Думай хорошо...

 

 

                     

                                            И будет Х-О-Р-О-Ш-О!

ИННЕР-ТРЕК / Отдых / Нестандартный отдых / Отдых от усилий. Метод Фельденкрайза 

Отдых от усилий. Метод Фельденкрайза

Ведущая программы: Наталья Королёва 

Продолжительность одного занятия - 2 часа по субботам с 12.00 до 14.00, стоимость: 500 руб.
Адрес: Берсеневский переулок, д. 5, стр. 3, школа танцев "Матисс". Справки по тел. 8(903)555-22-61.
Проезд: от м. Кропоткинская: выход из метро к Храму Христа Спасителя (нужно обойти храм, перейти реку по Патриаршему мосту, пройти по набережной по направлению к зданию с надписью "Красный Октябрь", повернуть налево в Берсеневский переулок, с левой стороны - серые глухие железные ворота и рядом железная дверь, на которой написано "Школа Танцев Матисс." Нужно позвонить в звонок. После проходной повернуть направо, пересечь двор и войти в дверь, над которой висит вывеска "Матисс". Школа танцев расположена на втором этаже, идти 8-10 минут пешком от метро).

Большинству людей не приходит в голову читать книжки вверх ногами и задом 
наперёд, это привычка, которую мы называем здравым смыслом.
По рзелультатам илссеовадниий одонго анлигйскго унвиертсиета, не иеемт 
занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и 
пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм 
бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без порбелм.
Опыт показывает, что большинство людей обнаруживают подвох в этом тексте 
только ко второму, и даже к третьему предложению. Так велика степень 
автоматизма наших обычных действий. Это приводит к тому, что нас очень легко 
обманывать, нами легко манипулировать.
А что же с физиологией? Одни и те же нервные схемы, которые мы используем в 
привычных движениях, постепенно истощаются, а 90% мозга так и остаётся не у 
дел. Некоторые мышцы оказываются всю жизнь зажаты в одном и том же 
состоянии, и мы даже не чувствуем этого. В таких случаях специалисты говорят 
о сенсорно-моторной амнезии, которая существенно снижает подвижность 
суставов, хотя суставы при этом могут быть совершенно здоровы.
Моше Фельденкрайз предлагает нам делать привычные вещи непривычным образом, 
обращать внимание на маленькие различия, трудные действия делать лёгкими, а 
потом и приятными за счёт оптимального использования тела и нервной системы.
На программе у нас будет возможность убедиться в эффективности такого 
подхода, исследовав свои привычки в некоторых простых движениях, например, 
при повороте головы или вставании со стула. Мы увидим, что способность к 
самосовершенствованию бесконечна и даже пожилые люди могут весьма быстро 
вернуть себе лёгкость и грацию движений. 

М. Фельденкрайз
Что такое хорошее действие?

Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты.

Отдых от усилий. Метод ФельденкрайзаЭффективное действие совершенствует тело и его способности

Об эффективности действия можно судить прежде всего по простому критерию: достигает ли оно своей цели. Но этого недостаточно. Действие должно также совершенствовать живое и развивающееся тело по меньшей мере в такой степени, чтобы такое же действие выполнялось в следующий раз более эффективно. Например, можно затянуть винт кухонным ножом, но это повредит и винт, и нож. Человеческое тело способно к столь различным типам движений и действий, что трудно дать краткое определение эффективного действия, либо определение будет упрощенным. Тем не менее мы попробуем рассмотреть, что необходимо для хорошо выполненного действия.

Обратимость — черта сознательного движения

Если мы просто будем двигать рукой справа налево и обратно со средней скоростью, все согласятся, что движение удовлетворительно, если его можно прервать и обратить в любой момент, продолжить в первоначальном направлении, или решить сделать вместо этого совершенно другое движение.

Это качество присуще простым движениям, вроде описанного, даже если мы не знаем об этом; его можно обнаружить во всех полностью сознательных, целенаправленных движениях. Мы будем называть его обратимостью. Легкий удар по сухожилию под коленной чашечкой вызывает дерганье ноги — движение, которое совершенно рефлекторно, которое мы не можем остановить, обратить или изменить. То же самое относится к клоническим движениям, дрожи и спазмам. Эти движения необратимы, потому что они непроизвольны.

Хорошие движение легки и легко выполняются

Рассматривая вставание со стула, мы видели, что хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и помогают друг другу выполнить движение, которое как бы направляется единым центром. Сознательное управление обычно эффективно при сравнительно медленных движениях, таких, которые не представляют опасности для тела и не вызывают боли, которая заставила бы автоматическую реакцию препятствовать принятому решению.

Мы видели также, что простое движение руки было хорошим, хотя мы не знали о том, что это будет хорошее движение. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие.

Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки.

Избегание трудностей — повседневная норма

Как правило, люди прекращают развивать и совершенствовать свои способности к приспособлению около тринадцати-четырнадцати лет. Те виды деятельности ума, эмоций и тела, которые еще трудны или невозможны в это время, так и не становятся привычными. В результате способности человека оказываются гораздо более ограниченными, чем они могли бы быть.

Эти ограничения обычно возникают в результате трудностей, с которыми сталкивается индивид в процессе физиологического или социального развития. Когда индивид многократно испытывает определенную трудность, он обычно оставляет деятельность, которая оказывается трудной, не удается или каким-то образом его не удовлетворяет. Он устанавливает для себя правило, говоря, например: «Я не могу научиться танцевать», «Я необщителен по природе» или «Мне никогда не понять математику». Границы, которые он таким образом себе ставит, помешают его развитию не только в тех областях, которые он решил оставить, но и в других; они могут повлиять на всю его личность в целом.

Чувство, что что-то «слишком трудно», распространится и овладеет другими видами деятельности. Трудно оценить важность для индивида тех качеств, которых ему не хватает, и тех вещей, которые он не пробует делать; потери, которые возникают при этом, неисчислимы.

Нет предела совершенствованию

Человек, привыкший читать при свете лучины или керосиновой лампы, сочтет стеариновую свечку пределом усовершенствования и не будет обращать внимания на дым и копоть, которые с ней связаны. Если сравнить с этим преимущества искусственного освещения, мы увидим, какие ограничения связаны со свечой, и согласимся, что считали свечу верхом совершенства лишь из-за своего невежества. Каждый раз, когда мы расширяем пределы нашего знания, чувствительность и точность наших действий и пределы того, что казалось естественным и нормальным, также расширяются.

Чем более развит индивид, тем легче его действия, то есть организация ощущений и мышц более гармонична. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. Теперь человеку легче найти оставшиеся лишние усилия даже в действиях, которые прежде казались ему легкими. По мере увеличения чувствительности действие становится все более совершенным — до некоторого уровня. Чтобы перейти этот предел, нужно улучшить организацию всей личности. Но на этой стадии дальнейшее продвижение будет достигаться не медленно и постепенно, а внезапным скачком. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты.

Представим себе актера, оратора или учителя, страдающего от хрипоты и начинающего искать пути улучшения произношения, чтобы избавиться от своего недостатка. Сначала он пытается определить, где концентрируется лишнее усилие, которое он совершает; по-видимому это происходит где-то в дыхательном аппарате или в горле. Когда он научится уменьшать лишнее напряжение и ему станет легче говорить, он заметит, к своему удивлению, что его челюсти и язык тоже делали лишнюю работу, которой он не замечал, но которая вносила свою лепту в его хрипоту. Таким образом, улучшение, достигнутое в одной области, делает возможными более точные наблюдения в других областях.

Он продолжает развивать свои достижения и добивает ся того, что может теперь пользоваться мышцами языка и челюстей без лишнего напряжения. Тут он может заметить, что использовал только заднюю часть ротовой полости для резонирования, не используя переднюю. Это вызывает напряжение в дыхательном аппарате, поскольку нужно более сильное давление воздуха. Когда он научится использовать и переднюю часть ротовой полости, речь станет для него более легким делом, и он увидит, что использование мышц груди и диафрагмы также улучшилось.

Теперь он, к своему удивлению, обнаружит, что напряжения в мышцах груди, диафрагмы и передней части рта возникали из-за постоянного напряжения мышц задней части шеи, которые выдвигали его голову и подбородок вперед, нарушая его дыхание и вредя органам речи. Это приведет его к дальнейшим открытиям относительно того, как он стоит и двигается.

Таким образом, оказывается, что вся личность целиком вовлечена в правильный процесс речи. Но даже эти открытия и связанные с ними улучшения — это еще не все. Человек,обнаружит, что его голос, ранее ограниченный в лучшим случае диапазоном октавы, может достигать и более высоких, и более низких звуков; он обнаружит новые качества своего голоса и обретет возможность петь. Это также откроет для него возможности в новых областях жизни, и он обнаружит способности, о которых и не мечтал раньше.

Страницы:   1 | 2  Следующая