Когда у мусульман начинается месяц рамадан. Месяц Поста – время совершенства и надежд

Месяц Рамадан (Рамазан) является одним из самых почитаемых у мусульман и требует строгого соблюдения поста. Наступает Рамадан в девятый месяц мусульманского лунного календаря.

Рамадан является частью лунного календаря и началом его считается появление луны. Лунный календарь на 11 дней короче Григорианского календаря, поэтому каждый год Рамадан начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году.

Когда начинается и заканчивается пост в Рамадан

По данным астрономических вычислений, в 2018 году первый день мусульманского поста в месяц Рамадан придется на 16 мая и продлится до 14 июня.

В одних мусульманских странах первый день Рамадана определяется астрономическими вычислениями, а в других — непосредственным наблюдением за Луной или свидетельствами авторитетных мусульманских богословов. Ислам допускает обе возможности, в связи с чем дата начала религиозного праздника в разных странах может отличаться.

Как соблюдать пост в Рамадан

Пост (ураза) в Рамадане является одним из пяти cтолпов ислама — столь важным, что мусульмане верят: за тех, кто не успел восполнить до своей кончины пропущенные дни поста, должен компенсировать их опекун (или потомки), ибо за ними — не возданный долг Аллаху. Пост позволяет каждому мусульманину укрепиться в своей вере и самодисциплине, точно следуя наказам Аллаха.

От рассвета до захода солнца постящийся воздерживается от всех видов разговения (еды, питья, курения, половой близости и др.) и стремится сохранять свой язык от сквернословия, а душу — от нечистых помыслов.

С заходом солнца мусульмане прерывают свой пост. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье — благословенное время, поэтому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла.

© Sputnik / Владимир Песня

Во многих странах ифтар подается в мечетях и готовят его сами верующие, чтобы вместе отведать угощений.

Пост в Рамадан разрешается не соблюдать только беременным и кормящим женщинам, тяжело больным, детям, людям, которые заняты на тяжелых работах или находятся в это время в пути, воинам, которые участвуют в боевых действиях. Однако эти причины не освобождают их полностью от выполнения поста, его нужно будет соблюсти в другое время.

К Рамадану мусульмане всего мира готовятся задолго до его наступления: женщины запасаются едой и продуктами, мужчины заняты покупкой подарков для встречи праздника.

Во время Рамадана мусульмане уделяют большую часть времени чтению Корана и поминанию Аллаха (зикр). Кроме ежедневных пяти молитв, каждую ночь поста совершают дополнительную молитву-намаз (таравих) после пятой молитвы.

Мусульмане верят в то, что Аллах может простить грехи человека, если он проводит время в чтении молитв и совершает богоугодные поступки, например, помогает нуждающимся, жертвует средства на благотворительные цели. По легенде, Аллах также освобождает какое-то число душ умерших из ада.

© Sputnik / Артем Креминский

Во время Рамадана мусульманам надлежит щедро раздавать садака (добровольные пожертвования) и закят (обязательную милостыню). Садака не обязательно означает денежное подаяние. Это может быть добрый поступок — к примеру, помощь ближнему — поступок, который верующий совершает во имя Аллаха, не ожидая, таким образом, награды со стороны человека, которому он помог.

Долг каждого мусульманина сделать небольшой взнос, называемый закят-уль-фитр, до окончания Рамадана. Собираемые деньги идут самым бедным и нуждающимся так, чтобы и они наравне со всеми могли принять участие в празднествах разговения Ид аль-Фитр. Большинство мусульман во время Рамадана щедро раздают закят, поскольку верят в то, что воздаяние за него в этот месяц возрастает.

© Sputnik / Максим Богодвид

Первая декада месяца олицетворяет принятие милости всевышнего, вторая — очищение от греха, а третья знаменует спасение от геены.

Особенно важной в месяц Рамадан считается ночь 27-го числа — "Лейлат аль-кадр" ("ночь могущества" или "ночь предопределения"), когда Аллах решает судьбы людей.

Последние десять дней Рамадана являются самыми священными, поэтому мусульмане проявляют еще большее усердие в актах поклонения. В эти дни многие мужчины совершают итикаф (духовное уединение), проводя это время в мечети.

Завершение Рамадана

Завершение Рамадана и поста ознаменовывается вторым по значению из мусульманских праздников — Ид аль-Фитр (в переводе с арабского — праздник разговения; по-тюркски — Ураза-байрам), начинающегося с заходом солнца в последний день Рамадана и продолжающегося 1-го и 2-го числа следующего месяца шавваль.

© Sputnik / Илья Питалев

Начинается он с чтения молитвы-намаза под руководством имама. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие. Далее приступают к праздничной трапезе и раздаче милостыни бедным, а также посещают могилы предков. За совместными молитвами и проповедями часто следуют различные празднества: дети принимают участие в играх, всем желающим раздаются сладости, на улицах выступает театр и всюду слышны песни и радостные возгласы.

Во время Рамадана в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, уменьшается рабочий день, усиливаются религиозные настроения; повседневная жизнь смещается на вечернее и ночное время суток.

Материал составлен по открытым источникам.

Священный месяц Рамазан является самым ценным месяцем в году. Он является особенным месяцем для мусульман.

“Месяц Рамазан - это месяц, когда был ниспослан Коран - наставление для людей (на правильный путь) и различение (между истиной и ложью)” (Сура 2, аят 185).

Согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Другой хадис гласит: “Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно” .

В этом месяце многократно увеличиваются шансы покаявшихся быть прощенными, шансы перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамазан необходимо покаяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, постараться совершать как можно больше добрых деяний, совершать все намазы джамаатом и в мечети, стараться обрадовать родителей, близких и всех окружающих, прощать других, старательно совершать все таравихи, возмещать пропущенные намазы, а тем, у кого нет долга по намазам - совершать другие суннат-намазы, читать Коран, салават и другие различные молитвы, учиться исламским наукам и посещать маджлисы, в которых рассказывают об Исламе, раздавать садака и воздерживаться ото всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за нарушение запрета, совершение злых деяний в этом месяце увеличиваются многократно.

Особым даром Аллаха мусульманам является предписание поста в месяце Рамазан и награда за него.

Уважение к месяцу рамазан

В месяце Рамазан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к соблюдению поста в месяце Рамазан является проявлением неуважения к Исламу, проявлением невоспитанности и бескультурья.

Приведем пример из книги «Нузхатуль Маджалис», показывающий, что уважение к постящимся тоже является благочестием.

Один маджуси (огнепоклонник) проживал в мусульманском квартале. Однажды в месяце Рамазан он увидел, что его сын кушает на улице. Маджуси позвал сына домой и наказал за то, что тот проявил неуважение к мусульманам, которые соблюдают пост.

Через некоторое время после его смерти один хороший алим увидел его во сне в Раю на троне. Алим спросил его: «Ты ведь не был мусульманином - как же ты оказался в Раю?» Тот ответил: “Когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу Единобожия. Произнеся ее и уверовав, я отошел к Своему Создателю мусульманином”.

Итикаф

От Айшат (да будет доволен ею Аллах) передали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) в последние десять дней и ночей Рамазана переходил на итикаф, то есть проводил это время в мечети в ибадате. Также поступали жены Пророка (мир ему и благословение) и после его смерти. И нам желательно постараться провести эти дни в итикафе. Кто не может провести в итикафе десять дней, пусть проведет сколько сможет: несколько дней, один день, один час, хотя бы несколько минут!

Провести в мечети время в итикафе желательно не только в месяце Рамазан, но и в любое другое время.

Некоторые хадисы о посте и месяце Рамазан

Тому, кто соблюдает пост в месяце Рамазан, прощаются все совершенные им в прошлом грехи.

Принятие пищи перед началом рассвета в месяце Рамазан кроет в себе изобилие. Ешьте перед рассветом.

Читающего по одному аяту Корана днем и по одному аяту вечером ожидают блага соответственно количеству букв прочитанных аятов. Благодать такого рода получают шахиды – павшие за веру.

Кто в месяце Рамазан старается совершить намаз с джамаатом (коллективно), тому в Раю возводится город из нура (света) по числу ракаатов, совершенных коллективно.

Если бы рабы Божьи знали о всей благодати и достоинствах месяца Рамазан, они бы пожелали, чтобы он длился целый год.

Совершившего в месяце Рамазан один грех - ожидает двойное наказание, совершившегося одно доброе дело - двойное вознаграждение.

Следует очень уважительно относиться к месяцу Рамазан. Его благодать радует верующих. Это такой месяц, первые дни которого приносят благодать, средние дни - сулят отпущение грехов Всевышним, последние дни - спасают от пламени Ада.

Аллах говорит: “О ангелы, посмотрите на Моего раба, который оставил похоть свою, и удовольствие свое, и еду свою, и питье свое ради Меня”.

У Рая есть врата с названием “Райан”, через которые входят только те, кто соблюдал пост. Тем, кто войдет через них, обещано лицезрение Всевышнего.

У всего есть своя дверь - дверью к служению (поклонению) Аллаху является пост.

Подобно тому, как щит защищает человека в битве, так и пост охраняет его от пламени Ада.

Кто в месяце Рамазан радует родителей, слушается их, по возможности помогает им, на того Всевышний направляет взор Милости и Милосердия, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит ему на помощь.

Соблюдайте пост - это улучшит ваше здоровье.

Отказавшемуся от греховных поступков в месяце Рамазан Всевышний прощает грехи одиннадцати месяцев.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

(Коран: Сура 2, Аят 183)

Великий Аллах так говорит об этом:

"Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения (добра и зла, истины и лжи)"

(Коран: Сура 2, Аят 185)

В одну из последних десяти ночей месяца Рамадана 610 года н.э. в пещере Хираа на горе Жабаль-ан-Нур (Гора Света), недалеко от города Мекки началось Великое Откровение, оказавшее мощное и не имеющее аналогов воздействие на мировую цивилизацию:

"Поистине, Мы ниспослали Коран в ночь аль-Кадра. А что даст тебе знать, что такое "ночь аль-Кадра"?! Ночь Аль-Кадра лучше тысячи месяцев: в нее нисходят Ангелы и Дух (Ангел Жибрииль) с соизволения Господа их для всяких повелений. Она - есть мир до начала рассвета!" 2

(Коран: Сура 97, Аяты 1-5)

Пророк Мухаммад 3 говорил:

"Кто совершал Кийаам (добровольную молитву) в ночь Аль-Кадра ради Аллаха и в надежде на вознаграждение, тому прощены все предыдущие грехи"

«Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число (дней Поста) и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на праведный путь, - может быть, вы будете благодарны!»

(Коран: Сура 2, Аят 185)

У мусульманского Поста, соблюдаемого в месяц Рамадан, есть огромное множество преимуществ и положительных моментов, которые дают каждому соблюдающему его мусульманину благоприятные результаты. И мы хотели бы напомнить о тех из них, которые по своему значению занимают особое место. К числу таких благодеяний относятся:

Получение Божественного Благословения для каждого мусульманина, соблюдающего Пост в соответствии с Предписаниями Аллаха.
Выработка в себе умения подавлять низменные инстинкты и желания, происходящие от деяний сатаны.
Оздоровление организма человека в результате благотворного голодания во время Поста.
Развитие чувства сострадания к ближним, особенно к неимущим и больным, старикам и детям, ко всем, кто страдает, болен и слаб, а также дополнительные возможности для того, чтобы оказать им практическую помощь.
Очищение человеческой души от злых и нехороших мыслей, воздержание от совершения плохих поступков, развитие в человеке умения ценить все Блага, дарованные ему Аллахом, и выражение благодарности Всевышнему за Его Величайшую Милость к Своим верным рабам.
На этих добродетелях мы остановимся здесь более подробно
Божественное Благословение

Обращаясь к правоверным, Великий Аллах повелевает:

"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам), - может быть, вы будете богобоязненны!"

(Коран: Сура 2, Аят 183)

Мудрость данного Предписания заключена в том, чтобы каждый человек стал богобоязненным. Это качество необходимо всем, ведь без него невозможны добрые нравы. А без добрых нравов не может быть счастливой жизни ни у отдельного человека, ни в семейных отношениях, ни в общественном бытии.

Нужно отметить, что в Исламе быть богобоязненным - это предпосылка успеха в нынешней жизни и в Жизни Грядущей. Аллах в Его Милости дал нам месяц Рамадан, а одна из главных целей Рамадана - приобретение богобоязненности. Она приобретается за счет сознательного стремления к ней. И в этом важную роль играет нийя: в период Рамадана, с ночи до полудня, мусульманин должен - мысленно или вслух - произносить на любом языке и в любой формулировке о своем намерении соблюдать Пост ради Аллаха в течение предстоящего дня.

Также допускается провозглашать нийя по-другому, т.е. в первый день Рамадана мусульманин может произнести свое намерение о том, что он будет ради Аллаха соблюдать Пост в течение всего месяца Рамадана.

Богобоязненность - необходимое качество для каждого мусульманина и ее воспитанию в значительной мере способствует произнесение о своем намерении держать Пост во имя Аллаха. Произнося нийя, мусульманин еще раз проверяет себя и свою цель, что совершаемый им поступок - только ради Всевышнего.

Исламский Пост в месяц Рамадан обязывает каждого мусульманина (за исключением больных, находящихся в пути и некоторых других категорий людей) полностью воздерживаться от еды и питья в период между началом рассвета и полным заходом Солнца. Предписывается также воздержание от курения и интимных отношений в это время.

"...Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи... Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - может быть, они будут богобоязненны!"

(Коран: Сура 2, Аят 187)

Несоблюденные из-за болезни или странствия дни Поста должны быть возмещены в другое время, как это предписывается Аллахом в Коране (Сура 2, Аяты 184-185).

Разумеется, отказ от пищи и питья в этот период связан с чувством голода и жажды. Таким образом, человек добровольно подвергает себя определенным временным трудностям, которые мы переносим с терпением и удовольствием. Как они способствуют появлению и укреплению в человеке чувства богобоязненности, т.е. особого почтения по отношению к своему Создателю? Какова Награда от Всевышнего за это?

Великий Аллах говорит нам:

"Кто же добровольно возьмется за благо сверх того, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете"

(Коран: Сура 2, Аят 184)

Добровольно подвергая себя определенным лишениям в установленное время, человек получает возможность больше времени уделять молитве, чтению и декламации Корана, он может всецело сосредоточиться на воспоминании Аллаха и мыслях о Нем. В это время человек чаще вспоминает о своем Создателе, глубже задумывается о цели своего бытия и о том, чт? ждет от него Всевышний.

Возвышенная духовность этого периода, глубокая сосредоточенность на совершении того, что угодно Богу и воздержание от всего, что Он запретил, отпугивает сатану и заставляет его бежать прочь. В это время Благодать Божья изливается на правоверных с особой силой. В это время открываются ворота Рая и закрываются ворота Ада. Это время, когда сатана и дьяволы не имеют свободы соблазнять верующих, вводить их в заблуждение и побуждать к совершению грехов.

Таким образом, за счет ограничения некоторых из своих телесных потребностей на определенное время, человек получает больше возможностей для духовного совершенствования, приближения к своему Создателю и имеет огромные Благословения за это от Аллаха.

Пророк Мухаммад сказал:

"Аллах предписал посты в этом месяце и велел нам в ночи этого месяца совершать дополнительные молитвы. Кто приближается к Аллаху одной добродетелью в это время, вознаграждение ему подобно тому, которое следует за выполнение одной обязанности (фард) вне Рамадана. А награда за соблюдение обязанности в это время равна по ценности той, которая следует за выполнение семидесяти обязанностей в другие дни года"

А еще Пророк в одном из своих Хадисов 1сказал:

"Первая часть месяца Рамадан - Милосердие, вторая часть - Прощение, третья часть - Освобождение от пламени Ада"

Стойко выдерживая испытания в период Поста, все верноподданные Аллаха шаг за шагом приближают к себе Великое Божественное Благоволение, венцом которого является избавление от наказания огня, - от адского пламени. Они получают Прощение и множество Благ, которые Аллах обильно ниспосылает правоверным
Управление желаниями

Достижение успеха в этой жизни и в жизни Грядущей невозможно без стремления угодить Всевышнему, без совершенствования своего характера и выработки в себе добрых нравов.

Можно спросить - почему же люди не стремятся делать все это?

И здесь нужно отметить, что без умения ограничивать себя в некоторых из своих устремлений, достичь нравственного совершенства невозможно. Но ведь такое ограничение нельзя навязать человеку принудительно - это должно стать его убеждением, пройдя через понимание сердца и разума. А привычка стойко и терпеливо переносить различные жизненные трудности зачастую не дается легко - она приходит посредством длительной тренировки и больших усилий. Хотя Пост в Исламе не является практикой аскетизма или умерщвления плоти - он представляет собой акт самодисциплины и покорности Богу, предполагающих строгое соблюдение установленного Им порядка начинать Пост перед рассветом и заканчивать его сразу же после захода Солнца.

Если с этой точки зрения рассматривать мусульманский Пост в месяц Рамадан, то мы убедимся, что именно для этих целей, в первую очередь он и был предписан Аллахом для всех муминун - верующих в Него.

Пророк Мухаммад так говорил о Рамадане:

"О люди! Благословенный месяц накладывает на вас свою тень... Это месяц терпения и награда за терпение - Рай, и это месяц доброты и сострадания..."

Таким образом, Рамадан - время силы духа и сострадания. И нужно обратить особое внимание на то, что выражение "сила духа" в Исламе употребляется для обозначения успешной внутренней борьбы человека, стремящегося подчинить, поставить под контроль некоторые из своих чувственных влечений, желаний и потребностей. Не случайно Пост в месяц Рамадан называют "хорошей тренировкой для мусульман". В этот месяц все истинные мусульмане не перестают трудиться с тем, чтобы стать лучше. Они учатся не быть жадными и эгоистичными. В период Поста каждый настоящий мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы не лгать и не рассказывать всякие небылицы о других людях. Но все это возможно только за счет значительных личных усилий каждого верующего, которые направлены на стойкое перенесение болезненных ощущений и неприятных явлений ради того, чтобы Бог был доволен им. Именно на это и направлен Пост от начала и до конца. В нем физическая тренировка и выносливость идут параллельно с тренировкой и закалкой духа. Здесь рождается настоящее мужество на Пути Аллаха. И это есть джихааду-ннафс, борьба против своего собственного "я" ради того, чтобы угодить Всевышнему.

Такая борьба представляет собой немалые трудности для человека. Ведь при этом ему приходится ограничивать не кого-либо другого, а самого себя. А это иногда оказывается труднее, чем "исправлять" недостатки других людей. Тем более понятным становится огромное значение Поста в месяц Рамадан: это акт личного выражения веры каждого мусульманина, это серьезный личный экзамен для каждого. В нем проверяется искренность Веры и чистота сердец.

Но у такой "тренировки" в период Поста есть и много других положительных моментов. Человеческая жизнь в этом мире не является гладкой дорогой без проблем и лишений. Скорее она сама представляет собой суровый "экзамен на прочность". И успешно выдержать этот экзамен, преодолев все преграды, невзгоды и трудности жизненного пути тоже помогает закалка, приобретаемая при соблюдении Поста.

По результатам этого испытания в День Воскресения Аллах будет судить каждого человека. Ведь Он прямо говорит нам:

"В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его"

(Коран: Сура 99, Аяты 6-8)

Мусульманский Пост в месяц Рамадан представляет собой эффективный урок полезного воздержания и силы воли. Мусульманин, соблюдающий Пост тщательно, вне всякого сомнения является человеком, который дисциплинирует свои страстные желания и становится выше физических соблазнов. Именно таким является человек силы воли и решительности, человек-личность, обладающий характером истинного мусульманина.

Духовные и физические усилия верующего, направленные на преодоление животных инстинктов неизменно приводит всех мусульман к тому, что они становятся более восприимчивыми к добру и приобретают отвращение к злу. В период Рамадана среди правоверных в целом возрастает склонность к совершению добрых дел и стремление к миру. Причем зачастую такие стремления возрастают настолько, что в этот период многие отклонившиеся мусульмане начинают следовать примеру своих собратьев и возвращаются к чистой вере. Более того, этот пример побуждает новых людей принимать Ислам под влиянием особого Божественного вдохновения и под воздействием положительного примера истинных мусульман.

Пророк Мухаммад в одном из Хадисов учит нас:

"Саум не есть только воздержание от пищи и питья, а воздержание от вздора, пустословия и сквернословия. И если во время поста кто-то ругает тебя или ищет ссоры с тобой, скажи: "Я соблюдаю пост""

Невозможно не понять, каким благотворным для всего человечества стало бы правило хотя бы один раз в году в течение месяца соблюдать Пост таким образом, чтобы полностью избегать ссор, распрей, вражды, не говоря уже о бесконечных войнах, которые не утихают на планете. Сколько миллионов человеческих жизней было бы спасено от смерти и сколько добрых дел было бы совершено!

К сожалению, люди забывают о Дне Суда и поэтому в нынешней действительности иногда происходит совсем наоборот.

Обращаясь ко всему человечеству, Аллах говорит:

"Увлекла вас страсть к умножению, пока не навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности... Вы непременно увидите огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности! Потом вы будете спрошены в тот день о наслаждении!"

(Коран: Сура 102, Аяты 1-8)

Человек обязан всегда помнить, что День Суда - неизбежен. И каждый увидит Ад, потому что Аллах говорит в Коране:

"Нет среди вас того, кто бы над ним не прошел; для твоего Господа это решение постановленное"

(Коран: Сура 19, Аят 71)

Чтобы избежать пламени Ада каждый человек должен стремиться стать богобоязненным. Он должен научиться преодолевать в себе животные страсти и полностью подчинить себя Воле Аллаха. Только таким путем человечество может прийти к миру и процветанию. А одним из главных средств воспитать в себе положительные черты характера, высокие нравственные качества и усовершенствовать добрые нравы является Священный Рамадан.

"И приближен будет рай для богобоязненных недалеким. Вот что обещано вам для всякого кающегося, соблюдающего, того, кто боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся. "Входите туда с миром, это - день вечности". Им - то, что они пожелают там, и у Нас - добавка"

(Коран: Сура 50, Аяты 31-35)

Оздоровление".

Но следует помнить, что главное оздоравливающее воздействие оказывает Помощь Всевышнего, которая приходит к каждому мусульманину, соблюдающему Пост надлежащим образом.

Современные научные исследования о воздействии мусульманского Поста в месяц Рамадан на человеческий организм убедительно свидетельствуют о том, что надлежащее соблюдение Поста является хорошей защитой от многих болезней.

Здесь мы приведем лишь некоторые данные таких исследований:

а) в результате Поста укрепляется иммунная система, т.к. улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции;

б) предотвращается ожирение и опасности, которые оно таит в себе. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период Поста. Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего Пост, а также большое количество действий выражения Веры (Ибадат) в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются "расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха", удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями;

в) Пост защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках; происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия. Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках;

г) Пост успокаивает половые инстинкты, особенно у молодежи, и таким образом уберегает человека от излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений;

д) Подтверждено положительное влияние Поста на профилактику психических отклонений, в частности, "раздвоения личности". Установлено также, что правильное Соблюдение Поста и диета позволяют приостановить развитие и постепенно избавиться от некоторых психических заболеваний.

Экспериментальным путем подтверждено также, что:

а) Пост облегчает работу органов пищеварения в том числе за счет улучшения механизма всасывания в пищеварительном тракте и выполнения связанных с этим функций наилучшим образом. Пост дает возможность физиологического отдыха всего пищеварительного аппарата после употребления пищи на определенный срок. Такой отдых получают, в частности, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник;

б) Пост помогает работе эндокринных желез, которые связаны с процессами обмена веществ в период после всасывания питательных веществ. Это позволяет им наиболее успешно выполнять свою роль в выделении активных гормонов и активизацией механизмов торможения-возбуждения этих процессов ежедневно. Результатом этого является достижение баланса в деятельности гормональной системы организма;

в) Активизируется клеточный обмен веществ глюкозы, жиров и белков, создаются необходимые условия для того, чтобы эти вещества выполняли свою роль наилучшим образом;

г) Улучшаются детородные функции и у мужчин и у женщин;

д) Человек получает большую пользу от воздержания в питье во время Поста, т.к. это помогает организму лучше реализовать накопленную энергию, повышает способности к учебе, улучшает память;

е) В результате Поста разрушаются больные и слабые клетки в организме, причем процент строения новых клеток - повышается;

Поистине, соблюдение Исламского Поста - это послушание, покорность и повиновение Аллаху. Это - просьба и надежда ожидания того, что у Него в числе вознаграждений - огромная польза для души и тела. Пост вселяет в душу спокойствие и уверенность. Все это положительно воздействует на механизм обмена веществ и способствует тому, что этот процесс происходит наилучшим образом. Ас-Саум - и в идейной убежденности и в практическом поведении усиливает у человека многие духовные качества: терпение, силу воли, контроль над всякими инстинктами и желаниями, придает душе спокойствие, мир, уверенность, довольство и радость.

Режим приема пищи во время Рамадана - это еще один фактор, который способствует крепкому здоровью. Нужно сказать, что, хотя по правилам мусульманского Поста нельзя принимать пищу и питье и т.д. от начала рассвета до захода Солнца, соблюдение Поста не является причиной отказа от работы и от выполнения других повседневных обязанностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить работоспособность организма в течение дня, предписывается принимать пищу вовремя, т.е. сразу после захода Солнца (Ифтар) и непосредственно перед началом рассвета (Сухур).

Чтобы не просыпaть время Сухур и таким образом не начать питаться один раз в сутки, но своевременно давать организму необходимое подкрепление на весь предстоящий день, Пророк специально предупреждал мусульман, давая им такой совет:

"Примите Сухур, поистине, в Сухуре - Благословение" 1

Кроме того, этот принцип поддержания крепкого, здорового тела и разума видно в следующем изречении Пророка:

"Люди (пребывают) в добре до тех пор, пока они спешат разговеться (т.е. прервать Пост и принять пищу, Ифтар, вовремя)".

Понятно, что голодание хорошо для здоровья, однако от длительного голодания нет никакой пользы, кроме вреда.

Интересно отметить еще и то, что прием пищи на пустой желудок после времени воздержания от еды и питья требует особого способа. По этому поводу Пророк Мухаммад сказал следующее:

"Начинайте ежедневное разговление с финика, а если нет (финика) тогда с воды, - поистине она чистая"

На основе этого Хадиса и других Изречений Пророка у мусульман всего мира существует традиция принятия Ифтара следующим образом: сразу же после захода Солнца громко звучит Азан, призыв к молитве (Салят Магриб), для того, чтобы все мусульмане знали, что подошло время Ифтара. В некоторых мусульманских странах специально с этой целью устраивают шумные фейерверки и т.п. Услышав Азан, мусульмане съедают по нескольку фиников или другие имеющиеся фрукты, например, яблоки, изюм и т.д., либо выпивают стакан молока или просто стакан воды. После этого они совершают молитву Магриб, а после молитвы принимают более плотный ужин.

В Рамадан мусульмане в качестве хорошей традиции любят принимать такой ужин совместно. Это может быть в кругу семьи, близких или дальних родственников или других людей, либо даже в большом собрании, где присутствуют, например, по 400 человек. Такая традиция, кстати, существует у нас на Украине в разных городах и такие совместные ужины бывают каждый год.

Они особенно сближают как близких родственников, так и всех мусульман, укрепляют между ними узы братства, взаимопомощи и любви. И хотя в общем в период Поста потребность человека в количестве еды несколько уменьшается, зато духовное наслаждение от совместной семейной или коллективной трапезы неизмеримо возрастает.

Соблюдающие Пост мусульмане принимают эту еду с чувством особого благоговения и благодарности Аллаху еще и потому, что ограничения питания в этот период дают возможность с особой остротой почувствовать ценность пищи, которую дает нам Всевышний и осознать Великую Милость Аллаха, Который обеспечивает нас всем необходимым.

1 Согласно Изречению Пророка Мухаммада прием пищи Сухур непосредственно перед началом рассвета есть Сунна Пророка, т.е. его жизненный пример для всех мусульман. И надо отметить, что следование примерам Пророка есть неотъемлемая часть Ислама.

Сострадание

До нас дошел Хадис Кудуси, который гласит:

"Я ведь принимаю молитву того, кто непременно являет в ней свою смиренность пред Моим величием. И того, кто не чинит несправедливость и не превозносит себя над Моими созданиями. И не упорствует в грехе в противовес Мне. Кто весь день пребывает с мыслью обо Мне и поминает Меня устами. И проявляет милосердие к бедным, странникам и вдовам. И милосерден ко всем, кто страдает"

Ислам есть религия сострадания. Жизненный путь Пророка Мухаммада - это пример того, как следует относиться к тем, кто страдает от болезней, бедности и других лишений, от которых никто не может быть "застрахован" в этой жизни. Сострадание - необходимое качество для людей, живущих в обществе. В противном случае общество превращается в совокупность эгоистов, где каждый предоставлен воле случая и находится во власти сатаны и дьяволов.

Сострадание в Исламе - это не только материальная поддержка нуждающихся. Это всякое доброе дело, угодное Аллаху.

Пророк сказал:

"Предохраните себя от огня Ада хотя бы половинкой финика, а кто не имеет и этого, то добрым словом"

Пророк говорил также:

"Не пренебрегай ничем из одобряемого, хотя бы и тем, чтобы встретить брата твоего с радостным лицом"

Сострадательное отношение к ближним - это Предписание Аллаха, воплощенное в жизненном примере Пророка, который по свидетельствам его сподвижников стоял выше всех людей в своей щедрости и в совершении добра для всех людей. Об этом повествует и вышеприведенный Хадис Кудуси.

Однако, были особые периоды в жизни Пророка, когда его благосклонность к своим ближним поистине не знала границ. Это были месяцы Поста, когда казалось, что Пророк в своей щедрости и благосклонности был быстрее ветра.

Предание говорит нам о том, что Рамадан был для Посланника Аллаха особым периодом. Это было время радости и необычайно сильного проявления таких чувств, как сострадание и любовь ко всему человечеству. Не случайно сам Пророк, как говорилось выше, считал Рамадан временем не только терпения, но также и временем особой доброты и сострадания.

Такому состраданию очень благоприятствует щадящее голодание, которого придерживается мусульманин в этот период. Соблюдая Пост надлежащим образом, правоверные обретают незаменимый опыт: когда они сами терпеливо переносят голод, они учатся сочувствовать и сострадать людям, вынужденным голодать по причине бедности и вынужденного недостатка пищи.

В одном из Хадисов Пророка сказано:

"Тот не верующий, кто ест досыта, когда его сосед лежит рядом голодный"

Таким образом, наличие чувства сострадания у мусульманина в значительной мере может быть свидетельством искренности его веры. А человек, не имеющий чувства сострадания к своим ближним вообще не может считаться верующим:

"Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного"

(Коран: Сура 107, Аяты 1-3)

Мусульманский Пост, как и другие важнейшие действия выражения веры в Исламе, приучает человека к терпению и самоотверженности во имя Аллаха. Мусульманин, соблюдающий Пост, чувствует боль лишений, но переносит ее с терпением и достоинством. Эти лишения носят временный характер, хотя нет сомнения в том, что они дают мусульманину возможность понять жестокие удары боли, которые испытывают другие возможно в течение гораздо большего времени - на протяжении многих месяцев или даже лет. Значение этого опыта в социальном и общечеловеческом смысле таково, что такой мусульманин становится способным намного быстрее откликаться на беду своих ближних и быстрее других пытается удовлетворить их нужды. Это и есть наиболее красноречивое выражение самоотверженности и истинной любви.

Пророк говорил:

"Кто облегчил что-либо для находящегося в затруднении, тому Аллах даст облегчение в этой жизни и в Грядущей"

И возможность получения награды мусульманину за его искреннее сострадание к своим ближним убедительно свидетельствует, что такое качество и обусловленные им добрые дела и поступки относятся к числу тех дел, которые угодны Аллаху и поощряются Им.

Именно благодаря заботе Аллаха и Его помощи, благосостояние такого мусульманина в период Рамадана получает прирост, ведь в Предании сказано:

"Это месяц, во время которого доля (благосостояния) верующего возрастает"

Опыт, приобретаемый каждым соблюдающим пост мусульманином, показывает, что в период Поста он получает больше и лучше еды и питья, чем в течение остальных месяцев года. А то, каким образом и каким путем может происходить такой прирост в этом мире с его причинно-следственными закономерностями, решается по Воле Аллаха и Его Милости.

"Пример тех, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе - сто зерен. И Аллах умножает, кому пожелает. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!"

(Коран: Сура 2, Аят 261)

Добровольные ограничения в еде, принимаемые на себя каждым мусульманином в период Рамадана, способствуют воспитанию чувства экономного и бережного отношения к пище, которую нам дает Аллах. Это особенно важно для воспитания такого чувства у детей, которые зачастую смотрят на продукты питания как на само собой разумеющееся.

Потребление меньшего количества пищи позволяет сэкономить ее некоторое количество и денежные средства, которые нужно отдать голодным и беднякам.

"...благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах..."

(Коран: Сура 28, Аят 77)

Очищение

Рамадан заканчивается большим праздником, одним из двух праздников, существующих в Исламе. Это - праздник разговления, по-арабски - Ид-аль-Фитр 1. В этот день все мусульмане отправляются в мечеть, чтобы вместе совершить особую праздничную молитву - Ид 2, после окончания которой все поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного празднества!"

Однако перед тем как отправиться на праздничную молитву, мусульманам следует раздать бедным и нуждающимся праздничные подарки в виде сэкономленных за период Поста денег и пищи так, как учил Пророк Мухаммад. Для многих неимущих людей это оказывается двойным праздником, ведь далеко не каждый день им представляется возможность отведать столько вкусной еды или купить что-то для себя!

Однако не следует думать, что окончание Поста - это начало вседозволенности и распущенности. Ни в коем случае! Наоборот, приобретенные за период Рамадана духовные Блага следует ценить, оберегать и всячески развивать в себе во все последующие дни жизни, стремясь угодить Всевышнему!

Начиная с 623 года н.э., когда Пост в месяц Рамадан стал одним из важнейших предписаний Ислама, существует Закят-аль-Фитр - очистительная милостыня праздника разговления, обязательная выплата для тех, кто в состоянии ее сделать. Она является составной частью соблюдения Поста, т.е. обязательным условием, без выполнения которого мусульманин не достигнет желанной цели. Пророк Мухаммад говорил по этому поводу, что Пост в Рамадан висит между небом и землей и возвышается только с помощью уплаты Закят-аль-Фитр.

В соответствии с указанием Аллаха, записанным в Коране, эта очистительная милостыня вносится в честь Поста месяца Рамадан за каждого мусульманина - мужчину и женщину, взрослого и ребенка, т.е. за всех членов семьи. Закят-аль-Фитр можно отдавать в любое время в течение месяца Рамадан до начала молитвы Ид, потому что после молитвы Ид это уже не считается Закят-аль-Фитр, а просто милостыня. Поэтому мусульмане прилагают

все усилия к тому, чтобы выплачивать ее до начала молитвы Ид (праздника). Самым лучшим временем для этого считается раннее утро, предшествующее праздничной молитве. Такая милостыня предназначена бедным и неимущим, в первую очередь тем, кто живет по соседству.

Некоторые мусульмане, стремясь к бoльшим Благословениям Аллаха, имеют привычку в месяц Рамадан уплачивать вместе с Закят-аль-Фитр также и общий Закят от своих доходов, полученных в предшествующем году.

В Священном Коране Аллах говорит нам:

"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - то поистине, - Аллах про это знает"

(Коран: Сура 3, Аят 92)

Почему же милостыня - очистительная?

Давая общее Повеление о милостыне, Аллах говорит:

"Возьми с имуществ их милостыню (закят), которой ты очистишь и усовершенствуешь их..."

(Коран: Сура 9, Аят 103)

Такое очищение означает, что милостыня дает возможность отдельным мусульманам искупить грехи. В частности, очистительная милостыня Закят-аль-Фитр дает возможность искупить грехи, допущенные в месяц Рамадан, таких, как случайное нарушение правил Поста, сквернословие, пустословие, нанесенные обиды т.д. Внося Закят-аль-Фитр, мусульманин облегчает жизнь нуждающегося человека, хоть на какое-то время избавляет бедных и нищих от тяжкого бремени терпеть голод и ходить с протянутой рукой. Вот почему Закят-аль-Фитр во все века считался делом, угодным Всевышнему. Еще более угодным Богу делом это становится в дни, когда немало наших сограждан испытывают острый недостаток в сaмом необходимом. Всевидящий Аллах не оставит без Своей Милости того, кто поможет другому и воздаст ему за совершение доброго дела:

"Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой, им - их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны"

(Коран: Сура 2, Аят 262)

В целом же очистительная милостыня исходит из учения Ислама о милосердии по отношению ко всем нуждающимся, как к важнейшей обязанности каждого мусульманина. Привыкая совершать акты милосердия по отношению к своим ближним, мусульманин очищает свою душу от жадности и эгоизма. Отдавая часть своего имущества - того что он любит и чем дорожит, человек вырабатывает в себе щедрость. Очистительная милостыня подобна благотворному омывающему дождю, который смывает грехи того, кто отдает ее ради Аллаха с чистым сердцем и искренне:

"А те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне... Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!"

(Коран: Сура 2, Аят 265)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: