Думай хорошо...

 

 

                     

                                            И будет Х-О-Р-О-Ш-О!

Путешествие за ПОНИМАНИЕМ / Библиотека / Harvard Business Review / Статья из №12 (34), декабрь 2007 

Фитнес для мозгов: секрет долголетия

Родерик Гилки, Клинт Килтс 

Новые исследования в области неврологии показывают, что, тренируя мозг, можно долгие годы сохранять остроту ума. 

Родерик Гилки (Roderick Gilkey) — преподаватель теории менеджмента бизнес-школы им. Роберто Гойзуеты Университета Эмори (Атланта, штат Джорджия); преподаватель кафедры психиатрии и поведенческих наук Медицинской школы того же университета. Клинт Килтс (Clint Kilts) — профессор кафедры психиатрии и поведенческих наук Медицинской школы Университета Эмори.  

Уинстон Черчилль откровенно признавал, что курить сигары и прихлебывать спиртное до, после и во время еды, равно как и в интервалах между едой, — это святое. Известно, однако, что он отличался исключительной остротой ума и дожил до 90 лет. Это свидетельствует в пользу новейших данных о том, что умственная деятельность сказывается на состоянии всего организма.  

Конечно, мало кто из руководителей станет по примеру Черчилля пренебрегать своим здоровьем. Люди все больше озабочены тем, чтобы жить не только долго, но и в полном здравии. Американская ассоциация изучения сердечно-сосудистых заболеваний рекомендует пять раз в неделю отводить полчаса на несложную зарядку. Крупные компании предлагают сотрудникам в качестве дополнительного бонуса членство в фитнес-клубах и даже устраивают спортзалы в своих офисах. Теперь, отправляясь в поездку, вы можете быть почти уверены, что в отеле будет фитнес-центр. Иногда даже приходится стоять в очереди, чтобы позаниматься на тренажерах.  

Однако до недавнего времени не было, кажется, специальных книг, в которых рассказывалось бы, как поддерживать остроту ума.  

Не было комплексов упражнений для мозга — интеллектуальных «отжиманий», благодаря которым наша память и аналитические способности не ослабевали бы с возрастом. И в худшем случае нам грозит болезнь Альцгеймера, лечить которую пока не умеют.  

Американское общество начало осознавать всю необходимость неврологических исследований, когда Белый дом объявил 1990-е годы в США «десятилетием мозга» и совместными усилиями Государственного института здоровья, Государственного института психического здоровья и Библиотеки Конгресса была развернута научная работа и подготовка специалистов в этой области. В результате ученые пересмотрели некоторые устоявшиеся представления о работе мозга.  

Например, раньше считалось, что с возрастом объем мозга уменьшается. Но оказывается, по мере старения человека нейроны — нервные клетки, через которые передается информация, поддерживающая деятельность мозга, — не отмирают и отделы мозга, отвечающие, скажем, за моторику и память, могут с годами вырабатывать даже больше нейронов. То, что в мозге взрослых людей продолжается нейрогенез — образование нервных тканей, официальной науке прежде представлялось немыслимым.  

Какое отношение все это имеет к каждому из нас? Большое влияние на процесс нейрогенеза оказывает образ жизни. Всем образом жизни вы можете улучшить структуру своего мозга, укрепить нервную систему и развить свои познавательные способности. Здоровье мозга — не просто результат благополучного или, наоборот, тяжелого детства и наследственности; оно зависит от опыта взрослой жизни. Это потрясающее открытие! Фрейд и его последователи как в области неврологии, так и психиатрии долгие годы полагали, что мозг человека формируется в детстве — в крайнем случае, этот процесс завершается в начале подросткового периода. Действительно, это самое благоприятное время для образования нейронов, но сейчас уже точно известно, что можно поддерживать и с возрастом даже развивать свои умственные способности.  

Например, исследования показали, что мастерство, приобретенное в столь разных областях, как игра на виолончели, жонглирование, умение говорить на иностранном языке и вождение машины, способствует расширению нейронных систем и более интенсивному обмену информацией между нейронами в тех отделах головного мозга, которые отвечают за двигательные функции и способность ориентироваться в пространстве. Иначе говоря, приобретая новые навыки, можно физически изменять свой мозг и даже сознательными волевыми усилиями корректировать его работу.  

Не так давно ученые проводили такие эксперименты по принципу биологической обратной связи: пациенты, страдающие хроническими болями, видели изображение своего мозга, получаемое в режиме реального времени на магнитно-резонансном сканере, и пытались воздействовать на активность ростральной передней цингулярной коры головного мозга — одной из основных зон мозга, участвующих в регуляции болевых ощущений. После трех 13-минутных сеансов треть пациентов научилась уменьшать интенсивность боли. Так что в принципе ее можно облегчать и без лекарств.  

Эти последние достижения неврологии позволяют предположить, что и в 60 лет человеческий мозг вполне может работать не хуже, чем в 25. Наверняка Сократа, Коперника и Галилея и других великих мыслителей это утверждение не удивило бы: они в свои 60 и 70 находились в отличной интеллектуальной форме. Не удивило бы оно Алана Гринспэна, Уоррена Баффета и Самнера Редстоуна. Люди такого масштаба интуитивно понимают, что живость и восприимчивость ума — результат того, что мы называем интеллектуальным тонусом, то есть способности осмысливать, запоминать, осваивать новое, планировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая постоянно поддерживается внутренними установками, образом жизни и упражнениями. Чем выше ваш интеллектуальный тонус, чем упорнее вы тренируете свой мозг, тем проще вам принимать решения, распутывать сложные проблемы, сопротивляться стрессу и адаптироваться к переменам. Человек с высоким интеллектуальным тонусом открыт для нового и не связывает себя по рукам и ногам стереотипами.  

Но самое, пожалуй, важное вот что: он может на годы «отложить» старение.  

Итак, как держать в боевой готовности свой интеллект? Изучив огромное количество данных исследований в области неврологии, психологии и других отраслей знания, связанных с психическим здоровьем, мы пришли к выводу, что поддерживать мозг во «включенном», творческом состоянии можно четырьмя способами. Конечно, наши советы не исчерпывают всех возможностей профилактики интеллектуального старения. В чем-то они перекрывают, а в чем-то дополняют друг друга.  

Набирайтесь опыта  

Психологи уже давно поняли, что интеллект зависит от образа жизни и опыта. Еще в середине ХХ века они заметили, что чем больше впечатлений получают маленькие дети, тем легче им взаимодействовать с окружающими. О том, что образ жизни оказывает физиологическое воздействие на мозг, мы тоже узнали не вчера. В конце XVIII века итальянец Винценто Малакарне поставил свои эксперименты на собаках и птицах. Новорожденных щенков одного помета и только что вылупившихся птенцов из одного гнезда он разделил на пары.  

За одним животным из каждой пары он тщательно ухаживал и рано начинал его обучать, а второму обеспечивал только хороший уход. Произведя впоследствии аутопсию (посмертное вскрытие), ученый увидел, что мозг обученных животных анатомически был сложнее, с большим количеством складок и извилин. Это было первое исследование, показавшее, что образ жизни и образование отражаются на структуре мозга. Возвращаясь к уже сказанному, добавим, что двигательная зона коры головного мозга, которая, в частности, управляет рукой, играющей на виолончели, тем лучше развита, чем раньше человек начинает учиться играть.  

Но если о влиянии приобретенного человеком опыта на структуру мозга нейробиологи знают уже давно, то о том, как происходит обработка впечатлений, кодируется новая информация и развиваются способности, они узнали недавно. Открытие особых групп нейронов, которые отвечают за восприятие предметов, людей и их действий, позволяет по-новому объяснить весь механизм. Эти так называемые зеркальные нейроны активизируются, не только когда мы сами выполняем то или иное действие, но и когда видим, как его совершают другие. Наша моторная система мгновенно ухватывает суть этого действия: ее нейроны создают как бы его картинку и мы словно бы выполняем его сами. Это огромный шаг вперед в понимании того, как мы постигаем и изучаем мир.  

Раньше считалось, что человек осваивает новые навыки на практике, с помощью прямого опыта, но оказалось, что благодаря зеркальным нейронам приобретать новые навыки можно через наблюдение и опосредованный опыт. Только задумайтесь об этом: когда мастер игры в гольф показывает вам правильную стойку и замах, ваши зеркальные нейроны активизируются, у вас в мозгу запечатлевается «картинка» правильных действий и вы учитесь. Подобным образом можно освоить не только физические навыки. Зеркальные нейроны помогают понимать людей: они воспринимают выражение лица, жесты и другие сигналы и сопоставляют их с усвоенными ранее образцами. Так развивается способность «читать» действия и выражения лиц других людей.  

Все это означает, что воображаемая имитация — скажем, когда мы в уме воспроизводим замах игрока в гольф, — позволяет нам учиться и приобретать новые способности. Это подтверждают, например, спортсмены: свои выдающиеся достижения они объясняют тем, что могут «увидеть», как полетит мяч, еще до того, как ударят по нему или отразят удар. Кстати, способность мозга к подобного рода обучению служит «биологическим» доводом в пользу того, что подражание и изучение чужих примеров (метод бизнес-кейсов) может пригодиться и для развития способностей к руководству. Эти методики эффективны с точки зрения обучения и очень перспективны. Скажем, наблюдая за другими, вы мысленно повторяете то, что они делают, и таким образом перенимаете тот опыт, который они накопили за долгое время. При имитации нервная система приходит в состояние такой же готовности, как и при реальном действии.  

Конечно, прямой опыт остается главным условием развития человеческого мозга, но теперь мы лучше понимаем, как создавать условия для такого опыта. Один из самых надежных и доступных способов усиления интеллекта руководителя — «хождение в народ». В бизнесе он известен как «кочевой менеджмент»: вы выходите из кабинета и общаетесь с сотрудниками на местах. Это не просто полезно для бизнеса; это и хороший способ тренировки ума.  

У него много общего с ритуальным кочевьем австралийских аборигенов: во время инициации, посвящения мальчиков в мужчины, подростки должны совершить долгое и опасное путешествие — иногда оно продолжается несколько месяцев — ради обретения зрелости, психологического и духовного самоопределения. Время для него выбрано очень правильно: в подростковом возрасте мозг человека формирует и объединяет в префронтальной коре нейронные системы, которые отвечают за самоидентичность, нравственные и социально приемлемые нормы. Кульминация этого процесса приходится на конец подросткового возраста — тогда нервные клетки мозга полностью покрываются миелином (мякотной оболочкой нервного волокна — своего рода изоляционным материалом) и объединяются в системы, которые помогают зрелому мозгу функционировать четко и организованно. Австралийское «кочевье», конечно же, не единственный ритуал обряда инициации — сходные ритуалы есть во многих культурах, и выполняются они на том же этапе жизни. Значит, самые разные народы признавали, что подросткам необходим экстремальный опыт, чтобы на определенной стадии физического развития, отталкиваясь от прежнего жизненного опыта, найти собственную жизнеспособную, «взрослую» роль.  

Подобное «путешествие» может оказать большое влияние и на карьеру руководителя, особенно если правильно выбрать время. Когда Энн Малкени, генеральный директор Xerox, пришла к Уоррену Баффету за советом — как помочь компании выйти из финансового кризиса (а дело полным ходом шло к банкротству), он убедил ее «идти в народ». Нужно узнать мнение служащих и покупателей Xerox и поменьше слушать финансовых аналитиков и акционеров, сказал Баффет. С точки зрения нейробиолога, это был превосходный совет: в самом начале своего пребывания на посту главы компании лучше узнать людей, которыми предстоит руководить. На тот момент у Малкени еще не полностью сформировались нейронные структуры, ответственные за принятие такого рода стратегических решений. Если бы Малкени заперлась у себя в кабинете, эти структуры сейчас были бы другими.  

Страницы:   1 | 2 | 3  Следующая