Откуда пошло выражение наставить мужу рога. Откуда пошло выражение «Наставить рога»? Смотреть что такое "Наставить рога" в других словарях

Мы все прекрасно знаем, что выражение "наставить рога" означает измену супруги. Обманутый муж при этом выступает в роли "рогоносца". Существует несколько объяснений появлению этого фразеологизма.

Первая версия связана с обычаем в древней Германии, по которому жена одевала на голову мужа, собравшегося в поход, шлем с рогами (обязательное снаряжение для воина того времени). Это означало для женщины, что она "снарядила мужа и осталась свободной". Нередко, вернувшись домой, мужья обнаруживали в своих семьях детей, рожденных женой от другого мужчины.

Основанием для второй версии послужил миф Древней Греции об Актионе.

Однажды охотившийся Актион случайно увидел, купающеюся вместе со своими нимфами, богиню охоты Артемиду и вместо того, чтобы уйти, он стал наблюдать за ними. В конце концов, Артемида заметила подглядывающего Актиона и разгневавшись превратила незадачливого охотника в оленя. Пытаясь убежать, Актион был растерзан собственными собаками, не признавшими своего собственного хозяина.

Третья версия появилась благодаря указу немецкого императора в 1427 году, в котором категорически запрещалось нахождение в армии с женой. Считалось, что воинский дух, после ночи с женой, слабеет. Нарушивший указ должен был везде носить, надетые на голову, рога.

Также к появлению этого фразеологизма приложил руку (хотя все-таки не совсем "руку") император Андроник Комнин, правящий Византией в 1183-1185 годах. Надо отметить, что Андроник был прекрасно сложен, имел привлекательную внешность, обладал ловкостью, силой, красноречием, владел разными видами оружия. Но главной отличительной чертой императора была страсть к женщинам и любвеобильность. Любовницами Андроника были женщины разных сословий: от куртизанок до жен аристократов. Его любовные похождения вызывали у граждан только ненависть, ведь в постели могла оказаться любая понравившаяся ему женщина. Характер Андроника был склонен к язвительности, и он считал забавным вешать оленья рога над воротами домов страдающих мужей, не смевших возражать, намекая на распутство их жен. В знак своей милости император иногда позволял обманутым мужьям поохотиться в собственных владениях.

А вот в русский язык выражение "наставить рога" попало, скорее всего, из Франции, монархи которой стали применять практику предоставления права охоты в заповедных угодьях мужьям французских красавиц. К воротам их поместий также прикреплялись оленьи рога. Во Франции "мужа любовницы короля" временной или постоянной называли "рогоносцами". В дальнейшем так стали называть всех мужей, чьи жены изменяли с другими. Именно под таким контекстом значение сова "рогоносец" и закрепилось в нашем языке.

Откуда пошло выражение «наставить рога», когда речь идёт про измену

Когда жена изменяет своему мужу, говорят, что она «наставила ему рога» - но почему именно рога и откуда вообще пошло такое интересное выражение? Если верить филологам, то фразеологизм имеет разные версии своего происхождения.

Греция

Когда мифический юный Актион охотился со своими псами, он случайно увидел обнаженную Артимеду, которая в то время плескалась со своими нимфами в речке. Заметив любопытный взгляд юноши, богиня разгневалась и заколдовала его в оленя, который был тут же растерзан своими же псами.

Византия

Византийский правитель Андроник первый Комним имел не самое обычное мнение на счет верности супругов. Мужчин, чьи жены ему очень нравились, он допускал поохотиться в свои заповедные леса. Но и это еще не все - жилье мужчины, чья жена являлась фавориткой самого правителя, выделялось особым знаком - к воротам дома с гордостью прибивались ветвистые оленьи рога.

Рим

Мужчинам в Римской империи строго настрого возбранялось брать с собой в походы дам. А тем, кто ослушивался этого правила, вешали на шею рога оленя, что было показателем безвольности военного.

Германия

В древней Германии был один обычай - когда женщина снаряжала своего супруга в поход, то надевала на него рогатый шлем, который являлся частью военного обмундирования. И спустя некоторое время, как муж уходил, оставшиеся в поселении мужчины начинали проявлять к ней обильный интерес.

В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.

Кадр из фильма «Рога», режиссёр Александр Ажа, 2013 год.

Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:

1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 - 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.

2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.

3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.

4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.

5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово „Cuckold“, которое образовалось от cuckoo - кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение „wearing the horns of a cuckold“ (носить рога обманутого мужа), а также более короткое „wearing the horns“ (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога - все замечают измену его жены.

Ну, и т. д.

Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.

Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 - 240.

Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» - это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)… С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.

Почему рога наделялись такой святостью? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове (греч. псюхе). То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Демокрит объяснял рост рогов у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут рога, смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в рог». Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании вытекающего сока и смолы.

Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что «рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.

Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» - κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет „horny“ (рогатый) означает «любвеобильный».

Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.

В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.

Обманутый муж - разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua - о быке, чей гнев переходит в рога.

В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.

Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:

1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 - 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.
2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.
3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.
4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.
5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово „Cuckold“, которое образовалось от cuckoo - кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение „wearing the horns of a cuckold“ (носить рога обманутого мужа), а также более короткое „wearing the horns“ (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога - все замечают измену его жены.

Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.

Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 - 240.

Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» - это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)... С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.

Почему рога наделялись такой святостью? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове (греч. псюхе). То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Демокрит объяснял рост рогов у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут рога, смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в рог». Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании вытекающего сока и смолы.

Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что «рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.

Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» - κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет „horny“ (рогатый) означает «любвеобильный».

Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.

В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.

Обманутый муж - разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua - о быке, чей гнев переходит в рога.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: