Атласное переплетение. Атласное переплетение: вид ткацкого переплетения

Как сделать коврик из полосок бумаги?

Коврики из нарезанной на полосы бумаги дети плетут на занятиях в детском саду – и в старшей группе и в подготовительной. Поэтому я считала, что идея уже насквозь заезжена, мне тут вроде ничего нового не найти, и раньше я эту тему в свою программу не включала. Но вот однажды прихожу вести свой кружок («Развитие рук и глазомера у детей» – если кто не знает))) в первый класс. И вдруг обнаруживаю, что папки с раскрасками по сегодняшней теме нет, где-то я её посеяла… Ой, что делать? Уже и звонок. И тут учительница этого класса находчиво предлагает: возьмите цветную бумагу и плетите коврики из полосок. Что ж, от безысходности я ухватилась за эту идею. И вот, с бухты-барахты провела занятие по теме «Как сплести коврик из полосок бумаги». Тут-то и выяснилось, что дети почти ничего с детсадовских времён не помнят, а сама тема – просто клад в смысле развития мелкой моторики рук, да и всего остального, сообразительности, например.

Так что теперь Бумажный Коврик из полосок у меня на почётном месте в программе для школьников.

Хотя практически все взрослые знают как его сделать, я расскажу об этапах изготовления, чтобы вы прочувствовали всю пользу.

Итак, сообщаю детям, что сегодня плетём коврики, для вдохновения показываю пару образцов. Ученики сразу оживляются – это они с садика помнят, и им кажется – дело несложное!

Порадовались? Ну, а теперь приступаем к делу. Берём лист цветной бумаги - не надо большой – пусть будет пол-альбомного листа(А5). Его мы нарежем на полоски шириной один сантиметр. Конечно, сначала расчертим. Вот тут-то и выясняется, что дети не знают как это самое сделать. Поэтому вам придётся объяснять все этапы подробно и с многочисленными повторами.

Итак. Берём лист и прикладываем вдоль одного края линейку так, чтобы "ноль" пришёлся на срез бумаги.

Не надо ставить просто точки – они малозаметны, но и не стоит давить на карандаш и рисовать большие отрезки. Когда эта сантиметровая разметка сделана по одному краю, передвигаем линейку на противоположный край и опять – точно прикладываем к срезу листа. С той же самой стороны! Тут очень важно, чтобы дети не повернули лист или линейку и не начали новый отсчёт так сказать «вверх тормашками».

Размечаем будущий чертёж

Теперь на листе нанесены нужные нам риски. По ходу вам придётся объяснить, что слово « риска» не связано с риском, это отметка (но не школьная пятёрка) или засечка (сечёте?). Пришла пора разлиновывать.

Самое удивительное для меня то, что примерно треть детей линуют наобум – без привязки к имеющимся засечкам. Так что и тут надо детально объяснить, что линейку прикладываем к двум противолежащим рискам и проводим соединяющую их линию.

Расчертили?

МО-ЛОД-ЦЫ!

Теперь надо разрезать очень точно по прямым линиям.

Это сложно, потому что однообразная работа утомляет, и качество быстро падает. Это одна из причин, почему не стоит замахиваться на большие ковры в целый альбомный лист. Но, ладно, с половиной-то можно справиться.

Полоски нарезаны. Теперь нам нужна «основа». Берём лист бумаги А5 контрастного цвета. Сгибаем пополам и от сгиба чертим вдоль срезов (это три стороны) рамку тоже примерно сантиметр шириной.

Тут самое сложное для детей - понять, что не надо автоматически чертить рамку везде. И дальше наносим риски на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба (что? - какой сгиб? - ой, вспомнили – точно ведь, у нас тут бумага-то согнута!) и на противоположной ему стороне. Расчерчиваем

и, не разгибая, делаем надрезы вдоль.

Вот и наша основа готова. Теперь плетём. Первую полоску вплетают все правильно.

Тут самое хитрое - придвинуть её вплотную к краю и закрепить концы клеем так, чтобы нигде не «тянуло» и не коробило. А вот вторая-то полоска вдевается в ПРОТИВОФАЗЕ – честное слово – половина детей не понимает такое с первого раза. Про то, как чередовать полоски для получения шахматного рисунка, надо каждому показывать лично – слова тут бессильны.

При вплетании каждой очередной полоски нужно постараться придвинуть её как можно ближе к уже сплетённым рядам и не забыть закрепить концы.

Вот так и сплетёте коврик.

Коврик из бумажных полосок - работа ученика

А куда вы его потом денете? В быту эта штука не пригодится - бумага быстро истрёпывается. Поэтому вклейте в альбом, и пусть хранится невредимый в назидание предкам и потомкам.

Как сплести коврик из бумажных полосок вам рассказала Марина Новикова.


Метки: ,

Тканей сегодня много, причем настолько, что, иногда, даже не знаешь, на какой именно остановить выбор. Промышленность предлагает немало вариантов как тонких, подходящих для шитья летней одежды, так и плотных, идущих, например, на пальто или куртки. Однако и тут они отличаются между собой: одни мягкие, гладкие, а другие — жесткие, с шероховатой поверхностью. Есть материалы с ворсом, начесом, блестящие, матовые. Самое интересное то, что, несмотря на внешнее отличие, их объединяет одно – все изготовлены из нитей. В зависимости от качества, способа переплетения, от того каким образом будут соединены между собой волокна зависит в будущем строение материала, а это не только внешний вид, но и остальные его характеристики.

В основе атласного переплетения лежит длинное – максимальное перекрытие нитей. Вообще любой материал образуется из двух систем волокон. представляют те, которые идут параллельно друг другу, вдоль полотна, а (уточина, поперечные составляющие) располагаются к основе перпендикулярно. Ткацкий станок переплетает их в определенной последовательности и в результате рождается ткань. При атласном переплетении изнаночные перекрытия составляющих ткани на лицевой стороне практически не видны, плотность их укладки намного выше, чем на изнаночной стороне – отсюда блеск и гладкость.

В атласном переплетении на лицевой стороне полотнища волокна основы перекрывают нити утка. Они рядами идут по ее поверхности и лишь через достаточно продолжительный интервал заходят под вторую нить. Эти ровные, идущие параллельно отрезки волокон создают тот красивый, гладкий и прочный атлас из которого шьют нарядные изделия. Таким же способом, кроме

Саржа – это не название ткани, а скорее технология ее изготовления. Разновидностей ее много — от тонкой с набивным рисунком до прочной технической.

Саржа известна давно, она шла на пошив одежды для золотоискателей и прочной удобной одежды ковбоев. Считается, что лучший материал ткали во французском городе Ним.

На нее обратил внимание американец Леви Страус. Он назвал ее просто: из Нима – по-французски De Nim. Так появились известные ныне всему миру джинсы.

Давайте подробнее разберемся, что же это такое — ткань саржа. Главная ее особенность – это диагональное переплетение нитей основы и утка . Именно такое плетение называется саржевым.

У него много разновидностей, и каждое из них придает качества, необходимые для того или иного ее применения.

Саржевая материя может быть хлопчатобумажной, льняной, синтетической шерстяной, шелковистой с набивным рисунком . Все ткани объединяет характерный рубчик, идущий по диагонали, еле заметный или хорошо ощутимый на ощупь. Чем рельефней диагональный рубчик, тем толще и прочнее материал.

Изготовление и ГОСТы

В обычных тканях переплетение утка и основы остается постоянным, в саржевых уток смещается относительно основы . Разный порядок смещения обусловливает ее качество и прочность. Чем больше смещение утка по отношению к основе, тем плотнее и крепче получится материал. Ткань с маленьким смещением утка получается тонкая с мелким рубчиком.

Величина смещения нитей утка определяется численным показателем, называемым раппопорт . Он выглядит в виде дроби, где числитель – это нити основы, а знаменатель – нити утка. Если числитель будет больше знаменателя, значит саржа основная, то есть лицевой стороной будут нити основы. Если числитель меньше знаменателя – лицевая сторона уточная.

Нити основы всегда прочные и плотные, нити утка – более рыхлые. Используются нити разной толщины, поэтому материя получается разная.

В предложениях производителей и продавцов можно часто встретить обозначение «ГОСТ», например «Саржа ГОСТ черная» . Это говорит о том, что при ее изготовлении производитель руководствовался именно ГОСТом, а не техническими условиями (ТУ). Государственный стандарт регламентирует качество, безопасность и строгое соблюдение технологии.

Разновидности и описание материала

Основные разновидности, в зависимости от типа плетения ткани саржа:

  • ломаное плетение , материал тонкий и легкий с рисунком мелкой елочки;
  • сложное плетение , диагональный рисунок разной ширины, ткань прочная и упругая;
  • усиленное плетение , износостойкая ткань с широкими диагоналями.

Разновидности плетения нитей саржевой ткани представлены на фото:

Кроме основных разновидностей саржа может быть теневой, криволинейной, обратной и зигзагообразной. Другая классификация:

  • Суровая . Материал из 100% хлопка, очень плотный.
  • Подкладочная . Изготавливается из вискозы или с ее добавлением, характеризуется высокой гигиеничностью по сравнению с синтетической.
  • Шелковая . Гладкая ткань, с небольшим блеском.
  • Отбеленная . Это суровая саржа, только окрашенная, отличается большей плотностью и упругостью.

Различается саржа и по типу окрашивания — гладкоокрашенная и набивная . Отличается следующими характеристиками:

  • Прочность;
  • износостойкость;
  • долговечность;
  • устойчивость к намоканию;
  • отличная терморегуляция;
  • простота ухода;
  • экологичность;
  • стойкость окраски.

Кроме того, она не вызывает аллергии, долго сохраняет товарный вид , не истирается при носке, хорошо пропускает воздух и не накапливает статическое электричество, не закатывается, не впитывает запахов и не линяет при стирке.

Устойчивость к линьке, а также экологическая чистота обеспечиваются использованием натуральных нитей и красителей , не содержащих вредных примесей. Стойкость окраски достигается путем сернистого крашения.

Достоинства и недостатки

Основным достоинством саржи является низкая цена и универсальность . Хорошо окрашенная саржа не выгорает, поэтому ее используют в качестве обивочного материала. Прочность и упругость делают ее незаменимой в пошиве одежды и обуви. Способность принимать различные пропитки делает материал неуязвимым для химических и масляных загрязнений, а также непромокаемым.

Недостатков материал не имеет.

Применение при пошиве спецодежды

Саржа используется практически во всех сферах – бытовых и производственных . Хлопчатобумажная идет главным образом на изготовление спецодежды:

  • фирменной ;
  • рабочих костюмов для химических производств;
  • и кухонных рабочих.

Для спецодежды важно такое качество, как терморегуляция . Это означает, что в прохладное время в ней не холодно, а в теплое не жарко. Имеет значение для тех, работает на улице, а также в жарких помещениях. Образецы спецодежды из ткани саржа представлены на фото:

Для военной формы, кроме терморегуляции важна хорошая аэрация материала . Материал хорошо впитывает пот, который быстро испаряется с ее поверхности. Кожа дышит под тканью любой плотности.

Использование в других сферах

Хорошо окрашенная саржа со временем не выгорает . В сочетании с высокой устойчивостью к истиранию она идеально подходит для обивки мебели и пошива штор.

Суровую — используют для пошива мешков и . Самую грубую ткань применяют для изготовления крепежных ремней и шлифовальной шкурки. Отбеленную применяют в обувном производстве.

При добавлении к хлопчатобумажной сарже эластана получается прекрасная ткань для женских платьев и блузок , хорошо держащих форму. Подкладочная — идет на пошив подкладок к одежде и головным уборам. Она долго не теряет форму, не рвется и поэтому продлевает срок носки одежды.

Тонкую шелковую ткань используют для изготовления нижнего и постельного белья . Материал из шерсти идет на пошив костюмов, юбок, пальто и жакетов.

Саржа пользуется большой популярностью у известных модельеров и прочно удерживает место на подиумах всего мира.

Саржевые ткани хорошо стираются, но для каждой их них нужно соблюдать определенный режим:

  • Деликатный режим необходим для изделий из ткани, имеющей в составе шерсть, шелк, и синтетику, температура не выше 40 градусов;
  • Длительная стирка при высокой температуре (но не выше 60 градусов) подойдет для спецодежды из хлопка;
  • Медицинские костюмы из тонкой хб саржи выдерживают высокую температуру, но не очень интенсивный режим.

Материал не мнется, и глажка для него не обязательна. Если одежда из тонкой шелковой или вискозной ткани все же нуждается в проглаживании, делать это на режиме «шелк». Для хлопковых и льняных допустима температура глажения 80 градусов.

Для саржевых материалов допускаются любые виды чистки . Жировые загрязнения на подкладке меховой шапки можно удалить тампоном, смоченным спиртом.

Не рекомендуется применение отбеливателей и хлорсодержащих жидкостей . Нельзя использовать стиральные порошки с содержанием отбеливающих гранул. Но можно обрабатывать противомикробными и обеззараживающими препаратами. Возможность стирки при высокой температуре обусловлена саржевым плетением – изделие не даст усадки.

Учитывая, что саржевая ткань очень разнообразна по составу, необходимо изучить ярлык на изделии , чтобы точно установить способы ухода за ним. При правильном уходе саржа прослужит долго.

Параметры от производителя и средние цены

На ценниках указываются параметры в виде аббревиатуры ВО и МВО . ВО означает водоотталкивающая, МВО – масловодооткалкивающая. Показатель прочности выражается в цифрах от 220 до 360 гр/кв.м. Чем больше цифра, тем выше прочность.

Соотношение цена-качество выше всяких похвал. При высоком качестве ткань имеет очень низкую цену. В среднем по ее типам картина следующая (оптовые цены 2016 года):

Сегодня на рынке есть много предложений от китайских производителей, которые снижают цену. Но и качество такой продукции оставляет желать лучшего. Приобретая саржу отечественного производства даже по несколько более высокой цене, потребитель все равно остается в выигрыше .

Саржа, благодаря уникальной технологии и универсальности, прочно удерживает первенство среди других новейших материалов, применяемых для изготовления спецодежды. Кроме того, она красива и пользуется большой популярностью у модниц.

Урок 10.

Тема урока: «Материаловедение. Дефекты тканей. Ткацкие переплетения.» Практическая работа № 6 «Выполнение макета саржевого переплетения».

Цель урока: познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися дефектами тканей, и причинами их возникновений. Научить визуально определять ткань саржевого переплетения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наглядное пособие «дефекты тканей», макет саржевого переплетения.

Ход урока:

1. Организационный момент:

– кого нет в классе;

– проверить готовность учащихся к уроку.

2. Познавательные сведения:

Слайд 2,3 – вопросы на повторение пройденного материала;

а) какие виды натуральных волокон вы знаете (растительные, животные);

б) какие ткани получают из волокон растительного происхождения (лён, хлопок);

в) какие ткани получают из волокон животного происхождения (шерсть, шёлк);

г) какими свойствами обладают шерстяные и шёлковые ткани (механические, физические, технологические);

д) что относится к механическим свойствам (прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость);

е) что относится к физическим свойствам (теплозащитные свойства, пылеёмкость, гигроскопичность);

ж) что относится к технологическим свойствам (скольжение, осыпаемость, усадка).

Слайд 4 – теперь перейдём непосредственно к теме нашего урока «Дефекты тканей». Покупая ткань, следует её посмотреть по всей длине и ширине, чтобы определить, нет ли на ней дефектов, они возникают при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка.

Слайд 5 Ручной ткацкий станок – одна из древнейших и простейших машин придуманных человеком. Механический ткацкий станок изобретён во второй половине 18 века. Конечно, с течением веков, станок усложнялся, работа его становилась точнее, быстрее, но в главном она всё та же: переплетать нити, чтобы получилась ткань. Ткань состоит из «основных» и «уточных» нитей вдоль ткани идут нити «основы». Именно так – вдоль – на станке, а поперёк – нити утка. Уток не даром напоминает слово «утка». Действительно, уток – деревянная, обтекаемая, как тело утки колодочка – «ныряет» между нитями основы и перелетает их другой нитью, которую тянет за собой.

Слайд 6 Понятно, что при этом возможны сбои в работе: обрыв нити, неровное переплетение, – и на полотне ткани образуются дефекты. Они портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое их нужно обойти. Для этого обнаруженные дефекты обводят мелом или обмётывают ниткой, контрастной по цвету к ткани.

Слайд 7 К основным ткацким дефектам относятся следующее: утолщение нити, нарушение целостности ткани.

Утолщение нити – нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити.

Нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины).

Слайд 8 При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов различны: повреждение печатного вала, загрязнённость или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространённые, расположенные по всей длине ткани.

Слайд 9 Непропечатанные места – местный дефект, в виде участка с отсутствием или нечётким изображением рисунка.

Засечка – полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка.

Перекос рисунка – местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.

3. Инструктаж, показ приёмов:

– правила безопасного труда при работе с ножницами;

– ознакомить учащихся с ходом выполнения работы .

Слайд 10

4. Практическая работа: «Выполнение макета саржевого переплетения».

Выполнение из бумаги макета саржевого переплетения.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, образцы тканей, клей.

Ход работы:

2. Разметить два квадрата через 1 см. Слайд 12

3. На одном из квадратов провести дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрезать квадрат на полоски до намеченной линии. Слайд 13

5. Выполнить переплетение полосок, через две и подклеить концы полосок. Слайд 14

5. Заключительная часть:

– закрепление материала;

– достижение цели урока;

– оценка работы учащихся;

– задание на дом;

– уборка рабочих мест.

Список литературы.

Рукоделие. – М. : Большая русская энциклопедия, 1993. – 287 с.

Общие положения. Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань - это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.


То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые и сатиновые (в т.ч. атласные).

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.

Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:

  • из хлопка - ситец, бязь, батист и др.;
  • из льна - льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
  • из шелковых тканей - крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
  • из шерстяных тканей - сукно, костюмно-плательные и др.
Состав ткани, из которой изготовлено то или иное швейное изделие, указывается на специальной тканевой этикетке - «составнике », которая обычно вшивается в один из швов с изнаночной стороны.

Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью - шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток - саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Крупноузорчатые (жаккардовые) - простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: