Думай хорошо...

 

 

                     

                                            И будет Х-О-Р-О-Ш-О!

Путешествие за ПОНИМАНИЕМ / Библиотека / Ольга Зевс / Эгоизм / Подростковый эгоизм 

Подростковый эгоизм

ЭГО – это чувство собственной значимости
 К. Кастанеда


Игры с дьяволом не меняют дьявола, они меняют – тебя
(Кто-то из великих)

 

  Предисловие автора 

Это вторая из предполагаемой серии книг, посвященных столь примелькавшемуся, но едва ли понятому явлению, именуемому эгоизмом. Эгоизм - это видимые, конкретные проявления Эго, которое является и движущей силой развития и сердцевиной индивидуальности. Будучи осмысленный, прочувствованным и управляемым Эго со всеми своими проявлениями превращается в надежную опору и поддержку, формируя чувство собственного достоинства. В неконтролируемом варианте реализуется преимущественно в виде низших форм эгоизма, превращаясь в мощную разрушительную силу, причину страданий и неудач. Инфантильный, подростковый, взрослый и разумный эгоизм - стадии эволюционного роста, созревания конкретной сущности, которая воспринимается как "Я", а "Я" = Эго. Каждый этап развития необходим и полезен, но при условии четкой его своевременности, переразвитие тормозит эволюционный рост и лишает человека ощущения полноты и правильности жизни.

Задачи личностного роста, нерешенные своевременно, т.е. в соответствующем возрасте, накапливаются во внутреннем пространстве человека и, зачастую не проявляясь явно, искажают его действия, контакты с окружающими, создают всё усиливающееся ощущение сложности и трудности жизни, снижают уровень успешности, подрывают веру в себя, не говоря уже о возникновении проблем во взаимоотношениях с близкими и детьми.

Чтоб "земной свой путь пройдя до половины" не оказаться "в сумрачном лесу", человеку необходимо уверенно существовать в состоянии разумного эгоизма, единственной его продуктивной форме. Собственно действительно стоящей задачей в жизни является задача воспитания себя до уровня разумного эгоиста с использованием всех имеющихся видов жизнедеятельности: профессионального, внутрисемейного (как в своей семье, так и взаимоотношения с родителями), творческого (если хобби существует отдельно от профессии) и релаксационного (т.е. все способы отдыха и веселья - то, что называется досугом). Задача воспитания себя не! является отдельным видом деятельности, существующим параллельно повседневной жизни и требующим дополнительного времени для ее решения.

Задача эта решается легко и в удовольствие, стоит только обратить внимание, увидеть, заметить "как?" и "ради чего?"вы работаете, общаетесь, конфликтуете, отстаиваете свое мнение, добиваетесь своих целей и, вообще, "как?" и "ради чего?" живете.

Выполняя свой долг, искренне надеюсь быть полезной в решении благородной и увлекательной задачи, задачи достойного прохождения пути своей, именно своей, индивидуальной и неповторимой Жизни. 

 

 

Каждый новорожденный, появившийся на свет в результате естественного протекания процесса, – победитель, мало того, триумфатор, возвещающий о своем приходе, если не Словом, начавшем МироТворение, то победным кличем, зачинающим конкретное, отдельно взятое торжество Его проявления. Рождение – результат движения, активных действий – это прорыв, прорыв изнутри вовне, явленная реализация неукротимого импульса самовыражения, обретшая форму идея индивидуального неповторимого, уникального проживания, вышедшая на старт материального воплощения судьба.  Дистанция, длиною в жизнь, манит новизной ощущений, разнообразием форм для исследования, возможностью результативного движения с веселым азартом борьбы и побед, приносящей удовлетворение от полноты жизни и желание двигаться все дальше, дальше и дальше в ощущениях, азарте и наполненности радостью бытия. Но новорожденный слаб и беспомощен. Абсолютно зависим. Он не способен сам себя накормить, вымыть, защитить от холода, не говоря уже о том, чтобы заработать на еду, одежду и все необходимое.  Основная жизнеобеспечивающая деятельность человека в самом начале жизни заключается в настойчивом освоении внешнего пространства посредством установления бессчетного числа контактов с окружающим на ощупь, на вкус, через звуки, запахи, цвета с последующей дифференциацией, классификацией и запоминанием, за что он и получает соответствующее материальное вознаграждение в натуральном виде, не нуждаясь в посредничестве денег. 

Состояние «Я сама / я сам» – второе преобладающее состояние человека в детстве, начинающееся первым самостоятельным вздохом и обеспечивающее развитие, овладение навыками, приобретение умений и знаний, практическое использование и дальнейшее совершенствование способностей и талантов из стартового набора, дающегося при рождении.  Ребенок работает как вол, каждую минуту бодрствования, и насколько его мышечный аппарат, достигнутая координация движений и сенсорного восприятия позволяют, настолько он продвигается по пути освоения и расширения жизнедеятельности в состоянии «Я сама / я сам». Внутреннее пространство ребенка, сначала преимущественно занятое состоянием «Дай», обогащается искрой личной инициативы, появляется возможность существовать в еще одном, принципиально ином режиме, импульс потребления дополняется импульсом самовыражения, внешняя среда из кормушки превращается еще и в объект исследования и воздействия.  Состояние «Я сама / я сам» дополняет состояние «Дай», инициируя непрерывное движение по спирали самообразования: прием – ассимиляция – самовыражение, отдача; расширенный прием – ассимиляция – расширенное самовыражение, расширенная отдача; … 

Естественный, ситуативно-адекватный переток из одного состояния в другое, т.е. из состояния "Дай" в состояние "Я сама / я сам", снова в состояние "Дай" и т.д., позволяет развить и поддерживать лет до шести-семи фантастическую скорость обучения с целью адаптации в незнакомой материально-социальной среде.

    

 

Оба состояния, и состояние «Дай», и состояние «Я сама / я сам», человеку в детстве жизненно необходимы, органичны для ребенка, их динамичное единство, взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащение обеспечивают стабильность и целостность развивающейся системы, тем не менее очень нуждающейся во внешней помощи, поддержке и понимании.  Уже в состоянии «Дай» у ребенка могут просматриваться некоторые предпочтения при общении с окружающим, в состоянии «Я сама / я сам» они становятся очевиднее и ярче. Как правило, вновь пришедший однозначно и четко выражает интерес к освоению одних навыков самостоятельного существования и игнорирует другие.  Распространенное желание опекающих восхищаться любопытствующим созданием по максимально широкому спектру его проявлений побуждает их заняться «воспитанием» своего продолжения, из лучших побуждений и как они это понимают. 

Результативность и степень удовлетворения процессом «воспитания» с обеих сторон, как и для состояния «Дай», сильно зависит от совпадения интересов, предпочтений и возможностей, определяемых стартовым набором ребенка и сложившимися к этому моменту у родителей, включая их стратегическую ориентацию на конкретные жизненные ценности.  Имеют значение наличие и степень влияния на воспитателей стандартного подхода в определении «нормальности» уровня развития ребенка, соответствие его умений среднестатистической шкале, обязывающей в определенное время жизни начинать сидеть, стоять, ходить, говорить, собирать пирамидку и т.д. В начале пути человек податлив, любопытен, открыт и полон сил, поэтому вполне может радовать успехами и в несвойственных для себя областях, подчиняясь экспериментаторскому пылу или обеспокоенности своих родителей, спровоцированной специалистами и соответствующей литературой. Та или иная степень созвучия личной инициативы ребенка внешним требованиям вызывает ощущение родственности или враждебности окружения и формирует глубинное, на уровне подсознания приятие или неприятие жизни вообще. 

Не совсем добровольное, принудительно-ускоренное развитие, травмирующее внешнее воспитательное воздействие, опирающееся на субъективные или усредненные критерии, игнорирующее или слабо учитывающее индивидуальность ребенка, уже у взрослого человека дает о себе знать протестной формой взаимодействия с миром, часто звучащим спонтанным, лишенным логики и осложняющим существование внутренним «нет».

    

 

Интенсивность освоения состояния «Я сама / я сам» зависит и от изначально данного психотипа, и от внутрисемейного статуса, но, кроме того, большое значение имеют индивидуальная среда обитания, способы и характер контактов с внешним миром, включая людей, а также общая обстановка в стране проживания – мир, война, переходный период, период развития, подъема, другое, – т.к. состояние «Я сама/ я сам» является основой, фундаментом или трамплином социализации, приобретения или подержания более или менее адекватного (внутреннему содержанию) положения в обществе, ассоциирующегося в быту с понятием материально-семейного благополучия или его отсутствия.  Значимость стихий Огонь, Воздух и акцент на кардинальном квадрате* обеспечивают наличие внутреннего стремления к существованию в состоянии «Я сама / я сам», которое может быть усилено или ослаблено окружением, может быть, а может и не быть поддержано внешней востребованностью. 

Яркая реализация инициативных личностей в состоянии «Я сама / я сам» происходит в условиях жесткости окружающей среды с ориентацией на необходимость не только, и часто не столько, физического, сколько психоэмоционального выживания при скудной помощи «на вырост» со стороны опекающих.

  *Эта информация содержится в индивидуальной космограмме 

Страницы:   1 | 2 | 3 | 4  Следующая