Познавательное развитие в старшей группе пособие. Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.
Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.

Ход совместной деятельности

Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель. Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель. А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель. Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель. Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.

Воспитатель. А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель. Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель. Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель. Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.

-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель. У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель. Посмотрите на схему:


Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)

А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:


Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух

А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель. У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель. И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)


Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Цель: Познакомить детей с растениями, которые служат нам источником питания.

Задачи:

Закрепить знания о том, где растения растут, и кто их сажает.

Какие блюда можно приготовить из растений.

Рассказать о происхождении некоторых названий растений.

Развивать внимание, расширить и активизировать словарь по теме.

Предварительная работа: Рассмотреть строение растения на примере цветка. Беседа о том, какие растения мы знаем? Что мы называем растением?

Материалы. Иллюстрации разных растений. Пакетики с крупами на каждого ребенка.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель:

Ребята назовите мне, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак? А что вы кушали вчера в детском саду? А дома? Ответы детей.

То есть мы с вами принимаем пищу несколько раз в день: завтракаем, обедаем, полдничаем, ужинаем. А знаете ли вы, откуда берутся продукты для нашего стола? Ответы детей.

Воспитатель:

Наша главная кормилица- это земля-матушка. Она нам и хлеб дает, и овощи, и фрукты. Земля и животных кормит травой и сеном, а животные дают нам мясо, молоко, шерсть и другие продукты. Овощи и фрукты, трав - что это? Правильно это растения, растения, которые нас кормят. Многие растения, такие как овощи и фрукты вы знаете, но сегодня я познакомлю вас с интересными растениями, которые тоже являются нашими кормильцами. Отгадайте загадки?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Подкопай немножко:

Под кустом …(картошка).

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

И все без застежек. (капуста)

3. Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)

4. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Что это такое? Верно это хлеб! Кто назовет, каким бывает хлеб?

Хлеб бывает разным: пшеничный и ржаной. Из пшенично муки хлеб получается белый, а из ржаной - черный. А вот пшеничную муку получают из зерна пшеницы, а ржаную - из зерна ржи.

Физкультминутка.

Зерно в землю упадет

Движения рук вправо-влево перед собой

И росточком прорастет.

Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью.

Солнце будет его жарить,

Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки.

Дождь сто раз его польет.

Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз.

А потом под снегом мерзнуть

Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу.

И под ветром устоять

Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,
отрывая ноги от пола.

Очень трудно хлеб дается

Погрозить ук.пальцем левой, правой руки.

Должен ты об этом знать.

Дотрагиваются рукой головы.

Воспитатель: Оба этих растения - пшеница и рожь известны людям с давних времен. Всем хороша пшеница: мука из зерен получается белая, хлеб вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. Пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.

А вот рожь долгое время считалась сорняком. Рожь незваным гостем появилась на пшеничном поле и жила там, среди колосьев пшеницы, стремясь их оттуда выжить. Бывало стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жми ее, коси ее, молоти, да пеки из ржаной муки вкусный хлеб.


Пальчиковая гимнастика.

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился , поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился . Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна - в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам - хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Вот еще одно растение - кормилица кукуруза.


Точно никому неизвестно, откуда у кукурузы такое чудное имя. По - румынски кукуруза значит еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Во многих странах кукурузу ещё называют маисом. Каша из кукурузной муки получается вкусная, лепешки и того лучше. Кукурузы отличный корм для скота и птицы. Из зерен выжимают масло, а из кочерыжек делают мыло, пластмассу и даже лекарство - пенициллин.


А вот еще один продукт: гречневая каша. Варят её из гречки. А гречка откуда? Может быть из Греции? Нет, не совсем так. Точно известно только то, что это растение родилось где-то в южных краях, а про все южное в прежние времена говорили «греческое». Ведь Греция страна южная, вот и пошло отсюда название растения - гречиха.

Вот это растение называется сахарная свекла, из неё варят сахар. Не подумайте, что это та самая свёкла, про которую говорится в загадке: «Вверху зелено, внузу красно, в землю вросло». Нет, это другая свёкла, не красная, а белая и очень сладкая. Сахарная свёкла в поле растет. Комбайн её из земли выбирает, кучками складывает. Грузовик отвозит свеклу на сахарный завод, где из неё сварят сахар.

2 часть.

О растениях кормилицах можно говорить бесконечно, поэтому я предлагаю всем рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены знакомые и незнакомые растения: просо, фасоль, горох, чай, картофель, капуста и т.п.


3 часть.

У детей пакетики с крупами, дети определяют из какого растения получилась крупа.

Итог занятия.

Домашнее задание: Предложить детям узнать у родителей, что можно приготовить из того или иного растения, с которым они познакомились на занятии.

Галина Кушнир
Планирование «Познавательное развитие в старшей группе»

Сентябрь

1. Разговор о школе.

Программное содержание : развивать желание детей учиться в школе, вызвать интерес к жизни школьника. Снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию. Расширить и уточнить знания о школе, школьной жизни. Л. Л. Мосалова «Я и мир»

2. Давайте познакомимся .

Программное содержание : уточнить и обогатить представления ребенка о себе и сверстниках группы , об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек. Формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» , М.: 2004, стр. 23.

3. Откуда хлеб пришел.

Программное содержание : познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину ; разъяснить, хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»

4. Мониторинг.

5. Уходит золотая осень.

Программное содержание : уточнять представления детей об осени. Развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. С. Н. Николаева «Юный эколог»

6. Золотая осень.

Программное содержание : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»

7. Наряды куклы Тани.

Программное содержание : познакомить детей с разными видами ткани, обратить внимание на отдельные свойства тканей; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина

8. Перелет птиц.

Программное содержание : учить доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; дать элементарные сведения о питании птиц зимой. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова

9. Берегите деревянные предметы.

Программное содержание : дать представление о том, что дерево является строительным материалом, все предметы изготовленные из дерева надо беречь. С. Н. Николаева «Юный эколог»

10. Наземный пассажирский транспорт родного города.

Программное содержание : познакомить с различными видами транспорта в родном городе, с особенностью работы людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»

11. Эти мудрые сказки!

Программное содержание : познакомить с величайшим богатством русской народно культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их; знать сказки наизусть. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »

12. Корова и коза – домашние животные.

Программное содержание : Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза - домашние животные (живут у человека - в сарае, коровнике, не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу : корова даёт молоко, мясо, рога, кожу; коза даёт молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создаёт все условия для жизни : строит специальное помещение, убирает в нём, кормит, поит, заготавливает сено). С. Н. Николаева «Юный эколог»

13. Инструменты.

Программное содержание : Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей на производстве; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; учить сравнивать предметы по сходству, находить различия. Осуществлять классификацию инструментов. Развивать лексико-грамматический строй речи, воображение, эмоционально - волевую сферу; воспитывать положительную мотивацию к воображению. Л. К. Санкина «Познание предметного мира »

14. Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса - проводят зиму в лесу.

Программное содержание : Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима - для всех трудное время года; звери по - разному приспособлены к жизни в это время. С. Н. Николаева «Юный эколог»

15. Золотые руки мастеров.

Программное содержание : воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »

16. Новогодние традиции.

Программное содержание : формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»

17. Песня колокольчика.

Программное содержание : Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

18. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание : Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

19. Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.

Программное содержание : закрепить, уточнить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта. Укреплять потребность в занятиях физкультурой. Вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой. Л. Л. Мосалова «Я и мир»

20. Рассказ воспитателя о Севере и северном олене.

Программное содержание : расширять представления о природе Севера, его животном мире, дать представление о северном олене. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»

21. Растения в нашем уголке природы.

Программное содержание : Уточнить представления детей о 4 - 5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло) ; познакомить с новыми растениями ; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. С. Н. Николаева «Юный эколог»

22. Полезная и вредная еда.

Программное содержание : Закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая - вредная для организма, подвести их к пониманию противоречия : мне нравиться эта еда, но моему организму она не полезна; довести до сознания детей и родителей, что от качества принимаемой пищи зависит здоровье, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. Журнал «Воспитатель» №3 2009г.

23. Российская армия

Программное содержание :Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями - пограничник, моряк, лётчик и др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

24. В гостях у кастелянши.

Программное содержание : Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное . Доброжелательное отношение к ней. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

25. Весна в жизни лесных зверей

Программное содержание : Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время : трогаются в рост деревья, просыпаются животные, которые зимой спали; все устраивают свои гнёзда, норы, выводят потомство; весна для всех создаёт хорошие условия (много света, тепла, пищи) . С. Н. Николаева «Юный эколог»

26. Профессии - артист

Программное содержание : Познакомить детей с творческой профессией актёра театра. Дать представление о том, что актёрами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах человека этой творческой профессии; подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности. Уважения к труду творческих профессий. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

27. Посуда.

Программное содержание : Обогащать представление детей о посуде; учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам; развивать умение определять материалы, из которых изготовлена посуда; воспитывать интерес к познавательной деятельности . Л. К. Санкина «Познание предметного мира »

28. Волшебница вода.

Программное содержание : познакомить с тем , в каком виде вода существует в природе, с различными природными явлениями и состоянием воды в окружающей среде; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »

29. Культурные и дикорастущие растения.

Программное содержание : дать детям представления о дикорастущих и культурных растениях. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

30. Космос. Звезды. Вселенная.

Программное содержание : познакомить с планетами Солнечной системы , дать элементарные понятия о планетах . Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

31. Будь осторожен с огнем.

Программное содержание : закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие »

32. Мониторинг.

33. День Победы.

Программное содержание : воспитывать патриотические чувства, средствами эстетического воспитания побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»

34. Одуванчик.

Программное содержание : воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания признаков весны. Развивать наблюдательность , речь. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

35. Насекомые.

Программное содержание : расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарный запас. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

36. Весна кончается - лето начинается.

Программное содержание : Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни; весна - красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины. С. Н. Николаева «Юный эколог»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: