Изобретение линзы и очки. Соши «умид

Сейчас, когда большая часть населения развитых стран ходит в очках, а на морских курортах все поголовно защищают глаза тёмными стёклами, трудно себе представить, как когда-то люди обходились без этого изобретения для коррекции зрения.

Чечевица из Венеции

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», - сетовал Цицерон.

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая - выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского - «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214–1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV.

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, - монокль. А первые очки на переносице - это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках - в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин­ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет… Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий­ский оптик Дж. Эскю. А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция - преломление луча света, и аккомодация - способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку, где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» - кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла - дер­зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»

Изобретатель : Сальвино Армати
Страна : Флоренция
Время изобретения : 1285 г.

В последние десятилетия, когда дефекты зрения (особенно близорукость) стали чрезвычайно распространенным явлением, очками в том или ином возрасте начинает пользоваться едва ли не каждый человек. Поэтому очевидно, что очки должны быть отнесены к числу величайших технических изобретений.

Хотя конструкция их очень проста, появились очки сравнительно поздно - только во времена средневековья, когда научились производить высококачественное, прозрачное и однородное . Между тем со свойствами линз люди познакомились намного раньше - еще на заре цивилизации.

В древности линзы изготовляли из прозрачных камней - прежде всего, из горного хрусталя и берилла. Много таких линз было обнаружено при раскопках в Египте, Греции, Месопотамии, Италии. Несколько линз нашли при раскопках легендарной Трои (возраст этих последних определяют примерно в 2500 лет до Рождества Христова).

Небольшая линза из хрусталя, изготовленная около 1600 года до Рождества Христова, найдена в развалинах Кносского дворца на Крите. Самые первые линзы из стекла, датируемые приблизительно V-IV веками до Рождества Христова, обнаружены в Саргоне (Месопотамия). В более поздние времена стеклянные линзы стали изготовлять чаще. Однако нет ни одного упоминания, что линзу уже тогда использовали как оптический инструмент.

Хотя до нас дошло несколько древних сочинений по оптике, ни в одном из них нет сообщения, что линзы применялись для исправления дефектов зрения. Нет даже ни одного свидетельства, что линзы использовались в качестве увеличительного стекла (лупы) при выполнении каких-нибудь мелких работ (например, изготовления гемм), несмотря на то, что способность линз увеличивать изображения предметов была, конечно же, хорошо известна. Но для чего же тогда были сделаны те древние линзы, о которых шла речь выше? По всей видимости, они служили только в качестве украшения.

Практически до середины XIII века роль очков играли тонкие полированные кусочки прозрачных кристаллов или стекла, причем их изготавливали только для одного глаза. Позднее их стали обрамлять в металлическую оправу – так появились монокли. Такие линзы были широко распространены на территории Древней Греции и Рима, о чем свидетельствуют многие археологические находки. При раскопках Трои и на острове Крит, например, были найдены линзы из горного хрусталя. Одни ученые полагают, что ими пользовались для коррекции зрения, другие склонны думать, что при помощи таких линз в древности зажигали огонь.

Первые очки появились в XIII веке в Италии. В это время итальянские стеклянные мастера считались искуснейшими в мире изготовителями, шлифовальщиками и полировщиками стекла. Особенно славилось венецианское стекло, изделия из которого часто имели очень сложную, замысловатую форму. Постоянно обрабатывая сферические, изогнутые и выпуклые поверхности, то и дело, поднося их к глазам мастера, в конце концов, заметили оптические возможности стекла.

Гениальная мысль соединить две линзы с помощью оправы пришла, согласно легенде, в 1285 году стеклянному мастеру Сальвино Армати из Флоренции. Он же наладил первое производство очков. Ничего более об этом человеке не известно. Однако придуманное им устройство, позволявшее легко и быстро сглаживать дефекты зрения, сейчас же получило распространение.

Согласно другим источникам, очки изобрел неизвестный стекловар в 1280 году. Переливая жидкую стекольную массу в форму, он нечаянно пролил некоторое ее количество на гладкую поверхность. Когда стекло застыло, оказалось, что одна его сторона ровная, другая несколько выпуклая, то есть получилась обыкновенная линза, преломляющая световые лучи. Стекловар посмотрел через нее на предметы и понял, что кусок стекла увеличивает их контуры. Чуть позднее он убедился, что такая линза значительно улучшает зрение пожилых людей. Первое художественное изображение очков относится к 1352 году, когда в церкви Тревизо в Италии была создана фреска, на которой один из персонажей изображен в оправе со стеклами на переносице.

Широкое распространение очки получили в Китае во второй половине XIV века. Об этом свидетельствуют отрывки из древней книги философа Чао Цзи Ку «Разъяснение загадочных вещей». Ученые полагают, что первые очки в Китае появились благодаря персидским и арабским купцам, которые привозили в Азию европейские товары. В одной из летописей упоминается, что правитель небольшого королевства на Малазийском полуострове преподнес в дар китайскому императору десять пар очков.

Сначала этот оптический прибор был доступен только самым состоятельным гражданам, но впоследствии очки появились и у средних слоев населения. Кстати, китайцам принадлежит честь изобретения очков с затемненными стеклами – их изготавливали преимущественно из дымчатого кварца специально для судей. Считалось, что затемненные стекла должны скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору.

За несколько последующих столетий это изобретение стало популярным практически повсеместно, поскольку дымчатые стекла хорошо защищали глаза от яркого солнечного света. Правда, долгое время такие очки изготовляли по индивидуальным заказам для состоятельных господ. В промышленных же масштабах производство солнцезащитных очков началось в конце XVIII века, когда Наполеон заказал крупную партию для своей армии, воевавшей в Египте.

До XVI века очки крепились к носу при помощи распорки, по форме напоминающей разведенные . Такой оптический прибор именовался пенсне. Это крепление было не очень удобным, зачастую болезненно пережимало переносицу, да и оправа держалась довольно плохо. И лишь в конце XVI столетия додумались привязать к оправе веревочки, которые завязывалась на затылке, не позволяя очкам слетать с носа. Когда же вместо веревочек появились жесткие дужки, а потом и носоупоры, очки приняли свою современную форму.

Изобретение очков стало важным событием в истории, поскольку значительно продлевало активную жизнь людей, страдающих дефектами зрения. А это, в свою очередь, стимулировало развитие наук и искусств – многие ученые и творческие люди получили возможность заниматься своим делом, несмотря на ослабленное зрение.

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.

1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.

1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

Книги читают,
А грамоты не знают.
Глаз нет,
А видеть помогают.

Очки - это самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для улучшения человеческого зрения либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.
Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками.

Линзы были известны человечеству еще в древности. Изготовляли их не из стекла, а из горного хрусталя и различных драгоценных камней: сапфира, аметиста, бериллия, рубина.

Такие линзы сначала использовались лишь в декоративных целях. В Египте вставки из драгоценных камней часто помещали в глаза скульптурных изображений. Например, у статуй фараона Рахотепа и его жены Нофрет, датируемых 2600-2575 г.г. до н.э., зрачки были изготовлены из отшлифованных прозрачных кристаллов горного хрусталя.

Подобные линзы ученые находят во время раскопок на Ближнем Востоке и по побережью Средиземного моря.
Древнейшая линза была найдена при раскопках древней Ассирии. Это так называемая линза Нимруда, возраст которой составляет более 3000 лет. Она была найдена в 1853 году Остином Генри Лэйардом при раскопках одной из древних столиц Ассирии в Нимруде. Линза представляла собой небольшой овальный полированный кусок горного хрусталя в форме линзы, около четверти дюйма толщиной, одна из его сторон имела плоскую, а другая выпуклую поверхность. Лэйард обратился за консультацией к известному физику в области оптики Дэвиду Брустеру, который заявил, что таинственный предмет, возможно, использовался "либо для увеличения, либо для концентрации солнечных лучей". Но, поскольку, по словам физика линза была "очень слаба", чтобы что-то воспламенить, вероятнее всего, что она служила для увеличения.


Также похожие линзы обнаружили в Гордионе, древней столице царя Мидаса в центральной части Турции. 23 линзы с оптическими свойствами выставлены в музее древней критской цивилизации в городе Ираклион на острове Крит. Не менее 50 линз было найдено на месте раскопок Трои, хотя только о немногих из них стало известно в печати.


На шведском острове Готланд в кладе, зарытом около тысячи лет назад викингами, в 1999 году найдены линзы сложной асферичной формы из горного хрусталя. На острове нет месторождения этого минерала, поэтому предполагают, что викинги привезли их из своих плаваний. Подобная форма линз была теоретически рассчитана лишь в 17 веке Рене Декартом. В своей работе он указал, что эти линзы будут давать отличное изображение, но еще долго ни один оптик не мог их изготовить. Остается загадкой, кто и для каких целей мог их отшлифовать тысячу лет назад. Следует заметить, что тысяча лет – возраст клада, а возраст линз может оказаться большим.


Самое первое из античных свидетельств существования линз - упоминание зажигательных стекол (двояковыпуклых линз, фокусирующих солнечные лучи, используемых для разжигания огня) в комедии древнегреческого писателя Аристофана "Облака" (424 г. до н.э.):
"Стрепсиад: Вы видели у аптекаря тонкий прозрачный камень, которым зажигается огонь?
Сократ: Вы имеете в виду стекло?
Стрепсиад: Именно так.
Сократ: Хорошо, что вы будете с ним делать?
Стрепсиад: Когда мне пришлют вызов в суд, я возьму этот камень, и, держа его напротив солнца, я на расстоянии растоплю все написанное в судебной повестке". (Вызов в суд был написан на восковой табличке для письма.)

Согласно записям Плиния Старшего (23–79 г.г. н.э.) зажигательные стекла использовались и в Древнем Риме. Также в его трудах впервые упоминаются корректирующие линзы: известно, что из-за своей близорукости Нерон смотрел бои гладиаторов через большой изумруд (предположительно, вогнутый). И Плиний, и Сенека (3 г. до н.э. – 65 г. н.э.) описывают увеличительный эффект стеклянных шаров, наполненных водой. Так, Сенека писал: "Даже самые маленькие буквы легко разглядеть через стеклянную линзу, наполненную водой". Предприимчивые владельцы харчевен украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погруженные в воду, увеличивались в размерах, а блюда сквозь шары казались привлекательнее.
В IX веке н.э. арабский ученый Аббас ибн Фирнас нашел способ выплавлять качественное стекло из песка. Он же изобрел "читальные камни" - крупные линзы, помещаемые прямо на страницы манускриптов.

В X веке появилось достаточно убедительное научное сочинение из области оптики - "Книга оптики". Его создал арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен). Аль-Хайсаму были уже известны сферические стекла. Он довольно точно излагает особенности преломления световых лучей через такие стекла и высказывает очень важную мысль: "Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы". И именно этого ученого следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики.

Вторым был францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294 г.г.). Он тоже писал о сегменте стеклянного шара, считая его хорошим средством для тех, у кого слабые глаза и даже подарил один такой шар Папе Клименту IV.

В 1240 году труд аль-Хайсама был переведен на латинский язык, и западноевропейские монахи стали изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Эти линзы располагали прямо на поверхности текста рукописи, при этом получали значительное увеличение букв или рисунка. Таким образом, стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению.

Вначале линзы делали из кварца или горного хрусталя. Однако, эти материалы были не дешевыми и не позволяли получать линзы хорошего качества. Секрет тонкого, бесцветного и прозрачного стекла был найден в XIII веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до XVI столетия.

Значительно подешевев, приспособления для чтения становились все более популярными. Немаловажную роль в этом сыграло появление оправы. Чтобы стекло линзы не скалывалось, её края стали оправлять деревянными или роговыми ободками. Но очень скоро стало понятно, что линза на ручке гораздо удобнее, чем линза, положенная на страницу книги.

А к концу XIII века появились и первые настоящие очки. Предполагаемый год изобретения очков - 1284, а создателем первых очков считается Сальвино Д"Армате, хотя документальных подтверждений этим данным нет.
Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619-1676 г.г.) из Флоренции с помощью Франческо Реди в работе "Очки, являются ли они изобретением древности или нет?", приписавший изобретение Алессандро Спина (? - 1313), монаху и учёному из Пизы. При этом предполагалось, что даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему.

Первые документальные свидетельства существования очков относят к 1289 году, описания очков встречаются у немецких миннезингеров. 23 февраля 1305 года во Флоренции брат-доминиканец Джордано да Ривалто упоминал в проповеди: "Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним".
Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились. Однако спустя короткое время очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томмазо да Модена - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Гуго де Сен-Шер, пишущего с очками на носу.

Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.
Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол.
Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы:– дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли собой два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.
Самые ранние из сохранившихся очков хранятся в аббатстве Винхаузена (Германия). Эти очки с деревянной оправой датируются серединой XIV века, около 1330 года. Они были найдены в 1953 году при проведении ремонтных работ.


Первыми из найденных учеными очков считаются фрагменты очков с костяной оправой, обнаруженные в шведском монастыре Альвастра в период с 1922 по 1938 годы.


А самый ранний сохранившийся очечник также был найден в Германии в 1982 году.

В том же 1982 году во Флоренции были обнаружены единственные из сохранившихся ранних итальянских очков.

Своей формой они очень похожи на очки с фрески Доменико Гирландайо, изображающей святого Жерома.

Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.

Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

До изобретения книгопечатания большого спроса на очки не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.

По некоторым источникам, именно очки, как признак высокой образованности и мудрости, изображали, когда хотели подчеркнуть эти качества в персонажах картин. Поэтому они часто встречаются в полотнах на религиозные темы с изображениями святых и их окружения.

Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.

К концу XV века в Западной Европе появилось большое количество торговцев очками.

Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее - в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519 г.г.). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой. Некоторые окрестили их даже "проклятым инструментом дьявола". Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в "Расходной книге денежной казне" царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены "очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется".

Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков - очки Патриаршей ризницы, находящиеся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр.

Конструкцию очков постоянно пытались совершенствовать. Так, появились очки с прорезями на переносице. Это было попыткой повысить гибкость переносицы очков, чтобы не затруднять дыхание носом.

В XVI веке стали вшивать очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке и носили, словно карнавальную маску.

Очки также закрепляли петлями за ушами. Эта идея родилась в Испании и особенно прижилась в азиатских странах, ведь фиксировать очки на коротких азиатских носах было сложно.

К концу XVI века научились крепить очки на голову с помощью ленты или кругового шнурка.

Некоторые приспособления позволяли прикреплять очки даже на шляпу. Такой способ ношения очков был распространен среди дам и высокопоставленных сановников, так как при приветствии они никогда не снимали шляпы.

Анна Доротея Тербуш. "Автопортрет"

От изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет. Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников (возможно, это был английский оптик Эдвард Скарлетт), однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.

Первые заушники заушниками не были. Эти боковые опоры очков поначалу были короткими, и опирались на виски, а не на уши. Поэтому такие очки в западно-европейских языках называли "височными". Для лучшей фиксации "височные заушники" оканчивались круглыми площадками. Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной еще Людовиком XIV в конце XVII века.

В 1797 году оптик Дадли Адамс запатентовал очки, которые металлическим обручем крепились на лбу, а с этого обруча вниз на глаза опускались линзы.

В дальнейшем височные опоры очков удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову. Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очечник.

До XVIII века многим приходилось носить с собой пару очков - для чтения и обзора вдаль. Существовали модели с двумя дополнительными подвижными линзами.

В 1760-х годах Бенджамин Франклин изобрел бифокальные очки с двумя линзами разного типа в одной оправе. Нижняя позволяла читать, верхняя - смотреть вдаль.

Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году. Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных. Было установлено, что глаз обладает рефракцией (способностью преломлять лучи света) и аккомодацией, то есть возможностью видеть предметы, расположенные на различных расстояниях.

Однако врачи заметили, что некоторым людям не помогают ни выпуклые, ни вогнутые, сферические стекла. Такой недостаток преломляющей способности глаз назвали астигматизмом (от греческого а-частица отрицания, stigme-точка); изображаемые предметы не собираются в одной точке на сетчатке: человек видит их расплывчатыми.

Первым обнаружил астигматизм (у самого себя) английский естествоиспытатель Томас Юнг. А сущность и симптомы этого дефекта зрения описал голландский офтальмолог и физиолог Франциск Корнелис Дондерс. Он доказал, что при астигматизме помогают цилиндрические стекла, сформулировал правила их подбора.

Помимо основной функции - улучшения зрения - очки быстро стали модным украшением, и в течение времени у них менялись и форма стекол, материалы, форма и цвет оправы. В некоторые периоды времени очки являлись чисто атрибутом моды (например, популярность у мужчин в XVII веке больших ярких очков).


С середины XVIII века по середину XIX века были популярны круглая форма стекол с дугообразной перемычкой. В дальнейшем носовая перемычка имела "К"- и "Х"-образную форму, а стекла стали овальными и восьмиугольными.


С XVIII века в аристократическом обществе стали модны лорнеты.
По одному из мнений, лорнет появился в XV веке, и его история возникновения связана с переворачиванием "верх ногами" обычных очков. Переворачивание очков, дужка которых, как правило, была загнута вниз, было необходимо для её использования как ручки.


По другому мнению, лорнет являлся изобретением английского оптика Джорджа Адамса, появившемся в 1780 году как аристократический вариант очков с дополнительной ручкой для их держания. В первых моделях лорнетов использовалась металлическая оправа с круглыми проемами для линз, соединённых полукругом для удобного размещения на переносице, к которой присоединялась при помощи шарнира рукоятка для возможности держания рукой. В 1818 году начали изготавливаться складывающиеся лорнеты, которые открывались и закрывались небольшим рычажком. Позднее появились автоматически складывающиеся и раскладывающиеся лорнеты, приводимые в действие нажатием пружины.


Почти два столетия, до начала XX века, лорнет являлся популярным оптическим аксессуаром. Наибольшее распространение он получил у женщин, поскольку напоминал не столько оптический прибор, сколько элемент украшательства, способствовал созданию атмосферы изысканности, мог быть инкрустирован драгоценными камнями, слоновой костью, перламутром и другими украшениями, а также давал возможность использования лорнета в качестве предмета жестикуляции.

Умение пользоваться лорнетом для дам постепенно переросло в искусство великосветской беседы. Существовал термин "лорнирование", обозначавший прямой взгляд сквозь лорнет с продуманным настроем, например, нарочито небрежно, пристально.


Среди мужчин, особенно офицеров и дипломатов, во второй половине XIX века были популярны монокли.

Монокль как оптический прибор был изобретён в XIV веке. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица.

Любителями монокля были английский политик Джозеф Чемберлен, португальский политик Антониу ди Спинола, французские поэты Жан Морреас и Жан Лоррен.
Наибольшее распространение монокли получили в Германии и России. Но, при этом, во время Первой мировой войны в России монокль вышел из моды и повсеместного употребления. Причинами этого считаются патриотические соображения: русские отказывались от использования монокля для демонстрации различия с "воинственными тевтонами", которые более "страстно" относились к моноклю, и не спешили от него отказываться в годы войны.
Среди последних любителей монокля в России отмечают писателя Михаила Булгакова. Уже в советский период, после получения первого писательского гонорара за публикацию в газете "Гудок", Булгаков приобрел на "толкучке" монокль и сфотографировался с ним.


Впоследствии он любил раздавать эту фотографию друзьям и знакомым. Существует предположение, что для Булгакова монокль стал "эпатирующим символом буржуазности", признаком скрытой оппозиционности советскому строю.
Ношение монокля женщиной воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Автор одного из мужских журналов писал, что "женщина едва ли может нанести больший урон своей изящной натуре, своему темпераменту, своему естественному нраву, чем тот, который она способна нанести себе моноклем".
Тем не менее, некоторые женщины следовали мужской моде и предпочитали носить именно монокли. Так, Жорж Санд наводила монокль на незнакомых мужчин, чем их соблазняла или шокировала. Носили монокль и обычные женщины.

В США первой примерила на себя монокль Джин Мэхэн-Униак.

До появления очков служили полированные кристаллы, то есть куски стекла для одногоглаза . Заметили также, что увеличивают предметы стеклянные шары. В гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона были найдены самые старые очки : два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. Древние греки пользовались оптическими линзами из шлифованного горного хрусталя. Их также использовали для исправления дефектов зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. В них помещали разные предметы, которые казались больше, чем на самом деле.

Римский император Нерон часто смотрел гладиаторские бои через изумруд. Он либо использовал оптическую линзу из изумруда длякоррекции зрения , либо защищался с помощью изумруда от солнечного света. Увеличение букв шаровидным куском стекла описано 900 лет тому назад арабским ученым Ибн аль-Хайсам (Альгазен).

Ему удалось установить, что эффект видения предметов вызывается внешними световыми лучами, приходящими в глаз от предметов. Альгазен описывает особенности преломления световых лучей через шаровидные стекла: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Этого ученого считают одним из первых предшественников создателей очковой оптики.

Он писал о возможности применения стеклянного шара для людей со слабыми глазами. В 1240 г. западноевропейские монахи начинают изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Их располагали прямо на поверхности текста рукописи, получая значительное увеличение букв или рисунка. Стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению. Такие линзы вначале делали из кварца или горного хрусталя. Края стали оправлять деревянными или роговыми ободками, предотвращая скол стекла.

Для изготовления этих линз использовали полудрагоценный камень берил. В последствиии линза из берилла была названа "brill", что в переводе с немецкого означает «очки». К 13 веку стало понятно: поднося линзу к глазу, поле обзора увеличивается.

С 12 по 16 век

Стало понятно, что две линзы лучше, чем одна. Для укрепления их на лице, линзы вставили в оправу, соединив их вместе. Так появилисьпервые очки . Со временем расплавленное стекло заменило кварцевые линзы. Секрет прозрачного стекла был найден в 13 веке в Венеции. Знаменитый Петрарке с возрастом стал плохо видеть (1304 - 1374гг). Ему прописали очки - шлифованные линзы из зеленого берилла.

Практически до середины XIII века роль очков играли тонкие полированные кусочки прозрачных кристаллов или стекла, причем их изготавливали только для одного глаза. Позднее их стали обрамлять в металлическую оправу – так появились монокли. Такие линзы были широко распространены на территории Древней Греции и Рима, о чем свидетельствуют многие археологические находки. При раскопках Трои и на острове Крит, например, были найдены линзы из горного хрусталя. Одни ученые полагают, что ими пользовались для коррекции зрения, другие склонны думать, что при помощи таких линз в древности зажигали огонь.Есть даже версия согласно которой древнейшие линзы служили просто украшениями.

Если же говорить о появлении очков, то есть оптического прибора, предназначенного для улучшения зрения, то случилось это в Италии. Точных данных нет, поэтому за дату изобретения очков принят 1285 год – именно этим годом датирован документ, в котором впервые были упомянуты очки. Согласно другим источникам, очки изобрел неизвестный стекловар в 1280 году. Переливая жидкую стекольную массу в форму, он нечаянно пролил некоторое ее количество на гладкую поверхность. Когда стекло застыло, оказалось, что одна его сторона ровная, другая несколько выпуклая, то есть получилась обыкновенная линза, преломляющая световые лучи. Стекловар посмотрел через нее на предметы и понял, что кусок стекла увеличивает их контуры. Чуть позднее он убедился, что такая линза значительно улучшает зрение пожилых людей. Первое художественное изображение очков относится к 1352 году, когда в церкви Тревизо в Италии была создана фреска, на которой один из персонажей изображен в оправе со стеклами на переносице.

Широкое распространение очки получили в Китае во второй половине XIV века. Об этом свидетельствуют отрывки из древней книги философа Чао Цзи Ку «Разъяснение загадочных вещей». Ученые полагают, что первые очки в Китае появились благодаря персидским и арабским купцам, которые привозили в Азию европейские товары. В одной из летописей упоминается, что правитель небольшого королевства на Малазийском полуострове преподнес в дар китайскому императору десять пар очков. Сначала этот оптический прибор был доступен только самым состоятельным гражданам, но впоследствии очки появились и у средних слоев населения. Кстати, китайцам принадлежит честь изобретения очков с затемненными стеклами – их изготавливали преимущественно из дымчатого кварца специально для судей. Считалось, что затемненные стекла должны скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. За несколько последующих столетий это изобретение стало популярным практически повсеместно, поскольку дымчатые стекла хорошо защищали глаза от яркого солнечного света. Правда, долгое время такие очки изготовляли по индивидуальным заказам для состоятельных господ. В промышленных же масштабах производство солнцезащитных очков началось в конце XVIII века, когда Наполеон заказал крупную партию для своей армии, воевавшей в Египте.

До XVI века очки крепились к носу при помощи распорки, по форме напоминающей разведенные ножницы. Такой оптический прибор именовался пенсне. Это крепление было не очень удобным, зачастую болезненно пережимало переносицу, да и оправа держалась довольно плохо. И лишь в конце XVI столетия додумались привязать к оправе веревочки, которые завязывалась на затылке, не позволяя очкам слетать с носа. Когда же вместо веревочек появились жесткие дужки, а потом и носоупоры, очки приняли свою современную форму.

Сначала были двояковыпуклые стекла для исправления дальнозоркости, их называли "очки для старых". Двояковогнутые стекла для исправления близорукости появились позже. Их назвали "очками для молодых".


На портрете папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519), мы видим первое свидетельство использования очков при близорукости. Лев X был близорук и надевал очки, отправляясь на охоту. Леонардо да Винчи первым попытался перенести теоретические знания в оптике в прикладную область. Он предложил модель человеческого глаза и провел первые эксперименты с ней. "Чтобы увидеть, - писал Леонардо, - какую функцию выполняет роговая оболочка в отношении зрачка, вели сделать из хрусталя нечто подобное роговой оболочке глаза" .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: