Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела. «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела Эскимосская сказка как лисичка бычка обидела

Дёмина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Лесная сказка"
Населённый пункт: п.Лонгъюган, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Как лисичка бычка обидела"
Дата публикации: 28.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Тема: пересказ и драматизация эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Воспитатель О.Ю.Дёмина ЦЕЛЬ. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст целиком и по частям, драматизировать отрывки. Ход занятия. - сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку «Как лисичка бычка обидела», - говорит педагог. - Кто кого обидел? - А кто это такой - бычок? - Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит телёнок). - Вы рассказали о телёнке. А ещё есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как? Воспитатель читает сказку.
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела: Бычок, бычок, Пучеглазый. Бычок, бычок, Большеротый. Бычок, бычок, Колючий бочок! А бычок говорит ей: - А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса мать спрашивает: - Кто тебя обидел доченька? Почему ты плачешь? - Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает: - А ты ему ни чего не говорила? - Сказала. - Что ты ему сказала? – спросила лиса. - А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. - Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты его первая обидела… Воспитатель. - Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показ на карте). Представьте теперь, как выглядит бычок- рыбешка морская? Если бычка называют пучеглазым, значит, глаза у него какие? Если бычка называют большеротым? А какая в этой сказке лисичка?
Помните, что сказала мам-лиса дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка, из эскимоски сказки. Как лисичка бычка обидела, что она ему запела? Если запела, значит, эти слова нужно не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… Затем её поют несколько детей по желанию. Далее педагог читает сказку ещё раз. Читает (с установкой на пересказ). Просит кого-либо из детей пересказать сказку. Затем дети по двое пересказывают текст по частям (2 пересказа). При этом одного из пересказчиков приглашает воспитатель, а второго ребёнок приглашает сам. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказать сказку вместе со мной?» - «Хочу». – «Спасибо, Миша». Второй рассказ воспитатель просит слушать более внимательно, чтобы определить, какой паре удался наиболее лучше передать содержание сказки (кто рассказывал интереснее? Кого было слушать приятнее, легче?). Далее воспитатель предлагает для драматизации сказки создать специальные условия (из ткани –море, дом в котором живет лисичка с мамой –стол с небольшой утварью (посуда)). Затем с детьми проводится гимнастика: 1. Шум и движение воды: звук - «Ш-ш-ш», движения плечевым суставом и руками. 2. Шуршащие камушки: «Шур- шур – шуууу-рррр». 3. Затем упражнения повторяются друг за другом с ускорением. После физминутки выбираются герои (бычок, лисичка, мать –лиса), детям предлагается выбрать для себя костюмы. Начинается драматизация сказки.

Сказки народов тайги и тундры читает Р. Пляттвып. 3 пл. 9

Выпуск 3

Пластинка 9

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
Сказки народов тайги и тундры
Пересказ Вл. Глоцера и Г. Снегирева

Как лисичка бычка обидела
Рыбья упряжка.
Медведь-пастух
Добрая лисичка.
Ленивая птичка
Мышка.
Куропаточка-крикунья
Улитка

Читает Р. Плятт

Сторона 2

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
(окончание)

Лисица и налим.
Зайчик
Медведь и карась
Читает Р. Плятт

Храбрый Азмун
Амурская сказка

Инсценировка В. Скурьят

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий - В. Зубарев
Азмун - Л. Шабарин
Старый Плетун - И. Ключарев
Тайрнадэ - Ю. Михайлов
Парень, Нерпа - К. Протасов

Режиссер В. Скурьят

Звукорежиссер А, Рымаренко
Редактор И. Якушенко
Художник А. Кошкин

От берегов Белого моря до берегов Тихого океана, на тысячи километров протянулась тайга. Лес, лес - без конца и края. Огромные кедры в горах, голубые лиственницы по берегам быстрых сибирских рек, непроходимые завалы поваленных бурей деревьев - все это тайга.
А где кончается тайга, там, за Полярным кругом, начинается тундра. Карликовые березки, ивы да цветы по берегам холодных озер и топких болот. Земля здесь оттаивает в ко¬роткое! полярное лето только сверху, а глубже она всегда твердая и мерзлая.
Сурова природа тайги и тундры. Но с не¬запамятных времен жили здесь разные племена охотников, оленеводов, рыбаков.
На широких лыжах, подбитых оленьей шкуркой, уходили охотники с луками и стрелами в тайгу за соболями и белками, за дикими оленями, за медведем.
В легких лодках из тюленьей кожи заплывали далеко от берега зверобои, чтобы добыть гарпунами моржей и китов.
С места на место перегоняли пастухи оленьи стада в долины, где растет белый мох ягель.
Долго длится полярная ночь. Только в мар¬те покажется краешек солнца и порозовеют снега в тундре. Но вдруг опять налетит снеж¬ная буря, ледяной ветер загонит людей в яранги, где горит огонь, тепло и в котле варится моржовое мясо.
Люди со всего стойбища, из всех яранг сидят у огня и слушают сказку. Маленькие девочки и мальчики придвинулись поближе к сказочнику.
Сказочник рассказывает об отважных охотниках, о злых колдуньях, о добрых медведях, про маленьких сусликов - евражек, про ворона Кутху...
Мальчики и девочки знают всех зверей и птиц и совсем не удивляются, что евражка менялась домами с медведем, в ворон Кутху запряг в нарты больших горбуш. Долго рассказывает свои сказки сказочник, у детей уже слипаются глаза, хочется спеть, да жаль пропустить хоть слово.
Когда сказочник доходит до страшного мес¬та, он бледнеет и говорит все тише, тише, а слушатели кричат:
- Ух!
Правда!
Так!
Заканчивает сказку сказочник, и последние
его слова такие:
- Конец. Я убил бурю!..
И правда: буря за пологом яранги утихла. Сказка помогла скоротать длинную полярную ночь.
Недаром у чукчей, нивхов, долган, эвенков сказочник - самый уважаемый человек в стойбище.
От одного сказочника к другому, из уст в уста, век за веком, переходили самые любимые сказки и дошли до наших дней.
Владимир Глоцер
Геннадий Снегирев

С далеких берегов седой древней реки Амур пришел к тебе в гости новый друг - Храбрый Азмун из сказки Дмитрия Нагишкина (? -1961). Писатель этот известен как автор романа «Сердце Бонивура», книги сказок «мальчик Чокчо» и других произведений о былых нравах и обычаях народов Дальнего Востока.
Настоящим другом будет тебе Азмун, который наперед о людях думает, потом о себе, страшен и ловок Азмун - чтобы другим помочь, отправляется он в сказочное путешествие, не за тридевять земель, а на дно моря, к старому Старику морскому.
Сейчас ты услышишь эту сказку - о красоте природы амурского края, о мудрых жителях его - искусных рыболовах и охотниках, о том, как спас их Азмун.
Про многих с тех пор забыли. А про Азмуна помнят.

Мария Шульгина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как лисичка бычка обидела»

Цель. Помочь детям запомнить содержание сказки и понять главную идею произведения.

Задачи. Учить детей пересказывавать текст по частям,драматизировать отрывки сказки.

Развивать диалогическую и монологическую речь,выразительно ты жестов,мимики, творческие способности.

Воспитывать доброжелательность и любовь к окружающему миру.

Оборудование. Ноутбук, красивая коробка,цветик-семецветик, настольный театр "Лиса и бычок",атрибуты для драматизирова (головные уборы, элементы костюма,голубая ткань, фигурки из соленого теста,краски,кисти,губки.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре играют. Воспитатель заносит большую коробку.

В-ль. Ребята, посмотрите, нам пришла посылка! Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми открывает коробку и достает цветик-семецветик.

В-ль. Посмотрите какой красивый цветок! Как же он называется? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята, это цветик-семецветик. А что же нам пожелать? (Ответы детей)

В-ль. А давайте отправимся в путешествие на север, как девочка Женя из сказки. Но для начала, чтобы не замерзнуть мы поделимся друг с другом теплом своих сердец.

В круг скорее становись

Крепко за руки держись!

Будь же добрым, не скупись

Щедро людям улыбнись.

От улыбки всем известно

Станет хмурый день прелестным!

В-ль. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Какие волшебные слова нужно сказать?

Дети :

Лети,лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вот мы и оказались с вами на севере. На севере тоже живут люди. Называют этот народ -эскимосы. Я сейчас вам о них расскажу.

Воспитатель вместе с детьми подходят к ноутбуку. Показ слайдов. Рассказ воспитателя об эскимосах.

В-ль. Как же холодно на севере,давайте с вами сядем у костра и погреемся. А пока вы греется я вам расскажу одну чудесную эскимосскую сказку. Называется она "Как лисичка бычка обидела ".

В-ль. Как вы думаете, кто такой бычок? (Ответы детей)

В-ль. А есть морская рыбка бычок. Вот лисичка его и обидела ,а как она его обидела я вам сейчас расскажу.

Воспитатель читает сказку.

"Шла однажды лисичка по берегу моря . А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичка разглядывать . Увидела лисичка бычка и запела .

Бычок,бычок

Пучеглазый.

Бычок,бычок

Большеротый.

Бычок,бычок

Колючий бочок!

А бычок ей и говорит :

А ты косматая,и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой .

Лиса-мать спрашивает :

Кто тебя обидел ,доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел . Наговорил мне,что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает :

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала?- спросила лиса.

А я ему сказала,что он пучеглазый и большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица- ты его первая и обидела .

Воспитатель. Вам понравилась сказка (Ответы детей)

В-ль. Какая в этой сказке лисичка ? (Ответы детей)

В-ль. А какой бычок? (Ответы детей)

В-ль. Что запела лисичка ? (Ответы детей)

В-ль. А что ответил бычок? (Ответы детей)

В-ль. Помните, что ответила мама- лиса (Ответы детей)

В-ль. Вот и вы, прежде чем жаловаться на кого-нибудь,подумайте, не поступаете ли вы,как лисичка из этой эскимосской сказки.

В-ль. Лисичка пела песенку -дразнилку,давайте мы вместе её споем.

Дети вместе с воспитателем поют песенку.

В-ль. А теперь Милана споет (Рита.)

Воспитатель повторно читателей сказку.

В-ль. Может кто то хочет нам рассказать эту сказку с помощью настольного театра. (Дети выбирают себе пару и рассказывают сказку по частям)

В-ль. Вот какая интересная сказка,а нам пора и честь знать и отправляться обратно в детский сад.

Воспитатель отрывает лепесток и вместе с детьми произносят слова :

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

В-ль. О каком народе вы узнали? (Ответы детей)

В-ль. Как называется сказка, которую они сочинили (Ответы детей)

В-ль. А вы хотели бы сами превратиться в героев сказки?

воспитатель отрывает лепесток, дети повторяют слова :

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

Дети переодевания в героев сказки. Рассказывают по ролям. Воспитатель напоминает действия. "Лисичка шла ", "бычок высунулся из воды" и тд.

В-ль. Как называется сказка? Что этой сказкой нам хотели сказать эскимосы? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята,есть такие поговорки " Как аукнется, так и откликнется. " Не хочешь чтобы тебя обидели ,не обижай и сам других.

В-ль. А сейчас, давайте отправимся в нашу мастерскую и раскрасимь фигурки из соленого теста для нашейитеатральной студии.

Дети раскрашивают фигурки.

В-ль. Какая же у нас получилась чудесная сказка,молодцы!

Публикации по теме:

«Как лисичка с бычком поссорились». Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию Конспект интегрированного занятия по Развитию речи (Коммуникация) и Рисованию (Худ. Творчество). Тема: «Как лисичка с бычком поссорились».

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела» Тема. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Сказки народов тайги и тундры
Эскимосская сказка "Как лисичка бычка обидела".

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
- Сказала.
-Что ты ему сказала? - спросила лиса.
-А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
-Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его обидела.

^ Ительменская сказка «Рыбья упряжка»

У ворона Кутхи жена была запасливая, хозяйственная. Вот раз она говорит ему:
- Езжай на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кутх нарты, положил на них удочки и пошел к морю. Стал он удить рыбу.
Маленьких рыбок Кутх в море выбрасывал, а больших - в нарты складывал. Да столько рыбы наловил, что нарты с места не сдвинет.
"Как я нарты до дома довезу без собак? - подумал Кутх. - Запрягу-ка я в нарты больших рыб - они и потащат".
Запряг Кутх горбуш в нарты и поехал домой.
-Ну, горбуши, тащите нарты хорошенько. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши быстрее ездовых собак.
"Ух, как тащат! - подумал Кутх. - Скоро я дома буду".
Домчали горбуши Кутху до тайги.
-Ну, Кутх, корми нас! -говорят. - Мы устали.
-Еще немного повезите, тогда накормлю, - говорит Кутх.
А сам думает: "Только бы до дому доехать, а там я их на зиму засолю".
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. Кутх даже засмеялся от радости. "Жена будет довольна. Много рыбы привезу".
Примчали горбуши нарты на сопку. Остановились, никак отдышаться не могут.
-Ну, Кутх, корми нас! Совсем мы замучались.
А Кутх в ответ:

Рассердились они у высокой скалы и говорят:
-Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутх в ответ:
-Еще немного повезите, тогда покормлю.
Рассердились горбуши, повернули к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха. Кричит, молит:
- Горбуши, горбуши! Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
-Не верим тебе! - закричали горбуши. - Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море.
Хотел Кутх соскочить, да не успел.
Нырнули горбуши в воду, а вместе с ними и Кутх с нартами.
Утонул обманщик Кутх, и не жаль его. Не обманывай!


^ Эскимосская сказка « Ленивая сова»

Жила в зеленом лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелететь с дерева на дерево. Как-то теплым днем она сидела в дремоте на лиственнице. Подлетел к ней пестрый дятел и застучал по дереву.
Проснулась сова, встряхнула помятыми крыльями и спросила сонным голосом:
– Что ты, дятел, шумишь – спать мне не даешь?
– Разве ты не видишь? – удивленно посмотрел на нее дятел своими глазами, похожими на просяные зернышки. – Еду я себе добываю.
– Ты что, не мог другого места найти? Убирайся отсюда! – прикрикнула на него сова.
– Все трудятся, одна ты спишь. Хотя бы гнездо себе сделала! – сказал дятел и улетел прочь.
Уселась сова поудобнее и только было заснула, как снова услышала шум. Это сорока подлетела к лиственнице и стрекочет над самым ухом. Закричала на нее сова, а та не испугалась и говорит ей бойко:
– Почему ты все спишь? Посмотри кругом – все птицы хлопочут, у каждой свое дело: кто птенцов кормит, кто гнездо вьет!
Не дождалась сорока ответа от совы и полетела дальше новости лесные собирать.
Опять задремала сова, вдруг слышит, как над ее головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют кузнечики звенят, мошки жужжат.
Стыдно стало сове, и решила она, как придет другой день, за гнездо приняться.
Наступила ночь. Была она очень холодной. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о теплом гнезде синички – вот бы в таком поспать. Длинной была холодная ночь. Даже глаза бесчисленных звезд неба замерзли и потускнели от холода. Всю ночь сова мерзла и поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело ее. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за своей лености.

^

Мансийская сказка «Зайчик»


Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:

– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!

– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.

– Губу мне разрезала, – ответил заяц.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:

– Вода, прибудь, затуши огонь!

– Какое зло тебе сделала осока?

– Губу мне разрезала.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:

– Дети, в воду стреляйте!

– Какое тебе зло вода сделала?

– Вода не прибывает, огонь не тушит!

– Какое тебе зло сделал огонь?

– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!

– Какое тебе зло сделала осока?

– Губу мне разрезала?

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::

– Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!

Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.

Конспект оод по речевому развитию

в старшей группе МБДОУ комбинированного вида д/с №1

Воспитатель: Дубинина В,М.

Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов Севера, расширить знания детей о морских рыбах, помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее, используя схему, драматизировать сказку по ролям, учить эмоционально и выразительно выполнять назначенную роль .

Оборудование : мнемотаблица, шапочки лис, морского бычка, иллюстрации быта народов Севера, запись шум волн, портрет Г.Снегирёва.

Словарная работа: пучеглазый, большеротый, эскимосы.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей встать в круг. (Психологический настрой).

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – доброе утро,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Предлагает поиграть в словесную «Наоборот» Цель: подбирать слова с противоположным значением, затем приглашает присесть на стульчики.

Воспитатель. В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете? Дети называют. На Севере нашей страны живут народы эскимоссы, предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это очень далеко от нас и там очень холодно, потому что на глобусе Север отмечен, синим цветом. Предлагает посмотреть иллюстрации о жизни и быте эскимосов; жилище, одежда, на чём передвигаются, чем занимаются.

«Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», – говорит педагог. Обработал эту сказку, т.е. записал Г. Снегирёв и показывает его портрет. Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку, а затем записал, теперь эту сказку знают и другие народы. Кто кого обидел? А кто такой бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием «бычок», показывает иллюстрацию с морской рыбой, его-то лисичка и обидела. Дети выделяют большой рот, значит большеротый, глаза расположены на выкате, значит пучеглазый. Хотите знать,

где это случилось и как? Воспитатель читает сказку:

... Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:


Бычок,бычок
Пучеглазый.
Бычок,бычок
Большеротый.
Бычок, бычок

колючий,бочок
А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:

Понравилась вам эскимосская сказка? Как называется эта сказка? Ребята, а случалось ли у вас такое? Как вы реагировали на дразнилку? Можно ли дразнить людей за то что у них другого цвета волосы, глаза, цвет кожи не такой как у вас?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?

Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Артём, Саша...

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.

Физкульминутка

Двое детей пересказывают сказку по частям, в помощь предлагает мнемотаблицу. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Воспитатель организует драматизацию сказки. Вместе с детьми готовят атрибуты: синее полотно море, раскладывают морские камешки, ракушки по берегу моря, слушают шум волн в записи и повторяют звуки.

Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.

Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: