Понятие фундаментальные эмоции включает в себя. Фундаментальные (базовые, первичные) эмоции

Каждая из фундаментальных эмоций обладает свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными качествами, исключительно важными и для каждого индиви­да и для всего вида.

Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: (а) специфический внутренне детерминирован­ный нервный субстрат, (б) характерные мимические или не­рвно-мышечные выразительные комплексы и (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество. Ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самосто­ятельно. Целостная эмоция (или полный эмоциональный про­цесс) требует всех трех компонентов, хотя в одном из них - выразительном комплексе - и продолжительность и интенсив­ность ослабляются социализацией. В сущности, каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной этими тремя компонентами и их взаимодействиями. Эмпирически идентифицированы и описаны десять фундаментальных эмоций (Darwin, 1872; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; Izard, 1971; Tomkins, 1962).

Два рода явлений делают трудным изучение фундаменталь­ных эмоций. Во-первых, эмоции обычно активируют весь орга­низм, а не остаются процессом, ограниченным единичной сис­темой. Например, активация симпатических механизмов, кото­рая сопровождает одну эмоцию, может активировать другие симпатические механизмы, обслуживающие другие эмоции. Во-вторых, эмоции склонны появляться в определенных комбина­циях, или комплексах. Фундаментальные эмоции являются важ­ными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких пе­риодов времени - до того как активируются другие эмоции.

Хотя фундаментальные эмоции считаются врожденными и межкультурными феноменами, признается, что социокультур­ные факторы играют значимую роль в определении эмоциональ­ной экспрессии. Какдоказал Экман (Ekman, 1972), каждая куль­тура обладает своими собственными «правилами проявления» эмоций, и их нарушение может иметь более или менее серь­езные последствия для индивида. Это культуральные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональ­ных выражений и, наоборот, частого проявления других. Пред­ставители западной цивилизации часто улыбаются при непри­ ятностях, а японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе. И культурные и половые различия определяют ситуации, в ко­торых надо смеяться и в которых надо плакать. Аналогично пра­вилам проявления эмоций в разных культурах различаются и социальные установки по отношению к эмоциональным пережи­ваниям (Izard, 1971).

Поскольку каждая фундаментальная эмоция будет подробно рассмотрена в последующих главах, здесь будет дано их крат­кое описание, в основном на феноменологическом уровне.



1. Интерес-волнение (рис. 2.5), наиболее часто пережива­емая положительная эмоция, мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии инте реса у человека повышается внимание, любознательность и ув­леченность объектом интереса. Поскольку человек - наиболее меняющийся и непредсказуемый объект нашего мира, интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных уз между индивидами.

2. Радость (рис. 2.6) - максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Она представляется, скорее, по­бочным продуктом событий и условий, чем результатом прямо­го стремления получить его. Активное состояние радости харак­теризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим. С позиций Томкинса (Tomkins, 1962), радость возникает в результате сильного снижения гра­диента нервной стимуляции.

3. Удивление (рис. 2.7) имеет некоторые черты эмоции, но это не эмоция в полном смысле этого слова. В отличие от других эмоций, удивление - всегда мимолетное состояние. Оно появ­ляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивле­ние способствует освобождению нервной системы от предыду­щей эмоции и направляет на объект, вызывавший удивление, все когнитивные процессы.

4. Горе-страдание (рис. 2.8) - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие кон­тактов с людьми, жалость к себе.



5. Гнев (рис. 2.9) - это фундаментальная эмоция, контролю над выражением которой уделяется особое внимание в процес­се социализации. Внешнее проявление гнева легко различимо: при гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть. Быстро мобили­зующаяся энергия напрягает мышцы и вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе. Хотя гнев иг­рал важную роль в процессе эволюции, его функции у современ­ного человека невелики.

6. Отвращение (рис. 2.10) часто возникает вместе с гневом, но имеет некоторые свои собственные отличительные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Физи­ческая или психологическая изнашиваемость («что-нибудь пор­тится») склонна вызывать отвращение. Отвращение в сочета­нии с гневом может стимулировать деструктивное поведение, так как гнев мотивирует «нападение», а отвращение - жела­ние «избавиться от кого-либо или чего-либо».

7. Презрение (рис. 2.11) также часто появляется вместе с гневом, или с отвращением, или с тем и другим вместе. Эти три эмоции называются «враждебной триадой» (Izard, 1972). В эво­люционной перспективе презрение может развиваться как сред­ство подготовки к встрече опасного противника. По сей день желание чувствовать превосходство (более сильный, более ин­теллигентный, более цивилизованный) может вести к некото­рой степени презрения. Одна из опасностей презрения в том, что оно - «холодная» эмоция, ведущая к деперсонализации ин­дивида или группы, к которым относится презрение, поэтому эта эмоция может помочь, например, мотивировать «хладно­кровное убийство». В современной жизни трудно найти какую-нибудь полезную или продуктивную функцию презрения.

8. Страх (рис. 2.12) испытывал в своей жизни каждый инди­вид. Переживание этой эмоции исключительно вредно для человека: реальна возможность «испугаться до смерти». Страх вы­зывается за счет быстрого повышения плотности нервной сти­муляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опас­ности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. За исключением редких случаев, когда страх па­рализует, обычно эта эмоция мобилизует энергию.

9. Стыд (рис. 2.13) мог появиться в ходе эволюции как прояв­ление потребности человека в социальных связях. Стыд мотиви­рует желание спрятаться исчезнуть. Стыд может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, но если эмоциональные связи инди­вида направлены «извне группы», тог­да стыд может, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию це­лостности человека, эта эмоция час­то способствует сохранению само­уважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, и Томкинс (Tomkins, 1963) рассматривал стыд, робость и вину как различ­ные аспекты одной и той же эмоции. Тем не менее между виной и стыдом есть серьезные различия. Стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает при нарушениях мораль­ного, этического или религиозного характера, причем в ситуа­циях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Фундаментальные эмоции и их комплексы - Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особыми химическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени - до того, как активизируются другие эмоции.

Хотя фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций. Эти культурные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других. Так, японцы обязаны улыбаться даже переживая горе.

К фундаментальным эмоциям относятся следующие.

1. Интерес-волнение-положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.

2. Радость - максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Горе-страдание - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев. При гневе кровь, лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.

6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, . В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.

8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.

К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие.

1. Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.

2. Депрессия - комплекс эмоций, включающий горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность) .

В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.

3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Имеется немало видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый-особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

4. Враждебность-взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон — простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

Американский психолог К.Изард рассматривает эмоции не только как основную мотивирующую систему, но и как личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию. Он предложил выделить десять фундаментальных эмоций. Каждая из этих эмоций обладает свойственной ей уникальными мотивационными качествами, особенностями выражения и переживания их субъектом. Опишем коротко эти эмоции.

Интерес-возбуждение . Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. У индивида, испытывающего эмоцию интереса, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения информации и подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. Если бы человек жил в стабильном, вечно неизменном мире. то. возможно, в эмоции интереса не было бы нужды.

Основной детерминантой интереса является восприятие изменения или новизны. Изменение и новизна могут быть связаны с чем-то вне индивида, но могут исходить и изнутри его при процессах воображения, памяти, мышления.

Интерес имеет чрезвычайно важное значение для познавательного развития человека, для развития его отношений с другими людьми.

Радость. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость облегчает взаимодействие изливает отзывчивость. Восприятие радостной улыбки увеличивает радость того. кто ее видит. Другая функция радости состоит в том, чтобы облегчать повседневную жизнь. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость к фрустрации, таким образом способствуя уверенности человека. Радость может приводить человека к успокоению, если он охвачен напряжением, страданием, гневом. Радость тесно связана с счастьем. Счастливый человека чаще радуется, чем несчастливый. Кроме того, счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни.

Удивление. Каждому знакомо чувство удивления, но его трудно описать. Одной из причин этого является то, что оно длится очень недолго. Однако более важной причиной является впечатление, что в момент удивления отсутствуют мысли, как будто обычные мыслительные процессы остановлены. Если удивление столь быстро проходит, то какова его функция? Она состоит в подготовке индивида к успешным действиям с новым или внезапным событием или рядом таких событий. Удивление играет важную роль в познавательном развитии.

Горе - страдание. Страдание весьма важная фундаментальная эмоция. Страдать - значит быть печальным, упавшим духом, обескураженным. Страдая, человек может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность от людей. Он чувствует себя потерпевшим поражение и отвергнутым, причем отвержение может быть как явным, так и воображаемым. Страдание выполняет (согласно Томкинсу) три функции: сообщает человеку и тем. кто его окружает, что ему плохо; побуждает предпринять определенные действия, чтобы уменьшить страдание или устранить его причину; обеспечивает умеренную негативную мотивацию, которая является необходимой, чтобы заставить человека решать свои проблемы и проблемы других. Горе - это обычно реакция на потерю, утрату. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Горе обладает большим приспособительным значением для индивида. Оно дает возможность человеку «превозмочь себя», приспособиться к потере. В некотором смысле горе является способом отдать дань потерянному любимому человеку. Некоторые внешние проявления горя могут выполнять коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь.

Гнев - ярость. Очень частой причиной гнева является чувство физического или психологического препятствия тому, что мы очень хотим сделать. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. В ряде случаев небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя) субъекта. Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить психосоматическим расстройствам.

Отвращение-возмущение. В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не столь опасно, как гнев. Можно предполагать, что объект гнева захватывает внимание сильнее, чем объект отвращения, который должен, скорее, способствовать переключению внимания на что-либо другое.

Презрение-неуважение . Ситуации, вызывающие презрение, - это те, в которых индивиду необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, культурнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Ситуации, вызывающие ревность, жадность и соперничество, создают почву, питающую презрение. Презрение - основная эмоция во всех видах предрассудков, включая расовые. Оно является отстраненным переживанием, побуждающим к агрессии, проявляющимся в обмане.

Страх. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, так же как и потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями, она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части перцептивного поля. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким по объему и более негибким по форме. Страх очень сильно сокращает число степеней свободы в поведении. Страх, в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию или своему психологическому Я.

Стыд-застенчивость. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения и насмешки. Присутствует ощущение беспомощности и неадекватности. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Переживание стыда начинаются с интенсивного усиления осознания своего Я. Осознание Я настолько доминирует в сознании, что когнитивные (познавательные) процессы резко затормаживаются, приводя к резкому увеличению вероятности ошибок. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Стыд имеет две функции: он увеличивает чувствительность индивида к мнениям и чувствам других и таким образом способствует социальной ответственности. В то же время, он может играть значительную роль в развитии самоконтроля и самостоятельности.

Вина-раскаяние . Вина связана, прежде всего, с осуждением своего поступка самим индивидом. Она включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственость. Причины вины широко варьируют от индивида к индивиду, от культуры к культуре.

С психоаналитической точки зрения, вина возникает как напряжения между Ид и Супер-Эго. Она может возникать при нарушении ценностей или стандартов поведения, которые характеризуют Супер-Эго.

В гуманистической психологии одной из возможных причин возникновения вины является «потеря возможностей». Возможности развития человека существуют в интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической сферах. Однако субъект может пренебрегать этими возможностями и отказываться от их развития. Этот отказ, согласно американскому психологу Р.Мэю. приводит к развитию вины.

Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, а развитие вины и совести способствует психологической зрелости.


Похожая информация.


Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций :
радость,
печаль,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
стыд/смущение,
вина,
удивление,
интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

В конце статьи на сайте сделана ремарка:

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса.

Интересно услышать мысли и мнения по поводу системы Изарда, в частности, про вину и стыд. :\"> =((

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: