Думай хорошо...

 

 

                     

                                            И будет Х-О-Р-О-Ш-О!

Путешествие за ПОНИМАНИЕМ / Библиотека / Ольга Зевс / Эгоизм / Инфантильный эгоизм 

Инфантильный эгоизм

ЭГО – это чувство собственной значимости
К. Кастанеда

Предисловие автора

Это первая из предполагаемой серии книг, посвященных столь примелькавшемуся, но едва ли понятому явлению, именуемому эгоизмом. Эгоизм - это видимые, конкретные проявления Эго, которое является и движущей силой развития и сердцевиной индивидуальности. Будучи осмысленным, прочувствованным и управляемым Эго со всеми своими проявлениями превращается в надежную опору и поддержку, формируя чувство собственного достоинства. В неконтролируемом варианте реализуется преимущественно в виде низших форм эгоизма, превращаясь в мощную разрушительную силу, причину страданий и неудач.Инфантильный, подростковый, взрослый и разумный эгоизм - стадии эволюционного роста, созревания конкретной сущности, которая воспринимается как "Я", а "Я" = Эго.Каждый этап развития необходим и полезен, но при условии четкой его своевременности, переразвитие тормозит эволюционный рост и лишает человека ощущения полноты и правильности жизни.

Задачи личностного роста, не решенные своевременно, т.е. в соответствующем возрасте, накапливаются во внутреннем пространстве человека и, зачастую не проявляясь явно, искажают его действия, контакты с окружающими, создают всё усиливающееся ощущение сложности и трудности жизни, снижают уровень успешности, подрывают веру в себя, не говоря уже о возникновении проблем во взаимоотношениях с близкими и детьми.

Чтоб "земной свой путь пройдя до половины" не оказаться "в сумрачном лесу", человеку необходимо уверенно существовать в состоянии разумного эгоизма, единственной его продуктивной форме.Собственно действительно стоящей задачей в жизни является задача воспитания себя до уровня разумного эгоиста с использованием всех имеющихся видов жизнедеятельности: профессионального, внутрисемейного (как в своей семье, так и взаимоотношения с родителями), творческого (если хобби существует отдельно от профессии) и релаксационного (т.е. все способы отдыха и веселья - то, что называется досугом).Задача воспитания себя не! является отдельным видом деятельности, существующим параллельно повседневной жизни и требующим дополнительного времени для ее решения.Задача эта решается легко и в удовольствие, стоит только обратить внимание, увидеть, заметить "как?" и "ради чего?" вы работаете, общаетесь, конфликтуете, отстаиваете свое мнение, добиваетесь своих целей и, вообще, "как?" и "ради чего?" живете. 

 

Выполняя свой долг, искренне надеюсь быть полезной в решении благородной и увлекательной задачи, задачи достойного прохождения пути своей, именно своей, индивидуальной и неповторимой Жизни.

 

 

Новорожденный слаб и беспомощен. Абсолютно зависим. Комфортность его существованияопределяетсявозможностями и желанием окружающихвоспринимать и адекватно удовлетворятьего потребности – физические, эмоциональные, ментальные. Преобладающимсостоянием человека в детствеявляется состояние "Дай". "Дай" может бытьпросьбой, требованием, капризом, угрозой, средством шантажа, способом психологического давления и, в целом, является единственным и универсальныминструментом выживания в самом начале жизни. "Дай" может выражаться вербально, либо в виде страстного молчаливого желания. Озвученное "Дай", как правило, более поверхностно и реже удовлетворяется, за исключением вопля отчаяния. "Дай"может быть внешним и внутренним, активным или пассивным - в любом случае это основное средствовзаимодействия и взаимообмена ребенкас окружающими и миром в целом. По той простой причине, что ребенок не в состоянии, т.е. не может и не умеет, совершать действия, результатом или следствием которыхявляется удовлетворение потребностей и желаний, в том числе и первоочередных – в пище, крове, уходе за телом и т.д. Все, что он может - это заявлятьо наличии дискомфорта, о жажде изменений(голода на сытость, холода на тепло, влажности на сухость, отсутствия внимания на проявление заботы, недостатка объектов исследования и познанияна их возникновение, …). Тело о своих потребностях заявляет болью, ребенок - криком. 

 

 

Частота удачных откликов на крик определяет степень "счастливости" существования ребенка и формирует глубинное, на уровне подсознания, доверие или недоверие к жизни вообще. Доверие или недоверие к жизни вообще впоследствии конкретизируется, и у взрослого человека имеет весьма определенные области проявлений. Интуитивное чувствование, понимание родителями одних нужд ребенка и игнорирование других определяется ориентацией как родителей, так и ребенка на телесное, эмоциональное, ментальное или, редко, духовное проживание жизни. "Дай" ребенка может совпадать, а может и не совпадать с основной шкалой жизненных ценностей и приоритетов родителей. Кто-то из них озабочен тем, чтобы ребенок был сыт и тепло одет; кто-то тратит силы на закаливание и физические упражнения; кто-то уже в два года пытается учить читать; а кто-то не спускает с рук, тискает и зацеловывает. При этом, с точки зрения родителей, они делают "все" для своего ребенка. Остается невыясненным мнение самого ребенка, впрочем в осмысленном возрасте каждому по силам об этом догадаться, прислушавшись к себе и определив наличие или отсутствие иррациональной тоски по любви, ласке, заботе, не связанной с их присутствием в собственной семье на данный момент. В любом случае состояние "Дай" у ребенка является преобладающим в силу объективных причин, а не как следствие прихоти, каприза, лени, избалованности или отсталости развития: физического, психического, эмоционального, ментального или всего сразу.

Е с т е с т в е н н о, по мере роста, взросления, овладения разнообразными навыками и умениями, принцип "Дай" должен спонтанно изменяться, трансформируясь в какой-то иной, более соответствующий текущему моменту, оставаясь в человеке лишь фоновым воспоминанием. "Естественно" - не значит закономерно и, тем более, не значит неизбежно. "Естественно" - означает имеющуюся возможность развития, личного эволюционного роста, открытую дверь, дорогу и, соответственно, выбор: воспользоваться либо не воспользоваться. Понятно, что ребенку не по силам сделать этот выбор осознанно, за него это делают обстоятельства.

Есть два совершенно конкретных и весьма значимых обстоятельства в жизни любого человека, от которых зависит удельный вес принципа "Дай"в общем наборе основополагающих жизненных принципов уже взрослого человека. Первое - это психотип, определяемый моментом рождения, дата и время его говорят о том, с чем мы входим в эту жизнь, каков наш стартовый капитал, о количестве и ассортименте инструментов, способных облегчить адаптацию и прохождение необходимого участка пути. Музыкальный слух, голос, способность рисовать, быстро бегать, лепить, собирать конструктор, драться, жалеть других, запоминать, делиться, хулиганить, организовывать, слушать, формулировать и т.д. - вот материал и средства создания именно этой, индивидуальной и неповторимой жизни. Кстати, это обстоятельство определяет преобладание в поведении человека не только принципа "Дай", но и ориентацию на тот или иной последующий. В самоидентификации по психотипу может помочь астрология. По космограмме определяются положения Солнца, Луны, распределение по стихиям и крестами знак синтеза, а это и есть основные характеристики изначально данного психотипа. Преобладание в стартовом наборе пассивного, женского, принимающего начала, т.е. весомость стихий Земля, Вода и акцент на фиксированном квадрате* создают предпосылки комфортного существования в состоянии "Дай".

* Эта информация содержится в индивидуальной космограмме

 

 

 

Второе обстоятельство связано с внешними условиями, влияет на длительность пребывания в этом состояниии, часто, определяет величину усилий, необходимых для начала внутреннего - душевного и духовного - развития. Здесь имеются в виду психологические условия существования ребенка в семье, его внутрисемейный статус. Младшие, особенно в семье с двумя детьми, и, не так однозначно, единственные зачастую надолго зависают в состоянии "Дай", что усугубляет благополучно складывающаяся судьба. Вариации могут быть по областям явного проявления: у кого-то это состояние ярче выражено в парных, межличностных отношениях, у кого-то - в деловой сфере, у кого-то - в семье, даже с собственными детьми, у некоторых оно - тотально. Само по себе нахождение в том или ином состояниини о чем не говорит, оно может быть вполне естественным и эффективным, если совпадает с эволюционным возрастом. Понятно, что эволюционный возраст не идентичени не зависит от хронологического, и если каждый момент хронологической жизни человека - это точка на оси "молодость - старость",то эволюционная жизнь – это путь от наивности к мудрости. "Кто-то стареет, а кто-то созревает, как дорогое вино, становясь с годами все лучше", - сказал явно эволюционный не младенец.

Состояние "Дай", абсолютно и безусловно поддерживаемое внешне, - краткий период в жизни человека, обычно к концу первого года заканчивающийся, но имеющий фундаментальное, судьбоопределяющее значение. В зависимости от индивидуальных особенностей – психотипа, внутрисемейного статуса, степени "счастливости" - эхо его проживания в той или иной мере влияетна все последующие периоды. Для динамично развивающихся личностей он остается смутным воспоминанием, питающим иррациональную веру в существование лучшей жизни и стремление ее достигнуть самостоятельнос фанфарами и лаврами на финише. Для личностей консервативных, но трудолюбивыхон является внутренней опорой, нижним центром тяжести, как у Ваньки-Встаньки, позволяющим добиваться материальной стабильности как за счет собственных усилий, так и за счет использования окружающих, и их ресурсов. Для личностей инертных, пассивных, избалованных этот период превращаетсяв глубокую, скрытую психологическую рану, отравляя жизнь мучительным воспоминаниемо потерянном Раеи бессознательным стремлением добиться от окружающих его воссоздания. Третий вариант создает предпосылки для существования уже взрослого человека в виде инфантильного эгоиста.

Предрасположенностьк существованию в виде инфантильного эгоиста реализуется не всегда, может быть проявлена фрагментарно с дифференцированной яркостью по областям жизнедеятельности, но, как и предрасположенность к конкретному заболеванию, при стечении определенных обстоятельств непременно даст о себе знать. Инфантильный эгоист - это сидящий внутри взрослого человека голодный птенец с открытым клювом, это вечно младший, тот, о ком необходимо заботиться, помогать ему, защищать, удовлетворять его потребности, желания, для особо избалованных - прихоти.

 
Страницы:   1 | 2 | 3  Следующая