Катерине, когда отбывал службу в гвардейском корпусе. Напечатано письмо на старинной пишущей машинке, где еще в конце слов приписывается «Ъ». Письмо датировано 19 января 1918 года. Оно тоже хранится в нашей семье как реликвия (зачитывается отрывок).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Люди всегда чтили своих предков. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее своим друзьям.

Учитель: – Сегодня мы с вами познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЕЙ. Генеалогия – раздел науки, изучающий происхождение рода. В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков .

Историю рода изображают в виде разветвленного дерева, которое называется РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО – перечень поколений одного рода, где устанавливается происхождение и степень родства.

Например, у того же А.С. Пушкина в родословном древе было 5000 исторических имен. Традиция составлять генеалогические древа возвращается в семьи.

(Рассказы родителей о родословных древах семей.)

Учитель: – Для чего нужно следовать семейным традициям, чтить, уважать их, хранить, передавать из поколения в поколение? (Ответы детей):

Чаще спрашивайте своих родных об их детстве, пусть они как можно больше рассказывают вам о своей жизни.

Учитель: – Мы сегодня говорили о ваших семьях. Но не надо забывать о том, что у нас есть еще одна большая и дружная семья – семья учащихся, сплоченных общими интересами. Наш класс – семья на все 11 школьных лет. У нас в коллективе тоже постепенно будут складываться свои традиции: утренники, праздники, экскурсии, походы.

Я предлагаю сегодня посадить дерево дружбы нашего класса.

(Под фонограмму песни Оскара Фельцмана в исполнении М. Боярского «Посадите дерево» учащиеся вырезают из цветной бумаги ручки-листочки и наклеивают на заранее заготовленный ствол дерева).

Подведение итогов классного часа:

Учитель: – Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Кому из вас захотелось больше узнать о своих предках? Какие появились вопросы, которые вы хотите задать своим родителям?

Наследие предков.

Народные пословицы

Издревле наши предки передавали знания следующему поколению путем сказок, былин, притч и поговорок. Каждый из методов нес своё предназначение и все из них были важны для передачи народной вековой мудрости.
В пословицах путем кратких высказываний передавалась суть объемных знаний.

К сожалению, к нашему времени многие поговорки не дошли, из существующих ныне: многие редко употребляется, какие-то уже полностью непонятны, другие потеряли первоначальный смысл. Последние явление возникло в результате утраты первичного понимания некоторых слов, а также потери при пересказываниях части словосочетаний в пословицах, ведь в 20 и 21 веке мы перестали хранить мудрость предков.

Открыв книги 1800-тых годов я обнаружил разницу в понимании и восприятии многих пословиц. Интересно, что в некоторых случаях, после потери концовки - пословица стала нести противоположный смысл.

Например, думаю, все мы помним такую пословицу как:
Тише едешь - дальше будешь ”. В 1800-тых годах она звучала так: “Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь .

Еще интересные:
За битого - двух небитых дают и то не берут.

Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.

Утро вечера мудренея - трава соломы зеленея.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто Духом упал!

Упрямого правит дубина, а горбатого могила.

Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев.

Также много поговорок и пословиц было посвящено образу жизни, вот что гласит народная мудрость об употреблении алкогольных средств:

Вешний путь не дорога, а пьяного речь - не беседа.

Вино полюбил - семью разорил.

Пить да гулять - добра не видать.

Пьяница в народе, что сорняк в огороде.

У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.

Хватил винца - не стало молодца.

Заметьте, что сегодняшнее понимание сути пословицы немного разнится с оригиналом.

Суть: Предпочиная верную и малую выгоду неверной, хотя и большой - люди говорили:
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Суть: новых приобретая друзей, не забывай старых.
Старый друг - лучше новых двух.

А вот эта пословица дошла в оригинале:
За двумя зайцами погонишься - и ни одного не поймаешь.

Интересная пословица для размышлений:
Лучше жить в зависти, чем в жалости.

О разности способностей у каждого:
Всякий своему нраву работает. У всякого свой обычай.

Сколько голов - столько и умов.

Людей слушай, а свой ум имей.

Чужие руки легки, да не к сердцу.

О судьбе:

Всякий своего счастья кузнец.

На наклонившееся дерево и козы скачут. (суть: если в голове - беда, и в жизни тоже будет беда).

Каково посеешь - такого и пожнёшь.

Неправедная корысть - в прок не йдет.

Лучше поздно, чем никогда.

О выборе методов поступков к людям:

Клин клином вышибается.

Ударили по одной щеке - подставь другую, но не позволь себя ударить.

О мысль - слово - дело - результат:
Конец дело венчает.

Не спросивши брода - не суйся в воду. (суть: Сначала думать, потом делать.)

Тогда скажешь гоп, когда перепрыгнешь.

Какие сани - такие и сами.

Видели глаза что брали.

О вмешательстве в чужую жизнь:
На совет чужой не ходи; пока позовут подожди (погоди).

На службу не накупайся или
Коли не спрашивают - не суйся. (суть: Насильно на услугу не навязывайся).

Где два бьются, третий не мешается.

Язык доводить до Киева и до кия.

Об уважении вещей, какие они ни были, если не покупная, а даренная:
Дареному коню в зубы не смотрят.

О отношении к людям, адекватно воспринимать мир, не ходить в розовых очках:

Волка как не корми, а всё равно на свинью сморит.

Старайся манить собаку, да палки из рук не выпускай.

Рыба от головы начинает портится.

За битого - двух небитых дают, да щей не берут.

Думка за горами, а смерть за плечами.

Баба с воза, а кобыле легче.

На чужой коровай глаз не порывай, да себе дбай.

Для написания статьи использованы материалы
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка I (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Иван Михайлович Снегирев «Рускiе въ своихъ пословицахъ” Книжка II (Москва - Университетская типография, 1831 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том I” (СПб. - М., 1879 г.)
Владимир Даль “Пословицы русского народа. Том II” (СПб. - М., 1879 г.)
Пословицы процитированы с переводом на русский язык в современном правописании.

Святослав Стеценко, 10.05.2009
газета "РОДОВОЙ дом", №5 (23)

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».
Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

Лазарев С.В.

________________________________________



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: