Признаки сильной энергетики человека. Что такое целостная личность и как ее обрести? Что такое целостность человека

Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то относили в будущее, то обнаруживали в прошлом. В отдельные периоды истории размышления о гармоническом человеке достигали пика своей злободневности, в другие -- как бы уходили в подземные воды истории. В наше же время из-за частого, назойливого повторения это словосочетание почти утратило свой высокий смысл. Впрочем, девальвации подверглась не только идея целостной личности. Предстоит, по-видимому, провести инвентаризацию всего нашего философского багажа, очистив от конъюнктурной плесени одни понятия и справедливо оценив другие.

Целостная гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таково расхожее у нас определение «человека будущего». Обратим внимание на словосочетание «духовное богатство». Почему именно духовное, а не разумное, интеллектуальное? Дело в том, что дух всегда рассматривался как некая целостность умственной жизни человека в сочетании (именно так!) с чувственным, нравственным компонентом. В этой целостности тайна столь загадочного сейчас для многих понятия «духовности», как, впрочем, и «душевности», которая представляет собой единство чувственно-нравственной жизни и духовной составляющей человека. Дух и душа означают слитые воедино две стороны одного процесса -- неразделимого бытия человека под главенством сердца: дух обозначает разумную, преимущественно мужскую составляющую человека, соединившуюся в сердце с чувством и желанием (а не просто разум сам по себе), а душа -- желающую, женскую составляющую человека (а не просто совокупность психических процессов). Всякая отвлеченная от этой неразделимости деятельность ума есть деятельность рассудочная, а деятельность «живота» -- хотящая, вожделенная.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческой признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.

Как духовно-душевная целостность человек по своей природе должен действовать в органичном единстве обоих аспектов. Каждое его чувство заранее должно быть одухотворено, каждый духовный порыв прочувствован. Различие между чувством одухотворенным и неодухотворенным видно из сравнения сексуального влечения с любовью. Любовь и творчество являются способами жизни в согласии с природой, в которых непосредственно соединяются истина познания, добро любви и красота искусства.

Фома Аквинский назвал человека горизонтом. Тем горизонтом, к которому каждый призван своей природой идти, чтобы стать человеком. Природа человека -- дорога, по которой должно идти, исходный пункт и условие достижения цели. Это шифр, формула кристаллизации, закон, по которому человек строит себя. Творчество и любовь -- способы превращения находящихся в окружающей среде веществ в целостное естество личности Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969--1971..

Человек есть становление идеальной природы, и жизнь дана ему для ее превращения в реальную целостность. Человек может погубить свою природу в расщепленном существовании, а может построить на ее основе прекрасное здание. Он не приходит к себе как к тому, что было от века, а создает небывалое на почве индивидуальной природы из материалов, которые находит в жизни. В полной мере гордиться как своим достижением он может именно этим построенным зданием.

Одной из важнейших характеристик гармонически развитой личности является цельность. Ее не следует путать с последовательностью. Можно очень последовательно двигаться в ложном направлении. Понятие же «цельность> не случайно является однокоренным с понятием «целостность». Цельный человек в отличие от последовательного не тот, кто всю жизнь посвящает какому-либо одному делу, а тот, кто во все поступки, имеющие общий смысл, вкладывает все силы, достигая гармоничной внутренней связанности духа, души и тела.

Для того чтобы быть истинно цельным и целостным, надо перестать быть рабом своих отвлеченно-чувственных желаний и отвлеченно-рациональных помыслов и сознательно принять ориентацию на созидание личности. Наши поступки чаще всего не санкционируются духовно-душевной целостностью, т. е. сердцем. Конечно, рассчитываем и подсчитываем, хватит ли, скажем, денег на покупку и т. п., но расчет остается чаще всего отвлеченно-рациональным, а желание -- отвлеченно-чувственным. Истинные же желания созревают в сердце, и для того чтобы они вошли в сознание, необходима усиленная работа целостного, а не отвлеченного разума.

Неосознание человеком своих истинных желаний ведет к тому, что он становится жертвой соблазнов века: власти, денег, развлечений и т. д. Эти соблазны -- плоды отвлеченной чувственности, но обратной стороной их оказывается нечто неосознаваемо истинное. Человек, добиваясь в какой-то мере своего, испытывает неудовлетворенность и смутно ощущает, что это отнюдь не то, что он поистине хотел. Произошла подмена. В ужасе останавливается он перед страданиями, виновником которых стал. В духе и в душе растет протест. «И мальчики кровавые в глазах» у Бориса Годунова появляются не потому, что он испугался людского суда (он сам себе судья) или суда Божьего, а потому, что возмутился его дух, представление об истине и справедливости, которое пребывает в тайниках бессознательной природы и светит оттуда даже помимо человеческой воли. В каждом теплится огонек природы, божественная искра, которая делает видимым грех. Вера в эту искру -- важнейшая и последняя вера.

Расщепление человека может быть преодолено при условии, если человек будет жить по своей природе. Тогда все таящиеся и развитые в нем духовные силы, объединившиеся с душевным потенциалом, он сможет использовать творчески, направив их на созидание личности, лучшего социума, облагороженной внешней природы.

Двумя атрибутами целостной личности, адекватными природе человека, являются любовь и творчество. Труд соответствует родовой части природы человека и поэтому приносит удовлетворение; но индивидуальная часть природы может быть выражена только творческим трудом, непременно с отпечатком национального и индивидуального духа и психологического склада творца. Каждый имеет в себе ключ к тайнам Бытия и открывает им свои личные тайны. Этот ключ -- творческий, годный лишь для данного человека, и с его помощью постигается индивидуальный смысл жизни и созидается личность.

Конечно, подлинно великая роль творчества в прогрессе человечества раскроется лишь тогда, когда оно из привилегии одиночек или даже отдельных социальных групп станет способом существования каждого. Такое вселенское творчество-- высшая форма трудовых усилий. Деятельность художника, который выполняет работу ради нее самой, не несет никаких человеческих издержек -- понятие, значение которого экономисты оценили совсем недавно.

Становление личности не есть выход за собственные границы. Это поднятие самого себя на более высокий уровень. Преодолевая себя творчески, человек остается самим собой и в то же время проникает в другого и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к другому и понимания его.

Подлинно любовное отношение то, при котором человек обращается своим сердцем -- средоточием духовно-душевной целостности -- к сердцу другого.

Созидание себя и единение с миром предполагают деятельность, служащую выполнению поставленной цели. Деятельность направляется волей, и чем сильнее последняя, тем лучше для осуществления цели. Настоящая воля -- воля к творению себя -- может быть только у целостного (она входит в целое в качестве компонента) человека, который не только знает, чего хочет, но и созидает себя в соответствии с приобретенным знанием.

Волевые характеристики, несомненно, связаны с верой. Когда человек уверен в себе и в правоте своего дела, его воля крепнет; когда впадает в безверие и не знает, куда идти, теряет волю Отсутствие веры подтачивает волю.

Волю и веру сближает то, что они являются инструментами становления и единения личностей. Вместе они образуют ту целостность, которая дополняет до триединства разум и чувство, любовь и творчество.

Становление целостной личности -- предпосылка и результат формирования лучшего общественного устройства. Идеальное общественное устройство возможно только в том случае, если каждый член общества станет идеальным, т. е. сотворит себя по своей идеальной природе. Путь к такому обществу -- накопление в мире любви и творчества.

Так же как расщепляющая тенденция идет через расщепление общества к расщеплению индивидуума, объединяющая тенденция через становление личности способна привести к единению всех.

  • Кто он – наш герой?
  • Человеческое триединство
  • Оставаться Человеком
  • Внутренняя целостность

Одним из позитивных качеств личности считается ее целостность. Но, исследуя этот вопрос, легко заметить, что разные источники раскрывают понятие целостности личности по-разному. Вероятно, это происходит оттого, что термин охватывает целый ряд мировоззренческих инструментов - психологию, философию, религию, самопознание. Но давайте попытаемся свести воедино все эти разрозненные определения, чтобы понять - что это такое, целостность личности?

Существует несколько определений данного явления. В одном из них говорится, что целостность личности - это единство морального, физического и интеллектуального начал. Проще говоря, идеал гармоничного во всех сферах человека, реализованного в работе и умственном саморазвитии, поддерживающего свое здоровье.

Для третьих ключевой позицией данного понятия является жизненная последовательность, единство взглядов и действий - целостный человек имеет свою четкую позицию относительно каждого важного вопроса, и придерживается ее не только на словах, но и на деле.

Кроме того, не следует забывать о религии, где целостность личности равняется душевной гармонии, единству с богом и свободе от греха. К какому из мнений бы вы примкнули? Интересно то, что все эти определения справедливы. Обратившись к расширенному психологическому толкованию целостной личности, мы увидим, что все указанные аспекты - лишь разные уровни этого многогранного и глубокого понятия.

А потому давайте определим самую первую точку, от которой мы могли бы оттолкнуться в своих поисках. Что такое целостность в ее самом обычном, лингвистическом понимании? Эта категория характеризует объект как целый, монолитный, нерушимый, крепкий - тот, который при воздействии на него внешних факторов потерпит мало изменений, в отличие от своего антипода: хрупкого объекта.

Значит, в первую очередь целостность личности - это ее способность выстоять против обстоятельств, не погибнуть, не проиграть схватку, выйти из передряги с наименьшими потерями. А значит, вышеперечисленные характеристики – это даже не определения, а сослагательные единого явления, разные аспекты целостности, ее проявления и способы достижения.

Кто он – наш герой?

Когда мы встречаем твердого характером человека, который отвечает за свои слова, выполняет обещания, обладает высокой моральностью и духовным началом, мы называем его целостным. В трудные времена он не отступает от своих взглядов и принципов, готов умереть за свои идеалы, но никогда не запятнает совесть продажностью и перебежничеством. Он развит во всех аспектах, сила его духа преобладает над призывами инстинктов – потому его не сломить, ведь как можно победить дух человека, способного вытерпеть физические испытания и двигаться вперед, несмотря ни на что? Такова идеальная героическая личность, именно такие люди спасают города, закрывают своей грудью детей, жертвуют жизнью ради родных. В глубине души мы завидуем им и хотим походить на них. Именно они и являются вместилищем той целостности, о которой мы говорим.

Но что нужно делать, чтобы быть таким человеком, как достичь целостности личности – вот главные вопросы, которые мы задаем себе.

Человеческое триединство

Целостность личности развивается через совершенствование тела, духа и ума. Давайте пойдем от обратного и представим себе противоположность нашего героя. Он слаб, не умеет устоять против соблазна, увиливает от ответственности, отвирается, подставляет других под удар, чтобы спасти свою шкуру. Помани его монетой – и он твой. Напугай плетью – и он сделает все что угодно. Почему он таков?

Этот человек не развивал свое тело, потому оно слабое, хлипкое, с трудом переносит холод, физические нагрузки, боль. Уже один труд для такого человека – пытка. Он не совершенствовал свой ум, потому не привык охватывать картину целиком, осознавать последствия своих действий, глобальность каждого поступка. Ему кажется, что вот сейчас он сдрейфит, и никто этого не заметит, и судьба его не изменится в худшую сторону. Но он глубоко ошибается, не способный осознать всего этого. Он не тренировал свой дух, и потому легко изменяет своим принципам, если таковые имеются. Он не привык себя заставлять, не привык терпеть. Он уверен, что важнее сохранить комфортное состояние тела и жизнь, чем переживать лишения. Но не зря существует поговорка: «Лучше умереть как лев, чем жить как собака».

Итак, целостность личности достигается через воспитание, тренировку и совершенствование трех составляющих себя – выносливой физической оболочки, сильного духа, светлого интеллекта. Это достигается через работу, дисциплину и терпение.

Оставаться Человеком

Во времена изобилия и простой жизни легко быть положительным героем – всё вокруг предоставляет возможность поступать правильно, ведь делать сложный выбор нет никакой нужды. Но когда наступают трудные времена, человек становится волком человеку, приходится бороться за выживание и выбирать среди зол - сохранить целостность личности становится крайне сложно. Девиз нашего героя в подобных ситуациях таков: «Что бы ни случилось, всегда оставайся Человеком».

Именно потому важно заботиться о развитии своего человеческого триединства в любое время, испытывать свои качества на прочность через спорт и тяжелую работу, следовать всем выработанным принципам. Потому что, если придет война или голод, многие лишатся человеческого облика и станут хуже животных, и лишь целостные, внутренне развитые люди останутся верными себе.

Внутренняя целостность

Мы говорили об общей целостности, ее внешней составляющей, оболочке, смотрящей в мир. Но что мы увидим, заглянув внутрь человека? Как она выглядит, целостная личность, с психологической точки зрения?

Важным компонентом души нашего героя является правильное осознание и принятие себя. Только обладая здоровой самооценкой, можно относиться к себе как к собственному воспитаннику, тренировать, развивать, наставлять. Тот, у кого нет единства с собой, будет тратить всю жизнь на внутренние битвы, и, встретившись со внешним врагом, погибнет первым, сраженный даже не им, а самим собой.

Именно потому так важно принятие себя таким, какой ты есть. Не самооправдание, не саможаление, не самобичевание и обвинение – а просто объективное осознание всех своих качеств. Каждое положительное свойство всегда имеет свое отражение, никто не идеален. Ответственные люди всегда немного занудны и скучны, а творческие личности обычно расхлябанны и непостоянны. Взгляните на любое свойство человека и поймете, что у него есть продолжение. Понимание своего несовершенства и одновременно стремление к совершенству являются лучшими двигателями на пути к единству с самим собой.

Христианство, буддизм, саморазвитие?

И здесь выходит на сцену религия. Вы заметили, что большинство религий похожи между собой – не зависимо от количества богов или их отсутствия, нюансов и частностей, все они обладают одной структурой? Все религии сводятся к комплексу правил и запретов.

Конечно, вы будете со мной спорить, ведь сущность религии для каждого своя. Но я все же стану вас убеждать, что проблема целостности личности – это ее краеугольный камень. Религия вкладывает в нас базовые моральные принципы (не убей, не укради), религия дает нам стимул для их поддержания (Рай и Ад) и инструменты для их достижения через тренировку духа и тела – пост, аскеза, смирение. Что-то могло устареть, что-то переврали хитрецы, что-то искажено в пользу власть имущих…Но изначальная цель любой религии – создание целостного человека с сильным и светлым духом, способного противостоять соблазнам, помогать слабым, выполнять собственные решения и не сворачивать с выбранного пути.

Религии созданы более мудрыми людьми для тех, кто не умеет дойти своим умом до целесообразности исполнения правил самосовершенствования. Для простого понимания они облечены в оболочку сказки, легенды, но разобрав каждую из них мы увидим, что голая суть религий – саморазвитие. Они созданы как простой и понятный инструмент, нужны как шаблон, как некий накатанный алгоритм для тех, кто желает быть целостной личностью, но не знает, как ею стать.

Но не обязательно идти в храм или синагогу, чтобы обрести целостность – при достаточном уровне самосознания можно идти по пути развития самостоятельно, без помощи высших сил.

Главное – знать, к чему вы стремитесь, понимать, как это сделать, и твердо следовать принятому курсу, не поддаваясь на уговоры своей слабости.

Тельнова Н.А. 2005

H.A. Тельнова, 2005

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

СПЕЦИФИКА МОДАЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ

НА. Тельнова

Проблема целостности человека приобретает особый интерес в связи с ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра всего ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы человека. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с расщеплением онтологической структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека. Создавая новое пространство для реализации личностного потенциала, целостность выступает как ключевая категория осмысления человеком всех возможных форм самореализации и способов измерения социальных процессов, как одна из оценочных и прогностических характеристик человеческого бытия.

Отсутствие целостной теории человека затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием и освоением человеком своего существования. Настоятельная потребность в интеграции познавательного и практического опыта людей, в создании целостного образа человека, выступающего смысловым и целевым центром универсума, способствует развитию различных подходов к постижению специфики человеческого бытия. Онтологический подход направлен на исследование его глубинных законов, основных принципов и базисной струк-туг*ьт способных объяснить специфические характеристики и свойства человека: на изу-чение сложной связи всеобщего характера между различными пластами его бытия; на конституирование нового качества целостности человека. Целостность при этом рассматривается сквозь призму его бытийной уникальности, выступает как фундаментальное, конструктивное и результативное состояние развивающейся человеческой реальности.

Проблема человеческого бытия - это вопрос о наиболее общей связи между всеми формами существования человека в мире. Развитие человека есть становление полифонической целостности как взаимодействия телесно-природной, социокультурной, духовно-индивидуальной форм его бытия, имеющих функциональное и самоценное значение. Трехуровневая структура человеческого бытия выделена на основе различий внутренних процессов, структур сознания и характера жизнедеятельности человека, одновременно принадлежащего к разным мирам, а также различия форм активности и отношения человека с действительностью, в которых он проявляется как телесный организм, как личность или как неповторимая индивидуальность. Взаимосвязанные пласты в сконцентрированном «стяженном» состоянии внедрены в глубинную сущностную структуру человека, который в единстве всех своих характеристик предстает как целостное существо, как homo totus. Эти характеристики являются ведущими параметрами становления и развития человека в связи с тем, что они лежат в основе моделей саморегуляции сложных системных образований.

Осмысление человеческого бытия как системного образования предполагает наличие внутренней сложноорганизованной структуры гетерогенного и полиморфного характера. Прогресс системы зависит от необходимой меры сложности и разнообразия ее элементов; и человеческое бытие в данном аспекте рассмотрения представляет собой совокупность и процесс соединения непосредственных и опосредованных фактов и событий жизни, включает в себя полноту субъективных и объективных отношений и связей, интенциональных мотивационных актов и внешних детерминант, выступает как противоречивое самоутверждение человека через развертывание его сущностных сил и потенциальных возможностей. Человек яштяется тем

единственным существом, которое в органической целостности сочетает в себе основные проявления бытия и обретает аподиктические очертания через согласование различных релевантных форм.

Человеческое бытие предстает в качестве целостной самоорганизующейся системы, что предполагает существование человека в динамически деятельном режиме, его принципиальную открытость миру, отсутствие между ними непроницаемых границ. Самоорганизация системы означает ее переход в когерентное состояние, при котором причина перемещается во внутреннюю сферу и обнаруживается в саморазвертывании формы, имманентной системе. Процесс воздействия общества на человека наиболее эффективно протекает не через внешнее давление и принуждение, а в форме самовоспитания, самосовершенствования, свободного са-моосуществления. Это приводит к раскрытию в человеке скрытых потенциальных возможностей, к образованию новых состояний и структур, удовлетворению его индивидуальных целей и потребностей.

Характер реакции человека на внешнее воздействие определяется в основном спецификой его внутренней самодетерминации, которую можно рассматривать как естественную предпосылку человеческой свободы (это во многом объясняет различное поведение людей в стандартной ситуации, создаваемой одними и теми же внешними обстоятельствами и причинными условиями). Феномен самодетерминации организма объясняется наличием в нем свободной энергии и информации, которую он получает из внешней среды, кодирует в собственной структуре и осознанно использует для организации своей жизнедеятельности. Свободу в данном случае можно определить как высшую форму самоорганизации и самодетерминации материи, проявляющуюся на социальном уровне бытия; как способ самоопределения и самоосуществления субъекта, который в трудовой деятельности преобразует условия своего существования и внутренние основания своего поведения в соответствии с определенными ценностями.

Специфика саморазвивающейся системы не позволяет отыскать то достаточное причинное условие (или неразложимый простейший «элемент», «категорию», «отношение»), которое определенным образом детерминирует ее поведение, и знание которого позволяет однозначно предсказать динамику ее развития. Речь идет об отсутствии некоторой

универсальной системы отсчета, абсолютных критериев и оценок поведения «человеческой системы», поскольку человек имеет свою собственную судьбу, уникальную историю развития и является «непрозрачным» для детального рассмотрения и анализа. Научные методы оказываются недостаточными при раскрытии «тайны» человека, потому что заранее элиминируют его специфическую природу, индивидуальность и оставляют социальную детерминированность, всеобщие законы природы, которые «безразличны» к существованию человека.

Выявление структуры, внутренней упорядоченности системной целостности человеческой формы существования придает ей историческое видение, позволяет провести через идею развития, выявить единство в многообразии, различие в конкретной реально живой целостности. Исторический и логический характер становления человеческого бытия включает в себя анализ его прошлых состояний, оказывающих детерминирующее влияние на текущие формы бытия и определяющих пространство их возможных изменений. «Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю»". Знание истории развития человеческого бытия поможет процессу его упорядочения, выступающему как часть бытийной стратегии самоорганизующихся систем.

Специфика человеческого бытия проявляется в том, что его эволюция осуществляется не столько через приспособительное отношение к миру, сколько через преобразование, активное освоение окружающей среды, постоянное отклонение от норм при взаимодействии с ней. Благодаря отклонению и возникают процессы отражения, информации, принципиально новый тип энергии и обратная связь как способ обмена энергией и веществом, необходимый для самоорганизации. Эволюционное развитие системы обеспечивается за счет ассимиляции внутрисистемного целого различных инноваций и рассматривается как поиск человеком адекватных ответов на вызовы среды, как нахождение оптимального режима существования в обществе, природе, среди «других». Это приводит к изменению целей, характера поведения «человеческой системы», к интеграции и кооперации ее с другими системами. Направление развития человека выступает не в форме однозначно и определенно направлен-

ного вектора, по типу жестких причинно-следственных зависимостей, а как результат пересечения различных событийных потоков, усиливающих друг друга, изменяющих или сохраняющих определенные тенденции, как сложное переплетение внешних непреложностей и внутреннее преломление их в уникаль-но-индивидуальном бытии человека. Человек осуществляет сложные виды активности (творчество, свобода, совесть, трансценди-рование), детерминация которых выходит за рамки наглядно-чувственных и заранее заданных соотношений, но благодаря которым он обретает духовные качества, осуществляет самопознание и самоопределение.

Полифункциональность человеческого бытия, его включенность в различные системные связи предполагают неоднозначность и известную неопределенность поведения человека. Чем сложнее организация целостного образования, тем большее количество детерминант влияет на поддержание стабильности его существования. Предсказать и просчитать действия человека, как это считали оптимистично настроенные рационалисты, невозможно. В каждом конкретном «срезе» системы человеческого бытия обнаруживается какая-то одна сторона единого целого, момент движения ее сущности. Одними гранями человеческая реальность проявляет себя в гносеологическом аспекте, другими - в коммуникативном и так далее, но все эти «грани» взаимно дополняют друг друга, раскрывая многоярусную структуру единого целого - бытия человека.

Устойчивое существование целостной системы предполагает динамическое равновесие и взаимозамыкаемость актов расширения какого-то элемента и расчленение исходной целостности другого элемента (как обратной стороны дополнения). Эти акты расширения (через формирование дополнений к себе) должны переходить в акты расчленения, и наоборот: в процессе взаимодействия индивидов происходит «размножение» их внутренних миров. Любой акт общения «расщепляет» их духовное пространство на множество частей (ролей) и каждый из индивидов выступает как совокупность проекций своей единой сущности. Индивидуальный элемент «присоединяет» к себе в качестве дополнения разнообразные элементы социокультурной реальности (ценности, нормы, схемы, стереотипы), расширяя за счет этого свое внутреннее пространство и реализуя стремление к полноте бытия и самоопределению.

Бытие человека есть соотнесенность и взаимопроникновение всех уровней: не существует отдельно друг от друга взятых пластов, которые только потом вступают в отношения между собой. Само бытие можно определить как отношение составляющих его элементов: всякая отдельная реальность во всей своей определенности находится в отношении к чему-то другому, а в конечном счете, ко всему целому. Процесс изменения системы обусловлен изменениями отношений между ее элементами. Сам характер отношений между элементами формирует инвариантный модуль как структурное основание смысло- и формообразования целого.

Сущность единства элементов целого заключается в том, что оно имеет внутренний характер; это единство «изнутри», поэтому провести жесткую границу, отделить их друг от друга в абсолютном смысле, невозможно. В силу существования внутренних причин развития человека ничто внешнее не может насильно навязывать ему свои законы, диктовать правила жизнедеятельности. Правильная топологическая конфигурация бытия, расширение поля его свободного самоопределения строятся, исходя из выявления скрытых потенциальных возможностей человека, стимулирования таких внутренних состояний и структур, которые отвечают целям его саморазвития. Эффективность самоорганизации происходит в естественном режиме телесно-духовного организма, в «открытом» пространстве предметного мира и транс-цендирования при когерентном протекании всех процессов развития.

Системную целостность человеческого бытия можно представить как форму интегрированности, компенсации и единства отношений его структурных элементов; как исходную парадигму их адекватного осмысления, обеспечивающую экстенсиональное измерение человека. Системно-функциональный подход к исследованию целостности человека предполагает анализ двух типов отношений между пластами его бытия: отношения соподчинения (субординации, иерархичности) и отношения коинциденции, при котором эти пласты рассматриваются как паритетные и однопорядковые, находящиеся в сингулярной, нелинейной связи друг с другом.

Целостность, традиционно рассматриваемая в диахронно-триадическом аспекте, связывается с последовательностью иерархических ступеней процессуального, проективноцелевого построения, в котором высшие слои

открывают значение и смысл системного образования, а низшие показывают механизм его развития. Взаимоотношения между сторонами бытия при таком подходе подчинены принципам уровневой организации системы. Каждый из уровней, составляющих органическую целостность, является необходимым условием для существования и, в определенной степени, развития последующего. Природный организм выступает в качестве важной предпосылки функционирования человека как полноценного существа (болезнь ограничивает его свободу, права, возможности самореализации и т. п.). Социализация человека является необходимым условием формирования его творчески-неповторимой индивидуальности. Уникальное значение каждого из пластов бытия обнаруживается не через субституцию других пластов или их игнорирование, а через способность вмещать эти пласты в себя и предоставлять им возможность обнаружить и проявить свою конструктивную роль, специфику и опыт. Это кардинальные, а не просто феноменальные уровни, образующие логическую, а не производную, многомерность человеческого бытия.

Концепция иерархического устройства бытия (анализ «по вертикали») имеет существенные недостатки: предполагается, что в развертывании последующих уровней из предшествующих состояний есть некая заложенная программа, лишь вызревающая во времени; отдается приоритет прямой связи; допускается существование отношений использования, господства и власти, противопоставления и подчинения, ущемления значимости низших уровней. Судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления, насилия. Причинно-следственные связи в рамках изоморфных структур заменяются связью когерентной, а традиционная идея иерархической субординации социального и биологического - идеей комплементарное™, связанной с эволюционным принципом системной целостности.

Взаимодействие между различными уровнями бытия можно рассматривать по принципу взаимообогащающих и взаимодополняющих друг друга сущностей. Это предполагает установление между ними отношений паритетности и координации, что открывает широкие перспективы для решения важных проблем человеческого бытия. Например, через осознание взаимодействия социального и природного как равноправных и равнозначных начал бытия происходит снятие чи-

сто потребительской установки общества по отношению к природе, корректировка идеи доминирующего значения общественного интереса над индивидуальными склонностями, восстановление в правах роли и значимости телесности в развитии целостного человека.

Таким образом, единство уровней бытия человека целесообразно исследовать в синхронно-системном аспекте: целостность здесь выступает как совокупность паритетных, равноправных «ипостастей», которые «неслиянны», сохраняют самостояние и «нераздельны», взаимопроницаемы. Человек существует как система паритетных и уравновешенных образований, разнонаправленных тенденций, которые составляют единое смысловое поле его духовных поисков. Речь идет о таком типе отношения человека к миру и к себе, который содержит идею глубокой сопричастности, со-единения, со-действеннос-ти различных пластов человеческого бытия. На уровне подобного глубинного взаимодействия теряется противопоставление различного, происходит синхронизация темпа их эволюции, устраняются отношения насилия и подавления, все резонирует друг на друга.

Целостный человек выступает резонатором Вселенной. В идее онтологического резонанса выражается совпадение, единосухцность человека с миром, укорененность его в бытии. Когда приходит понимание мира как «своего» и рождается чувство бытия, которое одновременно объективно и самоочевидно, имеет место резонанс. В процессе творческого воздействия на мир человек приближает свое бытие к миру. Исследование человеческого бытия в рамках синергетического подхода рассматривается как процесс его самодостраива-ния до целостных форм проявления, которое осуществляется в творческих актах.

Целостность системы означает рост взаимозависимостей между ее компонентами: действия каждого из них в возрастающей степени отражаются на положении и возможных действиях других частей. Свойство целостности проявляется в том, что устранение какой-либо, даже самой «незначительной» ее части, делает невозможным функционирование всей системы. Такая система строится не по частям, а создается сразу и целиком, что не вписывается в концепцию иерархического восхождения от простого к сложному. Части целого взаимно обусловливают, модулируют и дополняют друг друга; выступают как различные проекции единой целостности; не связаны друг с другом каузальной зависимостью, предполагающей

отношения порождения; обнаруживают свои свойства, только включаясь в единое целое. Признание равноправия различных уровней ведет к подлинному единству на основе проявления разнообразных форм. Гибкость отношений элементов структуры человеческого бытия, проявляющаяся в их внутренней противоположности и подвижности границ, оставляет человеку свободное пространство для действий и выбора, а их взаимодополнитель-ность дает ему возможность преодолевать собственную ограниченность и неполноценность, расширять рамки своего сознания.

Движение целостности совершается в пространстве, создаваемом отношениями между ее компонентами и ими замыкается. Взаимозависимость различных аспектов носит ротационный характер, она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый уровень связи, является условием другого, обусловлен им, и наоборот. Когда человеческое бытие как объект исследования берется в постоянно изменяющемся состоянии, когда оно одновременно и «одно», и «другое», можно выявить его сущностные принципиальные характеристики, а не искусственно связывать формы проявления человеческого универсума как раз и навсегда определенные, неизменные, однозначно зафиксированные. Основные элементы человеческого бытия не подчинены друг другу, а находятся в системе взаимных влияний, так что его структура не «развернута» в одном направлении, а имеет круговой характер. Такая круговая детерминация позволяет человеку избежать онтологической маргинальности.

В «горизонтальном» аспекте измерения (горизонталь - шкала степеней присвоеннос-ти смыслов и содержаний) целостность рассматривается как взаимодействие однопорядковых паритетных начал, образующих подвижную изоморфную структуру. Исходя из принципа структурного изоморфизма, единство уровней понимается как пространство смыслов, которое рассматривается как самоорганизующееся целое. Пересечение различных пространств делает возможным «прирост смысла», что приводит к появлению качественно нового образования. Система смыслов выступает как творчески организованный мир, «метаполе». В коинцидентальном отношении последовательный тип связи, где одно вытекает из другого, сменяется на одновременный, сингулярный характер связи, в результате чего возникает некоторое единое поле (в ценностном смыс-

ле), пронизывающее каждый из пластов бытия, не сводясь ни к одному из них. Динамика глубинных процессов бытия приобретает все более нарастающую плотность, при которой противоположно направленные интенции и выражающие их события, все более тяготеют к синхронизации и взаимопроникновению (вытесняя последовательное чередование).

В силу сложности системных зависимостей, в рамках которых существует и развивается человек, взаимосвязь между различными аспектами его бытия не может быть дана непосредственным и очевидным образом. К решению проблемы целостности человека можно подойти только при помощи исследования опосредованных отношений или символических структур, поиска общего знаменателя или всеобщего эквивалента, - словом, всего того, что может выступать в качестве сверхчувственного интервала, пронизывающего пласты человеческого бытия, обеспечивающего их связность и придающего им определенную форму единства. Целостность содержит некое образующееся внутри нее смысловое поле, которое собирает и удерживает различные элементы в единых границах, обеспечивает их своеобразие и качественную определенность, регулирует «метаболические» процессы между ними.

Чем сложнее объект, тем больше у него параметров. Параметризация человека может придавать его бытию противоречивый характер, который снимается в символе, формирующем концептуальное поле, где сопоставляется и сосредоточивается совокупность всех смыслов и субстанциально значимых качеств человека. Символ есть ментальное средство родовой, а позже личностной, самоидентификации, что порождает ее безграничное семантическое многообразие. А.Ф. Лосев усматривал в символе не просто знак, а идею, определенным образом упорядоченный образ, выразительную структуру вещи, смысл2. Всякий символ в свойственных ему тональностях есть отражение определенного целого, которое спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает.

Т Та плл"Г"ттла’гг пт!г»"Т"\ггто£»"Т" т-чсю». ,’тти Ч"ОТ"ОЪ лтх-

и1>1Л-> 1 у 11С11< I У/ШН"

волически опосредованного взаимодействия пластов бытия. Смысл целостности бытия заключается в интегративном эффекте взаимопроникновения его компонентов, которые, со-изменяя друг друга, образуют внутри своего множества единую и незримую опосредующую реальность, пронизывающую частично каждого из них через выявляющееся содержание, в то же время качественно от этих ком-

понентов отличаясь. Опосредующая реальность - это то символическое место, где происходит совмещение разделенных функций, способов, со-единение различных начал, состояние разных сторон, со-бытие различных пластов человеческих проявлений; где преодолевается взаимное ограничение и происходит взаимное дополнение, расширение, преобразование, извлечение опытов. Символическое пространство - гомогенное поле изоморфных коррелятивных элементов. Ценностно-смысло-вое поле («метаполе») понимается как матрица всех био-социо-духовных значений и символически установленная связь всех кругов человеческого бытия; оно содержит в себе все возможные состояния человеческой реальности, которые в его контексте приобретают глубинное и возвышенное значение.

Символическое пространство является объединением перекрывающихся элементов, точкой их наполнения, конденсации, местом связанности, сверхчувственным интервалом как условием реализации собственно человеческих актов. Его можно дескриптировать через такие неделимые и непредикативные характеристики (творчество, свобода, долг и другие), которые нельзя однозначно привязать к какому-то конкретному пласту бытия. Проблемно-творческие концепты помогают преодолеть ограниченность человеческой реальности, разворачивают ее в открытость бытия, придают функциональным уровням экзистенциальный (а не субстанциальный) характер, устанавливают общий темп развития различных элементов, создают ценностный горизонт «пред-понимания» мира.

«Метаполе» в качестве символического образования является основополагающим кодом, играющим роль своеобразной смысловой оболочки целостности. Это непрерывно возобновляющееся единое пространство, в котором и через которое происходит реконструкция и воспроизводство человеческого феномена как целостного, совершается работа по его смыслопорождению; бытие человека предстает здесь как самоорганизующийся процесс. Смыслы также обретают свойства процесса и удерживаются в этом поле подвижного взаимодействия пластов бытия, каждый из которых несет на себе какие-то грани общего значения, вибрирующего на условных стыках между ними. Опосредующая реальность есть внутренняя сторона отношений между пластами, она придает им новый смысл, является не содержимым, а содержащим, «трансрациональным».

Целостность не локализована, не метрич-на; она виртуально (в возможности, в сущности) присутствует в своих частях в качестве единого смыслового универсума, который выступает как порождаемое и порождающее. С одной стороны, органический симбиоз не может состояться без наличия этого ценностного поля, с другой - оно порождается взаимодействием уровней. «Бытие одного с другим, действие одного на другое есть здесь бытие одного для другого; а это бытие одного- для-другого есть тем самым - несмотря на раздельность - бытие одного-в-другом»3. Его невозможно описать в терминах четко фиксированных понятий, здесь момент сверхсистемности концентрируется с наибольшей силой. Символическая нагруженность акта жизнедеятельности означает его принадлежность к всеобщим формам бытия. Целостность - символическое обозначение сущности человека, сохраняющего самотождественность в зыбкой череде оппозиций и дуальности бытия.

Проблема совмещения различного в едином целом предполагает наличие пласта механизмов, реализующих порождения смыслов. Все соотнесено с чем-то иным, лежащим глубже или выше его самого, и приобретает свою полноту только вместе с этим высшим. Если соотнесенность исчезает, теряются смысл и убедительность. Процессы совмещения представляют механизм, осуществляющий введение социального опыта в пространство бытия индивидуального сознания. Вхождение индивидов в разнообразные формы социальной целостности требует совмещения, состыковки их интересов, потребностей, результатов труда, которые осуществляются через разные акты общения и взаимодействия. Реализация процессов согласования многообразных интересов обеспечивается при помощи выработки общечеловеческой морали, международного права, элементов общепланетарного сознания, формирования образа человека будущего. Пространством соединения обособленных и разделенных во времени и пространстве позиций, функций и усилий становятся выработанные человеком абстрагированные схемы, формы сохранения и трансляции человеческого опыта в культурной традиции.

Культура выступает в качестве символической реальности, которая соединяет ступени человеческого прохождения по истории, увязывает все стороны его деятельности в единый жизненный мир, формирует и центрирует коммуникативные связи между людьми, предстает как встреча идей и со-творчество

личностей, раскрывающих и конституирующих ценностные смыслы своего бытия. Человек, подключаясь к социальной памяти, создает вокруг себя символически-смысловую сетку культуры, которую накладывает на окружающий мир и с помощью которой примеривается к социальному бытию, поэтому границы «человеческого мира» совпадают с границами культуры. Приобщаясь к символи-чески-смысловой сфере культуры, человек посредством интегрирования и внутренней «переработки» системы ее ценностей вбирает в себя весь универсум, тотальность человеческого опыта, преодолевает благодаря этому рестриктивный характер своего существования и доводит бытие до полноты самопроявления. В смысловом поле культуры симметричные и упорядоченные структуры действуют в качестве идеального принципа трансцендирования, обеспечивая полагание и группировку различных оппозиций, осуществление изоморфной корреляции эмпирически разрозненных феноменов и формирование нового смысла в результате их взаимодействия. В этой перспективе культурно-ценностные феномены являются универсальной аналогией компенсаторному механизму самоидентификации человека.

Определение целостности как определенного соизмерения различных функциональных пластов индуцирует возможность ряда проблем. Понятие целостности только частично и в определенных границах, а именно, в рамках рационального познания, связано с понятием системы; за этими рамками оно включает в себя металогические и трансфинитные свойства. Системный подход соответствует выражению формальной стороны целостности, поэтому необходимо попытаться осмыслить ее содержательные аспекты, форму воплощения единства отношения, соизмерения пластов человеческого бытия. Как возможны взаимодополнение, внутренняя сопряженность пластов бытия или, иными словами, что за событие происходит в человеческом существовании, благодаря которому осуществляется и достигается целостность человека, каким образом «имеет место» бытие человека как целостности? Целостная самоидентификация человека «имеет место» через творческий прорыв в метафизический мир ценностей, через устремленность к трансцендентным вершинам бытия. Функция самотрансфор-мации, заданная взаимодействием пластов че-

ловеческого бытия, каждый раз воспроизводит условия его становления, «самонастройки» и саморазвертывания на основе возможности трансцендирования человека.

В самом бытии человека заложена тенденция к конкатенации его различных начал, и целостность в этом контексте приобретает функцию детерминанты, задающей и организующей различные связи и отношения человеческого бытия. Эта тенденция связана со стремлением человека к самосовершенствованию, самореализации и выводит к проблеме прояснения его метафизических оснований. В метафизическом измерении целостная самоидентификация человека есть динамическая целенаправленная синергия личностных структур к трансцендентным вершинам бытия, обладающая наибольшей степенью валидности и интегрирующая различные модусы человеческого существования.

Целостность выступает как стратегический ориентир развития человека, обозначающий его метафизические притязания на самоопределение; как регулятивный принцип, который должен всегда присутствовать в мыслительном пространстве духовного бытия, охватывающем бесконечно новые возможности человека. Специфика основных метафизических идей (свобода, мораль, целостность) состоит в самоценном смысловом концепте, который содержит в себе не конечный результат, а бесконечный процесс обретения человеком свободы, целостности или добродетельности. Способность человека синтезировать внутренние структуры и слои бытия, гармонизировать внешние формы их проявления дают ему надежду на преодоление накопленной в историческом процессе глобальной самоотчужденности и расширение пределов самопроявления. Потребность в целостности - одна из фундаментальных потребностей, удовлетворение которой - условие становления в нем универсальной гармонии многообразного.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. С. 641.

2 Лосев АФ. Логика символа // Он же. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 272-273.

3 Франк С. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Он же. Соч. М., 1990. С. 370-371.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать

Проблема целостности человека многогранна. В методологическом отношении - это перекидной мост между пониманием системно-интегративной (субстанциальной) сущности человека и более детальными характеристиками элементно-компонентного содержания его основных качеств.

Интересна методологическая переориентация в последние десятилетия с анализа факторов становления личности, ее статусно-ролевых позиций в обществе на концепции интегративного характера. Много внимания уделяется изучению структуры социальных явлений, в частности структуры человека. Это, безусловно, отражение реальных процессов глобализации современной социальной жизни. Со всеми их противоречиями.. Н. Луман писал, что «мировое общество» конституируется из возможностей контактов между людьми, которые доходят до всемирных переплетений, включая их в регуляцию интеракций. Автор теории структурации Э. Гидденс определяет глобализацию как интенсификацию всемирных социальных отношений, выделяя следующие измерения: мировая система национальных государств, мировая капиталистическая экономика, мировой военный порядок, международное разделение труда, глобальное воздействие современных средств коммуникации информационного общества, образование совокупных ресурсов знания. С позиций социологии человека особенно важны мысли А. Филиппова, анализирующего проблемы теоретической социологии. Он ставит вопрос: «До какой степени знание о глобальных взаимозависимостях (отрицать которые вряд ли кто взялся бы) действительно входит в повседневное проектирование поведения человеком, чей горизонт познаний нередко весьма узок»? И это касается не только каждого рядового человека, но правящей элиты, студентов-социологов и даже преподавателей социологии. Как совместить проблему новой глобальной культуры и международную некомпетентность людей?

Многое ли изменилось с того времени, когда Диоген среди белого дня ходил с фонарем, крича: «Ищу человека»? И сегодня этот поиск продолжается. Мы постоянно сталкиваемся с интеллектуальной, мировоззренческой незрелостью, кризисом профессионализма. Серийные маньяки, насильники, убийцы, не снижающаяся преступность, рост самоубийств (и что особенно страшно - среди молодежи), неустроенность жизни людей, вынужденных покидать родину, либо ютящихся на прежних местах проживания, постоянно испытывая страх за сохранение жизни (что характерно не только для Чечни), терроризм и бандитизм, продажа людей в рабство, физическое закабаление, проституция, изощренные виды духовного угнетения, сектантского экстремизма. Наряду с высотами материальной и духовной культуры, которых достигло современное человечество, мы наблюдаем массовые факты моральной и физической деградации многих людей.

И что же наука говорит о человеке? Помогает ли она человеку быть, жить благополучно?

Конечно, без упорядочивания знаний о человеке трудно надеяться на успешный выход из хаоса внутренних и внешних противоречий, в которые сегодня погружены люди.

Структурирование социальных явлений, в частности качеств человека - абстрактный конструкт, не что-то отличное от непрерывного процесса взаимодействия людей, но скорее удобное его отображение в какой-то один момент. Это инструмент, путь преодоления разорванности и даже противопоставления микро- и макросоциологических подходов к объяснению человека.

Попытку преодоления этого противоречия предпринимает Маргарет Арчер в работе «Реализм и морфогенез», рассматривая эмерджентность (возможность нового), а также концепцию морфогенетических и морфостатических процессов структурного развития как способ пройти между Сциллой индивидуализма и Харибдой холизма. Ссылаясь на трансформационную модель социального действия Р. Бхаскара, родственную теорию структурации Э. Гидденса, она вводит понятия «морфогенез» и «морфостазис» как очень близкие к понятиям «трансформация» и «воспроизводство»: все четыре понятия означают процессы, во время которых нечто, что существовало «до», обретает свое «после». Поэтому о социальной структуре уже нельзя говорить, что ее создают люди, выступающие в роли агентов, а скорее мы должны сказать, что они воспроизводят или трансформируют ее.

То есть структурация (морфостатика) всегда сопровождается реструктурированием (морфогенезом). И это происходит через исторически обусловленные действия людей. Как пишет М. Арчер, «сирены призывают не делать разделений» и анализирует возможность понять целостность и структуры, и деятельности.

Для определения того, что же является ведущим - целостность, общность родовых качеств или индивидуальность, необходим ясный критерий исторчески значимых событий.

Известно положение о совпадении исторически определенных форм деятельности людей с процессом их формирования как индивидов. «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами», т. е. вычленяются сущностные основы формирования личности: с одной стороны, характеристики, относящиеся к участию индивида в общественном жизненном процессе в качестве активного деятеля, с другой стороны - особенности самоосуществления и саморазвития человека, выступающего как результат общественного развития.

Раньше уже приходилось говорить, что основным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо, как носитель системного качества. Только будучи включенным в определенную общественную систему, человек обретает свою социальную сущность. Однако сама по себе социальная сущность, целостность человека различны в разные исторические эпохи. Было время, когда категория «человек» распространялась не на всех людей. Так, римское право приравнивало раба к животному или вещи. В период средневековья крепостные крестьяне не считались полноценными людьми. Местные жители завоеванных европейцами колоний также объявлялись неполноценными существами. Расистские теории оправдывали чудовищное глумление, даже истребление людей иного цвета кожи.

По церковным догмам женщине отказывали в праве считаться «душой», быть человеком.

Рудименты подобных оценок человека существуют и в современную эпоху. Это разного рода националистические, шовинистические настроения. Чего стоят выступления неонацистов, протесты против глобализации, организуемые молодежью в Западной Европе!

Можно выделить три основных исторических этапа диалектики целостности, коллективистских черт человека и его индивидуальности, обособленности.

Первый этап - это первобытное общество, где господствуют отношения личной зависимости. Производительность труда крайне низкая. Человек внешне целостный, внутренне исключительно бедный. Он все умеет делать, но его многосторонность чрезвычайно примитивна. И если говорить об основном качестве подобной целостности, то ее можно обозначить как безличностный, примитивный коллективизм.

На втором этапе, связанном с индустриализацией, образуется система всеобщего общественного обмена, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций человека. Здесь и необходимость всестороннего, целостного развития человека в связи с частыми открытиями в науке и технике, но в то же время и односторонность, ограниченность, «флюсообразность» труда и жизни людей. Личная независимость, обретаемая человеком при капитализме, основана на «вещной» материальной зависимости. Односторонность развития личности углубляется разделением труда, эксплуатацией. Велик контраст между возникшими политическими свободами и экономическим рабством. Хотя именно на этом этапе формируется материальный базис свободного целостного человека, возникают предпосылки превращения «экономического человека» в универсальный индивид. И все же личностный индивидуализм превалирует, что выливается и в крайнюю индивидуализацию всего образа жизни людей, и в различного рода индивидуалистические социальные концепции типа ницшеанства.

Наконец, третий этап становления целостного человека связан с переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Предвидя подобных ход истории, К. Маркс писал, что для этого этапа будет характерна «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние».; Личностный коллективизм - таково качество целостного человека сегодня возникающего общества. И оно закрепляется в целостном мире, хотя и пребывающем в настоящее время в хаосе вопиющих противоречий.

На новом витке интернационализации взаимозависимости стран громадные деньги (по некоторым данным более 1 трлн. долл.) ежесуточно перетекают из страны в страну. Товары, люди, информация, идеи перемещаются с континента на континент с невиданной ранее быстротой и новыми действующими лицами. Это прежде всего транснациональные корпорации (ТНК), международные финансовые конгломераты, неправительственные организации. Огромную роль, до сих пор не вполне осознанную в определении поведения и взглядов людей, государств, социумов, начинают играть СМИ, особенно электронные.

Глобализация - это благо или зло? Вот что говорит Алексей Васильев - директор Института Африки РАН. Неолиберальная идеология с ее стандартным набором лозунгов о преимуществах свободы, прежде всего свободы рыночных отношений, за последнее десятилетие привела к тому, что в 80-ти странах валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения упал, что сопровождается неисчислимыми социальными последствиями - нищетой, болезнями, сокращением продолжительности жизни, увеличением числа безграмотных. Более 50% африканцев живут в условиях абсолютной бедности, а их средняя продолжительность жизни сократилась до уровня 60-х гг. Можно ли рассуждать о демократии и равенстве, когда совокупное состояние 200 богатейших людей планеты более чем удвоилось за последние пять лет и превышает 1 трлн. долл., а три самых богатых человека в мире владеют активами, равными годовому доходу 600 млн. человек, проживающих в Африке и не только там.

По подсчетам авторов ООН-овского доклада по развитию человека, с 1980-1999 гг. ТНК контролируют около 40% мировых средств производства, прежде всего высокотехнологичных, капиталоемких и наукоемких, и 75% мирового рынка товаров и услуг.

Это свидетельствует о том, что реализация третьей ступени становления целостного человека как отражения целостности социума весьма проблематична, хотя и не безнадежна. Казалось бы, на базе Интернета возможно формирование не только любой идентичности, но и учет специфики традиций народов, культуры. Появились и новые явления: на место «экономического человека» заступает «кибермен», забываются задачи общества, развертываются информационные войны, исчезает единое пространство безопасности, процветает дезинформация. Ряд стран обеспокоен деградацией своей культуры, и не в последнюю очередь Россия, которая противится проникновению американизма, западного образа жизни. Культура не может быть товаром. Вводится понятие «рыночное исключение». Речь идет о высокой культуре, музеях, музыке и пр. Чрезмерная индивидуализация общественной жизни требует особых усилий от каждого человека, а главное осмысления этих противоречий и поиска путей их преодоления.

Глобализация, связанная с информационно-компьютерной революцией, вроде бы обеспечивающая целостность человека, в то же время несет и драматические ограничения его существования. Уже не говоря о том, что компьютер способствует личностной разобщенности людей, разрыву их непосредственных связей, замене живого общения виртуальным. Врачи предупреждают: увлечение Интернетом приводит к болезни, излечить которую труднее, чем алкоголизм, наркоманию. В последние годы выяснилось, что аддикция (патологическое влечение к чему-либо) может быть следствием зависимости от Интернета, компьютерных игр. Заболевание «компьютерный запой» выражается в утрате интереса к внешнему миру, к друзьям, к общению с родителями, к учебе, в раздражительности, вспыльчивости, в головной боли, в неадекватности поведения, в разочаровании в любви, дружбе, вплоть до попыток самоубийства.

Конечно, общение через Интернет для многих благо, но нужно чувствовать грань, когда благо превращается в опасность для жизни.

Врач-психиатр, член Всероссийской профессиональной психотерапевтической лиги В. Бурова свидетельствует, что в России интернет-зависимость по ряду объективных обстоятельств (бедность, дороговизна использования Интернета, просто недостаточная обеспеченность компьютерами) не приобрела характера эпидемии. У нас, по ее подсчетам, «зависимым» является 1% всех пользователей сетью. А в США интернет-аддикты составляют примерно 5% пользователей Интернета. Счет идет уже на сотни тыс. человек.

Целостность личности в этих случаях «замыкается» лишь на каком-то компоненте ее структурных качеств. Рвутся связи по-существу со всеми уровнями социальной характеристики человека, с окружающим миром, с близкими людьми. Внутренний дискомфорт, если человека изолируют от компьютера, приводит к болезненным состояниям, к раздвоению личности, к психическим патологиям. В любом случае подобные отклонения исторически обусловлены и они возвращают нас к поиску человека, человека целостного.

Целостность изначально была заложена уже в человеке первобытного общества в таком его исходном системном качестве, как социальность. И здесь целесообразно обратиться к антропологической концепции Марселя Мосса о «тройственности человека», о единстве его биологических, психологических и социальных черт.; Изучаем ли мы частные факты или общие, в сущности мы имеем дело с целостным человеком. Он обосновывает необходимость изучения «тотального» или целостного человека, представляющего собой подлинный предмет всех гуманитарных наук. Понятие тотальности представляет собой, во-первых, полноту всех свойств объекта, во-вторых, единство, интегрированость этих свойств.

Мы уже говорили о необходимости интеграции различных наук о человеке с целью создания синтетического человековедения. Темы рассмотрения человеческого духа и социальной Среды должны идти рука об руку. М. Мосс, в отличие от социологизма Э. Дюркгейма, стремится объединить науки о человеке на стыке социологии, психологии и биологии. Мы пытались, следуя этой традиции, построить социальную структуру человека.; М. Мосс, описывая обряды австралийских аборигенов, выражение их скорби, говорит, что это не только психологические и физиологические явления, но прежде всего социокультурные. Человек часто выражает скорбь не потому, что он ее чувствует, не спонтанно, а как нечто общепринятое, обязательное. В работе «Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти» он приводит факты наступления смерти не просто в результате физических причин, но потому, что индивиды «знают или верят (что то же самое)», что скоро умрут. Истоки этих индивидуальных представлений, считает М. Мосс, в религиозно-мистических верованиях.

Показательна судьба великого Томмазо Кампанеллы,; который тридцать лет провел более чем в пятидесяти тюрьмах Италии, подвергался жесточайшим пыткам, но не утратил способности к борьбе за свободу родины, за научную истину - защиту открытий Галилея, за светлое будущее человечества, создав знаменитый труд «Город солнца». Освобождению из тюрьмы помогли его терапевтически-астрологические действия. Он опроверг предсказания хиромантов, астрологов, магов о скорой кончине папы Урбана VIII, в смерти которого были заинтересованы многие. Т. Кампанелла сообщил о возможности опровергнуть гороскопы, в которых сообщалось о дурном влиянии звезд, и написал сочинение «Как избежать судьбы, предсказанной звездами». Папа Урбан VIII, как и клялся Кампанелла, в сентябре 1628 г. не умер. Кампанелла был освобожден и получил возможность опубликовать свои труды.

Принцип «целостности» сегодня трактуется как нечто новое для человекознания. Это работы В. Т. Пуляева, М.; Я.; Боброва и др.; Абстракции такого рода безусловно необходимы. Действительно, невозможно понять ни одно из проявлений жизнедеятельности человека, если не представлять его судьбу в целом. Постоянно возникает другой вопрос: как понимать «целостность», какое исторически-конкретное наполнение это качество имеет. Одно дело целостность индивида примитивного общества, хотя уже на этом этапе открываются потенциально возможные, необходимые тенденции вочеловечивания человека: трудовая, общностно-коммуникативная, познавательно-ценностная деятельность.

И совсем иное - целостность, универсализм человека эпохи информационно-компьютерной революции. И сегодня на первом плане оказывается, если пользоваться терминологией Алвина Тоффлера, идея модульного человека.

Человек все чаще перемещается, меняет место жительства, профессии, рвутся связи с дальними друзьями. В результате формируется, якобы, свободная личность. Вместо того, чтобы видеть, чувствовать человека полностью, мы вникаем только в «модуль» его некоторых качеств (какой он врач, продавец, парикмахер и пр.). В отличие от личности в целом «модули» могут быть взаимозаменяемыми.

Но прибавляет ли это счастья человеку, способствует ли установлению истинно человеческих отношений дружбы, любви?

Противоречие между тотальностью и фрагментарностью человеческих отношений связано с тем, что наши взаимодействия ограничены. Мы несем ответственность за безопасность связей, за соблюдение общепринятых форм поведения и коммуникации, за соблюдение меры, черты дозволенности. Однако объективно диалектика фрагментарности, свободы и необходимости глобальных связей, сохранения общечеловеческих ценностей зависит от ряда обстоятельств. В урбанистическом обществе уменьшается продолжительность человеческих отношений, резко возрастает географическая мобильность, количество переселенцев. Во многих американских пригородах существует служба «Добро пожаловать». Так называемые интеграторы знакомят вновь прибывших с главными магазинами, учреждениями. Но такие отношения, как правило, носят кратковременный, поверхностный характер.

Мобильность оказывает серьезное влияние и на учителей, и на учеников. У преподавателей исчезает чувство удовлетворения от наблюдения за развитием детей. Снижается привязанность к школе и у учителей, и у детей. По образному выражению А. Тоффлера, среди детей-кочевников существует определенная тенденция избегать участия в общественной жизни школы - спорте, кружках, клубах. Найти друзей, которые бы тебя понимали, разделяли твои склонности, становится все труднее «в обществе, которое корчится в муках самых стремительных перемен за всю историю человека», в условиях углубления специализации. Интересы человека меняются хаотично, часто даже независимо от различия социальных слоев, воспитания.

Возникают новые требования и возможности для адаптации человека к современной среде. Образование, воспитание требуют нового измерения. Человек сам должен научиться учиться, переучиваться, отучиваться от прежних навыков, знаний.

А. Тоффлер ссылается на мысли Герберта Герджой из Организации изучения Человеческих Ресурсов: «Новое образование должно научить человека классифицировать и переквалифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Эта оценка содержит очень важный посыл, возвращающий нас к новому прочтению проблемы целостности человека, ее конкретно исторической детерминации.

Сегодня, пожалуй, нет недостатка в попытках уточнения понятия целостности. И нельзя не согласиться с пониманием целостности, предложенным В. Т. Пуляевым. Говоря о некоем едином однородном качестве, которое связывает людей между собой определенными общественными связями, он пишет: «Очевидно это качество связано с человеком - живым, реальным, конкретным. Оно (это качество) находится на стороне природного и социального, на стороне бытия человека и его сознания, на стороне материального и духовного, на стороне объективного и субъективного, на стороне общественного и индивидуального. Это - субъектная (личностная) сущность человека».

При перечне этих характеристик, действительно, именно субъектно-личностнные качества человека выдвигаются на первый план. Но при вычленении ведущего системно-интегративного свойства необходим конкретно-исторический подход.

Представляется не бесспорным мнение В.; Т.; Пуляева, который делает акцент на биосоциальной природе человека и вслед за В. И. Вернадским подчеркивает, что существование человека есть функция биосферы , человек прежде всего тело, а потом уже мысль и действие. Это верно лишь при анализе перехода от биосферы к качественно отличной от нее социосфере - процесса, который мало исследован. Следствием являются неутихающие дискуссии между натуралистами и реалистами. Конечно, природа человека, особенно если иметь в виду ее генезис, биосоциальна, конечно, недопустимо противопоставление, абсолютизация природно-биологического и социального, и все же все природное в человеке приобретает принципиально новые свойства в результате включения его в социум. Поэтому, говоря о биосоциальной природе человека, мы вынуждены подчеркивать решающее значение социального в этом единстве. И когда В. Т. Пуляев ратует за необходимость разработки новой парадигмы развития и общества, и человека, то наиболее адекватной представляется социосферно-антропологическая концепция понимания целостности человека. В определенной степени прав В. Т. Пуляев, считая, что социологический подход решительно вытеснил антропологическую проблематику. Социология человека просто еще не сформировалась как зрелая наука (впрочем, это касается и социологии в целом), но и антропологический подход к пониманию сущности человека как метод прежде всего сравнительный пока недостаточно эффективно используется в социологии. Вспомним слова Ф. Энгельса, что незрелому состоянию общественных отношений соответствуют и незрелые теории. Очевидно, именно этап созревания поистине человеческого социума и требует более убедительной и практически ценной теории. Один из примеров критики современной социологии мы находим у Рэндалла Коллинза. Нападки на социологию он связывает с тем, что до сих пор не получены достоверные результаты и обобщения в виде законов, что способствовало бы избавлению общества и человека от социальных болезней, о чем речь шла в начале статьи. Детерминистские законы, по его мнению, не существуют. Все зависит от ситуационных толкований, человеческой субъективности. Исторический релятивизм и критика научных методов сводят на нет научный характер социологии.

Думается, что прогресс в понимании сущности человека есть. Социальная антропология, культурная антропология, исследования и специальные кафедры, курсы существуют во многих вузах (например, Санкт-Петербургский университет, МГУ им. М. В. Ломоносова и мн. др.).

Попытка объединить, синтезировать различные свойства человека в единой социальной структуре были предприняты автором и в предыдущей статье.

С переходом от биосферы к социосфере по мере развития человеческого общества природное и социальное действительно превратились в некий новый сплав, целостность; которого; можно; постичь; лишь; через; социаль-ное, социально-психологическое, социально-биологическое, социально-генетическое. Биология, психология, нейрофизиология, гены, здоровье - это условия, опосредования, хотя абсолютно необходимые, но существующие как данности индивида, требующие специального анализа с точки зрения целостности человека, его интегративно-сущностных социальных свойств, его восприятия окружающего мира. Основное силовое поле напряжения: человек и общество. Биологические свойства, конституция тела могут оказаться не главными в жизнетворчестве индивидов.

Многие люди с физическими недостатками обладают огромной силой воли, сами куют свое счастье.; Мир восхищается творениями безруких художников и музыкантов. Они создают свои шедевры с помощью губ, зубов, необычайно гибких пальцев стоп. Несколько примеров. Григорий Журавлев (1858-1916) - талантливый живописец Самарской земли, рожденный без рук и ног, писал свои работы, держа кисть зубами.

Мало кто знает, что у истоков отечественного кино стоял калека Николай Васильевич Кобелков. Он родился в 1851 г. в Сибири практически без ног и без рук, если не считать короткой культи, торчавшей из правого плеча. Окружающие прозвали его Кляксой.

Однако Клякса проявил завидную жизненную силу. Культей, едва достигавшей в длину 20 см, Кобелков научился писать и в 17 лет стал бухгалтером. Затем его пригласили в Петербургский цирк. На арене он культей вдевал нитку в иголку, развязывал узлы, открывал замки, заряжал пистолет и выстрелом гасил свечу... Его принимали на ура в Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Италии, Америке.

Саксонский король Альберт I познакомил Кобелкова с дочерью своего придворного. Молодые люди понравились друг другу и поженились. Во время свадебной церемонии новобрачная подошла к алтарю с избранником на руках, а потом поставила его на подушку рядом с собой. Обручальное кольцо жених надел на палец невесты зубами, а его кольцо она положила в кожаный мешочек, висевший на шее суженого.

Брак был счастливым: супруги родили одиннадцать детей.

Примеров такого рода можно привести очень много. Важно подчеркнуть, что не тело само по себе, а включенность человека в мир культуры создает целостность человека, его личность.

Односторонность, отъединенность взрываются процессом социокультурной интеграции. Я - единственный и неповторимый, моя страна, моя нация, мой клан, тайп, мой любимый неповторимый ландшафт, мои друзья - все это величайшие жизненные ценности. Но мы не выживем без согласия с другими, во многом нам подобными, без солидарности с близкими и дальними людьми. Только культурная доминанта, осмысленное целерациональное действие, интеллигентность, высокий уровень нравственной, эстетической жизни, поиск Истины, Добра, Красоты нас спасут. Нужно научиться слушать, понимать других, сочувствовать, сопереживать им.

Подходов к пониманию целостности человека много. Интересны работы алтайского ученого М. Я. Бобкова, хотя не со всеми его выводами можно согласиться. В работах «Гомология» (1996 г.), а затем в исправленной и дополненной монографии «Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии» автор предлагает оригинальную концепцию системы законов материальной и духовной жизни человека, а науку об этой системе, вводя новое понятие, называет гомологией, пытаясь осуществить синтез социологии и философии в стратегическом направлении создания единой, наиболее целостной концепции человека.

Однако в большинстве работ по человековедению на первый план выдвигаются производительные, жизненные силы человека, его потребности, взаимодействие с природным комплексом, с планетой, космосом. Социально-антропологическое содержание бытия человека остается в тени. Вот одно из показательных суждений М. Я. Бобкова: «Заметим, что в социологии, как и в философии структура человека сводится к телу, организму и сознанию, а вместе с тем сам человек не признается социальным существом». Или другое определение М. Я. Бобкова: «Заметим, что в социологии, как и в философии, структура человека сводится к телу, организму и сознанию, а вместе с тем и человек не признается социальным существом».; И далее: «Человек есть такое живое существо, структурными и относительно простыми элементами которого являются организмы, средства труда и предмет труда».;

Нужно ли говорить, что социальная сущность представителя Homo Sapiens при таком определении человека оказывается за бортом или по крайней мере на втором плане. «Из первичных элементов их взаимодействия складываются вторичные элементы, из единства которых образуется общая социальная структура человека».;

Конечно, позиции М. Я. Бобкова заслуживают более детального обсуждения. Цель и объем данной статьи не позволяют это сделать.

Но обращение к работам М. Я. Бобкова помогает нам еще раз подчеркнуть значение такого казалось бы абстрактного понятия, как «целостность». К разряду понятий метатеоретического уровня, без учета которых нельзя понять ни социальную структуру, ни содержание основных свойств человека, относятся также характеристика универсализма, всесторонности (термин, который в последнее десятилетие подвергался остракизму), специализации, гармонии, дисгармонии, индивидуальности (отданной на откуп психологии). Но это темы для специального анализа.

В итоге скажем, что целостность - это компенсаторно-адаптивный механизм преодоления противостояния всеобщности родовых качеств человека и его индивидуальности, уникальности, преодоление отчужденности - даже не в смысле враждебного противостояния миру людей, вещей, процессу и результатам жизнедеятельности и пр., а в связи с естественной отдельностью существования каждого человека. Парадокс этот, очевидно, не разрешим. Он заключается в возможности и невозможности быть одному, любить, растворяться в другом человеке и в то же время принадлежать себе, сохранять свое Я. Любовь - это высшее выражение целостности человека, его единство со всем миром, с людьми, с самим собой.

Творчество - одна из форм деятельности необходимая для формирования целостной структуры человека. Такие виды творческой деятельности как флористика, помогают расширить кругозор, научиться нестандартно и креативно мыслить, тем самым повысить свой культурный и образовательный уровень. Освоить данное направление декоративно-прикладного искусства вам помогут специализированные курсы флористики Похожие работы



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: